Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности политической культуры в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современной состояние и развитие отечественной политической культуры невозможно понять без обращения к ее истокам, особенностям исторического пути России. Российская политическая культура сформировалась под противоречивым влиянием географического положения страны. Расположенная между Западом и Востоком, Россия попеременно усваивала сильные влияния этих двух полюсов культуры. Существование относительно свободного человека в период ранней Киевской Руси, сменилось заметным усилением зависимости населения от власти, что было результатом влияния Византии. Затем на характер власти и отношения господства и подчинения оказала огромное воздействие такая историческая особенность России как существовавшее в течении более 200 - х лет монголо-татарское иго. Традиции вассально-дружинных отношений (вассал – от лат. слуга – феодал, зависимый от более крупного феодала, который, в свою очередь заботится о своем дружиннике и учитывает его интересы) сменяются отношениями подданичества. Необходимость свержения монгольского ига выдвинуло политический фактор в качестве важнейшего в деле объединения русских земель в единое централизованное государство. Такой опережающий по отношению к социально-экономическому развитию характер процесса объединения обусловил и особенности сформировавшегося к 16 веку государства: - сильную монархическую власть; - сильную зависимость от власти господствующего класса; - высокую степень эксплуатации непосредственных производителей (складывание системы крепостного права). Окончательно поведенческие ценности подданической культуры сформировались при завершении процесса образования российского государства при Иване Грозном. Наряду с влиянием Востока заметно активизировались отношения с западными странами, что способствовало проникновению либерализма с его ценностями свободы индивидуализма и прав человека. Особенно этот процесс шел при Петре I. Однако социальная база активистской политической культуры оставалась узкой: носителями западных идей выступал столичное дворянство и немногочисленная интеллигенция. Таким образом, промежуточное положение России между Востоком и Западом определили дуалистичность ее политической культуры, противоречивое взаимодействие вплоть до противоборства двух субкультур: подданической и формирующейся активистской при безусловном доминировании подданического типа культуры. Данный тип политической культуры ориентировался на ценности корпоративизма (коллективизма, соборности), справедливости, равенства, отличался приверженностью патриархальным традициям (привычке повиноваться власти, ожиданиям получения от нее различных благ). Доминирование подданических политических ориентаций было обусловлено тем, что отразить многочисленные нашествия врагов и освоить огромные пространства России можно было лишь с помощью сильной государственной власти и бюрократического аппарата. Естественно-исторические механизмы социальной эволюции (экономические интересы, рынок, собственность, наличие самостоятельного производителя), порождавшие зрелое гражданское общество и активистские политические ориентации на Западе, в России не получили широкого распространения. Раскол и неоднородность российской политической культуры обусловила конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существовавшие у господствующего класса и низов постоянно сталкивались и проявлялись в жестокой политической борьбе между социальными группами русского общества. Проникновение западных идей в Россию привело к духовному, а потом и политическому расколу внутри дворянства. Восстание на Сенатской площади в декабре 1825 года сделало этот раскол очевидным. В результате в XIX века в России существовало как минимум четыре субкультуры: либеральная, охранительно-консервативная, радикальная революционно-демократическая и патриархально-подданическая культура широких народных масс. Существует точка зрения, согласно которой конфликт между этими субкультурами во многом предопределил революцию 1917 года. Политическую культуру советского периода можно охарактеризовать как искусственно гомогенную. При этом она наследовала многие черты подданической культуры: общинный характер трансформировался в советский коллективизм; ориентация на господствующий характер власти — в этатизм и патернализм; патриархальность — в персонифицированное восприятие политики; вера в истинность общественных ценностей — в нетерпимость к инакомыслию; религиозность — в наделении харизматическими чертами вождей; мифологизированность сознания — в веру в построение «светлого будущего»; вера в мессианское призвание России — в ориентацию на лидерство в мировой революции и строительстве коммунизма - самого справедливого общества на земле. Индустриализация, глубокие изменения в социальной структуре, рост образования и общей культуры населения предопределили сдвиги в ценностных ориентациях советского общества. Начиная с середины 60-х годов формируется и развивается диссидентская субкультура, в рамках которой проповедовались такие ценности, как автономия личности, свобода выбора, права человека и т. п. К группам, культивировавшим в СССР либеральные ценности можно также отнести демократическую творческую интеллигенцию, интеллектуалов, внешнеторговцев. В 70-е годы, вопреки официальным идеологическим нормам, все большее распространение в советском обществе получают ориентации на ценности личной жизни: семью, работу, разнообразный досуг, материальное благополучие. Пропаганда высокого служения обществу все чаще вступала в противоречие с реальными фактами двойной морали, лжи и лицемерия, а то и преступлений внутри партийно-государственной элиты. Растущие потребности людей в качественных товарах годами не удовлетворялись в условиях кризисного состояния сельского хозяйства и промышленности, выпускающей товары народного потребления, что размывало доверие к социально-экономической системе и ее принципам. В то же самое время политика большей открытости и развития контактов с западными странами способствовала проникновению новых стандартов жизни и потребления в общество. Поскольку политическая система плохо реагировала на растущие запросы и ожидания, усиливалась апатия и отчуждение масс от политики, и тем самым подрывалась легитимность власти. Крушение советской власти, распад СССР демократические преобразования в России не могли не оказать влияния на политическую культуру. Главной чертой ее нынешнего состояния является фрагментарность. Политическая культура отличается противоречивым взаимодействием прежних и новых зарождающихся либеральных ценностных ориентаций с устойчивым преобладанием стандартов поведения подданнической культуры. Например, подавляющее большинство россиян считает главным приоритетом соблюдение прав человека и соблюдение законов властью и гражданами и вместе с тем уповают на твердую руку, сильную и строгую власть. Большинство граждан связывают решение проблем страны с появлением харазматического лидера, способного вывести страну из кризиса. Стиль поведения многих граждан отличается склонностью к несанкционированным формам протеста, силовым формам разрешения конфликтных ситуаций. Скрытая и явная борьба разнонаправленных тенденций (демократия- авторитаризм, централизация – регионализм), столкновение различных субкультур (коммунистической, радикал-либеральной, национал-патриотической), представители которых придерживаются разных идеалов и ценностей и пользуются столь разным политическим языком, что не понимают друг друга, затрудняет поиск компромисса и не дает возможности выработать единую интегративную идеологию, обеспечить внутреннюю целостность государство и общества. Преобладание таких форм и ценностей препятствует утверждению в российском обществе демократических форм власти, способствует активизации радикальных движений крайне правого и крайне левого толка. Становление гражданской политической культуры отличается инерционностью, имеет свою логику и темп развития и отстает от экономических и политических изменений. Поэтому политика властей должна быть направлена на твердое, последовательное и взвешенное формирование правовых, цивилизованных отношений между гражданами и государством, создание механизмов, с помощью которых люди могли бы влиять на политику властей и сделать их подконтрольными народу, преодолеть безответственность политических лидеров, а государству быть защитником общих интересов. Политическая социализация Политическая культура не передается путем прямого обучения. В каждой стране существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к политической культуре. Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой коммуникации, государственные, партийные, религиозные и общественные организации. Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализац и ей. Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США в конце 50-х годов. Ее появление связано с кризисом воспроизводства в среде молодежи традиционных буржуазных ценностей: личного успеха, благосостояния, стремления к богатству. Насыщение материальных потребностей большинства промышленно развитых стран выдвинуло на первый план постматериальные ценности: самореализации личности, благоприятную среду обитания, гармонию человека и природы, солидарность. На основе этих ценностей появились общественные движения (например, хиппи), которые критиковали капитализм за его неспособность создать условия для свободной самореализации, за отсутствие равенства и наличие различных форм дискриминации человека. Хотя хиппи и не предложили альтернативных целей и ценностей господствующей либерально-буржуазной политической культуре, тем не менее появление таких движений, основу которых составили выходцы их привилегированных слоев населения, могло привести к нестабильности политической системы США. Поэтому правящие круги, используя все возможные средства от насилия до некоторых социальных реформ, сумели снять напряжение и ассимилировать эту разновидность богемной контркультуры в господствующую культуру и включить ее носителей в существующую систему отношений. Политическая социализация начинается с раннего детства. В зависимости от возраста и политического опыта выделяют этапы первичной и вторичной политической социализации. Первичная социализация (с трех-пяти до тринадцати лет) по мнению Д. Истона и Дж. Денниса является определяющей в создании положительной установки в отношении политической системы. Изучая реакции американских детей на видимые атрибуты политической системы США президенту, полицейскому, государственному флагу, гимну эти авторы выявили четыре фазы социализации. Первый - политизация. В его рамках под влиянием родителей у ребенка формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей. Второй период — персонализация. Власть предстает как власть президента, полицейского. Третий период — идеализация. Теперь важнейшим политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества. Четвертый период — институализация. На этом этапе ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент и т.д.) Вторичная социализация наступает тогда, когда человек усвоил формы и способы переработки политической информации, осуществления ролей в сфере власти и способен к самостоятельному пересмотру идеологических позиций, культурных норм и традиций. В западной политологии на основе различия в механизме передачи норм и традиций в тех или иных политических системах выделяют несколько типы политической социализации: - гармонический тип, отражающий психологически нормальные отношения человека институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданскому обществу; - гегемонистский тип формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей»; - плюралистический, который свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия, переходить к новым ориентациям; - конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками. Данные типы политической социализации выражают зависимость свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры (т.е. типы вертикальной социализации). В СССР была создана стройная система политической социализации, позволяющая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности, начиная с семьи и кончая взрослой жизнью. В современной России в результате смены политического режима прежняя система ценностей была дисредитирована, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании и поведении. Общество находиться в поиске идей и целей политического воспитания, которые бы стали объектом консенсуса различных социальных групп. Другой серьезной проблемой является отсутствие четкой системы политического воспитания и образования. Прежние агенты социализации семья, детские, юношеские и молодежные организации переживают экономические и идеологические трудности. Партии больше заняты обслуживанием групповых интересов руководства, нежели серьезной политико-воспитательной работой среди масс. В современных условиях только государство может организовать работу по организации новой системы политической социализации населения России. Огромная роль в этом принадлежит школьному и вузовскому преподаванию общественных дисциплин – обществознанию, истории и основам права, социологии и политологии. Наибольшие возможности формирования политических предпочтений индивидов в современном мире концентрируются в руках средств массовой информации.
Контрольные вопросы и задания 1. От каких факторов зависит уровень политической культуры 3. В чем смысл утверждения Перикла (430 г. до н.э.): «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все»? 5. Политическая культура вбирает в себя политические символы. Подберите присущие политической культуре России политические символы: а) символы – образы; б) символы власти; в) архитектурные символы; музыкальные символы; людей – символов. 6. Как вы думаете, почему политическая история России изобилует гражданскими войнами, революциями, восстаниями, бунтами? 8. Должна ли власть навязывать «свои» ценности через систему дошкольного, школьного, вузовского воспитания, или выбор ценностей и идеалов должен быть свободным от какого либо влияния? 9. Проведите опрос в группе и выявите: на какие политические ценности ориентируются ваши товарищи по студенческой группе? 2. В чем состоит роль политической социализации для конкретной личности и для общества в целом? 7. Каковы особенности политической социализации в современной России?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.009 с.) |