Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура политической властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В структуру политической власти входят субъект и объект власти, основания и ресурсы власти. В зависимости от степени вовлеченности в политическую деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъектом может быть социальная общность (народ, нация, класс, слой); политический институт (государство, партия); правящая элита, индивид (лидер). Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа,общество в целом. Грань между объектом и субъектом в демократическом обществе должна быть условной, ибо в нем народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В конституциях многих стран, том числе и Конституции Российской федерации, записано, что власть принадлежит народу. Конституция Российской федерации провозглашает: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Поскольку возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами (о которых пойдет речь в теме 8), власть народа в современных условиях - это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует по доброй воле свои властные права соответствующим органам власти, депутатам, элитам и лидерам и становится объектом, берущим на себя обязательство выполнять законы и распоряжения политической власти. Это в идеале. В реальности же по мнению леволиберальных политологов (Л.С. Санистебан) во властных отношениях можно выделить две неравные группы. Большинство - массы, которые не имеют реальной власти и вынуждены подчиняться. Меньшинство - правящая элита, которая осуществляет властные функции и представляет собой активное меньшинство, монополизирующее власть. Ей противостоит контр-элита - меньшинство, которое не находится у власти, но стремится к ее обладанию. Таким образом, имеется два меньшинства, которые ведут между собой жестокую борьбу за власть, за то, чтобы представить себя в глазах большинства эффективным агентом его интересов. Завоевание власти и ее воспроизводство является важнейшей целью и ценностью, поскольку принадлежность к ней дает возможность регулировать ресурсы и принимать решения в интересах той или иной социальной группы. Кроме того, принадлежность к власти предполагает престиж, льготы и привилегии, дает возможность использования власти для обогащения и удовлетворения личных амбиций. Принадлежность к власти, особенно бесконтрольной, развращает. Но намерения избавиться от привилегий - утопичны. Не может быть власти без привилегий, ибо власть как социальная функция всегда монопольна. Поэтому необходимо, чтобы уменьшить злоупотребления, ужесточать уголовное и выборное законодательство (в том числе ввести законодательное ограничение привилегий) и главное создавать вокруг всех нарушителей этических норм властвования негативное общественное мнение. Основания власти Проблема оснований власти тесно связана с природой подчинения или, другими словами мотивацией подчинения. Она может основываться на страхе перед насилием. Формула повиновения, основанная на страхе: «Я подчиняюсь, потому, что боюсь за свою жизнь и благополучие своих родных и близких». Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания. Страх - весьма сильный мотив повиновения, благодаря которому можно добиться выполнения поставленных властью задач и стабилизировать ситуацию. Однако, как показывает исторический опыт, страх как мотив повиновения проявляет свою неэффективность при организации сложного, творческого труда. При помощи страха наказания невозможно проявлять творческую инициативу и почин, добиться новых открытий ученых и инженеров, творений поэтов и писателей. Только свободный, осознающий свое собственное достоинство и значимость человек, способен к подобной творческой деятельности. Кроме того, такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Сравнительно безболезненно воспринимается власть, базирующаяся на привычке к господствующей власти по принципу «надо как-то жить». Человек привыкает, приспосабливается к власти, желая выжить и прокормить семью, ценит свое современное состояние и не желает его менять. Привычка — надежный фактор стабильности пока она не приходит в противоречии с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Глубокая заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним насилие. Еще более сильный эффект дает подчинение по убеждению, когда человек выполняет распоряжения в силу твердой уверенности в правильности этих распоряжений и готовности действовать в соответствии с ними. Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обусловливают добровольное повиновение без угрозы санкций. Ресурсы политической власти Способность одного субъекта влиять на другого связана с наличием у субъекта власти определенных ресурсов. Ресурсы - это совокупность средств и методов, с помощью которых реализуется властная воля в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Широко распространена типология ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные. Экономические ресурсы заключаются во владении материальными ценностями, необходимые для общественного производства и потребления (средства производства, продукты питания, полезные ископаемые, финансы и др.). Наличие материальных (денежных) ресурсов всегда было важным фактором власти, поскольку они необходимы, чтобы: 1) завоевать власть, ибо современная избирательная кампания требует огромных финансовых затрат; 2) выполнение предвыборных обещаний, реализация экономических и социальных и иных программ, проведение необходимых преобразований и реформ также предполагает сосредоточение значительных денежных средств в руках государства; 3) кроме того, поддержание аппарата государственного управления и силовых ведомств и других категорий граждан, живущих за счет государственного бюджета, также нуждается в постоянной финансовой подпитке. Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. К социальным ресурсам относят также и такие показатели, как образование, должность, престиж, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д. Политико-силовые ресурсы выражаются в использование аппарата физического принуждения для повиновения и обеспечения политической стабильности (армия, полиция, суд и т.д.). Этот тип ресурсов наиболее эффективен, так как его применение может лишить человека высших ценностей – здоровья, жизни и свободы, а также собственности. К данному типу ресурсов относятся также международные ресурсы, выражающиеся в международной поддержке лидера; это также степень и характер причастности политика к принятию политических решений. Культурно – информационные ресурсы заключаются в контроле над учеными, писателями, журналистами и организациями, которые способны генерировать знания и привлекательные идеи, а также средствами их распространения — печатью, радио телевидением, интернетом. По мнению американского социолога О. Тоффлера в постиндустриальных странах происходит утрата определяющего влияния таких традиционных ресурсов власти как сила и богатство, хотя и не исчезает полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, это не распространяется на все страны мира, но тенденция превращения культурно-информационных ресурсов в решающий источник власти проявляется весьма отчетливо. Субъекты власти используют различные ресурсы в комплексе, особенно государство, в большей или меньшей степени обладающее всеми ресурсами. Специфическим ресурсом власти являются люди - демографические ресурсы. Люди, обладающие знаниями, навыками и умениями, создают все материальные и духовные богатства и ресурсы на свете и представляют собой универсальный многофункциональный ресурс, который производит все другие ресурсы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.007 с.) |