Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект политики обуславливают объективную основу - она заложена в отношениях классов и других социальных групп по поводу государственной власти.

Поиск

Области политики. В структуре политики выделяют две области – внутреннюю и внешнюю (международную).

Политика внутренняя – область деятельности государства по управлению делами общества. Она многогранна и включает в себя политику экономическую, социальную, национальную, (в обществах, отличающихся сложностью национального состава) культурную, демографическую другие. В осуществлении своих целей государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию; налоговые рычаги и льготы; регулирование занятости путем создания новых рабочих мест; направленная организация социального воспитания, общего и профессионального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта и т.д. Фундаментом внутренней политики является соотношение социально – экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение (борьба) господствующих классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств их достижения. В основе внутренней политики лежат те или иные принципы (социальной справедливости, этатизма, эгалитаризма, фундаментализма).

Внешняя политика – это область, направление деятельности государства на международной арене, в основе которого лежит стремление обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических и других средств. Главное назначение внешней политики – создание благоприятных международных условий для развития государства.

Общее между двумя областями политики в том, что они обе направлены на сохранение и укрепление существующих общественных отношений. Они взаимно влияют друг на друга. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, – методы и социальную направленность внешней политики. Причем, существует закономерность определяющего воздействия внутренней политики на внешнюю при относительной самостоятельности последней. Относительная самостоятельность внешней политики проявляется, прежде всего, в дипломатической деятельности, в способности используя противоречия на международной арене находить союзников, заключать выгодные международные военные, экономические, культурные и иные соглашения.

В тоже время любая из областей имеет свою специфику. Методы и средства решения внутриполитических задач определяются тем, что государство – даже при ярко выраженной оппозиции – обладает монополией на политическую власть в данном обществе. На международной арене единого центра власти нет, там действуют суверенные государства и отношения между ними устанавливаются в результате борьбы и переговоров, соглашений и компромиссов.

Диалектика экономики и политики

Политика органично связана с другими сферами общественной жизни:

с экономикой, правом, моралью. Эта связь двойная: с одной стороны, политика оказывает

воздействие на эти сферы, а с другой — эти сферы оказывают обратное влияние на

политику. В силу того, что никакое общество не может прожить без производства

необходимых товаров и услуг наиболее важные последствия для людей имеет взаимосвязь

экономики и политики. Экономика - важнейшая область общественных отношений

классов по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов

человеческой деятельности, эффективного использования имеющихся ресурсов.

Основой, ядром производственных отношений являются отношения между классами по поводу собственности на средства производства. Что первично: экономическое господство или политическая власть? Исторически сложилась закономерность взаимоотношения между экономическим господством и политической властью заключающаяся в том, что власть и собственность рано или поздно находят друг друга. Политика и экономика в принципе на равных определяют пути развития общества, выдвигаясь в качестве определяющих факторов в те или иные исторические ситуации.

Роль экономики в политике.

Роль экономики в политике характеризуют несколько важнейших моментов.

1) Экономика составляет материальную основу политики. Экономические ресурсы в современных демократических странах являются весьма важными для завоевания власти и реализации экономических программ, выдвинутых в ходе предвыборной борьбы. Кроме того, поддержание аппарата государственного управления и силовых ведомств, других категорий граждан, живущих за счет государственного бюджета, также нуждается в постоянной финансовой подпитке.

2) Проблемы и противоречия социально-экономического развития детерминируют политику, политические процессы и мероприятия: реформы, перестройки, модернизации. Низкий экономический уровень, неспособность экономики страны повысить благосостояние и удовлетворить растущие потребности большинства граждан с неизбежностью рождают политические мероприятия, направленные на подъем экономики. В современном постиндустриальном мире экономика продолжает оставаться главной сферой, на которую приходится наибольшая активность правительств отдельных стран и мирового сообщества в целом.

3) Уровень экономики влияет на социально-классовую структуру общества и интересы классов, создает предпосылки реализации прав и свобод личности.

4) Содержание политики, тех или иных политических решений и действий, в конечном счете, определяются экономическими интересами тех или иных классов, их возможностями для удовлетворения интересов и потребностей. Экономические интересы выступают, в конечном счете, как важнейшая причина политических действий.

5) Экономика, ее эффективность в деле удовлетворения массовых потребностей выступает в качестве важного критерия правильности экономической политики. Способность власти обеспечивать экономическую стабильность, рост благосостояния и социальную защищенность большинства граждан является одним из важнейших факторов ее легитимации. Народ, как правило, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономический рост, повышение материального и культурного уровня жизни населения, оптимальную среду самореализации и творчества людей, в том числе в экономической деятельности, материальные предпосылки для полноценной реализации социальных прав и свобод.

В свою очередь, политика оказывает серьезное влияние на экономику. Принципиальная связь экономики и политики в том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В.И. Ленин Полн. Собр.,соч. т. 37, с.278), так как в политике находят концентрированное выражение интересы всех классов и слоев данного общества. Политика призвана регулировать интересы классов, а потому не может не играть активную роль по отношению к экономике.

Определяясь экономикой, политика в то же время обладает значительной относительной самостоятельностью и оказывает существенное обратное воздействие на экономику. Это проявляется в следующих ключевых моментах:

1) По Энгельсу политика проявляет себя как сознательное использование экономических законов. «Мы можем столько, сколько знаем» (Ф.Бэкон). Активность воздействия политики на экономику проявляется в том, что, во-первых, политика учитывает законы экономического развития, чем способствует развитию экономики страны. Во-вторых, политика противоречит законам экономического развития. В конечном счете такая политика терпит крах. И, в-третьих, политика учитывает действие законов экономического развития частично и поэтому в одних направлениях может ставить преграды экономическому развитию, в других – способствовать развитию экономики (Маркс К. Энгельс Ф. Соч.,т. 37, c. 417).

2) Воздействие государства на экономическую систему диктуется необходимостью противодействовать ущербу развитию экономики страны в целом и социальной стабильности в обществе в частности. К этому приводит безудержная погоня за прибылью в условиях свободной рыночной экономики. Известна характеристика капитала К. Марксом, который говорил, что тот при 300% прибыли готов на любое преступление даже под страхом смерти (Маркс К. Энгельс Ф. Соч.,т. 23 с. 770.)

3) Государственное вмешательство в экономику связано также с тем, что существует целый ряд важных для общества сфер и отраслей, которые не вызывают большого коммерческого интереса для капиталистов (социальная инфраструктура, дороги, транспорт, благоустройство, подготовка научных кадров, фундаментальная наука, освоение космоса и т.д.).

4) В условиях перелома, в чрезвычайных обстоятельствах (война, кризис) должен быть безусловный приоритет политического подхода к решению любых вопросов, в том числе экономических. Политический подход представляет собой совокупность решений и действий, направленных на завоевание, сохранение и воспроизводство политической власти тем или иным классом. Особенно велика роль политического подхода в условиях переходного периода от одного общественного строя к другому. Им неоднократно руководствовались российские политики, причем разной политико-идеологической направленности в недавнем прошлом. Так, В.И. Ленин и большевики пошли на проведение нэпа не только и не столько для перелома действовавших в начале 20-х годов экономических тенденций, чтобы накормить, обуть и одеть население России, сколько обеспечить социальную стабильность и союз между рабочим классом и крестьянством и тем самым сохранить и укрепить советскую власть. И в начале 90-х годов антикоммунистическое руководство России в жестких рамках «рекомендаций» Запада опиралось и до сих пор опирается на политический подход в проведении реформ. Так, важнейшей целью приватизации в постсоветской России стало не повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства, а не допущение прихода коммунистов к власти в результате быстрого создания класса капиталистов которые, получив собственность, просто так ее не отдадут и будут надежной опорой новой власти.

5) Политика выступает средством решения экономических проблем. Роль политики состоит в том, чтобы опираясь на интересы масс, концентрировать требования экономической жизни и превращать их в содержание экономической политики. Создавая условия для реализации интересов социальных групп, политика повышает их активность в сфере экономики.

В рамках страны или региона пути решения экономических проблем и развития экономики определяется не автоматически, а проистекают из политики, которая есть та или иная реакция господствующих политических сил на социальные запросы классов и групп. Функция управления не является нейтральной. Пути решения экономических проблем разные классы и группы видят по разному, исходя из своих интересов. Выбор экономического курса – это всегда результат борьбы классов и представляющих их политических сил: партий, лобби, групп интересов, политических элит. При этом политической элитой под влиянием ряда факторов (величина давления оппозиции на власть, уровень привлекательности и распространенности в обществе ее идей, что отражается на соотношение классовых сил, степень политической ответственности и способности власть имущих оценить новые тенденции общественного развития и в своей политике отразить их и встать над узкоклассовыми интересами) могут приниматься решения самые разные – от реакционных, компромиссных - до прогрессивных. В конечном счете, проблемы экономики могут быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными или их решение значительно усложняется, если их оценка и пути решения даются с позиций групп людей, преследующих узкие, олигархические интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии.

Меры в области экономики, предпринимаемые правительством России в последние 20 лет, пока не дали эффективных результатов. И не дадут, пока политика, проводимая российским правительством, будет служить главным образом интересам российской и мировой олигархии и бюрократии. Такая политика непременно будет подпитывать социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.

 

Политика и мораль

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.015 с.)