Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и объект политики обуславливают объективную основу - она заложена в отношениях классов и других социальных групп по поводу государственной власти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Области политики. В структуре политики выделяют две области – внутреннюю и внешнюю (международную). Политика внутренняя – область деятельности государства по управлению делами общества. Она многогранна и включает в себя политику экономическую, социальную, национальную, (в обществах, отличающихся сложностью национального состава) культурную, демографическую другие. В осуществлении своих целей государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию; налоговые рычаги и льготы; регулирование занятости путем создания новых рабочих мест; направленная организация социального воспитания, общего и профессионального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта и т.д. Фундаментом внутренней политики является соотношение социально – экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение (борьба) господствующих классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств их достижения. В основе внутренней политики лежат те или иные принципы (социальной справедливости, этатизма, эгалитаризма, фундаментализма). Внешняя политика – это область, направление деятельности государства на международной арене, в основе которого лежит стремление обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических и других средств. Главное назначение внешней политики – создание благоприятных международных условий для развития государства. Общее между двумя областями политики в том, что они обе направлены на сохранение и укрепление существующих общественных отношений. Они взаимно влияют друг на друга. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, – методы и социальную направленность внешней политики. Причем, существует закономерность определяющего воздействия внутренней политики на внешнюю при относительной самостоятельности последней. Относительная самостоятельность внешней политики проявляется, прежде всего, в дипломатической деятельности, в способности используя противоречия на международной арене находить союзников, заключать выгодные международные военные, экономические, культурные и иные соглашения. В тоже время любая из областей имеет свою специфику. Методы и средства решения внутриполитических задач определяются тем, что государство – даже при ярко выраженной оппозиции – обладает монополией на политическую власть в данном обществе. На международной арене единого центра власти нет, там действуют суверенные государства и отношения между ними устанавливаются в результате борьбы и переговоров, соглашений и компромиссов. Диалектика экономики и политики Политика органично связана с другими сферами общественной жизни: с экономикой, правом, моралью. Эта связь двойная: с одной стороны, политика оказывает воздействие на эти сферы, а с другой — эти сферы оказывают обратное влияние на политику. В силу того, что никакое общество не может прожить без производства необходимых товаров и услуг наиболее важные последствия для людей имеет взаимосвязь экономики и политики. Экономика - важнейшая область общественных отношений классов по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, эффективного использования имеющихся ресурсов. Основой, ядром производственных отношений являются отношения между классами по поводу собственности на средства производства. Что первично: экономическое господство или политическая власть? Исторически сложилась закономерность взаимоотношения между экономическим господством и политической властью заключающаяся в том, что власть и собственность рано или поздно находят друг друга. Политика и экономика в принципе на равных определяют пути развития общества, выдвигаясь в качестве определяющих факторов в те или иные исторические ситуации. Роль экономики в политике. Роль экономики в политике характеризуют несколько важнейших моментов. 1) Экономика составляет материальную основу политики. Экономические ресурсы в современных демократических странах являются весьма важными для завоевания власти и реализации экономических программ, выдвинутых в ходе предвыборной борьбы. Кроме того, поддержание аппарата государственного управления и силовых ведомств, других категорий граждан, живущих за счет государственного бюджета, также нуждается в постоянной финансовой подпитке. 2) Проблемы и противоречия социально-экономического развития детерминируют политику, политические процессы и мероприятия: реформы, перестройки, модернизации. Низкий экономический уровень, неспособность экономики страны повысить благосостояние и удовлетворить растущие потребности большинства граждан с неизбежностью рождают политические мероприятия, направленные на подъем экономики. В современном постиндустриальном мире экономика продолжает оставаться главной сферой, на которую приходится наибольшая активность правительств отдельных стран и мирового сообщества в целом. 3) Уровень экономики влияет на социально-классовую структуру общества и интересы классов, создает предпосылки реализации прав и свобод личности. 4) Содержание политики, тех или иных политических решений и действий, в конечном счете, определяются экономическими интересами тех или иных классов, их возможностями для удовлетворения интересов и потребностей. Экономические интересы выступают, в конечном счете, как важнейшая причина политических действий. 5) Экономика, ее эффективность в деле удовлетворения массовых потребностей выступает в качестве важного критерия правильности экономической политики. Способность власти обеспечивать экономическую стабильность, рост благосостояния и социальную защищенность большинства граждан является одним из важнейших факторов ее легитимации. Народ, как правило, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономический рост, повышение материального и культурного уровня жизни населения, оптимальную среду самореализации и творчества людей, в том числе в экономической деятельности, материальные предпосылки для полноценной реализации социальных прав и свобод. В свою очередь, политика оказывает серьезное влияние на экономику. Принципиальная связь экономики и политики в том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В.И. Ленин Полн. Собр.,соч. т. 37, с.278), так как в политике находят концентрированное выражение интересы всех классов и слоев данного общества. Политика призвана регулировать интересы классов, а потому не может не играть активную роль по отношению к экономике. Определяясь экономикой, политика в то же время обладает значительной относительной самостоятельностью и оказывает существенное обратное воздействие на экономику. Это проявляется в следующих ключевых моментах: 1) По Энгельсу политика проявляет себя как сознательное использование экономических законов. «Мы можем столько, сколько знаем» (Ф.Бэкон). Активность воздействия политики на экономику проявляется в том, что, во-первых, политика учитывает законы экономического развития, чем способствует развитию экономики страны. Во-вторых, политика противоречит законам экономического развития. В конечном счете такая политика терпит крах. И, в-третьих, политика учитывает действие законов экономического развития частично и поэтому в одних направлениях может ставить преграды экономическому развитию, в других – способствовать развитию экономики (Маркс К. Энгельс Ф. Соч.,т. 37, c. 417). 2) Воздействие государства на экономическую систему диктуется необходимостью противодействовать ущербу развитию экономики страны в целом и социальной стабильности в обществе в частности. К этому приводит безудержная погоня за прибылью в условиях свободной рыночной экономики. Известна характеристика капитала К. Марксом, который говорил, что тот при 300% прибыли готов на любое преступление даже под страхом смерти (Маркс К. Энгельс Ф. Соч.,т. 23 с. 770.) 3) Государственное вмешательство в экономику связано также с тем, что существует целый ряд важных для общества сфер и отраслей, которые не вызывают большого коммерческого интереса для капиталистов (социальная инфраструктура, дороги, транспорт, благоустройство, подготовка научных кадров, фундаментальная наука, освоение космоса и т.д.). 4) В условиях перелома, в чрезвычайных обстоятельствах (война, кризис) должен быть безусловный приоритет политического подхода к решению любых вопросов, в том числе экономических. Политический подход представляет собой совокупность решений и действий, направленных на завоевание, сохранение и воспроизводство политической власти тем или иным классом. Особенно велика роль политического подхода в условиях переходного периода от одного общественного строя к другому. Им неоднократно руководствовались российские политики, причем разной политико-идеологической направленности в недавнем прошлом. Так, В.И. Ленин и большевики пошли на проведение нэпа не только и не столько для перелома действовавших в начале 20-х годов экономических тенденций, чтобы накормить, обуть и одеть население России, сколько обеспечить социальную стабильность и союз между рабочим классом и крестьянством и тем самым сохранить и укрепить советскую власть. И в начале 90-х годов антикоммунистическое руководство России в жестких рамках «рекомендаций» Запада опиралось и до сих пор опирается на политический подход в проведении реформ. Так, важнейшей целью приватизации в постсоветской России стало не повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства, а не допущение прихода коммунистов к власти в результате быстрого создания класса капиталистов которые, получив собственность, просто так ее не отдадут и будут надежной опорой новой власти. 5) Политика выступает средством решения экономических проблем. Роль политики состоит в том, чтобы опираясь на интересы масс, концентрировать требования экономической жизни и превращать их в содержание экономической политики. Создавая условия для реализации интересов социальных групп, политика повышает их активность в сфере экономики. В рамках страны или региона пути решения экономических проблем и развития экономики определяется не автоматически, а проистекают из политики, которая есть та или иная реакция господствующих политических сил на социальные запросы классов и групп. Функция управления не является нейтральной. Пути решения экономических проблем разные классы и группы видят по разному, исходя из своих интересов. Выбор экономического курса – это всегда результат борьбы классов и представляющих их политических сил: партий, лобби, групп интересов, политических элит. При этом политической элитой под влиянием ряда факторов (величина давления оппозиции на власть, уровень привлекательности и распространенности в обществе ее идей, что отражается на соотношение классовых сил, степень политической ответственности и способности власть имущих оценить новые тенденции общественного развития и в своей политике отразить их и встать над узкоклассовыми интересами) могут приниматься решения самые разные – от реакционных, компромиссных - до прогрессивных. В конечном счете, проблемы экономики могут быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными или их решение значительно усложняется, если их оценка и пути решения даются с позиций групп людей, преследующих узкие, олигархические интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии. Меры в области экономики, предпринимаемые правительством России в последние 20 лет, пока не дали эффективных результатов. И не дадут, пока политика, проводимая российским правительством, будет служить главным образом интересам российской и мировой олигархии и бюрократии. Такая политика непременно будет подпитывать социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.
Политика и мораль
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.015 с.) |