Понятие политической культуры и ее элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие политической культуры и ее элементы



 

Для выполнения разнообразных политических ролей, эффективного участия в политике с целью защиты и реализации своих интересов требуется политическая культура. Политическая культура раскрывает качественные характеристики политической системы и одновременно степень овладения личностью и группой миром политического. Отражая политическую и юридическую осведомленность граждан политических деятелей и их политическое поведение, политическая культура оказывает большое влияние на деятельность политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

Внимание ученых и политиков к феномену политической культуры было вызвано противоречивой практикой строительства молодых государств Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости. В этих странах по инициативе европейцев по образу и подобию западных стран были созданы аналогичные социально-политические системы, но они не работали. Внешне эти страны выглядели как парламентские режимы, но суть их управления была диктаторской. Занимавшиеся этой проблемой западные ученые сделали вывод о том, что политическая система общества должна предполагать соответствующую ей политическую культуру большинства населения.

В трактовке политической культуры существуют два подхода. Один ограничивает ее сферой политического, другой наряду с элементами политического сознания включает в нее и образцы политического поведения. Этот подход является наиболее распространенным среди российских политологов. Если политическая культура на уровне личном и групповом выступает как единство культуры политического сознания и поведения индивидов и групп, то на уровне общественном он должна быть дополнена еще одним компонентом – культурой функционирования политической системы и ее подсистем. Политическая культура – система исторически сложившихся, относительно устойчивых знаний и убеждений, ценностей и ориентаций, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политической системы и ее институтов.

Структуру политической культуры составляют три взаимосвязанных компонента: политический опыт, политическое сознание и политическое поведение.

Политический опыт человечества, социальных общностей, классов и групп является основой формирования политической культуры. Важнейшее место среди разных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей и являются одной их наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы их поведения. Сохранение и развитие политических традиций — одно из условий политической стабильности в обществе. Законы и нормы, принятые в соответствии с политическими традициями, воспринимаются как необходимое явление политической жизни, а не как принуждение. Ярким примером использования политических традиций в стабильном функционировании политической системы является Великобритания. В большей или меньшей степени политический опыт опыт усваивается людьми в процессе их политической социализации.

Политическое сознание, отражая и формируя стоящий перед субъектами сложный мир политики, по своему содержанию представляет собой осознание политических интересов социальных групп, классов, этносов, а также политических отношений в данном обществе. Кроме того, политическое сознание всегда есть еще и отношение (позитивное или негативное) к отражаемой реальности, ее одобрение или отрицание. Оно формируется на основе политического опыта и политической деятельности и представляет собой систему политических знаний, политических ценностей, ориентаций и установок в мире политики.

Политические знания — это знания человека о политике, политической системе, о различных идеологиях, а также институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участи граждан в политическом процессе. Политические знания могут вбирать в себя, как научные, так и житейские представления. Последние могут искажать политические явления. Скажем, свобода может пониматься как вседозволенность, а консенсус — как соглашательство. Научные знания, приобретенные человеком, являются результатом овладения основами политической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность и противостоять попыткам манипулировать политическим сознанием с целью побуждения гражданина действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.

Политические ценностные ориентации – это представления человека об идеалах и ценностях разумного и желаемого политического устройства. Политическими ценностями являются свобода и равенство, социальная справедливость, законность и порядок, патриотизм и др. Усвоенные человеком они лежат в основе его отношения к политической системе, ее институтам, законам и носителям власти. Например, государство может восприниматься как отчужденный от народа аппарат насилия или как «моя власть» - регулирующий, организующий и помогающий жить институт. Человек может уважительно относиться к законам или демонстрировать правовой нигилизм. К тем или иным политическим деятелям одни граждане испытывают уважение и видят в них образец политического поведения и наоборот. Сюда же входит отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса.

Поскольку политическая культура участвует в регулировании политических отношений, необходимым элементом ее являются нормы,ставшие правилами поведения в политической системе. Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политические символы — это условный образ политических ценностей, идеалов, средство их пропаганды. К традиционным политическим символам относят флаг, гимн, герб, памятные даты, политические ритуалы и др. каких либо субъектов политики, которые для них представляют огромную значимость и способны выступать объединяющей силой.

Ценностные ориентации формируются под влиянием знаний о политике, политического опыта, личностного эмоционального отношения к политическим явлениям. Многие россияне имеют различные политические ориентации – от либерально-демократических – до коммунистических и фашистских. Это многообразие служит серьезным препятствием достижения согласия в обществе.

Благодаря своей оценочной стороне политической сознание органически сливается, срастается с деятельностью, поведением социальных субъектов.

Политические поведение (способы практических политических действий) – это формы и правила политического поведения (участия) (модели политического поведения), которые определяют как можно и как следует поступать субъектам политики при реализации своих интересов. Формы политического поведения обусловлены политическим сознанием, с одной стороны, с другой стороны - уровнем политического развития общества. Они могут различными: от активного участия до неучастия. К пассивным формам участия относится: участие в голосовании и повиновение закону. К формам активного участия в приемлемых рамках существующего законодательства относят: участие в выборных органах, лоббистская деятельность, участие в политических партиях и организациях, участие в политических демонстрациях и других политических акциях. Одновременно, в зависимости от демократичности политической системы будут преследоваться неприемлемые формы политического участи такие, как пренебрежение к закону и нарушение закона, насилие, подкуп должностных лиц. Например, одной из распространенных форм участия (поведения) граждан в демократической стране являются митинги. В них выражается естественное право гражданина выражать свое отношение к политике властей. При этом митинг должен проводиться при соблюдении некоторых порядков: быть разрешенным властями, носить мирный характер, митингующие должны соблюдать общественный порядок, не призывать к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Несоблюдение элементарных правил может привести митинг из формы непосредственной демократии в бесчинствующую власть толпы – охлократию. Таким образом, право убеждать людей и высказывать свое мнение по поводу действий власти, как и другие способы политического поведения, предполагает развитое чувство гражданской ответственности перед собой и обществом за свое поведение.

В структуру политической культуры на уровне политической системы входят: 1) методы принятия политических решений (кем, в какой форме, на основе закона или нет); 2) формы и методы регулирования социально-экономических конфликтов (например, использование силы); 3) тип электорального поведения (выборов).

Роль и значение политической культуры в политической системе общества характеризуют функции политической культуры: 1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность); 2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей); 3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт); 4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения); 5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

 

Типы политической культуры

Каковы условия формирования политической культуры? На формирование политической культуры оказывают влияние такие факторы, как особенности исторического развития, географическое положение страны, социально-экономическая структура общества и другие, что и предопределяет многообразие типов политической культуры.

Одни из первых исследователей политической культуры Г.Алмонд и С. Верба в книге «Гражданская культура» выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия. Основанием для выделения этих культур взяли ценности и образцы поведения людей.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культур характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала не только в СССР, но и практически в течение всего времени существования централизованного российского государства.

Культура участия отличается политической активность вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политической культуры России. но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго останется смешанной, включающей подданнические элементы, если они вообще не возобладают над культурой участия.

Эти идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике нигде не встречаются, а образуют смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Например, для политической культуры Великобритании характерно сочетание подданичества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие. Политическая культура западных стран представляет особый тип смешанной культуры, которые Г. Алмонд и С. Верба назвали культурой гражданственности, в которой превалирующие черты активности граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия.

Другим критерием для типология политической культуры выступает степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. Любая политическая культура состоит из субкультур (англ. Sub — под). В политической науке выделяют их различные типы: религиозные, этнолингвистические, региональные, демографические. В зависимости от характера взаимоотношений между субкультурами У. Розенбаум выделяет интегрированные (однородную) и фрагментарные (разнородную).

Интегрированный тип политической культуры предполагает согласие большинства общества по базовым ценностям (относительно основных целей развития общества, функций политической системы, принимаемым законам и нормам), характеризуется низким уровнем конфликтности и политического насилия, лояльностью к политическому режиму. Фрагментарные политические культуры отличаются острой конфликтностью субкультур, преобладанием патриархальных и подданических ориентаций над общенациональными, отсутствием согласия по поводу политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, подозрительностью носителей субкультур друг к другу и отсутствием лояльности к государственным структурам. В конечном счете фрагментарная политическая культура обусловливает нестабильность политической системы и неустойчивость ее политических институтов.

Более подробную типологию политических культур предложил английский исследователь Д. Каванах. Он выделяет гомогенную, фрагментарную, смешанную, и искусственно гомогенную политические культуры. Гомогенная политическая культура характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью (терпимостью). Фрагментарная - конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Смешанная политическая культура - наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима. Искусственно гомогенная - апатичностью (подданическим характером), соединяемой с мобилизационным участием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.011 с.)