Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема перехода к демократическому политическому режимуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос перехода к демократии представляет в современном мире большой теоретический и практический интерес. Существует даже раздел политической науки – транзитология, изучающий политические процессы в странах, совершающих переход от тоталитарных и авторитарных политических систем к демократической. Основными формами перехода от авторитаризма к демократии, в соответствии с устоявшимися в политической науке представлениями, могут быть: эволюция, революция, военное завоевание. Эволюция предполагает постепенное осуществление демократических реформ без резкой смены правящей элиты. Революция – быстрая и радикальная смена политического режима. Для военного завоевания характерно «насаждение» демократии извне, после военного поражения тоталитарного или авторитарного режима в условиях военной оккупации. Так было после окончания второй мировой войны в Японии и Германии, где основы политической демократии были заложены в условиях послевоенной оккупации. Примером могут служить наиболее стабильные демократические государства современности – страны Северной Европы. В каждой из них на утверждение принципов парламентаризма и формирование демократических избирательных систем ушло около ста лет. Диалектическая модель, имевшая место в Германии и Италии, а также в Испании, Португалии и Греции. Всем этим странам удалось в свое время довольно далеко продвинуться по пути экономической и политической модернизации. Однако демократические изменения не стали необратимыми. Победившие в этих странах тоталитарные и авторитарные политические режимы перечеркнули развитие демократических институтов. Происшедшее впоследствии возвращение к демократии можно рассматривать как «отрицание отрицания», поэтому подобный путь демократического развития и получил название «диалектического». На основе обобщения опыта перехода к демократии в различных странах и регионах политологи сделали следующие выводы о закономерностях такого перехода: - существует органическая и неразрывная связь между рыночной экономикой и политической демократией; - для перехода к демократии необходим определенный уровень технологического, социокультурного и социально-экономического развития; - социальной базой демократизации является занимающий ведущее положение в обществе средний класс; - становление демократии невозможно без формирования гражданского общества. В отечественной политической науке не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Все попытки дать этому режиму определение объединяет то, что этот режим далеко ушел от советского режима, с одной стороны, а с другой стороны, значительно отличается от классических западных моделей. Для российского политического режима характерно: а) неразвитость рыночных отношений; б) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; в) сохранение и воспроизводство в обществе отношений патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии и неподконтрольность власти обществу; д) слабость представительных органов власти; е) коррупция во всех эшелонах власти; ж) отсутствие консенсуса по базовым ценностям. Существует точка зрения, что политический режим в России носит характер олигархического авторитаризма. Для такой оценки есть основания. Прежде всего, в экономике господствуют несколько олигархических группировок, связанных с Западом, которые оказывают значительное влияние по политическую элиту и чиновников. Ориентируясь на экспорт сырьевых ресурсов, эта компрадорская буржуазия не проявляет серьезного интереса к развитию других отраслей экономики и национального производства в целом. Общество слабо влияет на политические институты. Выборы в органы власти не стали честными и свободными. После 2004 года выборы губернаторов были даже отменены. Принимаемые решения зачастую носят узкокорпоративный характер. Результатом проводимой политики стало огромное расслоение общества. Есть и другая оценка, характеризующая складывающийся в России режим как гибридный, где противоречиво уживаются черты, как демократии, так и авторитаризма. Очевидно, что нынешний режим власти в нашей стране носит переходный характер и может эволюционировать в разных направлениях. Становление демократического режима в России осложняется многими факторами. Этот процесс происходит одновременно со становлением рыночной экономики, появлением новых групп интересов и усилением конфликтности в обществе в связи с изменением социально-классовой структуры, неразвитостью гражданского общества и демократической политической культуры. Отсутствие многих предпосылок демократизации, наложение новых и старых проблем, доставшихся от прошлого, потребность в модернизации экономики, многонациональный состав государства, внешнеполитические вызовы России и другие задачи объективно предполагают наличие сильной власти. Сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам — важнейшая практическая задача конструктивного реформирования общества. В каком направлении в дальнейшем пойдет развитие российского авторитаризма будет определяться соотношением социально-политических сил в стране и зависеть во многом от политических позиций молодежи.
Демократический режим
Демократия выступает как ведущий элемент режима. Государственное политическое устройство общества основано на признании народа в качестве источника власти на принципах равенства и свободы. По первому критерию: предпочтение отдается демократическим методам господства и управления, а также умелому манипулированиюсознанием и поведением людей. Власть функционирует на основе принципа представительности (парламентаризма). Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Парламент занимает центральное место в системе государственных органов и только он имеет право принимать законы. Правительство лишь разрабатывает законопроекты и может выносить их на утверждение парламента. Парламент имеет право контролировать деятельность правительства. Кроме того, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Действует принцип большинства (мажоритарный принцип), но уважается мнение и права меньшинства. По второму критерию: широко допускается деятельность институтов социальной борьбы и давления. Это выражается в том, что функционирует многопартийная система, основой которой является политический плюрализм (множество политических движений и партий, идеологий; существует легальная оппозиция, которая пользуется всеми политическими правами и свободами), действуют развитые структуры гражданского общества, которые выражают и защищают интересы определенных социальных групп. По третьему критерию: личность и её права рассматриваются как высшая ценность.Гарантом конституционного и иного закрепления и осуществления на практике прав и свобод личности выступает институт конституционного надзора (Конституционный суд). Важной чертой демократического режима является наличие правового государства. Оно означает, что само государство и все социальные общности и отдельные личности уважают право и находятся в одинаковом положении к нему. «Режим правового государства прямо противоположен государству полицейскому, в котором правительственная и административная власти действуют своевольно, а политическая полиция игнорирует зачастую все установления» (Ж.-Л. Кермонн).
Контрольные вопросы и задания
1. Как соотносятся понятия «политический режим» и «политическая система»? 2. Каковы основные критерии политического режима? 3. Назовите причины и условия формирования тоталитарных и авторитарных режимов. 4. В чем сходство и различие авторитарных и тоталитарных режимов? 4. Дать характеристику тоталитарным и авторитарным режимам с точки зрения их эффективности и легитимности. 5. Какие точки зрения существуют по вопросу о характере политического режима в России?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.008 с.) |