Тема 1. Политическая власть: формирование и функционирование в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Политическая власть: формирование и функционирование в современной России



1. Политическая власть: понятие, соотношение с государственной властью.

2. Политическая власть: сущность, структура, формы реализации.

3. Становление современной системы политической власти в России.

Приступая к анализу темы, студент должен четко себе представить то обстоятельство, что реформирование российского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему политической власти, поиска более совершенной модели ее устройства и функционирования. Политическая власть – сложный специфический многофакторный объект, который требует углубленного научного знания особенностей ее функционирования в условиях осуществления экономической, политической и правовой реформ, преодоления деформирующего влияния тоталитарной модели власти в послеоктябрьской России. В этой связи при освещении первого вопроса темы студенту следует выяснить понятие политической власти, ее соотношение с властью государственной. Полагаю, что здесь следует исходить из того, что под политической властью следует понимать механизм выявления и удовлетворения определенных наличествующих в обществе политических интересов, реализующихся посредством деятельности всех организаций политической системы, а государственная власть – институциональный механизм согласования и координации социально-политических интересов и придание политической воле, отражающей компромисс этих интересов, общеобязательного юридического характера, закрепленного в законах государства. Следует также иметь в виду, что политическая власть имеет своим субъектом весь народ, как исторически развивающуюся социально-экономическую, политическую, духовно-нравственную общность. Субъектом же государственной власти является, в том числе, и государственный аппарат, имеющий собственные, отличные от общенародных интересы и осуществляющий, хотя и производную, но собственную власть, порой в иных формах, процедурах и отношениях. Наконец, следует помнить о границах осуществления политической и государственной власти. В правовом государстве политическая власть не распространяется на неполитические, административные, “частные” отношения и ограничивается не только собственной компетенцией, установленной законом, но также моральными нормами, политической традицией и уставами организаций, входящих в систему власти. Государственная власть ограничивается строго определенной формой и пределами полномочий, установленными Конституцией и законами.

При освещении второго вопроса темы студент должен обратить внимание на следующие сущностные характеристики политической власти:

- субстанциональную обусловленность собственностью и социальной структурой общества;

- выражение и защиту социально-политического всеобщего или группового интереса;

- организацию политического управления государственно-организованным обществом в целом и его отдельными сферами;

- волевой или авторитарный характер;

- существование и реализацию в формах политической власти конкретных носителей. В этой связи под политической властью следует понимать волевое авторитарное выражение различных политических интересов (народа, составляющих его общностей и индивидов), проявляющееся в организации социально-политического управления и выступающее в формах власти различных конкретных носителей.

Переходя к рассмотрению структуры политической власти, студент должен четко представлять, что эта структура представляет собой упорядоченное целостное образование, обладающее интегративными качествами, отличными от качеств его элементов. В качестве таких элементов следует выделить ряд крупных институтов: государство, политические партии, политические движения, общественные организации и другие организованные группы политических интересов, которые прямо или косвенно способствуют осуществлению политической власти.

Особое место при освещении этого вопроса должно быть отведено праву. Во-первых, со своей нормативной стороны право представляет собой способ юридического оформления элементов системы власти, а также средство регулирования связей между ними. Кроме того, в правовых нормах фиксируются основные требования, предъявляемые субъектом политической власти к функционированию как отдельных элементов, так и системы политической власти в целом. Следовательно, право представляет собой способ регламентации системы власти как в структурном, так и в функциональном аспектах.

Во-вторых, право фиксирует определенное состояние политических отношений. Политическим содержанием права обусловлена его роль как средства осуществления власти в обществе и одного из основных элементов системы политической власти.

Переходя к анализу третьего вопроса темы, студенту следует проанализировать социально-политическую природу, институциональный механизм политической власти послеоктябрьской России, сущность деформации ее системы, демократический механизм перехода от авторитарной к демократической модели власти, состояние и наметившиеся тенденции в развитии политической власти России в ходе ее реформирования. В этой связи следует заметить, что институциональный механизм политической власти непосредственно после Октябрьской революции определяется тем, что диктатура в обществе реализовывается через механизм “для” рабочего класса и всех трудящихся и “от их имени”. На практике она осуществлялась социальным слоем непосредственных ее носителей через их властно-распорядительные полномочия во всех сферах управления посредством механизма организаций, входящих в систему диктатуры пролетариата.

Ликвидация партийно-политического, идеологического плюрализма (запрещение оппозиционных партий и фракционной деятельности) сопровождалась теоретическим отождествлением диктатуры пролетариата с диктатурой партии. Партия фактически приобрела монополию на определение основного содержания публично-властных решений и путем сращивания с государственным аппаратом превратилась в самодовлеющую систему власти. Публично-властная суверенность государства оказалась лишь формально-юридической, возникла диктатура государственно-партийного аппарата. Партийно-административная номенклатура оттеснила представителей трудящихся от реального и решающего участия в принятии социально значимых решений, а “Советская власть” стала конкретно-исторической формой отчуждения политической власти от общества. В результате в середине 20-х гг. ХХ в. произошла номенклатурная узурпация классового господства, а на рубеже 30-х гг. – сочетание номенклатурной и личной узурпации. Сложилась особая разновидность авторитарно-бюрократической организации политической власти от имени народа, но с игнорированием его воли и механизмов ее действительного выявления.

В период господства Сталина окончательно оформилась тоталитарная модель политической власти, которая сохранилась в ряде основных черт и в последующие десятилетия. Следует отметить следующие ее черты:

- переход к гиперцентрализованной с жесткими вертикальными связями монистической структуре власти, не предполагающей делегирования полномочий власти по горизонтали, а следовательно, ее разделения;

- свертывание самоуправленческих начал в управлении, подавление любых форм автономной общественной и политической организации, усиление “аппаратного” характера власти и деформирование ее социальной базы путем волюнтаристского изменения социально-классовой структуры (например, в результате насильственной коллективизации); формирование господствующей прослойки партийно-государственной бюрократии;

- подмена концепции государства диктатуры пролетариата концепцией “вождистского” государства, опирающегося на узурпацию власти в партии и государстве одним лицом и его окружением (партийно-административная номенклатура);

- возведение в норму подмены государственных органов партийными и в связи с этим подрыв публично властной суверенности государства;

- ослабление правовой основы деятельности государства за счет господства политической целесообразности;

- формирование органов власти на всех уровнях через закрытые каналы, бюрократическим способом (закрытый тип элиты);

- отсутствие механизма преемственности верховной власти, когда господствующая группа не несла ответственности ни перед каким выборным органом и не могла быть лишена власти правовым способом. В этой связи следует особо подчеркнуть, что отчуждение человека от собственности и политической власти, сложившееся в нашей стране, является исходным состоянием, порождающим потребность в народовластии, как способа преодоления старых и новых форм отчуждения власти от общества, как разрешение противоречия между многообразием социально-политических интересов субъектов политической власти и возможностями их воплощения в структурах и институтах власти.

В 80-е гг. советское общество вступило в переходный этап, который характеризуется ускорением интеграции в современную мировую цивилизацию, новым восприятием гуманистических ценностей и институтов, более быстрым началом разрушения авторитарно-бюрократической системы управления.

В заключение студенту следует раскрыть содержание политического плюрализма как принципа организации и функционирования системы власти на основе баланса политических сил, оформленных в правовом отношении и выражающих самостоятельные интересы экономических, политических и других групп и ассоциаций граждан.

[17; 61; 438; 342; 94; 118; 128; 509; 15; 39; 510; 44]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.026 с.)