Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Политическая власть: формирование и функционирование в современной РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Политическая власть: понятие, соотношение с государственной властью. 2. Политическая власть: сущность, структура, формы реализации. 3. Становление современной системы политической власти в России. Приступая к анализу темы, студент должен четко себе представить то обстоятельство, что реформирование российского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему политической власти, поиска более совершенной модели ее устройства и функционирования. Политическая власть – сложный специфический многофакторный объект, который требует углубленного научного знания особенностей ее функционирования в условиях осуществления экономической, политической и правовой реформ, преодоления деформирующего влияния тоталитарной модели власти в послеоктябрьской России. В этой связи при освещении первого вопроса темы студенту следует выяснить понятие политической власти, ее соотношение с властью государственной. Полагаю, что здесь следует исходить из того, что под политической властью следует понимать механизм выявления и удовлетворения определенных наличествующих в обществе политических интересов, реализующихся посредством деятельности всех организаций политической системы, а государственная власть – институциональный механизм согласования и координации социально-политических интересов и придание политической воле, отражающей компромисс этих интересов, общеобязательного юридического характера, закрепленного в законах государства. Следует также иметь в виду, что политическая власть имеет своим субъектом весь народ, как исторически развивающуюся социально-экономическую, политическую, духовно-нравственную общность. Субъектом же государственной власти является, в том числе, и государственный аппарат, имеющий собственные, отличные от общенародных интересы и осуществляющий, хотя и производную, но собственную власть, порой в иных формах, процедурах и отношениях. Наконец, следует помнить о границах осуществления политической и государственной власти. В правовом государстве политическая власть не распространяется на неполитические, административные, “частные” отношения и ограничивается не только собственной компетенцией, установленной законом, но также моральными нормами, политической традицией и уставами организаций, входящих в систему власти. Государственная власть ограничивается строго определенной формой и пределами полномочий, установленными Конституцией и законами. При освещении второго вопроса темы студент должен обратить внимание на следующие сущностные характеристики политической власти: - субстанциональную обусловленность собственностью и социальной структурой общества; - выражение и защиту социально-политического всеобщего или группового интереса; - организацию политического управления государственно-организованным обществом в целом и его отдельными сферами; - волевой или авторитарный характер; - существование и реализацию в формах политической власти конкретных носителей. В этой связи под политической властью следует понимать волевое авторитарное выражение различных политических интересов (народа, составляющих его общностей и индивидов), проявляющееся в организации социально-политического управления и выступающее в формах власти различных конкретных носителей. Переходя к рассмотрению структуры политической власти, студент должен четко представлять, что эта структура представляет собой упорядоченное целостное образование, обладающее интегративными качествами, отличными от качеств его элементов. В качестве таких элементов следует выделить ряд крупных институтов: государство, политические партии, политические движения, общественные организации и другие организованные группы политических интересов, которые прямо или косвенно способствуют осуществлению политической власти. Особое место при освещении этого вопроса должно быть отведено праву. Во-первых, со своей нормативной стороны право представляет собой способ юридического оформления элементов системы власти, а также средство регулирования связей между ними. Кроме того, в правовых нормах фиксируются основные требования, предъявляемые субъектом политической власти к функционированию как отдельных элементов, так и системы политической власти в целом. Следовательно, право представляет собой способ регламентации системы власти как в структурном, так и в функциональном аспектах. Во-вторых, право фиксирует определенное состояние политических отношений. Политическим содержанием права обусловлена его роль как средства осуществления власти в обществе и одного из основных элементов системы политической власти. Переходя к анализу третьего вопроса темы, студенту следует проанализировать социально-политическую природу, институциональный механизм политической власти послеоктябрьской России, сущность деформации ее системы, демократический механизм перехода от авторитарной к демократической модели власти, состояние и наметившиеся тенденции в развитии политической власти России в ходе ее реформирования. В этой связи следует заметить, что институциональный механизм политической власти непосредственно после Октябрьской революции определяется тем, что диктатура в обществе реализовывается через механизм “для” рабочего класса и всех трудящихся и “от их имени”. На практике она осуществлялась социальным слоем непосредственных ее носителей через их властно-распорядительные полномочия во всех сферах управления посредством механизма организаций, входящих в систему диктатуры пролетариата. Ликвидация партийно-политического, идеологического плюрализма (запрещение оппозиционных партий и фракционной деятельности) сопровождалась теоретическим отождествлением диктатуры пролетариата с диктатурой партии. Партия фактически приобрела монополию на определение основного содержания публично-властных решений и путем сращивания с государственным аппаратом превратилась в самодовлеющую систему власти. Публично-властная суверенность государства оказалась лишь формально-юридической, возникла диктатура государственно-партийного аппарата. Партийно-административная номенклатура оттеснила представителей трудящихся от реального и решающего участия в принятии социально значимых решений, а “Советская власть” стала конкретно-исторической формой отчуждения политической власти от общества. В результате в середине 20-х гг. ХХ в. произошла номенклатурная узурпация классового господства, а на рубеже 30-х гг. – сочетание номенклатурной и личной узурпации. Сложилась особая разновидность авторитарно-бюрократической организации политической власти от имени народа, но с игнорированием его воли и механизмов ее действительного выявления. В период господства Сталина окончательно оформилась тоталитарная модель политической власти, которая сохранилась в ряде основных черт и в последующие десятилетия. Следует отметить следующие ее черты: - переход к гиперцентрализованной с жесткими вертикальными связями монистической структуре власти, не предполагающей делегирования полномочий власти по горизонтали, а следовательно, ее разделения; - свертывание самоуправленческих начал в управлении, подавление любых форм автономной общественной и политической организации, усиление “аппаратного” характера власти и деформирование ее социальной базы путем волюнтаристского изменения социально-классовой структуры (например, в результате насильственной коллективизации); формирование господствующей прослойки партийно-государственной бюрократии; - подмена концепции государства диктатуры пролетариата концепцией “вождистского” государства, опирающегося на узурпацию власти в партии и государстве одним лицом и его окружением (партийно-административная номенклатура); - возведение в норму подмены государственных органов партийными и в связи с этим подрыв публично властной суверенности государства; - ослабление правовой основы деятельности государства за счет господства политической целесообразности; - формирование органов власти на всех уровнях через закрытые каналы, бюрократическим способом (закрытый тип элиты); - отсутствие механизма преемственности верховной власти, когда господствующая группа не несла ответственности ни перед каким выборным органом и не могла быть лишена власти правовым способом. В этой связи следует особо подчеркнуть, что отчуждение человека от собственности и политической власти, сложившееся в нашей стране, является исходным состоянием, порождающим потребность в народовластии, как способа преодоления старых и новых форм отчуждения власти от общества, как разрешение противоречия между многообразием социально-политических интересов субъектов политической власти и возможностями их воплощения в структурах и институтах власти. В 80-е гг. советское общество вступило в переходный этап, который характеризуется ускорением интеграции в современную мировую цивилизацию, новым восприятием гуманистических ценностей и институтов, более быстрым началом разрушения авторитарно-бюрократической системы управления. В заключение студенту следует раскрыть содержание политического плюрализма как принципа организации и функционирования системы власти на основе баланса политических сил, оформленных в правовом отношении и выражающих самостоятельные интересы экономических, политических и других групп и ассоциаций граждан. [17; 61; 438; 342; 94; 118; 128; 509; 15; 39; 510; 44]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.007 с.) |