Раздел 1. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению



 

Данный раздел учебно-методического пособия выполнен совместно с канд. юр. наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права РГУ В.Я.Любашицем.

Написание курсовых работ по указанной дисциплине предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Юриспруденция” и является одной из важных форм самостоятельной работы студента юридического факультета. Оно способствует углублению и закреплению знаний по теории государства и права, подготовке к будущей практической деятельности. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, естественно, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он освещается в учебниках и на занятиях. В этой связи студенту необходимо тщательно изучить рекомендуемую литературу, а также иную, соответствующую содержанию избранной тематики (см.: список литературы для углубленного изучения курса и перечень классических источников).

Курсовая работа по теории государства и права может стать основой для последующих исследований студентов, в том числе и для написания дипломной работы.

Основные цели курсовой работы:

- развить способность студента к углубленному анализу научной литературы, законодательства и материалов юридической практики;

- выработать умение отбирать необходимую нормативно-правовую базу по различным аспектам исследования проблемы, систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать, обосновывать собственные выводы и позиции;

- формировать и укреплять навыки усвоения общетеоретических государственно-правовых понятий, аргументированного, логичного, грамотного изложения положений теории права и государства;

- развивать у студентов умение применять теоретические положения для анализа юридической действительности, осмысления природы и специфики юридической практики, пользоваться теми или иными методами исследования;

- вызвать интерес студентов к данным юридической статистики, оформляемым в работе (по необходимости) в диаграммы, графики или таблицы.

Курсовая работа призвана прививать студентам навыки самостоятельнойисследовательской работы. “Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом!” – призывал И. Кант более 200 лет назад. Это творческая деятельность студента, непременно завершающаяся подведением итогов в форме защиты, в процессе которой обучаемый, кроме всего прочего, овладевает азами необходимого для будущего юриста ораторского искусства, способами аргументации, доказательства научных положений. Следует помнить, что преподаватели юридических факультетов и вузов, как правило, не допускают к защите и возвращают студентам для последующей переделки работы, полностью или в значительной части выполненные несамостоятельно, т.е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также курсовые сочинения с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления. Студент должен научиться анализировать дополнительную литературу по избранной теме: статьи в специальных журналах, монографии, сборники материалов, хрестоматии, практикумы, нормативно-правовые акты и т.п.

Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом:

- написана от руки или напечатана последовательно, грамотно, разборчиво, иметь нумерацию страниц и поля для возможных замечаний рецензента;

- основные вопросы плана указываются в начале работы и выделяются в тексте;

- при цитировании необходимо давать точные ссылки на источники с указанием автора, названия работы, места (город, издательство) и года издания, страницы. Цитаты в тексте заключают в кавычки. Цитаты не должны превышать 20% объема работы. Цитировать необходимо точно по тексту источников;

- в конце работы приводят список фактически использованной литературы и источников, оформляемый по ГОСТу 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. М.: Госкомитет СССР по стандартам, 1984. Общая схема: ФИО автора (авторов). Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (если таковые имеются). Сведения об издании: место издания (город, издательство), год издания, объем;

- объем курсовой работы, как правило, не должен превышать 25-27 страниц формата А-4 (хотя незначительное увеличение объема – на 3-5 стр., если это предполагается особенностями темы и характером изложения материала, возможно);

- на титульном листе обязательно указываются следующие данные: министерство (ведомство), к которому относится данное учебное заведение, полное название последнего, название соответствующей кафедры и предмета, по которому выполнено курсовое сочинение (в данном случае, курсовая работа по теории государства и права), тема, ФИО студента, выполнившего данную работу, его группа (курс, факультет), а также ФИО преподавателя, ученая степень и звание (должность), если таковые имеются, город и год выполнения.

Подбор нормативного и практического материала, окончательное составление плана работы осуществляются студентом самостоятельно, т.к. являются составной частью курсового исследования. Все планы и методические рекомендации, содержащиеся в данном учебно-методическом пособии, являются примерными и могут быть взяты как студентом, так и его руководителем за основу. Научный руководитель обязан осуществлять систематический текущий контроль за ходом исследовательской деятельности студента, вовремя давать необходимые консультации и разъяснения по содержанию и оформлению работы: говорить об особенностях структуры работы, необходимости обоснования во введении актуальности выбранной темы, цели и задач предполагаемого рассмотрения, об изученности этой проблемы учеными-правоведами и юристами-практиками, ее методологической, теоретической и информационной базы. Кроме этого, следует обратить внимание на название глав (параграфов), которые должны быть четко и ясно сформулированы в соответстветствии с конкретным аспектом той темы, которой посвящены. Как правило, высокой оценки заслуживает работа, в которой представлена и доказана практическая значимость и новизна проблемы. Однако в любом случае студент должен подвести итоги своего исследования, обозначить степень решенности поставленных задач, изложить основные выводы.

Курсовые работы оцениваются по пятибалльной системе. Оценка выставляется после защиты работы во время экзаменационной сессии. В написанной по результатам проверки работы рецензии проверяющий отмечает достоинства и недостатки изложения материала и делает вывод о допуске (или недопуске) студента к защите курсовой работы. Рецензия должна содержать положения о конкретности и ясности сформулированных в курсовом сочинении целей и задач исследования, его последовательности и аргументированности, глубине понимания ключевых вопросов, корректности приводимых примеров, самостоятельности суждений и выводов автора работы, соблюдении установленных требований к оформлению последней (здесь особое внимание следует обратить на титульный лист, список литературы и ссылки на цитируемые источники). В случае недопуска работы к защите студент обязан выполнить работу вновь в соответствии с четкими и ясными указаниями рецензента. Причем к повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на первую работу.

Таким образом, выставляемая оценка зависит от полноты изложения темы, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме, грамотности и качества оформления; учитывается при этом и уровень защиты. Преподаватель обращает внимание не только на представленный в письменном виде вариант курсовой работы, но и на умение студента защитить собственное мнение, отстоять те или иные позиции по выбранной для исследования проблеме. Защита курсовых работ по теории государства и права проходит в установленный учебным планом и расписанием срок.

К типичным, наиболее часто встречаемым в курсовых (дипломных) работах студентов юридических факультетов и вузов ошибкам можно отнести следующие:

1. Явное несоответствие формулировки темы и содержания исследования;

2. Нарушение логики рассмотрения проблемы, последовательности изложения материала, неясные формулировки определений (либо вообще отсутствие последних), повторение аналогичных мыслей (авторских либо цитируемых);

3. Отсутствие достаточного количества аргументов или, наоборот, очевидная избыточность последних (уместно вспомнить хорошо известный еще с XIV в. под названием “бритвы Оккама” логико-методологический принцип научного исследования, в соответствии с которым при предоставлении доказательств нельзя приводить подтверждающие что-либо аргументы в количестве, превышающем необходимое – Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora;

4. Перенасыщенность цитатами;

5. Отсутствие собственных выводов, размышлений, обобщений автора.

Конечно, примерный перечень тем курсовых работ утверждается и предлагается соответствующей кафедрой. Целесообразно и более чем оправданно, как с точки зрения целей и задач учебного процесса, так и в контексте развития теории права и государства как науки, чтобы их формулировки основывались на актуальных проблемах юриспруденции с учетом специфики современной правоприменительной (правотворческой) практики, а также тенденциями, ориентирами развития национальной политической жизни, не были односложными. При необходимости и только по согласованию с научным руководителем тема может быть изменена (уточнена, скорректирована), более того, возможно “конструирование” (лучше вместе со студентом) и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих индивидуальные интересы студента, его желание самостоятельно исследовать именно данную проблему права и государства. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные в литературе вопросы юридической науки.

При выборе темы курсового исследования следует исходить из соответствия номера темы последней цифре номера зачетной книжки (студенческого билета): если последний оканчивается цифрой 3, то выбирается либо 3-я, либо 13-я (23-я) и т.д. тема, а если номер “зачетки” завершается 0, то студент выбирает 10-ю или 20-ю тему.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.013 с.)