Тема 24. Функции государства: теоретические аспекты



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 24. Функции государства: теоретические аспекты



1. Понятие и содержание функций государства:

а) классовое и общесоциальное в функциях государства;

б) гуманистическое и демократическое, интернациональное и национальное в функциях государства.

2. Классификация функций:

а) внутренние функции;

б) внешние функции;

в) эволюция функций государства.

При ответе на первый вопрос следует проанализировать понятие функций государства. При этом студент должен иметь в виду, что функции государства – это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность расчленяется на виды. Они различаются характером объекта, непосредственной цели, сил, материально-технических средств, методов и т.д.

Функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущими только государству. Наряду с государством аналогичные виды деятельности могут осуществляться и негосударственными организациями. Так, например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогичные и, в конечном счете, общие функции. Это явление можно назвать функциональным монизмом в организации общественной жизни.

Специфика функций государства состоит в том, что последнее в качестве органа политической власти придает им общеобязательный характер. Функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом, само собой разумеется, в рамках одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные социально-политические задачи. Особенности функций определяются различными факторами, например, потребностями политического господства определенного класса в конкретную историческую эпоху[466] и т.д.

Посредством функций государство реализует свое социальное назначение. В них воплощается то, что есть государство для господствующего класса, тех или иных социальных групп и общества в целом. В последнем случае, по словам К. Маркса, имеет место выполнение государством “общих дел, вытекающих из природы всякого общества”[467]. Отсюда сочетание классового и общественного (общесоциального) в функциях государств.

При написании курсового сочинения следует иметь в виду, что государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организационно-технической точки зрения (но не тождественные) функции. Такое сходство в функциях противоположных по своей сущности государств является объективной предпосылкой как их ограниченного взаимовыгодного сотрудничества (возникает частичное временное совпадение некоторых целей), так и противоборства между ними (образуются поприща борьбы).

Кроме этого, стоит обратить внимание и на то, что к функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту роль опосредованно. Понятие функции, в конечном итоге, не связано ни со степенью развития, масштабами или “удельным весом” того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализированного звена в государственном аппарате. Достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством. Каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы функций, и вне системы понятие функции не имеет реального смысла.

В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает прежде всего интересы господствующего или доминирующего класса и применяет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда – функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается особая классовая напряженность, где достаточно ощутимо политическое противоборство классов. При освещении вопроса студенту следует использовать конкретный исторический материал, иллюстрирующий функции государства.

Анализ второго вопроса предполагает краткую характеристику основных внутренних и внешних функций государства. Важно при анализе этого вопроса исходить, по возможности, из статистических данных по истории развития народного хозяйства и других областей, которые отражают деятельность государства внутри страны и за ее пределами.

[62; 73; 5; 192; 16; 17; 507; 509; 519 542; 25; 22; 578; 39; 410 ]

 

Тема 25. Источники права: история и современность

1. Понятие “источники права”. Источники права и формы права.

2. Формы права: прошлое и настоящее.

3. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права.

4. Источники права в отечественной правовой системе.

Раскрывая первый вопрос плана студенту следует подробно остановиться на проблеме возникновения самого понятия “источник права”. Так, традиционное название “источники права” в правовой науке известно по крайней мере со времен Тита Ливия, который назвал Законы XII таблиц источниками публичного и частного права. Однако следует иметь в виду, что “для Тита Ливия, как и для любого римлянина, со словом “источник” были связаны определенные представления. Согласно римской религии, источник был тем местом, где соединялись два мира, а именно: наземный, где жили люди, и подземный, где жили боги. По этой причине в античном мире источники почитались… Когда Тит Ливий охарактеризовал Законы XII таблиц как источник, он имел в виду бесспорную для него параллель. Для него эти Законы связывали земной мир с миром богов. Уместно в этой связи напомнить, что в Риме монополией толковать эти законы обладали жрецы”[468].

Тем не менее Тит Ливий уже различал по крайней мере три смысла, в которых употреблялось это выражение:

1) источники познания права;

2) источники права в материальном смысле;

3) источники права в формальном (или юридическом) смысле.

Далее следует рассмотреть проблему соотношения в современной правовой науке таких категорий, как “источник права” и “форма права”. Здесь уместно сказать, что в отечественной юридической науке отсутствует общепризнанное понятие источника права. По данному вопросу можно обратиться к ряду позиций современных отечественных правоведов, в частности к мнению С.С. Алексеева, С.Ф. Кечекьяна, В.Л. Кулапова, Г.Н. Муромцева, В.С. Нерсесянца, и др. Так, В.Е. Чиркин считает, что в некоторых традиционных правовых системах понятия “источник права” и “форма права” не совпадают. Например, в обычном праве ряда африканских племен в качестве формы права выступают, как правило, устные обычаи, превращаемые в правовые нормы в результате санкционирующей деятельности государства, которая, таким образом, служит источником права. В мусульманском праве формой права является мусульманская доктрина, изложенная в трудах крупнейших арабских богословов, тогда как источником права – деятельность судов по применению этих книг (подробнее об этом см.: Теория права и государства /Отв. ред. Г.Н. Манов. М., 1996. С.145-149). В.Л. Кулапов утверждает, что “в правоведении различают материальные, идеальные и юридические источники права, источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию”[469]. Английский ученый К. Эллен определяет источник права как деятельность, посредством которой нормы поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и прежде всего обязательными [470]. Известный французский правовед Ж.-Л. Бержель утверждает, что “термином “источники права” принято обозначать одновременно содержательные и формальные источники права… Источники права предполагают также “способы формирования юридических норм, т.е. приемы и акты, посредством которых эти нормы вызываются к жизни, становятся частью позитивного права и обретают статус норм закона”. Итак, это и есть формальные источники права…”[471]. Кроме этого, Бержель выделяет “источники письменные”, например, закон, и “источники неписьменные”, например, обычай, или “источники прямые”, например, закон и обычай, и “косвенные”, например, толкование закона и судебная практика, останавливает свое внимание на “официальных источниках”, порождающих формальные правила, каковыми являются законы и судебная практика, и “источниках неофициальных”, которые порождают только неформальные правила, например, обычай и толкование законов. Русский правовед В.И. Сергеевич писал, что “под источником права можно разуметь те силы, которые производит право. С этой точки зрения источником права будет, например, законодательство как сила, создающая закон. Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы, в данном случае сам закон…”[472]. В 60-х гг. некоторые отечественные исследователи вообще предлагали заменить понятие “источник права” понятием “форма права” (см., например: Зивс С.Л. Развитие формы права в современных империалистических государствах. М., 1960).

В рамках второго вопроса следует рассмотреть различные формы права. В частности, остановиться на таких видах, как нормативно-правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, нормативный договор. Рекомендуется обратить внимание и на формы права, характерные для различных исторических периодов. Так, можно остановиться и вспомнить источники права древних государств Востока (Индия, Китай, Месопотамия), формы права Римской империи и т.д. Историки права отмечают, что в различных эпохах источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, деятельность юристов и др. Не будет лишним, если студент обратится и к анализу места и роли религиозных источников права в современном мире. Особое внимание стоит обратить на изменяющееся в последние годы значение таких источников, как правовой обычай и судебный прецедент в национальных правовых системах и международном праве.

По третьему вопросу следует сформулировать определение и выделить существенные признаки нормативно-правового акта, отличающие последний от иных форм права. Необходимо указать виды нормативно-правовых актов – законы и подзаконные акты, – остановиться и рассмотреть существенные признаки законов, их значение для организации политической и правовой систем в демократическом государстве. Стоит классифицировать и подзаконные акты.

В последнем вопросе интересно рассмотреть эволюцию источников права в российской правовой системе. В частности, следует отметить роль правового обычая (например, см. п. 1. ст. 19 ГК РФ), правового прецедента и судебной практики. Последняя сейчас достаточно подробно изучается современными правоведами. Более того, последние годы в специальной литературе идет дискуссия о судебной практике как источнике права. Так, В.С. Нерсесянц утверждает, что судебная практика представляет собой, согласно действующей Конституции РФ, не правотворческую, а лишь правоприменительную (и соответствующую правотолковательную) деятельность. Однако в литературе встречаются и иные мнения. Представляется, что студенту полезно рассмотреть и такой источник права, как договор с нормативным содержанием, так как нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском и других отраслях права.

[4; 5; 450; 207; 206; 211; 17; 20; 22; 560; 362; 33; 18; 36; 379]

Раздел 3. Перечень тем индивидуальных заданий
(для студентов, занимающихся научной работой)

 

1. Предмет общей теории права.

2. Философия права.

3. Правовой эксперимент.

4. Логический метод исследования права.

5. Синергетика права.

6. Преемственность права.

7. Принцип состязательности в юридическом процессе России.

8. Право и государство: проблемы взаимодействия.

9. Правовое регулирование организации и функционирования государственной власти в России.

10. Право и суверенитет.

11. Право и экономика: проблемы взаимодействия.

12. Правовые средства осуществления функции охраны собственности в России.

13. Противоречия в праве.

14. Причинная связь в праве.

15. Национальное в праве.

16. Понятие и система функций права.

17. Правовые и корпоративные нормы в государстве Россия.

18. Правовые и религиозные нормы в Российской Федерации.

19. Правовые и технические нормы в Российском государстве.

20. Правосознание как явление социальной культуры.

21. Обыденное правосознание в Российском государстве (опыт социолого-юридического исследования).

22. Правовой нигилизм.

23. Правовой менталитет.

24. Правовая культура как качественное состояние общества.

25. Взаимодействие правовой и политической культуры в обществе.

26. Дискуссионные проблемы определения понятия нормы права.

27. Истинность норм права.

28. Справедливость норм права.

29. Юридическая практика: виды и эффективность.

30. Общая характеристика современного правотворчества в России.

31. Правовой обычай.

32. Правовой прецедент.

33. Доктрина как форма права.

34. Закон как приоритетная форма права.

35. Акт референдума.

36. Конституция в системе российского законодательства.

37. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве.

38. Приказ как особая разновидность нормативно-правового акта.

39. Общая характеристика юридической техники.

40. Планирование как техника организации правотворческого процесса.

41. Правовые презумпции.

42. Правовые символы.

43. Правовые фикции.

44. Правовая система России и система российского законодательства.

45. Правовые привилегии.

46. Механизм реализации норм права.

47. Юридические конфликты при реализации норм права.

48. Юридическая квалификация.

49. Пробелы в праве.

50. Применение института аналогии в праве (вопросы теории и практики).

51. Проблемы злоупотребления гражданами субъективными правами.

52. Институт ограничения прав граждан по российскому законодательству (проблемы теории и практики реализации).

Раздел 4. Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий

 

Индивидуальные задания предполагают исследование малоразработанных в современной литературе поисковых тем. Результаты изучения данных тем могут быть отражены в статьях, тезисах докладов, выступлениях на различных научных и научно-практических конференциях. Студенту следует самостоятельно выбрать тему и сообщить о своем выборе преподавателю. Далее совместно с преподавателем следует обсудить основную проблему данного исследования, выделить основные пути ее решения, составить план.

Обычно научно-исследовательская работа предполагает несколько этапов:

- сбор имеющегося по данной теме материала (монографии, статьи из периодических изданий и т.д.);

- анализ найденных источников с точки зрения полноты охвата изучаемой темы, использования тех или иных методов исследования, достоверности полученных автором выводов и их актуальности;

- обобщение научной информации по теме;

- постановка цели и начало собственного исследования.

Раздел 5. Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения

Тема 1. Предмет и методы теории государства и права

1. История развития, предмет и объект общей теории государства и права. Государствоведение и правоведение.

2. Основные функции и место теории государства и права в системе юридических и других гуманитарных наук.

3. Методы исследования теории государства и права.

 

Литература к теме

[5; 449; 464; 188; 202; 193; 17; 20; 21; 367; 18; 36; 39]



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)