Тема 16. Личность в политической системе российского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Личность в политической системе российского общества



1. Соотношение понятий “человек”, “личность”, “гражданин”.

2. Понятие политической системы: личностный подход.

3. Политико-правовое состояние личности.

4. Взаимоотношение личности с субъектами политической системы.

Приступая к анализу темы курсового сочинения, студент должен иметь в виду, что на современном этапе развития потребность исследования теоретических вопросов функционирования политической системы российского общества, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, анализа роли личности в осуществляемых реформах в государственно-правовой сфере, конституционного оформления российской государственности в переходный период, нахождения равнодействующей в системе сдержек и противовесов, особенно в процессе реализации государственной власти, наполнения новым гуманистическим содержанием прав, свобод и обязанностей человека и гражданина становится все более актуальной.

Один из главных выводов всей нашей предшествующей политической истории состоит в том, что идеи и принципы демократии, самоуправления и полновластия народа должны – наряду с их осуществлением в различных направлениях и формах общественной самодеятельности, социальной, духовной, производственной, политической активности и т.д. – найти свое надлежащее государственно-правовое воплощение и оформление в виде всеобщей и общеобязательной системы институтов, норм и процедур. Правовое государство должно стать государственно-правовой формой организации и функционирования демократии. Сочетание государственных и негосударственных форм демократии и самоуправления народа является гарантией всесторонней реализации полновластия народа. Идея правового государства наиболее точно и адекватно отвечает требованиям демократической концепции соотношения общества и государства.

Научное исследование места и роли личности в политической системе российского общества является задачей, на решении которой должны быть сосредоточены усилия как гуманитарных наук в целом, так и теории государства и права в отдельности. Современный период развития российского общества требует, на наш взгляд, значительного повышения роли государства и права, с одной стороны, личности, расширения ее участия в решении государственных и общественных дел – с другой. Внимание к личности, как вполне справедливо подчеркивается в литературе, обусловлено общим подъемом борьбы за права человека, новыми подходами не только к организации экономики, политической жизни, трактовке культуры, но и к решению проблемы личности вообще, в оценке ценностей, на которые ориентируется человек, в соотношении интересов общества и интересов личности.

Исследуя основные черты и особенности правового статуса личности, который зависит от ее гражданского состояния, определяется им, исходя из правосубъектности личности, выступающей их предпосылкой, следует заметить, что это самостоятельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями), либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять или прекращать, а также отвечать за неправомерную реализацию. Правосубъектность в отрыве от правового статуса в целом не существует, их связь носит конкретизированный (отраслевой) характер.

Государство, фиксируя то или иное проявление гражданского состояния личности, заранее определяет объем правового статуса (комплекс прав, свобод и обязанностей личности), то есть признает личность субъектом действующего или будущего, возможного права во всем объеме правового статуса: если государство признает личность правосубъектной, оно одновременно наделяет ее и правовым статусом, и правосубъектностью. В данном случае последнюю надо считать общей правосубъектностью, свойственной каждой личности без исключения. А уже фактическое пользование правами, свободами и обязанностями в объеме правового статуса зависит от дееспособности, деликтоспособности, короче говоря, от отраслевой правосубъектности каждой конкретной личности. В общетеоретическом плане основным свойством правосубъектности, определяющим ее место в правовом положении личности, будет именно признание личности со стороны государства субъектом права, и, значит, возможность удовлетворения потребностей человека выступает основанием правосубъектности.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст. 64 Конституции РФ закреплено, что нормы, содержащие права и свободы человека и гражданина, составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.

Правовой статус личности обычно исследуется в двух аспектах – в статике и в динамике, что позволяет в некоторой степени снять теоретические споры: включать или не включать в его содержание права, свободы и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений.

Анализ правового статуса личности в динамическом состоянии представляет собой рассмотрение вопроса осуществления прав, свобод и обязанностей личности. Эта реализация в современных условиях приобретает новые черты и характеристики. С одной стороны, все более уменьшающаяся степень гарантированности прав, свобод и обязанностей личности со стороны государства, с другой – возрастающая социально-политическая активность каждой личности в реализации своего правового статуса. Это две стороны одного и того же взаимообусловленного и взаимозависимого процесса. Он ориентирован не столько на меры административно-принудительного воздействия, сколько на проявления правовой активности личности, причем социально-политическая активность личности в процессе реализации ее правового статуса во многом зависит от определенной системы ценностей, личных установок, воспринятых под воздействием социальной среды.

Эффективность действия, функционирования личности в социальной среде, процесс реализации правового статуса, социально-правовая активность личности при использовании, соблюдении, исполнении и применении прав, свобод и обязанностей во многом зависят от факторов и условий социального характера, которые можно представить как многоуровневую систему социальных институтов; основным, определяющим звеном ее выступают государственные органы. Поведение личности в политико-правовой сфере постоянно непосредственно связано с деятельностью государственных органов, так как без такого участия порой невозможно осуществлять эффективно процесс реализации прав, свобод и обязанностей личности.

Выработка навыков правомерного поведения, стойкое восприятие личностью правовых норм, правовых убеждений происходит не только под влиянием государственных органов. Весьма значительна роль различных общественных организаций, что обусловливается их местом в политической системе общества, в управлении государственными и общественными делами, широтой охвата различных категорий населения, в использовании такого сильного средства воздействия на людей, как общественное мнение.

Огромное значение в процессе реализации прав, свобод и обязанностей принадлежит политико-правовому сознанию личности, ее индивидуальным свойствам и качествам, социально-политической активности.

Важно рассмотреть гарантии правового статуса личности, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей судят, прежде всего, по их охране, возможности реализации, поэтому в современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение и приобретает в еще большей степени политическую направленность и остроту, что во многом объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Однако следует заметить, что главная гарантия прав человека – это, в конечном счете, экономическое состояние государства. Кроме этого, гарантией осуществления конституции и иных закрепляющих права и свободы человека нормативно-правовых актов являются сознательность и самодеятельность самих граждан.

Рассматривая систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности, которая подразделяется на две группы – общие и специальные правовые (юридические), следует заметить, что правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, скорее, он будет иметь формальный характер.

Большое значение традиционно придается специальным юридическим (правовым) гарантиям, особенно если речь идет о разрешении той или иной конфликтной ситуации, когда нужно обеспечить пресечение нарушений права. В конституциях содержится довольно широкий круг правовых гарантий. Всю совокупность как конституционного, так и иного законодательства следует рассматривать в целостности как систему юридических гарантий прав, свобод и обязанностей граждан, каждой личности.

Юридические гарантии непосредственно входят, с точки зрения структуры, в правовое положение личности. Следует считать обоснованным высказанное в литературе мнение о необходимости подразделения юридических гарантий на гарантии реализации и охраны. Однако выделять последние в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно, так как эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации, по существу, оказывается недостаточно, они “не срабатывают” вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более жесткое принуждение, заключающееся во вступлении в действие юридических гарантий охраны. Поэтому гарантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы выделить, оттенить воздействие и собственно регулирование.

Принципиальное значение имеет способ разрешения возникающих противоречий между личностью и государством, причем огромный шаг вперед в направлении демократизации общества сделан в определении порядка обжалования в суд неправомерных действий государства в лице его органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан, введении института уполномоченного по правам человека. Представляется, что наличие Конституционного суда России дает основание обращаться к нему с соответствующими исками о защите своих конституционных прав в случае их нарушения различными органами власти. Судебная форма рассмотрения возникающих противоречий в ходе как нормотворческой, так и правоприменительной деятельности призвана служить подлинным гарантом против произвола бюрократии и чиновничества, местничества, дает реальный шанс утвердить идеи правового государства в цивилизованном гражданском обществе.

Право на судебную защиту относится к числу важнейших, исконных, неотъемлемых прав человека. Потребность в сильной, действенной, оперативной и компетентной судебной защите значительно возросла в последние годы, приобрела особую остроту в условиях экономического, социального и политического кризиса, переживаемого Россией. Чем уязвимее становятся основные конституционные права – на труд, здоровье, имущество, жилище, тем незащищенней чувствует себя россиянин перед лицом растущей безработицы, жилищного кризиса, инфляции, разгула преступности, тем важнее для поддержания стабильности и правопорядка в стране всемерное укрепление, развитие и совершенствование судебной власти как силы, способной защитить нарушенные и оспоренные права граждан и организаций.

Анализируя международно-правовое регулирование положения личности в обществе, следует подчеркнуть, что в условиях демократических реформ в Российском государстве появляется необходимость введения новых характеристик, раскрывающих качество общественного положения людей. Оценкой измерения такого качества принято считать общечеловеческие ценности, международно-правовые стандарты, среди которых одно из главных мест занимают права человека. Актуальность проблемы прав человека в современной России как раз и связана с введением в юридическую практику общепризнанных оценок, выступающих не только мерой, но и ориентиром в общественном развитии.

Проблема взаимодействия прав человека и прав гражданина остается малоисследованной, так как при такой постановке вопроса личность выступает и как субъект прав человека, и как субъект прав гражданина. Современное осмысление значения соблюдения прав человека приобретает не только теоретическую, но и практическую ценность, в частности, в связи со вступлением России в Совет Европы.

При освещении первого вопроса темы студенту следует проанализировать соотношение понятий “человек” – “личность” – “гражданин”, так как утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократизации политической системы общества. Государство должно быть одной из форм гражданского общества, в котором недопустимы узурпация власти со стороны кого бы то ни было, тоталитарное политизирование как экономики, так и духовной жизни.

Исходя из того положения, что сущность человека есть совокупность общественных отношений, следует считать понятия “человек” и “личность” как фиксирующие исторически различный характер общественных отношений, выражающие различные этапы становления человека как субъекта, определенные ступени формирования его общественно-исторической сущности. Личность есть индивид, который в своей общественно-исторической деятельности развит до уровня субъекта действительности. Иначе говоря, индивид становится личностью, когда достигает самостоятельности в своей деятельности, когда он уже не растворен в той или иной социальной организации, в своей социальной общности. Личность, рассматриваемая в политико-правовом ракурсе, то есть подпадающая под действие всей системы нормативного регулирования, а особенно законов и подзаконных актов государства, приобретает определенные правовые свойства, четко зафиксированные в законодательстве, что можно рассматривать как ограничение свободы личности, установление пределов функционирования личности в политически организованном государственном обществе. Общеобязательность такой границы между свободой и несвободой означает, что выражаемая и защищаемая государственно-правовыми средствами свобода носит всеобщий и формально равный для всех (граждан государства и субъектов права) характер. В качестве всеобщего и равного масштаба этой свободы выступает право, спецификой и отличительным свойством которого является принцип формального равенства.

В курсовом сочинении следует рассмотреть различные подходы к исследованию понятия “личность” в политологии, психологии, социологии, общественных науках, в которых под личностью понимается обычно отдельно взятый человек, безотносительно к любым другим его характеристикам, но рассматриваемый в контексте его взаимосвязей и отношений с неким множеством других людей, в рамках соотношения “ личность” – “общество”.

В системе понятий “личность” – “гражданин” первое (с точки зрения структуры), несомненно, шире по объему, так как включает в себя политико-правовые связи личности с государством: гражданство, политико-правовую связь лица без гражданства, иностранного гражданина, лица, которому предоставлено убежище.

При рассмотрении вопроса развития политической системы российского общества следует опираться на цивилизованную, демократическую идею о самоуправлении. Ее главное содержание заключается в обеспечении реального, практического участия народа в управлении политическими процессами, разработке, обсуждении, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений, так как политическая система связана с особой сферой деятельности людей – политикой, которая отражает область взаимоотношений между социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти.

Определяя структуру политической системы, следует определить критерии выделения ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут являться их внутренняя упорядоченность (организационный критерий), политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий).

Особо подчеркивается значение второго критерия, под которым понимается способность выражать политические интересы определенных политических сил, находящихся у власти; быть участником политической жизни и носителем политических отношений; иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно в форме взаимодействия с государственными органами, но и в противодействии им; руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

Третий критерий дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, фиксирование политических целей и задач, а следовательно, и вхождение в политическую систему общества. При этом нужно учитывать, что большинство общественных организаций и политических партий включили в свои уставные документы положения, касающиеся участия в формировании органов государственной власти различного уровня.

В качестве самостоятельного следует выделить личностный подход при исследовании политической системы, тем более что в философском понимании первичным элементом системы считается человек, социальная сущность которого есть совокупность всех общественных отношений, дается понятие политической системы, под которой понимается совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.

Студенту следует поддержать точку зрения о том, что в политической сфере демократического общества граждане представлены как автономные индивиды, каждый из которых самостоятельно делает свой политический выбор и обладает равными с другими политическими правами. Закон, закрепляя равенство ответственности и равенство прав граждан, не предполагает, как эти права будут на самом деле реализованы. Равенству прав личностей как членов политического сообщества соответствует их неравенство как членов гражданского общества. Развитие современной демократии на протяжении двух веков ее существования состояло в расширении понятия “права человека” и в борьбе за реальное равенство политического влияния основных социальных групп. Личность в политической системе выступает в различных политико-нормативных состояниях.

Процесс формирования личности неразрывно связан с явлениями социализации и интериоризации. Политическая социализация личности – это процесс усвоения ею образов политического поведения общества и группы, их ценностей, норм и установок, не ограничивающийся периодом становления личности, а продолжающийся всю жизнь.

Человек проходит политическую социализацию, без чего нельзя быть сознающим свои интересы и цели субъектом политики, усваивая и осваивая методы политических действий, постигая какие-то идеи, поднимаясь в их понимании от одних ступеней к другим. Отдельные идеи он просто узнает, другие воспринимает как особо близкие ему и начинает в них верить; в последнем случае происходит интериоризация политических, идеологических, иных социально-политических значимых представлений. Поэтому личностью в политическом смысле (политической личностью) по большому счету можно считать только человека, прошедшего хотя бы какие-то азы политической социализации. Это означает, что если практически каждый человек может считаться личностью в социальном смысле (поскольку он обладает какими-то, пусть предельно минимальными, навыками жизни в обществе), то политической личностью может быть признан далеко не каждый.

Анализируя место и роль государства в политической системе общества, где оно выступает как особое звено в ее структуре, следует отметить, что его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии или блока партий, а с другой – иных звеньев этой системы. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а политическая организация всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи друг с другом и государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство должно быть выразителем их общих интересов, поэтому с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.

Приступая к анализу вопроса о политико-правовом состоянии личности, студенту следует иметь в виду, что общественное положение личности находит конкретное выражение в совокупности экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений, частично закрепляющихся в политико-правовом состоянии личности, выступающем юридической формой выражения ее взаимоотношений с государством, отражающихся в зависимости от особенностей политико-правовой связи в ее правовом статусе. Исследование политико-правового состояния личности с позиции науки общей теории государства и права должно опираться, с одной стороны, на положения и выводы, содержащиеся в разработках специальных отраслевых наук, с другой – иметь свою собственную общетеоретическую базу, позволяющую абстрагироваться в некоторой степени и говорить вообще о состоянии личности, закрепленном в праве.

Поддерживается и дополнительно аргументируется положение о том, что понятие “личность” в политике включает в себя: индивидуальные, социальные, биологические, психофизические и духовные качества человека, проявляющиеся в его ценностных политических ориентациях и в политическом поведении; представительство человеком какой-либо социальной группы: классовой, этнической, профессиональной, конфессиональной, демографической и других в политических отношениях; определенную, относительно самостоятельную и в различной степени активную целостность, имеющую конкретный социально-политический статус гражданина, сотрудника, члена общественно-политической организации, при этом личность является первичным субъектом политики и характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Следует исходить из того, что теоретические проблемы, включающие в себя и методологические вопросы дальнейшего исследования концепции правового статуса личности, занимали и продолжают занимать видное место в теории государства и права, отраслевых юридических науках. Отсюда, естественно, наметились разные пути исследования. С одной стороны, это попытка найти решение вопроса в расширении логического объема категории “ правовое положение (статус) личности ”, не проводя различия между правовым положением и правовым статусом, считая, что эти понятия равнозначны, что, несомненно, было вполне объяснимо на первых порах исследования данной проблемы. В этой связи наряду с юридическими правами, обязанностями в него включаются такие меньшие по объему категории, как гражданство, гарантии, общая ответственность гражданина перед государством и обществом, конституционно закрепленный принцип равноправия граждан, правовые гарантии и правовая ответственность за выполнение обязанностей, правоспособность и принципы.

Представляется необходимым и различать понятия “правовое положение” и “правовой статус”, рассматривать их как две самостоятельные категории. Такой подход имеет свои положительные стороны. Во-первых, позволяет четко определить место той или иной правовой категории во всей системе понятий, установить их соподчиненность, взаимосвязь, взаимозависимость; во-вторых, дает возможность выделить основное звено, отражающее, как в фокусе, самую суть рассматриваемой проблемы, ее основные и существенные качества; в-третьих, требует привлечения внимания к разрешению этого вопроса в плане общей теории государства и права как отражения более широкой проблемы взаимоотношений личности, государства, других компонентов политической системы.

Следует отстаивать целесообразность введения в научную терминологию категории “ политико-правовое состояние личности ”, так как это понятие выступает как самая широкая, обобщающая категория, раскрывающая все стороны закрепленного в праве состояния личности и выражающая при помощи правовых средств ее отношения с государством и иными субъектами политической системы.

В содержание политико-правового состояния личности входят следующие основные компоненты: принципы функционирования личности в политической системе; гражданское состояние личности; правовое положение личности, включающее в себя: а) правосубъектность; б) правовой статус личности (права, свободы, обязанности); в) юридические гарантии; общие гарантии, выступающие как развернутая система экономических, политических, идеологических, социальных и культурных.

Принципы функционирования личности в политической системе, которые во многом определяются характером взаимоотношений личности и государства, – это такие отправные идеи, основополагающие начала, положения, на основе которых происходит регулирование политико-правовых отношений. Они играют определяющую роль в закреплении того или иного вида политико-правовой связи личности и государства, служат практическим критерием их деятельности.

Отношения и связи между государством и личностью в обществе, в котором преимущественно пока еще господствуют коллективистские отношения (по крайней мере в сознании большинства людей), характеризуются как взаимная ответственность и сопричастность каждой личности к делам общества, своего государства. Взаимная ответственность личности и государства вытекает из характера общественного и государственного строя, из лежащих в его основе закономерностей. При этом ответственность следует понимать в самом широком плане – как осознанные и объективно обусловленные общественно необходимые потребности. В этом заключается то общее и главное, что позволяет характеризовать государство и личность в их двусторонних отношениях в качестве взаимно ответственных субъектов.

Отстаивая положение о том, что категорию “ гражданское состояние личности ” нельзя считать чисто правовой, ей в немалой степени присущ политический аспект, примером чего является гражданское состояние особой группы – лиц, которым предоставлено убежище, следует отметить, что гражданское состояние личности должно рассматриваться с двух точек зрения: как государственно-правовой институт, т.е. совокупность государственно-правовых норм по поводу возникновения, существования и прекращения гражданского состояния, и как существующая политико-правовая связь личности и государства, выступающая предпосылкой и условием обладания правовым статусом. Студенту следует учесть мнение ученых, считающих, что категория “ правовая связь ” шире по своему содержанию, чем категория “ правовое отношение ”, что первая выступает в качестве родового понятия по отношению ко второй; отмечается, что наряду с совпадением в определенных моментах есть и существенные различия: понятие “правовая связь” богаче по содержанию и сторонам проявления; оно не имеет той четкой формальной определенности, которая крайне необходима правовым отношениям, отражает связи не только между ее участниками, но и между их свойствами, отношениями, между ними и системой в целом. Определяются четыре вида гражданского состояния личности: состояние гражданина, состояние иностранного гражданина, состояние лица без гражданства, состояние лица, которому предоставлено убежище.

Предметно-функциональная характеристика гражданского состояния личности позволяет отметить, что предметом этой политико-правовой связи выступает отношение личности к государству. Функциональное свойство политико-правовой связи проявляется в том, что через нее личность приобретает тот или иной комплекс прав, свобод и обязанностей, а утрата такой связи означает для личности изменение всего комплекса правового статуса (прав, свобод и обязанностей), индифферентное отношение как личности к государству, так и государства к личности.

При анализе гражданского состояния личности следует обращать внимание на то, что принадлежность лица к определенному государству устанавливается в результате возникновения юридического факта, а до этого момента существует общая неопределенная политико-правовая связь личности и государства. Содержанием этой связи, по всей видимости, является, с одной стороны, отношение личности к государству, с другой – отношение государства к личности. После того как возникает юридический факт, который признается государством в качестве такового, происходит конкретизация общей политико-правовой связи. Только государство в конечном счете окончательно решает вопрос об их изменении, трансформации, переходе из одного вида в другой.

Изменение связей, естественно, сказывается на видоизменении правового статуса. Например, принятие лица без гражданства в гражданство ведет к трансформации политико-правовой связи лица без гражданства в политико-правовую связь гражданина, что означает и превращение правового статуса лица без гражданства в правовой статус гражданина. Отметим, что изменение прав, свобод и обязанностей в пределах правового статуса не влечет преобразования гражданского состояния личности, а изменение правового статуса в целом возможно только в результате модификации гражданского состояния личности.

Завершается курсовое сочинение анализом взаимоотношения личности с субъектами политической системы на основе положений Конституции России 1993 г., где нашло отражение юридическое закрепление взаимоотношений личности с субъектами политической системы (ст. 2, 3, 6, 7, 13 и др.), при этом взаимные отношения опираются на политико-правовые, моральные принципы, и прежде всего на такие, как справедливость, гуманизм, интернационализм, патриотизм и другие.

Среди принципов взаимоотношений субъектов политической системы (государства, политических партий, движений и др.) и личности существуют общие, которые в том или ином качестве являются во многом определяющими, ведущими по отношению к другим принципам, в той или иной степени преломляются, отражаются в них. К общим принципам относятся: демократизм, гуманизм, нормосообразность, справедливость. К конкретным принципам взаимоотношений личности и субъектов политической системы относятся принципы взаимной ответственности личности и государства, законности, равноправия, всеобщего уважения прав и свобод человека, политического плюрализма.

Характеризуя основные перечисленные принципы, следует подчеркнуть, что показателем экономической, политической, социальной и культурной зрелости отношений личности в процессе осуществления политической власти является фактическое, самостоятельное и решающее участие каждого в управлении всеми государственными и общественными делами.

На современном этапе стратегическая линия развития политической системы российского общества, по нашему мнению, должна состоять в углублении и расширении ее демократизации, осуществлении самоуправления народа на основе повседневного, активного и действенного участия личностей, их коллективов, организаций в решении вопросов государственной, общественной жизни, что было и остается главным критерием оценки успехов демократии, конкретным направлением ее дальнейшего развития и совершенствования. В этой связи в работе целесообразно специально рассмотреть проблему абсентеизма в российском обществе.

Современная демократия, по большому счету, – это нахождение баланса между такими противоречащими друг другу идеалами свободы и равенства, как полновластие народа и автономия человека. Ценность демократии может возвышаться благодаря возможности изъявления воли каждым, но может и принижаться из-за дороговизны или длительности демократических процедур. Большие надежды, возлагаемые на демократизацию общества, обычно сменяются разочарованиями. Влияние демократических институтов ограничено. Демократия, являясь альтернативой любой тирании, тоталитаризму, административно-командной системе, не гарантирует эффективности, хорошего правительства, сильной власти, высокой организованности, тем более решения социальных, экономических проблем, но дает больше шансов для их решения гуманными способами.

Современная демократия в условиях все более возрастающего ее восприятия (теоретиками, практиками, теми или иными слоями населения) как общечеловеческой непреходящей ценности должна обладать глубоко гуманистическим содержанием.

[132; 509; 17; 234; 425; 284; 446; 300; 604; 412]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.033 с.)