Общество как социокультурная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как социокультурная система



Общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Субъектами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей (естественные: семья, род, народ, класс, нации и искусственные: политические партии и движения, профсоюзы и д.р.) и их институты.

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА:

· Носит всеохватывающий характер, включает в себя все социальные группы.

· Выражает и согласовывает социальные интересы всех членов.

· Осуществляет социализацию членов общества.

· Регулирует поведение людей путем выработки общезначимых норм и контролирует их выполнение.

· Является независимым, само определяет содержание своей деятельности, вырабатывает принципы и нормы своего функционирования.

· Общество многослойно и многосферно.

Социальный прогресс – поступательное развитие человечества и его отдельных отрядов (обществ, народов) от низших и наименее совершенных форм организации производства, распределения, потребления, а также ступеней развития человеческой личности, к более высоким и совершенным.

Эволюционный процесс. Естественное развитие без искусственных препятствий и сопротивления со стороны общества и его составляющих, постепенный переход от одного качественного состояния к другому.

Революционный процесс. Развитие, связанное с конфликтами, насилием, ожесточенными противостояниями между сторонниками и противниками тех или иных социальных изменений.

Тема 4. Личность в системе социальных отношений (2 часа)

План семинара

1. Понятие личности в социологии, ее сущность и структура.

2. Социализация личности и ее агенты.

3. Социальный статус и социальная роль личности.

4. Социальная типология личности.

5. Социологический практикум.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает социология личности и чем отличается ее подход от философии и социальной психологии?

2. Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность»?

3. Дайте определение понятию «социализация» и раскройте его.

4. В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией?

5. Каковы основные этапы социализации?

6. Что такое первичная и вторичная социализация?

7. В чем специфика «агентов» и «институтов» социализации личности?

8. Чем, по Фрейду, определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?

9. Что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

 

Социологический практикум

(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1Задание Выучите основные понятия темы: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «социализация», «ресоциализация», «десоциализация», «социальная адаптация», «интериоризация», «социализация», «агенты социализации», «первичная социализация», «вторичная социализация», «социальный статус», «иерархия статусов», «несовместимость статусов», «социальная роль», «ролевые ожидания», «ролевое поведение», «ролевая идентификация», «имитация», «конформизм», «мотивы», «потребности», «ценностные ориентации», «стимулы», «диспозиция», «типы личности».

2 Задание Как Вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

3Задание Высказываются разные мнения о личности «серого» студента. Одни говорят, что – это лодырь, тупица. Другие – человек, который многого не знает. А третьи считают, что это тот, кто не хочет учиться сам, мешает другим и еще хвастается своим невежеством. Ваше мнение, так кто же он «серый» студент? Обоснуйте свой ответ.

4Задание Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите несколько типичных конфликтов разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?

5 Как Вы думаете, какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд? Труд «создал» или «испортил» человека? Приведите примеры.

6Упражнение Вам предстоит провести параллели между двумя концепциями – З.Фрейда и М.Вебера. Структура личности, по Фрейду, состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Типология социальных действий включает четыре разновидности, указанных ниже.

Какие композиции структуры личности Фрейда соответствуют какому типу социального действия Вебера?

· Целенаправленное действие________________________________

· Аффективное действие____________________________________

· Ценностнорациональное действие__________________________

7Задание Какие агенты социализации оказывают доминирующее влияние на формирование облика и сознание современного молодого поколения в России? Обоснуйте свой ответ.

8 Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по-вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объясняется?

9Задание Известно, что дети, выросшие в детском доме, несмотря на то, что их кормили, воспитывали и учили на удовлетворительном уровне, отличаются от детей, получивших воспитание в семье. В настоящее время открываются семейные детские дома, где чужие взрослые люди играют роли отца и матери и воспроизводят тем самым структуру семьи. Почему, по-вашему мнению, для успешной социализации нужна именно семья, а не коммуна или детский дом? Обоснуйте свой ответ.

10 Задание Представьте себе мир, где нет ничего, что могло бы послужить Вам зеркалом. Оно необходимо Вам для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Как вы думаете, изменились бы в таком мире межличностные отношения радикально по сравнению с нашими?

11 Выполните тесты:

1 Социальным статусом называется:

а) степень уважения к человеку со стороны окружающих;

б) позиция человека в обществе, с определенным набором прав и обязанностей;

в) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;

г) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.

2 Социальная роль – это:

а) понимание индивидом своего места среди окружающих людей;

б) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям;

в) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;

г) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное.

3 К характеристике социальной роли не относится ______ признак:

а) масштаб;

б) интенсивность;

в) мотивация;

г) формализация.

4 Ролевой конфликт – это:

а) конфликт, обусловленный данной ролью;

б) конфликт между потенциальными претендентами на одну и ту же роль;

в) конфликт между режиссером и актером;

г) противоречие между несколькими ролями одного субъекта.

5 Под социализацией понимают:

а) обобществление собственности;

б) становление социалистического государственного устройства;

в) создание новой социальной общности;

г) освоение индивидом социальных ролей.

6 Из нижеперечисленного не входит в концепцию «зеркального Я»

Ч. Кули:

а) представление о восприятии нас другими людьми;

б) представление о реакции других людей на нас;

в) воздействие реакции других на наше поведение;

г) копирование поведения других в своих действиях.

7 Какую стадию развития личности не выделял Дж. Мид:

а) игра;

б) коллективная игра;

в) имитация;

г) мистификация.

8 Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся:

а) армейское подразделение;

б) внеформальная группа;

в) школьный класс;

г) конструкторское бюро.

9 Из приведенных ниже статусов аскриптивным является:

а) ректор;

б) студент;

в) принц;

г) кондуктор.

10 Оценка профессионального рейтинга отражает:

а) личный статус;

б) социальный статус;

в) и то и другое;

г) ни то ни другое.

11 Вторичная социализация – это:

а) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни;

б) период социализации, совпадающий с получением формального образования;

в) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации,

г) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

12 Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

а) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;

б) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов;

в) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актёром;

г) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

13 Личный (личностный) статус – это позиция, занимаемая индивидом:

а) в общественном транспорте;

б) в производственном коллективе;

в) в первичной малой группе;

г) в большой социальной общности.

14 Статусной несовместимостью в социологии именуется:

а) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов;

б) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества;

в) несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса;

г) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

15 Личность в социологии М. Вебера рассматривается как:

а) пассивный объект;

б) активный субъект;

в) проекция общественных отношений;

г) вообще не рассматривается.

16 Человеческую природу с точки зрения социологии определяет:

а) инстинкты;

б) интересы;

в) мотивы;

г) социализация.

17 «Отраженное Я» – это:

а) то, что человек видит в зеркале;

б) представление человека о себе на основе учета мнений других людей;

в) представление других людей о человеке;

г) теоретическое описание индивида как личности.

18 А. Маслоу считал потребностями самого высокого порядка:

а) витальные (еда, сон, секс, убежище);

б) в принятии и общении (стремление получить признание и оценку, найти свое место в социальной группе);

в) в понимании и любви (необходимость любить и быть любимым, понимать других людей);

г) в саморазвитии, самосовершенствовании и творческой самореализации.

19 Модальной личностью называют:

а) среднестатистический тип для данного общества;

б) общественно признанный идеал;

в) непременный результат социализации;

г) образец для подражания модников.

20 Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать каждое из них:

а) Ричард Линтон;

б) Роберт Мертон;

в) Джордж Герберт Мид;

г) Толкотт Парсонс.

Теоретическое положение Автор
20.1 Дети осваиваются в обществе и развивают свои социаль­ные сущности («самости»), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, т. е. путем принятия ролей  
20.2 Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров:(1) уровень эмоциональности; (2) способ по­лучения; (3) масштаб; (4) степень формализации; (5) мотивация  
20.3 Ролевые предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение индивидов в русло ролей  
20.4 Существует несколько наиболее распространенных спосо­бов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение раз­личных сфер жизнедеятельности; в) юмор...  

.

 

4.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Индивид – отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки цельного.

Индивидуальность – означает особенности, неповторимое, самобытное, отличающее конкретного человека от других, включающая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.

Личность – устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ:

1. Способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе, уровне, стиле и качества жизни, видах деятельности.

2. Объективные социальные потребности личности.

3. Способность к творческой деятельности, знания, навыки.

4. Степень овладения культурными ценностями общества (духовный мир личности).

5. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

6. Убеждения (принципы, определяющие линию поведения личности).

 

Социализация личности – процесс усвоения индивидом, личностью образцов поведения, присущих данному обществу и группе, их системы ценностей, норм, установок.

Социализация личности:

· Представляет собой противоречие единство унификации и индивидуализации.

· Основные факторы, обуславливающие процесс социализации человека: семья, обучение, труд, СМИ, организации.

· Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА:

· Целенаправленное воздействие общества на личность.

· Социальная среда.

· Активность и реактивность самой личности.

· Умение сопоставлять различные точки зрения, позиции, роли, критически их оценивать.

· Активное участие в практической преобразовательной деятельности.

Агенты социализации – конкретные лица, ответственные за обучение культурным нормам, освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее.

Первичная социализация (сфера межличностных отношений) преобладает в первой половине жизни. Агенты социализация – непосредственное, ближайшее окружение человека: семья, родственники, сверстники, учителя и др.

Вторичная социализация – сфера социальных отношений. Преобладает во второй половине жизни. Агенты социализации – все, находящиеся за ближайшим кругом окружения человека: администрация школы, вуза, средства массовой информации, политические партии и др.

Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения.

Ресоциализация – следующий за десоциализацией этап освоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Социальный контроль – регуляция поведения социальных общностей, групп, коллективов, организаций с помощью нормативных механизмов и правил.

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация общества (2 часа)

План семинара.

1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации.

2. Социальное неравенство как критерий стратификации. Системы стратификации.

3. Социальная мобильность, ее виды, типы и формы.

4. Средний класс в современном российском обществе.

5. Социологический практикум.

9Выполните тесты:

1 Социальная стратификация – это:

а) деление всех членов общества на группы в соответствии с опре­деленной заданной системой критериев;

б) сословная организация общества;

в) объединение людей для достижения конкретной цели;

г) приобретение человеком определенного социального статуса.

2 Деление общества на классы представляет собой:

а) ценностно-нормативную модель;

б) категориальную модель;

в) структурно-функциональную модель;

г) стратификационную модель.

3 П.Сорокин определял социальную стратификацию как:

а) совокупность социальных классовое;

б) совокупность взаимодействующих общественных групп;

в) дифференциация некоторой совокупности людей на классы в иерархическом ранге;

г) иерархическое подразделение членов общества в зависимости от объема их социального капитала.

4 Важнейшим признаком социальной стратифи­кации является:

а) авторитет;

б) иерархия;

в) власть;

г) харизма.

5 М.Вебер не включал в число кри­териев стратификации следующий признак:

а) богатство;

б) власть;

в) престиж;

г) титул.

6 Для со­ветского общества был характерен ____________ тип стратификационной системы:

а) этакратический;

б) социально-профессиональный;

в) культурно-символический;

г) культурно-нормативный.

7 Социальная мобильность – это:

а) изменение человеком места своего постоянного проживания;

б) смена ценностных ориентаций личности;

в) изменение социального статуса индивида или группы;

г) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

8 Наибольший вклад в теорию социальной мобильности внес:

а) П. Бурдье;

б) М. Вебер;

в) Э. Дюркгейм;

г) П. Сорокин.

9 К социальной мобильности не применяется следующее измерение:

а) горизонтальная – вертикальная;

б) восходящая – нисходящая;

в) индивидуальная – групповая;

г) классическая – современная.

10 Примером восходящей социальной мобильности является:

а) увольнение по сокращению штатов;

б) смена гражданства;

в) вступление в брак;

г) повышение в должности.

11 Примером горизонтальной мобильности является:

а) увольнение по сокращению штатов;

б) смена гражданства;

в) вступление в брак с представителем своей социальной группы;

г) повышение в должности.

12 Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой,восходящей мобильности:

а) локаут (массовое увольнение);

б) «из грязи – в князи»;

в) создание корпуса «красных директоров»;

г) репрессии 1930-х гг.

13 Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

а) повышение в должности;

б) изменение вероисповедания;

в) увольнение по сокращению штатов;

г) смену профессии.

14 К каналам вертикальной мобильности не относятся (-ится):

а) кадровые конкурсы;

б) армия;

в) образование:

г) миграция.

15 Важнейшим критерием экономической стратификации является:

а) уровень образования;

б) престиж профессии;

в) ранг в государственной иерархии;

г) место в организации труда.

16 В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие:

а) распределения власти;

б) распределения материальных богатств;

в) общественного разделения труда;

г) упорядочения социальных отношений.

17 В контексте теории социального неравенства члены одного слоя имеют:

а) одинаковый доход;

б) разные жизненные шансы;

в) схожие жизненные шансы;

г) одинаковый возраст.

18 Наиболее многочисленную часть в ситеме стратификации российского общества составляет ___________ слой:

а) базовый;

б) средний;

в) нижний;

г) субэлитный.

19 Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, – это:

а) социальные отношения;

б) социальная мобильность;

в) социальный статус;

г) социальное неравенство.

20 В таблице приведены определения некоторых экономических статусов. Укажите в правой графе номера тех родов занятий, которые, по - вашему мнению, имеют отношение к ним.

 

Статус Род занятий
Капиталист – владелец капитала, находящегося в оборо­те и приносящего прибыль  
Предприниматель – человек, затевающий новое, часто рискованное, дело и вкладывающий в него собственные, либо позаимствованные средства  
Менеджер — должностное лицо, планирующее и осущест­вляющее управление предприятием, в подчинении кото­рого находится один и более человек  
Род занятий: 1. Брокер. 2. Рантье. 3. Банкир. 4. Заимодавец. 5.Кредитор. 6. Директор. 7. Дилер. 8. Фермер. 9. Продюсер. 10. Министр

5.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальная страта – общественная группа или слой населения, объединенная несколькими общими характеристиками жизни.

 

 

СОЦИАЛЬНО – КЛАССОВАЯ

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

 

Классы. Главные признаки – отношение к собственности на средства производства и обусловленное этим место в системе общественного производства.

Социальные группы – характеризуется одним основным признаком (образование, доход и т.п.)

Социальные слои – совокупность близких по природе социальных групп.

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой.

Дистанция мобильности – количество ступенек (страт), на которые удалось подняться или опуститься социальным субъектам за определенный промежуток времени.

Объем мобильности – число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направление за определенный период времени.

Факторы социальной мобильности – социальные институты (армия, школа, семья, собственность), которые используются индивидами в процессе их социальных перемещений.

Тема 6. Социальные группы и социальные общности (2 часа)

План семинара

1. Понятие, формирование и типы социальных групп.

2. Малая группа: лидерство и групповая динамика.

3. Социальная общность и ее разновидности.

4. Социально-этнические общности.

2Задание

2.1. Даны два определения группы:

· Группа – реальность или множество людей, значимых для индивида в определенный момент времени.

· Группа – это определенное количество людей вступающих в непосредственное (лицом - к - лицу) взаимодействие.

Какое из них, по-вашему мнению, лучше подходит малой группе?

2.2. Почему совместная неудача сильнее сплачивает социальную группу, чем совместный успех? Аргументируйте ответ, приведите несколько примеров из своей жизни.

3Задание Во многих фирмах существует правило не назначать руководителем отдела человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. А ведь такой человек располагает большей информацией об отделе. К тому же его хорошо знают все работники отдела. Почему же охотнее приглашают человека со стороны, которому с большим трудом приходится вписываться в новый коллектив? Обоснуйте свой ответ.

4Задание Вспомните сказку о Дюймовочке. Вначале майский жук был в восторге от Дюймовочки, она казалась ему очень красивой. Но когда он показал ее другим майским жукам, они сказали: «Какое убожжество! У нее нет усиков! У нее дажже есть талия!» И жук немедленно разлюбил Дюймовочку и отправил ее куда глаза глядят. Какая черта групповой психологии проявилась в этом случае?

5Задание Что такое в Вашем понимании этнос? Охарактеризуйте основные концепции этноса. Какая из них вам представляется более верной? Приведите аргументы в поддержку своей точки зрения.

6 Задание В период «зрелого социализма» в отечественном обществоведении было принято положение о формировании «новой исторической общности людей – советского народа». Считаете ли вы этот тезис верным? Если да, то существует ли в настоящее время эта общность? Выберите вариант ответа: а) существовала, но распалась с распадом Советского Союза; б) существует до сих пор в трансформированном виде; в) существует в неизменном виде; г) ее никогда не было, это искусственное понятие. Обоснуйте свой выбор ответа. Как, по-вашему, можно ли рассматривать общность «советский народ» как новый этнос или суперэтнос? Почему?

7 Перечислите и охарактеризуйте известные Вам типы этнической идентификации. Что такое этноцентризм? Считаете ли вы его негативным или позитивным явлением? Аргументируйте свой ответ.

 

8 Задание Как Вы оцениваете смешанные браки:

1) они полезны, поскольку способствуют интеграции этнических групп в рамках общества;

2) они вредны, поскольку способствуют размыванию этносоциокультурных стереотипов, и усложняет процесс этнической идентификации следующих поколений;

3) они не имеют значения, поскольку этническая принадлежность человека вообще не определяется генетическим фактором. Постарайтесь объяснить свою точку зрения.

9 Задание Советское общество считалось интернационалистским. Охарактеризуйте с этой стороны современное пореформенное российское общество. Имеет ли место здесь национальное, этническое неравенство? Почему, как, по-вашему?

10Задание Установите верное соответствие между понятиями и их значениями.

 

Понятия, употребляемые при анализе межнациональных отношений Значения понятий
Современное Чувство любви к своей родине, к отечеству
Геноцид Идеология превосходства одной нации
Национализм Уничтожение какой-либо этнической группы
Патриотизм Стремление к отделению и образованию самостоятельных государств
Сепаратизм Ограничение прав национальных меньшинств

11Выполните тесты:

1 Индикатором принадлежности к социальной группе не является:

а) внешняя идентичность;

б) самоидентификация;

в) способ взаимодействия;

г) способ производства.

2 Диада – это:

а) древнее божество;

б) группа из двух человек;

в) из десяти человек;

г) правило выбора из альтернативных вариантов.

3 Малая социальная группа представляет собой:

а) любое кратковременное скопление людей, в котором они тем или иным образом взаимодействуют друг с другом;

б) совокупность индивидов, связанных между собой кровнородственными узами;

в) некоторое число людей, вступающих между собой в постоянные непосредственные контакты;

г) группу индивидов, имеющих одинаковые или близкие социаль­ные статусы.

4 Главным условием для возникновения малой груп­пы является:

а) длительное знакомство людей друг с другом;

б) общность интересов, профессии, деятельности;

в) психологическая совместимость всех членов группы;

г) окончание людьми одного учебного заведения.

5 Вторичная группа играет господствующую роль:

а) в родоплеменной общине;

б) в традиционном обществе;

в) в современном обществе;

г) в формальной организации.

6 Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется:

а) клан;

б) группа;

в) толпа;

г) очередь.

7 Типичным представителем малой группы является:

а) очередь в магазине;

б) участники забега на короткую дистанцию;

в) группа посетителей музея, сопровождаемая экскурсоводом;

г) нуклеарная семья.

8 Основателем теории групповой динамики считают:

а) Курта Левина;

б) Джорджа Герберта Мида;

в) Эдварда Гарфинкеля;

г) Элтона Мэйо.

9 Наибольшая численность малой группы определяется:

а) пределом в 8-10 человек;

б) пределом в 25-30 человек;

в) функциями группы в более крупной социальной общности;

г) постоянством или регулярностью непосредственных контактов между ее членами.

10 Первичной называется малая группа:

а) образующая ядро вторичной группы;

б) отличающаяся наиболее высокой частотой и плотностью контактов между ее членами;

в) формирующаяся раньше вторичной по времени;

г) система ценностей и норм, которая является для ее членов свое­образным эталоном.

11 Тип социального характера, преобладающего в современных развитых обществах, называется:

а) нерыночный;

б) ориентированный на себя;

в) ориентированный на традицию;

г) ориентированный на других.

12 Малая группа, система ценностей и норм которой являются для индивида эталоном, называется:

а) эталонной;

б) идеальной;

в) референтной;

г) когерентной.

13 Не бывает социальных общностей:

а) виртуальных;

б) номинальных;

в) реальных;

г) мнимых.

14 Толпа отличается от массы:

а) наличием непосредственной физической близости;

б) наличием лидера,

в) наличием цели;

г) наличием внутренней структуры.

15 Поведение людей в толпе описал:

а) П.Блау;

б) К.Маркс;

в) Г.Лебон;

г) М.Вебер.

16 Под коллективом понимается:

а) сплоченная организованная группа;

б) диффузная группа;

в) профессиональная группа;

г) ассоциация.

17 Для выполнения роли лидера необходимы следующие условия:

а) наличие у члена группы лидерских качеств и способностей;

б) признание группой особой ценности вклада в ее деятельность участника группы, демонстрирующего поведение лидера;

в) успешное выполнение лидерской роли в другой группе;

г) выбор лидера группой в ходе голосования.

18 Этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации, – это:

а) род;

б) народность;

в) национальное меньшинство;

г) этнос.

19 Реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и выступающая субъектом исторического развития, – это:

а) социальная группа;

б) народность;

в) нация;

г) этнос.

20 Данное определение: «Свойство этнического самосознания воспринимать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы» обозначает следующее понятие:

а) национализм;

б) шовинизм;

в) этноцентризм;

г) культурный релятивизм.

 

6.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.377 с.)