ТОП 10:

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ



Социальная группа – совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Коллектив – социальная группа, в которой все жизненно-важные связи между людьми опосредованы через общественно-важные цели.

Общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этническая стратификация – система структурированного социального неравенства, в которой различные этнические группы (общности) получают разное количество общественных (экономических, политических, правовых и других) ресурсов и в соответствии с этим иерархически ранжированы.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРАТИФИКАЦИИ:

· Границы страты более различимы и степень мобильности между ними минимальна.

· Этноцентризм.

· Конкуренция между группами.

· Различный доступ к власти у разных этнических групп.

 

ИСТОРИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПРИЧИНЫ

ЭТНИЧЕСКОЙ СТРАТИФИКАЦИИ:

· Завоевание и покорение одних народов другими.

· Аннексии – насильственное присоединение всей или части территории другого государства или народности.

· Недобровольная (насильственная) иммиграция.

· Добровольная иммиграция.

 

Тема 7. Социальные институты и социальные организации (2часа)

План семинара

1. Понятие социального института: структура, функции и типология.

2. Основные социальные институты: семья, гражданское общество и правовое государство, общественное мнение.

3. Социальные организации, их структура и типы.

4. Социологический практикум.

 

10Выполните тесты:

1Под социальным институтом понимают:

а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения опре­деленной совокупности личных и общественных потребностей;

б) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

в) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общест­ва проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

г) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие лю­дей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

2 Важнейшей предпосылкой институционализации является:

а) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум;

б) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации;

в) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий;

г) стремление членов общества к консенсусу.

3 Понятие «институционализация» означает:

а) признание достигнутого социального статуса индивида;

б) учреждение социального института определенной группой лиц;

в) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что считается общепринятым;

г) закрепление общественной практики или какой-то области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.

4 Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

а) политические институты;

б) брачно-семейные институты;

в) правовые институты;

г) экономические институты.

5 В рамках семьи «браком» называют ____________ отношения:

а) недоброкачественные и недружелюбные;

б) связывающие родителей и детей;

в) связывающие супругов правами и обязанностями;

г) объединяющие всех членов семьи.

6 Брачно-семейные институты включают в себя:

а) только аскриптивные статусы;

б) только достигаемые статусы;

в) и те и другие;

г) ни те, ни другие.

7 Р.Мертон назвал латентными _________ функции социальных институтов:

а) замедленные

б) реальные;

в) отсроченные;

г) скрытые.

8 Социальным институтом не является:

а) авторитет;

б) религия;

в) семья;

г) образование.

9 Нуклеарной называют _________ семью:

а) включающую только родителей и детей;

б) состоящую из однополых партнеров;

в) молодоженов, живущих отдельно от родителей;

г) где муж и жена – специалисты в области ядерной физики?

10 Полигамный брак характеризуется:

а) объединением в одной семье нескольких поколений;

б) наличием большого количества детей;

в) предварительной договоренностью родителей супругов;

г) наличием у человека нескольких супругов.

11 Семья как особый социальный институт не должна выполнять _________ функцию:

а) экономические;

б) политические;

в) воспитательные;

г) репродуктивные.

12 Матриархат с позиций распределения власти в семье можно определить, как:

а) доминирование мужчин;

б) власть детей;

в) доминирование женщин;

г) власть старушек.

13 Семью как малую группу отличает (-ют):

а) единство политических взглядов;

б) общность быта;

в) постоянный профессиональный рост;

г) общие увлечения.

14 Не выделяется тип организационных целей_______:

а) цели-задания;

б) цели-системы;

в) цели-ориентации;

г) поисковые цели.

15 Признаком формальной социальной организации, согласно М.Веберу, не является:

а) прибыль;

б) иерархия;

в) безличность;

г) рациональность.

16 Когда человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование:

а) в Античности;

б) в эпоху Средневековья;

в) в XIX в.;

г) в XX в.

17Что общего, по Э. Дюркгейму, содержится во всех религиях:

а) наличие культов поклонения.

б) концепция Бога как могущественного сверхъестественного существа;

в) наличие института церкви;

г) деление всего мира на две категории: сакральное и профаническое;

18 Деятельность бюрократии как механизма управления и особого со­циального слоя служит выражением:

а) целерационального типа социального действия;

б) ценностно-рационального типа социального действия;

в) традиционного типа социального действия;

г) аффективного типа социального действия.

19Одной из причин появления и функционирования неформальной структуры в организации является стремление её членов к:

а) дополнительному взаимодействию, помимо функционального;

б) социальной карьере;

в) контролю за выполнением организационных норм;

г) повышению уровня дохода.

20Общественное мнение основано на:

а) диалектической логике;

б) суждениях здравого смысла;

в) научном исследовании;

г) простых чувствах.

21 Укажите, с какими из приведенных ниже суждений вы согласны (отметив «да»), а с какими не согласны (отметив «нет»).

 

Суждение
21.1 Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов – в рабочие и крестьяне
21.2 Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей
21.3 В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших – больше
21.4 Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность
21.5 Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх

7.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.013 с.)