Тема 8. Социальный контроль и девиация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Социальный контроль и девиация.



Социальные конфликты (2 часа)

8.1 План семинара

1. Социальный контроль как механизм регуляции поведения. Элементы социального контроля: нормы и санкции.

2. Девиантное поведение: понятие, теории, формы.

3. Массовое сознание и массовые действия.

4. Социальные конфликты.

5. Социологический практикум.

11 Выполните тесты:

1 Девиантное поведение – это не что иное, как:

а) типичное поведение правонарушителя (делинквента);

б) преступное поведение;

в) отклонение от формального закона;

г) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

2 Девиация чаще всего наблюдается:

а) у пожилых людей;

б) у людей, озабоченных прежде всего личными интересами;

в) у женщин;

г) у молодых.

3 Социальные предписания – это:

а) средства наказания;

б) средства поощрения;

в) запрет или разрешение сделать что-либо;

г) формальные негативные санкции.

4 К числу социологических теорий девиантного поведения относится:

а) психоаналитическая теория (3. Фрейд);

б) теория врожденной предрасположенности к криминалу

(Ч. Ломброзо);

в) теория органической предрасположенности к криминалу

(У. Шелдон и др.);

г) теория навешивания ярлыков (Г. Беккер и др.).

5 Единственным типом недевиантного поведения в типологии

Р. Мертона является:

а) конформность;

б) инновация;

в) ритуализм;

г) ретритизм.

6 Социальным конформистом можно назвать:

а) законопослушного человека;

б) хитрого приспособленца;

в) человека, не имеющего собственного мнения;

г) того, кто одевается модно и элегантно.

7 Какой из типов девиантного поведения, по Р. Мертону, представляет собой «оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления не могут быть удовлетворены»:

а) инновация;

б) ритуализм;

в) ретритизм;

г) мятеж.

8 Поведение, отклоняющееся от социальных норм:

а) конформное;

б) революционное;

в) эволюционное;

г) девиантное.

9 Усвоение и соблюдение социальным актором определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы:

а) инновация;

б) конформность;

в) ритуализм;

г) ретритизм.

10 Предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия:

а) приказ;

б) социальная норма;

в) закон;

г) санкция.

11 Создателем теории социального конфликта считают:

а) Огюста Конта;

б) Макса Вебера;

в) Карла Маркса;

г) Питирима Сорокина.

12 Система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом, называется:

а) физическим контактом;

б) групповым взаимодействием;

в) социальной системой;

г) социальным контролем.

13 Ролевые конфликты бывают:

а) относительные и абсолютные;

б) внутри ролевые и межролевые;

в) индивидуальные и групповые;

г) региональные и локальные.

14 Под институционализацией конфликта в социологии понимают:

а) научное изучение классовых конфликтов в обществе с целью их предотвращения;

б) развитие особых социальных институтов для урегулирования конфликтов между работодателями и наемными работниками;

в) создание специальных судебных и арбитражных учреждений для рассмотрения трудовых и гражданских споров;

г) разработку правил гражданского противостояния.

15 Самопожертвование ради справедливой победы является:

а) аномией;

б) позитивной девиацией;

в) нормальным поведением;

г) не является девиантным поведением, поскольку девиация всегда отрицательна.

16 Тип массового поведения, определяемый как широкий массовый союз людей, объединенных стремлением осуществить или блокировать аспект социального изменения внутри общества, – это:

а) бунт;

б) мятеж;

в) социальное движение;

г) революция.

17 Этнические движения 90-х годов XX века являлись (и являются) массовыми социальными движениями, так как:

а) в них участвуют исключительно женщины;

б) пользуются террористическими методами;

в) носят протестный характер и связаны с неинституциональными средствам достижения целей;

г) в них участвуют исключительно мужчины.

18 К позитивным функциям конфликтов в обществе Л.Козер относит:

а) большие эмоциональные и материальные затраты;

б) прявление психологического и физического насилия;

в) уменьшение сотрудничества;

г) сплочение и интеграцию.

19 К числу революционных относят движение _________:

а) антиглобалистское;

б) коммунистическое;

в) за ограничение скорости на автострадах;

г) антивоенное.

20 Массовому сознанию менее всего свойственна ________ функция:

а) идеологическая;

б) гносеологическая;

в) коммуникативная;

г) воспитательная.

8.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАЦИЯ.

СОЦИЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Социальная норма – правило, предписание того, как себя вести в обществе.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

· Институциональные (социетальные) нормы – закрепление практики или общественных отношений в виде социальной нормы. Они являются предписанием всему обществу от имени государства.

· Правовые нормы (юридические нормы, нормы права) – установленные государством общеобязательные правила общественного поведения.

· Моральные нормы – основные фундаментальные принципы идеалы, моральные воззрения, регулирующие общественные устои, строй жизни, формы общения и содержащие в себе понимание сущности смысла и цели общества, истории, человека и его бытия. Имеют социально всеобщее значение и распространяются на всех членов общества.

· Религиозные нормы – вид социальных норм в форме религиозных предписаний и санкций, как конкретизация законов божьих, исходящих от божьих, исходящих от бога и его посредников – священнослужителей.

 

 

 

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

1. Регулирование социализации личности и общества.

2. Интеграция социальных индивидов в группы и групп в общество.

3. Контроль отклоняющегося поведения.

4. Является эталоном и моделью поведения людей.

 

Социальные санкции – действия, способствующие реализации социальных норм (поощрение и наказание).

 

ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ:

· Процесс социализации личности.

· Конфликты, свойственные внутренней природе личности (Фрейд).

· Культурно – историческая среда, в которой существует человек.

· Рост аномии общества (Дюркгейм).

· Разрыв между целями общества и социально одобренными средствами их достижение (теория аналогии Р. Мертона).

 

ТИПЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

· Культурные отклонения.

· Психические отклонения.

· Индивидуальные и групповые отклонения.

· Первичные и вторичные отклонения.

· Культурно одобряемые осуждаемые отклонения.

· Девиации положительного и девиации отрицательного характера.

· Нейтральная девиация.

Социальный контроль – механизм саморегуляции в обществе и его группах.

Уровни социального контроля:

· Межличностные отношения в семье.

· Отношения в социальных группах.

· Отношения в подсистемах общества.

Функции социального контроля:

· Регулятивные – обеспечение стабильности функционирования общества через механизмы саморегулирования. Регламентация и консолидация деятельности индивидов.

· Конструктивные – обеспечение развития общества. Формирование новых социальных норм, отражающих реальные социальные отношения в обществе.

Самоконтроль – внутренняя форма социального контроля. Основа социализации личности.

Социальный конфликт – открытое, достигшее фазы обострение столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов, находящихся в определенной связи и взаимосвязи.

 

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА:

· Предмет конфликта.

· Ближайшие и отдаленные причины конфликта.

· Основные субъекты конфликта.

· Наблюдатели конфликтной ситуации, оказывающее воздействие на ее развитие.

· Внешние социальные детерминанты.

· Мотивы конфликтного поведения сторон.

· Цели субъектов конфликта.

· Возможные альтернативы конфликтного поведения.

· Конкретные поведенческие акции сторон.

· Конкретные средства, применяемые сторонами – субъектами конфликта в ходе столкновения.

· Конфликтная ситуация в целом как динамическая система социального взаимодействия субъектов.

· Социальные нормы, моральные и правовые регуляторы, общественные средства контроля за развитием конфликтной ситуации.

· Существующие возможности, пути, средства и способы разрешения конфликта.

· Возможные, прогнозируемые социальные последствия конфликта.

· Действительные, реальные (негативные и позитивные) последствия конфликта.

Тема 9 Мировая система и процессы глобализации (2часа) 9.1 План семинара
1. Международные организации и их роль в современном мире.
2. Мировая система и процессы глобализации.
3. Глобализация и новый мировой порядок. Место России в мировом сообществе.
4. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 5. Социологический практикум.  

6 Выполните тесты:

1 Процесс сближения наций и народов, в ходе которого человечество постепенно превращается в единую мировую систему, называется:

а) институционализацией;

б) глобализацией;

в) интериоризацией;

г) трансформацией.

2 Термин «глобализация» предложил:

а) М.Кастельс;

б) Т.Левитт;

в) Л.Туроу;

г) О.Тоффлер.

3 Концепцию капитализма как глобальной мировой системы разработал:

а) М.Вебер;

б) И.Гофман;

в) И.Валлерстайн;

г) П. Блау.

4 Глобализация в политической сфере ведет к:

а) усилению влияния национальных государств;

б) усилению влияния наднациональных объединений;

в) росту числа диктаторских режимов;

г) увеличению числа национально-освободительных движений.

5 В сфере экономики глобализация влечет за собой формирование:

а) единого общемирового рынка;

б) единой мировой корпорации;

в) изолированных друг от друга государств;

г) нерыночной системы международных экономических отношений.

6 Глобализация в сфере культуры проявляется в:

а) расширении «исламского мира»;

б) расширении сферы использования английского языка;

в) переводе «священных книг на национальные языки»;

г) расширении зоны бедности на земле.

7 Глобальная проблема современности, вызванная, по мнению ученых, негативным воздействием человека на окружающую среду, - это:

а) расширение зоны пустынь;

б) озоновые дыры;

в) понижение уровня мирового океана;

г) парниковый эффект.

8 Глобализация оказалась возможной за счет:

а) деятельности компании Microsoft;

б) доброй воли правительств разных стран;

в) политики правительства США;

г) образования информационных и финансово-промышленных сетей.

9 Во времена холодной войны социалистические страны называли «странами ______ мира»:

а) «первого»;

б) «второго»;

в) «третьего»;

г) четвертого».

10 Один из видных теоретиков мирового сообщества И.Валлерстайн, дифференцировал страны мира (мировую систему) натри группы: страны ядра, страны______ и страны периферии:

а) окраины;

б) полупериферии;

в) провинции;

г) середины.

11 Товарность информации является характерной чертой общества:

а) индустриального;

б) традиционного;

в) аграрного;

г) постиндустриального.

12 Глобализация усиливает:

а) развитие национальных культур;

б) рост традиционной экономики;

в) миграционные процессы;

г) влияние национальных государств.

13 Россию может выдвинуть на первый план глобализации:

а) наращивание военной мощи;

б) подъем экономики;

в) возрождение СССР в той или иной форме;

г) отказ мира от потребительских ценностей.

14 На бли­жайшие десятилетия наиболее вероятен __________ сценарий мирового развития:

а) однополярный;

б) биполярный;

в) многополярный;

г) апокалиптический.

15 Серьезным препятствием на пути дальнейшего развития объективных глобалистских тенденций в настоящее время является:

а) фундаментализм;

б) социал-демократизм;

в) либерализм;

г) демократия.

16 Согласно концепции И.Валлерстайна, к «полупериферии мировой системы» относятся, две страны:

а) Польша;

б) Франция;

в) Германия;

г) Литва.

17 Надежды на возрождение России многие отечественные обществоведы связывают с:

а) культурой;

б) политикой;

в) экономикой;

г) религией.

18 Примером включения России в глобальные культурные процессы является:

а) присоединение России к «Болонскому соглашению» в сфере высшего образования;

б) участие России в совместном проекте с компанией «Боинг» по созданию самолета-аэробуса;

в) участие России в деятельности МВФ;

г) участие России в программе НАТО «Партнерство во имя мира».

19 Из всех региональных проблем для России менее важна:

а) отношения с Китаем;

б) отношения с Японией;

в) отношения внутри СНГ;

г) противодействие России и США в зонах «третьего мира».

20 Среди государств СНГ для геополитических перспектив России наиболее важна:

а) Армения;

б) Белоруссия;

в) Казахстан;

г) Украина.

Библиография

1. Волков Ю. Г. Социология. – М., 2010.– С. 394 – 403.

2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. – М., 2010.– С. 194 – 357.

3. Игебаева Ф.А. Социология.– Уфа, Изд-во БашГАУ, 2011.– С.181 – 201.

4. Козырев Г.И. Социология. – М., 2010.– С. 236 – 246.

 

9.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.129 с.)