Лекция 10. Социальные институты и организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 10. Социальные институты и организации.



Цель: изучить особенности социальных институтов и организаций, их структуру, виды, функции.

План:

1. Понятие социального института: структура, функции и дисфункции социальных институтов.

2. Классификация социальных институтов.

3. Социальные организации: определение, структура, свойства.

4.Типология социальных организаций.

 

Первым предложил термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер. Подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.

Согласно учению Г.Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности.

В западной социологии под социальным институтом понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Русские социологи под социальными институтами (от лат. – установление, учреждение) понимают исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надёжность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом.

Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:

1) постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

2) чёткое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;

3) регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;

4) наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов и т.д.

Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных формах. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д.

Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений называется институционализацией. По Фролу С.С. институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов (институциональная структура):

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Роберт Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

Явные функции институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция т.е. передача социального опыта.

5. Коммуникативная функция т.е. распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом. (т.е. существуют результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее).

Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов (отдельных групп, слоёв, классов). Может наступить такая ситуация, при которой изменения потребностей не найдут отражение в структуре и функциях социального института и в его деятельности возникает дисфункция. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределённости его функций, понижении социального авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, т.е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Таким образом Дисфункцией социального института называется нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество.

 

2 Г.Спенсер выделял следующие виды социальных институтов:

1) Домашние учреждения (различные виды брака, семьи и др.).

2) Обрядовые учреждения (приветствия, титулы и т.д.).

3) Политические учреждения.

4) Церковные учреждения.

5) Профессиональные учреждения.

6) Промышленные учреждения.

Российские социологи выделяют следующие виды социальных институтов:

1) Экономическо-социальные институты – собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределение общественного богатства. Соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и защиту определённых ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5) Нормативно-санкционирующие – общественно-социальная регуляция поведения на основе норм, правил и предписаний закреплённых в юридических и административных актах.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, регламент собраний и т.д.

 

3 С социальными институтами тесно связаны социальные организации.

Социальная организация – это в широком смысле любая организация в обществе: в узком смысле – социальная подсистема организации.

Выделяют четыре направления в определении организации:

1) В соответствии с теорией К.Бернарда организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.

2) Согласно точке зрения Г.Саймона организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ с упорядоченными связями внутри него.

3) М.Вебер представляет третье направление в определении организации. По его мнению социальная организация – это рациональная система направленная на достижение цели.

4) По мнению А.Этциони, социальная организация – это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей.

Таким образом применительно к социальным объектам термин «организация» традиционно употребляется в трёх смыслах:

Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции.

Во-вторых, этот термин может означать определённую деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию.

В-третьих, имеется в виду характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда под организацией понимается определённая структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1. Они создаются для реализации определённых целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.

3. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку.

4. Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации.

5. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. На базе соединения различных элементов организации в целое создаётся особый организационный эффект который означает синергию т.е. прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий её участников.

Пригожин выделяет следующие элементы организации:

1. Центральным элементом любой организации является её социальная структура – это шаблонные, или регулируемые аспекты взаимоотношений между участниками организации.

2. Цели – как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Выделяются три взаимосвязанных вида организационных целей:

1) цели–задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня;

2) цели–организации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию;

3) цели–системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое – т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность.

3. Члены организации, или участники – это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определённым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определённую позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую роль.

4. Технология – это место, где производится определённого вида работа, где энергия участников применяется для трансформации материалов или информации.

5. Внешнее окружение Р.Мертон выделил основные факторы влияния на организацию внешней среды:

1) роль государства и политической системы;

2) влияние рынка;

3) роль экономики;

4) влияние социальных и культурных факторов;

5) технология из внешнего окружения.

Как социальная система организация имеет следующие специфические свойства:

1. Организация всегда и прежде всего – социальная общность.

2. Организация – иерархическая система, её отличительный признак – наличие как минимум двух элементов: субъекта и объекта управления.

3. Социальная активность групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадают с целями организации.

4. Организация обладает целевой природой, поскольку создаётся для реализации определённых целей и оценивается через целедостижение.

5. Организация опирается на горизонтальные структуры – разделение и специализация труда по функциональному признаку.

6. Организация построена по вертикальному принципу что обусловлено необходимостью координировать деятельность горизонтальных структур, их активность.

4 Выделяют формальные и неформальные типы социальных организаций.

Формальная организация возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в её основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации чётко регламентирована. Строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создаётся иерархия: руководитель – подчинённые.

Одним из первых ввёл в социологию категорию формальной организации М.Вебер. Он доказывал, что формальная организация, как правило стремится превратиться в бюрократическую систему. Вебер выделил следующие черты бюрократии:

1) управленческая деятельность совершается постоянно;

2) существует потолок, сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления;

3) вышестоящий руководитель осуществляет контроль за нижестоящим чиновником;

4) управленческая работа становится особой профессией;

5) существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются;

6) в управлении главным является принцип безличности.

Неформальные организации – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий.

В таких организациях нет жёсткого регламента, дисциплины, члены неформальной организации более самостоятельны в достижении своих целей. Такие организации менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям.

Пригожин выделяет три типа организаций:

1. Административные – с жёстко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений, директивно установленными извне целями, ограниченными возможностями для работников влиять на них (например учебные заведения).

2. Общественные организации. Характеризуются добровольностью членства, менее формализованными структурами, большей возможностью влиять на конечные цели. (Например политические партии, профсоюзы).

3. Ассоциативные организации – степень формализации отношений минимальна, структуры подвижны, цели не декларированы, а влияние на них индивидов достаточно велико. (Например семья).

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийные презентации

Литература:

1. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

2. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

3. Маршак А.А. Социология. – М., 2002.

4. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.038 с.)