Лекция 2: зарубежная социология в XIX и в первой половине XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2: зарубежная социология в XIX и в первой половине XX века.



Н.И.Кареев. (1850–1931 г.г.).

В работе «Основные направления социологии и её современное состояние» Н.И.Кареев указал на две основные стороны социологии: 1) социология выступает как система взглядов и на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу. 2) Она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.

Социология – исходит из определённого мировоззрения, из общей картины общества, которая создаётся социальной философией.

Кареев выделял три основные стороны духовного бытия человека: ум, чувства, волю.

Указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений

Выделил теорию общества. Последнее, в его представлении, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми.

3. В начале 20-х годов процесс преподавания социологии становится двойственным: с одной стороны, складываются секции, кафедры, факультеты обществоведения, выходят учебники. С другой стороны, опыт преподавания не обобщается, часто преподаватели действовали кустарно. П.Сорокин, заметив это, обратился к властям с предложением создать летние курсы для молодых преподавателей. Но его не поддержали. С конца 20-х годов до начала 60-х термин «социология» употребляется с чрезмерными социологическими нагрузками. Лучшие учебники марксистской социологии (Н.Бухарин, С.Оранский) были насильственно выведены из умственного обихода.

В 1922 г. были высланы из страны (П.Сорокин, С.Франк, С.Булгаков, П.Струве и другие). Другая часть нашла своё место в новой советской науке (Н.Гредескул, Н.Кареев, Е.Тарле). Представители молодого поколения (А.Звоницкая, Т.Райнов, К.Пожитнов, С.Первушин) приняли революцию и многое сделали для развития социологической мысли в СССР. Произошла идеологизация науки.

В 1922 г. после провозглашённого Лениным требования о коммунистическом контроле над содержанием и программами обучения и запрете на преподавание для ряда буржуазных профессоров вследствие их открытой, направленной против советской власти деятельности, к преподавательской работе активно привлекаются первые учёные-марксисты: В.Быстрянский, А.Тюменев, Н.Андреев, Е.Энгель и другие.

Главным центром развития теоретических исследований в области общественных наук стала основанная в 1918 году Социальная Академия общественных Наук, переименованная в 1924 г. в Коммунистическую Академию (распущена от 7.02.1936 г.).

В 1925 г. при КомАкадемии создаются Общество статистиков-марксистов под руководством М.Н.Фалькнер-Смита и С.Г.Струмилина и Общество историков-марксистов, куда вошли М.Н.Покровский, В.П.Волгин, П.О.Горин, А.М.Панкратова и другие. В 20–30-х годах под эгидой Ком.академии выходил ряд специальных журналов: «Проблемы экономики», «Мировая экономика и мировая политика», «Историк-марксист», «Большевик», «Под знаменем марксизма», «Советское государство», «Вестник Коммунистической Академии».

Нравственная атмосфера, сложившаяся после дискуссий рубежа 20–30-х годов, заставила многих исследователей-обществоведов либо отойти от разработки актуальных проблем развития общества и переключиться на область истории, философии, социологии, логики, занять позицию пассивной обороны, выжидания, либо стать «комментаторами» «непререкаемых истин», изречённых «отцом народов». Были, конечно, учёные, которые пытались отстаивать научный дух марксизма, его творческую суть в анализе социальных процессов, но судьба их в большинстве своём трагична.

Кроме нескольких небольших социологических проектов, реализованных после 1931 года, в Советском Союзе до начала 60-х годов не было ни специальных социсследований, ни учебной дисциплины «социология».

В середине 50-х годов произошло некоторое потепление. Это связано с решениями ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.).

19 июня 1958 года была создана Советская социологическая ассоциация (ССА). Тем самым было выполнено уставное требование для вступления в Международную социологическую ассоциацию (основанная в 1949 г.

Создание ССА было воспринято многими учёными как знак официального признания социологии. Начались научно-теоретические споры о допустимости социологии. Спор об отношениях между социологией и истматом тянулся до восемьдесятых годов.

Были возобновлены эмпирические социальные исследования. Предметом этих исследований была социальная структура советского общества, культурно-технический уровень рабочего класса, бюджет времени, социальные проблемы труда, образования, семьи и др. В них принимало участие около 2000 сотрудников высшей школы, исследовательских центров, партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций.

Социологическое исследование порождало специальные области знания, которые в силу значимости практических информационных услуг уже были незаменимы для советской системы и потому не могли более, как в 30-е годы, быть произвольно подавлены.

Однако несмотря на мелочную идеологическую и административную опеку социология достигла высокой степени институционализации ещё до решения Политбюро ЦК КПСС о её легализации.

Главный социологический центр страны был переименован сначала в «Институт социологических исследований», затем на основе решения Политбюро – в «Институт социологии». Новое имя окончательно подтвердило признание социологии как самостоятельной науки. К концу 60-х – начала 70-х годов успела сложиться очень сильная социологическая школа, которая впоследствие была разгромлена.

К середине 80-х годов социологическая наука была уже с одной стороны, без кадров, а с другой стороны, усилиями Федосеева и др. она по существу стала отождествляться с опросами общественного мнения.

Важной вехой в институционализации социологии стал XXVII съезд КПСС (1986), обративший внимание на необходимость исследования различных проблем социальной сферы. Социология была восстановлена в своих правах.

В 1988 г. вопрос о социологии рассматривается на заседании Политбюро ЦК КПСС.

В МГУ открылось социологическое отделение. В 1990 г. – социологический факультет. В 1992 году во всех вузах России вводится учебная дисциплина «социология». Возникают новые кафедры, факультеты во многих университетах и институтах России. Ныне, наряду с институтом социологии, есть ИСПИ, Независимый институт социальных и национальных проблем, кроме Социса, выходят «Вопросы социологии», «Социология: 4М». – методология, методы, математические модели», с 1994 г. – начал выходить «Социологический журнал».

 

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Социология в России. Под ред. В.А.Ядова. – М., 1998.

2. Миненков Г.Я. Введение в истории российской социологии. – М., 2000.

3. КульсееваТ.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

4. Фролов С.С. Социология. – М., 2002.

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

а) уровни методологии

1. Общенаучная (относится к социологии в целом).

2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).

б) Разделы социологии

1. Мировоззренческие и методологические принципы.

2. Учение о предмете социологии.

3. Знание о методах.

4. Знание о социологическом знании.

5. Знание о процессе социологического исследования.

6. История социологии и др.

ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ.

Уровни знания

1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

МЕТОДЫ.

По масштабу применения

1. Общенаучные (напр., математические методы).

2. Частнонаучные (напр., методы опроса).

По уровню знания

1. Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.).

2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.).

По этапам исследования

1. Методы сбора.

2. Методы обработки

3. Методы анализа

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Типы и уровни исследования

а) По характеру знания

1. Методологические

2. Неметодологические

б) По уровню знания

1. Теоретические

2. Эмпирические

в) По ориентации исследования

1. Фундаментальные

2. Прикладные

г) По предмету исследования

1. Социологические

2. Комплексные (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.).

д) Стадии исследования

1. Методологическая

2. Эмпирическая

3. Теоретическая

Направления исследований

(по предмету и объекту исследования)

1. Социальные группы

2. Социальные институты

3. Социологические организации

4. Социология труда и т.д.

Наряду с этими уровнями социологи выделяют макро, микросоциологию, теорию среднего уровня.

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми. Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Примерами макросоциологического подхода могут служить теория конфликта и функционализм.

Термин «теории среднего уровня» был введён в практическую деятельность американским социологом Робертом Мертоном. По его мнению, теории среднего уровня – это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, соц-х организаций и социальных изменений». Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, отклоняющегося поведения и т.д.

 

3 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Факт социальный – событие описанное в чётких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов:

1. Первый подход демографический. Этот подход главным образом интересует, как тенденции в развитии народонаселения воздействуют на социальные институты; особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей.

2. Второй подход психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

3. Коллективистический подход применяется, когда идёт изучение двух или более людей, образующих группу или организацию. Здесь рассматриваются такие первичные группы как семья, формальные организации как армия и т.д.

Данный подход применяют при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. Например

С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе и др. Этот подход важен при изучении коллективного поведения, напр. действий толпы, реакции аудитории и др.

4. Четвёртый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определённых участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями.

Определив роли внутри группы, мы сможем выявить отношения между членами группы и следовательно, проанализировать её структуру.

5. Пятый подход культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры как общественные правила и общественные ценности.

При культурологическом подходе правила поведения или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Напр. в соответствии с уголовным кодексом убийство, ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми.

Существуют также подразумеваемые нормы, напр. не жуй с открытым ртом и т.д.

Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Напр. в обществе в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и т.д.).

 

4 ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

по В.Н.Лавриненко

1. Познавательная функция – заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития.

2. Практическая функция – состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации.

3. Идеологическая функция – т.к. социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений.

В.С.Рахманин выделяет 1) культурно-просветительную функцию т.к. социология формирует знание об обществе, его социальных системах, социальном состоянии и тем самым обогащает духовный мир человека, повышает культуру его социального и политического мышления.

2) Мировоззренческую функцию (одно и тоже что идеологическая функция).

3) Социально-прогностическую.

4) управленческую функцию.

5) социально-преобразовательную функцию.

К.А.Радугин: 1) прикладную функцию и 2) функцию социального контроля.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийная презентация.

Литература:

1. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

2. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

3. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. – М., 1998.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1996.

5. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

Социоматрица

Кого выбирает Кого выбирают Число выборов
1 2 3 + – Всего
1. Алексеев 2. Бондарев 3. Михайлов + – + 0 + 0 + – + 2 1 3  

Число полученных выборов

+

Всего

+ означает предпочтение (положительный выбор), – отвержение (отрицательный выбор), 0 – фиксирует отсутствие выбора.

 

Удобным способом представления содержания социоматрицы являются социограммы. Так в круговой социограмме члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами группы. Используют следующую символику:

(А) – положительный выбор члена группы А.

– – (А) – отрицательный выбор члена группы А.

(А)–––(В) – взаимная положительная связь.

(А)– –(В) – взаимная отрицательная связь.

 

2. Количественными характеристиками межличностных отношений, отвечающими выделенным критериям, являются социометрические индексы, или коэффициенты. Они подразделяются на два класса.

Первый класс – это персональные социометрические индексы. Они отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы.

Второй класс включает в себя групповые индексы, они характеризуют группу в целом.

Персональные социометрические индексы подразделяются:

1. Социометрический статус. Он отражает отношение членов группы к каждому её представителю:

количество полученных i – членом группы (выборов)

C i = ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N – 1

где N – численность группы.

 

2. Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно:

количество выборов, отданных i – членом группы

E i = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N – 1

 

3. Индекс объёма взаимодействия, который представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта.

количество взаимодействий i – члена группы

A i = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N – 1

 

При исчислении индекса Аi надо посчитать односторонние положительные и отрицательные выборы, или связи, и добавить к ним количество трёх видов парных двусторонних выборов: взаимоположительные и взаимоотрицательные выборы (симметричные отношения) и несимметричные выборы (когда один человек выбирает другого, но второй отказывает в этом первому).

К групповым социометрическим индексам относят:

1. Индекс социометрической когерентности. Он характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учёта их знака, их направленности.

количество отданных (или полученных) выборов

K = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N * (N–1)

 

2. Индекс взаимности. Он измеряет сплочённость группы, проявляющуюся прежде всего в количестве взаимных положительных связей, и находится по формуле:

количество взаимных положительных связей

G = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N * (N–1)

 

3. Социометрический индекс референтности.

количество взаимных положительных выборов

R = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

количество положительных выборов

 

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

 

Лекция 23. Методика проведения эксперимента.

 

Цель лекции:изучить процедуру проведения эксперимента.

План лекции:

1. Эксперимент как вид социальных исследований: понятие, объект, предмет, цель, виды переменных.

2. Классификация эксперимента.

3.Этапы проведения эксперимента

 

1.Эксперимент (от лат. «проба, опыт») – ведущий метод научного познания. В психологии направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определённых явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

Эксперимент (в социологии) – способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых (переменных). Переменная – это любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждёт, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

1. Независимая – это, та, которую изменяет экспериментатор.

2. Зависимая – фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

3. Промежуточные переменные – неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга.

4. Контролируемые переменные – те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства.

Объектом эксперимента выступают социальные группы, коллективы, личности (участники эксперимента). Обычно в эксперименте два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспериментальные группы.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определённого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

Предметом эксперимента являются отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов, обусловливающих его социальную деятельность и поведение.

Целью проведения эксперимента является проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные по характеру управленческие решения.

Успех эксперимента зависит от создания следующих условий: Во-первых, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными. Характеристики, «не участвующие» в эксперименте, называются нейтральными. И в-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить её состояние.

 

2. Классификация эксперимента: Социальные эксперименты различают по следующим основаниям: а) по характеру исследуемых объектов – социологические, экономические, психологические, педагогические и т.д.; б) по специфике поставленной цели – научно-исследовательские и практические или научно-практические; в) по логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

В линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной и экспериментальной. То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы, и по истечению определённого, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические признаки). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной –изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

г) По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования. При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомлении в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомлённость может повлиять на ход эксперимента.

В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

д) По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты. Первый из них предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Формирующий эксперимент, предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определённые свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:

поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона.

критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами.

воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надёжности и объективности полученных ими результатов.

 

3. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА:

1. Теоретический этап, включающий в себя определение темы исследования, предварительную постановку проблемы, изучение необходимой научной литературы, уточнение проблемы, выбор объекта и предмета исследований, формулирование гипотезы.

2. Подготовительный этап, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, анализ путей достижения «чистоты» эксперимента, определение оптимальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, подготовку необходимого оборудования, составление инструкций испытуемым, формирование выборки. В том случае, если эксперимент обещает быть длительным, дорогостоящим или трудоёмким, подготовка к нему обычно предполагает осуществление пилотажного исследования, способного выявить грубые ошибки и несоответствия в экспериментальной программе.

В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.

Дневник наблюдения – методический документ, где в закодированной форме записываются:

1) ход наблюдения; 2) результаты наблюдения; 3) действия наблюдателя; 4) оценка инструментария и процедур; 5) реакция наблюдаемых.

Карточка наблюдения – методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде.

Главным документом экспериментального метода является протокол эксперимента, в котором должны быть отражены следующие позиции.

1. Наименование темы эксперимента.

2. Точное время и место его проведения.

3. Чёткая формулировка проверяемой гипотезы.

4. Содержание экспериментального фактора.

5. Характеристика зависимых переменных и их индикаторов.

6. Сущностное описание экспериментальной группы.

7. Характеристика контрольной группы и принципов её отбора.

8. Описание экспериментальной ситуации.

9. Характеристика условий эксперимента.

10. Ход эксперимента, т.е. его обстановка.

11. Оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария.

12. Заключение о достоверности гипотезы.

13. Прочие выводы.

14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.

15. Дата подписания протокола.

3. Экспериментальный этап, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследовательской работы от инструктивирования и мотивирования испытуемых до регистрации результатов и постэкспериментальной беседы с участниками процедуры.

4. Интерпретационный этап, содержанием которого является формулирование вывода о подтверждении или опровержения гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного отчёта.

В социологии проведение эксперимента предполагает последовательное решение ряда вопросов:

1) определение цели эксперимента; 2) выбор объекта(объектов), используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы(групп); 3) выделение предмета эксперимента; 4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; 5) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; 6) формулировку гипотез и определение задач; 7) выбор индикаторов и способов контроля протекания эксперимента; 8) определение метода фиксации результатов; 9) проверку эффективности эксперимента.

Для успешного проведения эксперимента большую роль играет правильный подбор его участников (выборка). Выделяют следующие методы отбора экспериментальных групп: Метод попарного отбора: из генеральной совокупности отбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но отличались по факторным характеристикам. После чего для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время измеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

Метод структурной идентификации. В этом случае в эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла макромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Этот отбор может быть осуществлён по принципу квотной выборки.

Метод случайного отбора (техника рандомизации) максимально доступному для исследователей количеству представителей популяции присваиваются индивидуальные номера. Выборка формируется из них при помощи таблиц случайных чисел.

 

4. Составление научного отчёта о проведенном эксперименте. Он включает четыре раздела:

1. Характеристику проблемы, для решения которой осуществлялось исследование;

2. Описание особенностей применявшейся процедуры, в том числе: указания на состав оборудования, возраст, пол, образование, экспериментальную искушённость испытуемых, перечень критериев их отбора, изложение основных условий проведения данного опыта, использованных в нём стимулов и инструкций, фиксацию различий, созданных для экспериментальной группы в сравнении с контрольной;

3. Представление точных и исчерпывающих результатов исследования;

4. Версию интерпретации результатов.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ МОДЕРАТОРА.

1. Поза.

Хорошая поза.

1. Модератор обращается лицом к говорящему.

2. Его руки сложены свободно или он производит ими уместные жесты.

3. Модератор реагирует мимикой лица (кивает головой в знак согласия, хмурит брови, если не понимает сути ответа).

4. Слегка наклоняется в сторону говорящего.

Качество речи (хорошее):

1. Приятная интонация.

2. Умеренная громкость речи.

3. Подбор слов, облегчающий взаимопонимание с респондентами.

Лекция 2: Зарубежная социология в XIX и в первой половине XX века.

 

Цель: изучить особенности развития социологии в XIX – первой половине XX века, ведущие научные школы Германии и США.

План:

1. Особенности социологии К. Маркса.

2. Социологическая мысль в Германии к. XIX– н. XX вв.

3. Натурализм в социологии, его основные школы и направления.

4. Развитие социологии в США.

1.Маркс окончил юридический факультет, диссертацию написал по философии, многие годы посвятил изучению экономики и других наук. Его труды носят междисциплинарный характер. Но к какой бы научной дисциплине или жанру формально ни относилась та или иная его работа, ему было присуще социологическое видение исследуемой проблематики. Идеи, понятия, проблемы, которые он разрабатывал в своих философских, исторических, экономических, публицистических трудах, являются социологическими по сути и составляют вклад в раз­витие социологии как науки. Это относится, в частности, к таким его трудам, как уже упоминавшаяся «Немецкая идеология» (написанная в соавторстве с Энгельсом), «Нищета философии» (1847), «К критике политической экономии» (1859), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Капитал» (т. I, 1867; тт. II-III изданы после смерти Маркса Энгель­сом) и т. д.

Неудивительно поэтому, что учение Маркса очень рано стали ис­толковывать не только как экономическое или политическое, но и со­циологическое, и такое истолкование сохранилось по сей день. Иссле­дованию социологии Маркса посвящено огромное количество трудов; каждый более или менее серьезный курс истории социологии содержит о ней раздел.

Но понимание Маркса-социолога связано со специфическими труд­ностями, вытекающими из особенностей его творчества. Неразрывная связь научного поиска и практических устремлений вызывает необходи­мость выделения собственно научного содержания его теорий. Меж­дисциплинарный характер его творчества усложняет поиск собственно социологических аспектов его научных исследований.

Сам Маркс не использовал в них термин «социология». Это неудивительно, учитывая, что термин этот в его время, во-первых, еще не утвердился более или менее прочно, во-вторых, связывался исключительно или главным образом с доктриной Конта, к которой Маркс в целом от­носился отрицательно.

Творчество Маркса носит в значительной мере незавершенный и мно­гозначный характер. Он не создал произведения, в котором бы в связном и развернутом виде представил свою систему взглядов на общество, по­добно тому, как это сделал Конт. Его социологические идеи рассеяны в самых разных произведениях. К тому же эти идеи очень часто излагают­ся не в форме позитивного развертывания, а в форме полемики с теми или иными оппонентами, иногда известными, иногда малоизвестными или безвестными.

Некоторые произведения Маркса остались неоконченными и при его жизни были опубликованы лишь частично, другие - вообще увидели свет десятилетия спустя после его смерти. К последним, помимо «Не­мецкой идеологии», относятся, в частности, «Экономическо-философс-кие рукописи 1844 года» (впервые полностью опубликованы на языке оригинала в 1932 г., на русском — в 1956 г.), «Критика политической экономии (Черновой набросок 1857—1858 годов)» (впервые опублико­вано на языке оригинала в 1939 г. в Москве) и т. д. Каждая новая публи­кация порождала новые интерпретации идей Маркса.

Согласно Марксу, человек - это прежде всего homo faber, человек про­изводящий. Производительный труд - вот что отличает человека от жи­вотного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспо­сабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.153 с.)