Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 20. Методика проведения анкетированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: изучить процедуру проведения анкетирования. План лекции: 1. Анкетный опрос: понятие, виды. 2. Структура построения анкеты. 3.Классификация вопросов, используемых в анкетировании 1. Анкетирование в социологическом словаре трактуется как один из основных видов опроса, осуществляемого путём опосредованного общения социолога и респондента. В.Г.Гречихин указывает, что Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. По мнению В.А.Ядова опрос по анкете предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причём они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетёра (прямой опрос). Социологическая анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В современных социологических исследованиях используется несколько видов анкетирования, анкетирование раздаточное, почтовое и прессовое. При раздаточном анкетировании респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. Этот вид опроса гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат. Почтовое анкетирование – это распространение анкет путём почтовой рассылки. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, что снижает ценность исследования. Прессовое анкетирование – вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Учёные выделяют групповой и индивидуальный виды анкетирования. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой из 15–20 человек. Анкетёр собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.
2. Основные принципы построения анкеты состоят в следующем: Первый принцип: Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Второй принцип – непременный учёт специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Четвёртый принцип – смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объёма. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – ещё сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один–два), после чего – завершающая «паспортичка». 3.Последовательность смысловых разделов анкеты следующая: 1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, – гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе её возврата. Надо популярно объяснить цель опроса, не прибегая к «учёным словам», и так, чтобы заинтересовать респондента. Необходимо подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: «Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области». В большинстве случаев подчёркиваются гарантии анонимности анкетирования: «Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщённом виде». 2. Вступительные вопросы выполняют две функции: 1) заинтересовать респондента и 2) максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы событийного содержания: несколько слов из трудовой биографии (где приобрёл специальность, менял ли работу), описание трудовых операций и т.д. 3. Основные вопросы. Их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. Лучше всего, если каждой отдельной задаче соответствует определённый блок вопросов. В анкете вопросы блока могут следовать один за другим, а могут быть и рассредоточены среди вопросов других блоков. 4. Заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что сделана большая и нужная работа. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного–двух. 5. «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Сюда чаще всего включают вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст, образование, профессию, социальное происхождение, семейное положение и т.д. 6. Заключение – выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса.
3. Все вопросы, используемые в анкетах, классифицируют: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (закрытые, открытые и полузакрытые); по функции (основные и неосновные). 1. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. 2. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя «паспортичку» или социально-демографический блок вопросов. 3. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да–нет», альтернативные и «вопросы–меню». Альтернативный вопрос – это такой вопрос, в котором респонденту предлагается выбор только одной из формулировок. Например. Как часто Вам удаётся смотреть фильмы? Раз в месяц 1.1. Раз в неделю и чаще 1.2. Практически всегда, когда показывают 1.3. Одной из разновидностей альтернативного вопроса, является шкальный вопрос. Например, Как оценили работу Вашего клуба за прошлый год? Очень хорошо 5 Хорошо 4 Средне 3 Плохо 2 Очень плохо 1 «Вопрос–меню» – это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких. Например: Если Ваша работа отмечалась, то как именно: почётной грамотой денежной премией в печать на радио Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как желает Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое». Прямой вопрос – это вопрос, который позволяет получить прямую информацию от респондента (например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»). Косвенные вопросы – это такие вопросы, которые позволяют получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. Они чаще всего выражаются в следующей форме: «Принято считать, что.… А как думаете Вы?» Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть. Для того, чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задаётся вопрос-фильтр. Скажем, при изучении аудитории какой-то газеты в анкету включается блок вопросов о чтении конкретного номера газеты, полученного накануне опроса. Этот содержательный блок открывается вопросом-фильтром: «Теперь поговорим более подробно о вчерашнем номере газеты. Знакомились ли Вы со вчерашним номером (такой-то газеты)?» Таким образом, вопросы-фильтры используются тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента, т.е. определяет, являются ли респонденты теми людьми, которые ему нужны. К контрольным вопросам исследователь прибегает тогда, когда преследует цель проверить искренность ответов респондентов. Они могут ставится и перед, и после основных вопросов. Допустим, что основной вопрос такой: «Знаете ли Вы о своих правах, предусмотренных в договоре Вашего коллектива с предприятием?» Контрольный вопрос, который следует за ним: «Какие из них Вы считаете наиболее важными?» Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы). Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение. Литература: 1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006. 2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000. 3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996. 4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.007 с.) |