Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение предмета социологии как науки

Поиск

 

 
 

 

 


Объектом (по С.С.Фролову) социология является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.

Объект (по М.С.Комарову) изучения социологии – это мир социальных отношений и действий людей, из которых складываются различные формы социальной организации – группы, социальные институты, объединения людей.

Радугин А.А. считает, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Определим что же такое социальное. Понятие социальное имеет несколько смыслов.

Во-первых, понятие «социальное» употребляется в значении «общественный», отличный от биологических, природных процессов и явлений.

Во-вторых, понятие «социальное» отражает положение и роль человека в обществе и выражает отношения взаимозависимости различных групп, которые так или иначе дифференцируются, разделяются по тем или иным признакам (взаимоотношения классов, наций, поколений, полов и т.д.).

В-третьих, понятие «социальное» отражает отношения неравенства, существующие между людьми.

В-четвёртых этим термином охватывается вся совокупность проблем человеческой жизни – отношения между классами и социальными слоями, нациями и народностями, состояние окружающей среды, условия труда, быта, досуга, обеспеченность необходимыми материальными и духовными благами, специфические проблемы женщин, детей, стариков, охрана здоровья и т.д.

Социология как любая наука имеет свой категориальный аппарат. Социологические категории – основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщённом виде, в её становлении, развитии и утверждении. Социологические категории условно разделяют на методологические и процедурные. Среди первых выделяются четыре группы: 1) категории, раскрывающие социальные связи (напр. социальный факт, социальные действия, социальные отношения и т.д.).

2) Категории, раскрывающие социальные общности (социальный класс, социальный слой, социальная группа и др.).

3) Категории, отражающие социальные процессы (социальные перемещения, социальная активность, образование и т.д.).

4) Категории, раскрывающие социальное развитие (социальное изменение, рост, движение и др.).

К процедурным относятся категории, действующие в основном при проведении полевых работ и во время обработки информации. Это – техника исследования с множеством её видов, социологический замер с различными его приёмами, эмпирическая интерпретация понятий, анкетирование, интервьюирование, опрос и др.

Социальные законы. Деятельность и поведение людей в обществе подвержены действию объективных т.е. не зависящих от сознания людей социальных законов. Так Г.В.Осипов определяет социальный закон как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьёй, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.».

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при наличии определённых, строго оговоренных условий; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно; 4) с.з. носят объективный характер.

Выделяют три группы социальных законов: а) законы действующие на уровне социальных институтов (законы развития семьи, ведущей роли производственного коллектива в системе коллективов и др.); б) законы, отражающие развитие компонентов социально-классовой структуры общества (ускоренного роста городского населения, абсолютного и относительного роста доли населения, занятого в непроизводственной сфере и др.).

в) законы, действующие на уровне конкретных общественных систем (самосовершенствование социальных систем, пропорциональное и планомерное их развитие).

 

2 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В социологии имеются следующие основные компоненты: знания и средства его получения.

Первый компонент – социологическое знание – включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент – это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о предмете – это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные. В социологии применяются частнонаучные методы (напр. наблюдение, опрос) и общенаучные (напр. статистические).

Методы в социологии – это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы и правила, совокупность приёмов и способов действий, порядок (схему или план) действий.

Приёмы и способы исследования выстраиваются в определённой последовательности на основе регулятивных принципов. Последовательность приёмов и способов действий называется процедурой.

Методика – это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату: выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур).

Методика включает в себя технику. Техника – это реализация метода на уровне простейших операций, доведённых до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приёмов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (напр., техника составления анкеты).

Структура социологического знания может быть представлена следующим образом:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

а) уровни методологии

1. Общенаучная (относится к социологии в целом).

2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).

б) Разделы социологии

1. Мировоззренческие и методологические принципы.

2. Учение о предмете социологии.

3. Знание о методах.

4. Знание о социологическом знании.

5. Знание о процессе социологического исследования.

6. История социологии и др.

ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ.

Уровни знания

1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

МЕТОДЫ.

По масштабу применения

1. Общенаучные (напр., математические методы).

2. Частнонаучные (напр., методы опроса).

По уровню знания

1. Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.).

2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.).

По этапам исследования

1. Методы сбора.

2. Методы обработки

3. Методы анализа

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Типы и уровни исследования

а) По характеру знания

1. Методологические

2. Неметодологические

б) По уровню знания

1. Теоретические

2. Эмпирические

в) По ориентации исследования

1. Фундаментальные

2. Прикладные

г) По предмету исследования

1. Социологические

2. Комплексные (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.).

д) Стадии исследования

1. Методологическая

2. Эмпирическая

3. Теоретическая

Направления исследований

(по предмету и объекту исследования)

1. Социальные группы

2. Социальные институты

3. Социологические организации

4. Социология труда и т.д.

Наряду с этими уровнями социологи выделяют макро, микросоциологию, теорию среднего уровня.

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми. Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Примерами макросоциологического подхода могут служить теория конфликта и функционализм.

Термин «теории среднего уровня» был введён в практическую деятельность американским социологом Робертом Мертоном. По его мнению, теории среднего уровня – это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, соц-х организаций и социальных изменений». Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, отклоняющегося поведения и т.д.

 

3 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Факт социальный – событие описанное в чётких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов:

1. Первый подход демографический. Этот подход главным образом интересует, как тенденции в развитии народонаселения воздействуют на социальные институты; особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей.

2. Второй подход психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

3. Коллективистический подход применяется, когда идёт изучение двух или более людей, образующих группу или организацию. Здесь рассматриваются такие первичные группы как семья, формальные организации как армия и т.д.

Данный подход применяют при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. Например

С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе и др. Этот подход важен при изучении коллективного поведения, напр. действий толпы, реакции аудитории и др.

4. Четвёртый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определённых участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями.

Определив роли внутри группы, мы сможем выявить отношения между членами группы и следовательно, проанализировать её структуру.

5. Пятый подход культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры как общественные правила и общественные ценности.

При культурологическом подходе правила поведения или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Напр. в соответствии с уголовным кодексом убийство, ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми.

Существуют также подразумеваемые нормы, напр. не жуй с открытым ртом и т.д.

Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Напр. в обществе в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и т.д.).

 

4 ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

по В.Н.Лавриненко

1. Познавательная функция – заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития.

2. Практическая функция – состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации.

3. Идеологическая функция – т.к. социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений.

В.С.Рахманин выделяет 1) культурно-просветительную функцию т.к. социология формирует знание об обществе, его социальных системах, социальном состоянии и тем самым обогащает духовный мир человека, повышает культуру его социального и политического мышления.

2) Мировоззренческую функцию (одно и тоже что идеологическая функция).

3) Социально-прогностическую.

4) управленческую функцию.

5) социально-преобразовательную функцию.

К.А.Радугин: 1) прикладную функцию и 2) функцию социального контроля.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийная презентация.

Литература:

1. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

2. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

3. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. – М., 1998.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1996.

5. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.254 (0.008 с.)