Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 26. Метод анализа документов.

Поиск

Цель лекции: изучить процедуру проведения анализа документов.

План лекции:

1. Понятие «документов» в социологии», их классификация.

2.Виды анализа документов

 

 

1.Анализ документов позволяет социологу выявить и сформулировать закономерности возникновения новых социальных явлений в процессе исторического развития общества, даёт возможность рассмотреть многие стороны жизни общества, распознать нормы и ценности, свойственные ему на определённой ступени развития, проследить не только динамику развития социальных или национальных групп общества, но и динамику взаимоотношений между ними.

Определим сущность понятия «документ».

Документальной в социологии называют любую информацию фиксированную в печати или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото или киноплёнке и т.д.

Осипов в «Рабочей книге социолога» под документом понимает специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Документы классифицируют по целому ряду оснований:

1. По форме изложения:

а) статистические.

б) вербальные.

2. По общей значимости:

а) официальные.

б) неофициальные.

3. По способу фиксации информации:

а) письменные документы (рукописные, печатные), в которых информация изложена в форме буквенного текста.

б) иконографические документы (картины, кино и фотодокументы);

в) статистические данные; (в них форма изложения в основном цифровая).

г) фонетические документы (магнитофонные записи и т.д.).

1. Статистические документы содержат данные и суждения в числовой форме, обычно систематизированные и сведённые в таблицы, графики, схемы и т.п.

Основными источниками статистической документации могут быть:

1. Перепись населения.

2. Выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими организациями.

3. Специальные выборочные опросы населения, проводимые научно-исследовательскими организациями.

4. Статистическая отчётность государственных и общественных организаций.

2. Вербальные документы описывают социальные явления, признаки и процессы в форме текста.

3. Официальные документы – это все документы, которые носят «служебный» характер, т.е. в той или иной форме были составлены, затребованы и утверждены государственными органами, общественными организациями, учреждениями и т.п.

По характеру охвата материала официальные документы подразделяются на: а) текущую документацию (переписка, директивы и т.д.); б) документы периодического характера (например периодическая отчётность); в) документы непериодического характера (например, доклады, акты комиссии и т.д.).

4. Неофициальные документы представляют данные составленные по личному поводу и не имеющие «официального» подтверждения их правильности и действенности со стороны государственных и других организаций.

Различают документы общественные и личные. Содержание общественных документов касается тех обстоятельств, которые проявляются в обществе в целом или в его существенных сферах.

Личные документы содержат высказывания, относящиеся к сфере жизни и деятельности того или иного лица или определённой группы лиц. Личными документами в социологии называют документы, составленные частным лицом по собственной инициативе. Это письма, автобиографии, мемуары и т.п.

5. Письменные документы подразделяются на: материалы государственных и центральных архивов; материалы архивов организаций и предприятий; прессу; личные документы.

6. К иконографическим документам относятся кино– видео– фотодокументы, картины, гравюры, скульптуры и т.п. По этим источникам можно получить информацию о некоторых характеристиках жизни прошлых времён, о личностях авторов и т.д.

7. Фонетические документы служат источником информации при изучении материалов собраний, при изучении структуры языка, сопоставлении диалектов и т.п.

Некоторые учёные выделяют документы по их целевому назначению. 1. документы, созданные независимо от исследователя, и 2. документы, «целевые» т.е. подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического обследования к первой группе относятся все документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой социологического исследования (связанные с темой исследования, официальные документы, статистические данные, материалы прессы, и т.д.).

Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений и т.д.

 

2. В социологии выделяют два метода анализа документов: 1) традиционный, классический и 2) Формализованный, количественный или контент-анализ.

Особенность традиционного анализа документов заключается в том, что в его основе лежит механизм понимания текста. Он представляет собой некоторые логические построения, направленные на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Этот метод позволяет определить глубинное содержание документа. Его основной недостаток – это возможность субъективной интерпретации материала.

При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие вопросы:

1. Что представляет собой документ (его вид, форма)?

2. Каков его контекст?

3. Кто его автор?

4. Каковы цели создания документа?

5. Какова надёжность самого документа?

6. Какова достоверность зафиксированных в них данных?

7. Каково общественное действие, общественный резонанс документа?

8. Каково фактическое содержание документа?

9. Каково оценочное содержание документа?

10. Какие выводы можно сделать в отношении автора документа?

В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ. Внешний анализ – это анализ «исторического контекста» документа и обстоятельств его появления.

Внутренний анализ – это непосредственный анализ содержания документа, направленный на выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление компетентности автора, систематизацию сведений, содержащихся в документе.

Формализованный метод заключается в нахождении таких свойств, признаков, черт документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания.

В социологии существуют несколько определений контент-анализа. Так в «Рабочей книге социолога контент-анализ определяется как «техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования тексте.

А.Алексеев понимает контент-анализ как строгое исследование содержания текстовых массивов в целях выявления или измерения социальных тенденций, репрезентированных этими массивами». При выборе контент-анализа социолог разрабатывает программу контент-аналитического исследования: определяет проблему, цели, задачи, объект и предмет исследования, формулирует гипотезы. Большое внимание уделяется определению эмпирических объектов исследования. Главное – формирование репрезентативной выборки, отбор необходимых документов. При определении надёжности и достоверности документа необходимо чётко определить, что это за документ, с какой целью он создавался, кто его автор, какова его «официальность», «служебность».

Определив эмпирические объекты, социолог разрабатывает методику контент-анализа. Используют множество различного рода категорий. Эти категории должны найти адекватное выражение в содержании исследуемого документа. Таким выражением являются единицы анализа. Выделяются смысловые единицы, в качестве которых выступают: 1) понятие в различном его выражении (слове, термине, сочетании слов);

2) тема, выраженная в смысловых образах, статьях, частях текста;

3) имена людей, географические названия, общественные события, факты, случаи и т.п.

Определяют единицу счёта.

Практика социологических исследований определяет следующие общие единицы счёта:

1. Система счёта «время – пространство». В этой системе за единицу счёта принимаются числа строк, образов, знаков, квадратных сантиметров площади.

Для анализа информации, получаемой посредством кино, радио, телевидения, в качестве единицы счёта берётся время, в течение которого освещается событие.

2. Появление признаков в тексте. При такой системе счёта подразумевается «необходимость отмечать наличие определённой характеристики содержания в любом её проявлении (признака) в каждой из единиц контекстов (т.е. частей, на которые разбит анализируемый текст).

3. Частота появления единиц счёта.

В зависимости от того какие единицы счёта выбираются часто. Например при исследовании оценок мотивов человеческого поведения по страницам газеты «Известия». Процедура измерения представляла собой подсчёт частоты упоминания психологических качеств личности или группы в заголовках статей и их в тексте.

Определив эмпирический объект исследования, смысловые единицы и единицы счёта необходимо провести пилотажное исследование. (30–50 единиц документов). Сбор информации, регистрация единиц анализа проводятся в заранее разработанных макетах, таблиц, каждый столбец означает отдельный документ (сообщение).

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4.Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.008 с.)