Лекция 22. Метод социометрии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 22. Метод социометрии.



Цель лекции:изучить процедуру проведения метода социометрии

План лекции:

1. Методы социометрии: содержание, критерии, процедура проведения.

2. Социометрические индексы.

 

1.Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. В конце XIX века он впервые был употреблён в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Основная заслуга в создании определённой методологии социометрических исследований принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке, принятию групповых, коллективных решений.

В техническом отношении социометрия – это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть её сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Начинается процедура метода с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своём строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

Он должен.

1. Нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности.

2. Не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны.

3. Быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству.

4. Содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы.

5. Включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение.

6. Убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Социометрические критерии разделяются на два основных класса: 1) коммуникативные («социометрические тесты») и 2) гностические (тесты социальной перцепции»). Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит своё непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в неё.

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые приоткрывают перед исследователем «вход» в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: «Кого из членов Вашей бригады хотели бы видеть в качестве бригадира?», коммуникативного неофициального – «С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями по поводу разлада в семье?».

Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: «Кто из членов Вашей бригады назвал бы Вас в качестве бригадира?» (гностический официальный критерий); «Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?» (гностический неофициальный критерий).

Данные критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отвержение.

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Например: положительная часть критерия: «Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?».

Отрицательная часть критерия: «Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?».

Разновидностью социометрических вопросов являются критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, «Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу? В первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь и т.д.».

О числе социометрических критериев существуют следующие рекомендации:

1. Чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьёзными межличностными конфликтами.

2. Число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи–восьми: это может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого к сложному.

Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (т.е. отсутствуют всяческие ограничения на выбор), называется непараметрической. Подобный вариант социометрической процедуры позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений.

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданными количественными ограничениями. Например, по сформулированному критерию предлагается выбрать из пятнадцати человек двоих или троих. Лимит выборов снижает вероятность появления спонтанных реакций, непродуманных ответов.

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (карточка) и список членов социометрируемой группы. Фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае – кодируются номером в списке группы. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее излагается информация о том, как заполнять карточку, имеется или нет ограничение на выбор, если да, то каково оно. Гарантируется сохранение тайны его ответов. Завершается карточка благодарностью.

Карточка оформляется в следующем виде:

Критерии Укажите номера членов бригады из списка
1. Кого бы Вы хотели видеть в качестве своего бригадира?  
2. Кого бы Вы не хотели видеть в качестве своего бригадира?  
3. Кто может предложить Вас в качестве бригадира?  
4. Кто не предложит Вас в качестве бригадира?  

 

Результаты опроса заносятся в социоматрицу, представляющую первичную информацию и упрощающую последующую математическую обработку собранных данных. Матрица представляет собой таблицу, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы.

 

Социоматрица

Кого выбирает Кого выбирают Число выборов
1 2 3 + – Всего
1. Алексеев 2. Бондарев 3. Михайлов + – + 0 + 0 + – + 2 1 3  

Число полученных выборов

+

Всего

+ означает предпочтение (положительный выбор), – отвержение (отрицательный выбор), 0 – фиксирует отсутствие выбора.

 

Удобным способом представления содержания социоматрицы являются социограммы. Так в круговой социограмме члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами группы. Используют следующую символику:

(А) – положительный выбор члена группы А.

– – (А) – отрицательный выбор члена группы А.

(А)–––(В) – взаимная положительная связь.

(А)– –(В) – взаимная отрицательная связь.

 

2. Количественными характеристиками межличностных отношений, отвечающими выделенным критериям, являются социометрические индексы, или коэффициенты. Они подразделяются на два класса.

Первый класс – это персональные социометрические индексы. Они отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы.

Второй класс включает в себя групповые индексы, они характеризуют группу в целом.

Персональные социометрические индексы подразделяются:

1. Социометрический статус. Он отражает отношение членов группы к каждому её представителю:

количество полученных i – членом группы (выборов)

C i = ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N – 1

где N – численность группы.

 

2. Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно:

количество выборов, отданных i – членом группы

E i = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N – 1

 

3. Индекс объёма взаимодействия, который представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта.

количество взаимодействий i – члена группы

A i = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N – 1

 

При исчислении индекса Аi надо посчитать односторонние положительные и отрицательные выборы, или связи, и добавить к ним количество трёх видов парных двусторонних выборов: взаимоположительные и взаимоотрицательные выборы (симметричные отношения) и несимметричные выборы (когда один человек выбирает другого, но второй отказывает в этом первому).

К групповым социометрическим индексам относят:

1. Индекс социометрической когерентности. Он характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учёта их знака, их направленности.

количество отданных (или полученных) выборов

K = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N * (N–1)

 

2. Индекс взаимности. Он измеряет сплочённость группы, проявляющуюся прежде всего в количестве взаимных положительных связей, и находится по формуле:

количество взаимных положительных связей

G = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

N * (N–1)

 

3. Социометрический индекс референтности.

количество взаимных положительных выборов

R = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

количество положительных выборов

 

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

 

Лекция 23. Методика проведения эксперимента.

 

Цель лекции:изучить процедуру проведения эксперимента.

План лекции:

1. Эксперимент как вид социальных исследований: понятие, объект, предмет, цель, виды переменных.

2. Классификация эксперимента.

3.Этапы проведения эксперимента

 

1.Эксперимент (от лат. «проба, опыт») – ведущий метод научного познания. В психологии направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определённых явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

Эксперимент (в социологии) – способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых (переменных). Переменная – это любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждёт, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

1. Независимая – это, та, которую изменяет экспериментатор.

2. Зависимая – фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

3. Промежуточные переменные – неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга.

4. Контролируемые переменные – те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства.

Объектом эксперимента выступают социальные группы, коллективы, личности (участники эксперимента). Обычно в эксперименте два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспериментальные группы.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определённого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

Предметом эксперимента являются отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов, обусловливающих его социальную деятельность и поведение.

Целью проведения эксперимента является проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные по характеру управленческие решения.

Успех эксперимента зависит от создания следующих условий: Во-первых, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными. Характеристики, «не участвующие» в эксперименте, называются нейтральными. И в-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить её состояние.

 

2. Классификация эксперимента: Социальные эксперименты различают по следующим основаниям: а) по характеру исследуемых объектов – социологические, экономические, психологические, педагогические и т.д.; б) по специфике поставленной цели – научно-исследовательские и практические или научно-практические; в) по логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

В линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной и экспериментальной. То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы, и по истечению определённого, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические признаки). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной –изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

г) По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования. При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомлении в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомлённость может повлиять на ход эксперимента.

В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

д) По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты. Первый из них предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Формирующий эксперимент, предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определённые свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:

поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона.

критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами.

воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надёжности и объективности полученных ими результатов.

 

3. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА:

1. Теоретический этап, включающий в себя определение темы исследования, предварительную постановку проблемы, изучение необходимой научной литературы, уточнение проблемы, выбор объекта и предмета исследований, формулирование гипотезы.

2. Подготовительный этап, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, анализ путей достижения «чистоты» эксперимента, определение оптимальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, подготовку необходимого оборудования, составление инструкций испытуемым, формирование выборки. В том случае, если эксперимент обещает быть длительным, дорогостоящим или трудоёмким, подготовка к нему обычно предполагает осуществление пилотажного исследования, способного выявить грубые ошибки и несоответствия в экспериментальной программе.

В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.

Дневник наблюдения – методический документ, где в закодированной форме записываются:

1) ход наблюдения; 2) результаты наблюдения; 3) действия наблюдателя; 4) оценка инструментария и процедур; 5) реакция наблюдаемых.

Карточка наблюдения – методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде.

Главным документом экспериментального метода является протокол эксперимента, в котором должны быть отражены следующие позиции.

1. Наименование темы эксперимента.

2. Точное время и место его проведения.

3. Чёткая формулировка проверяемой гипотезы.

4. Содержание экспериментального фактора.

5. Характеристика зависимых переменных и их индикаторов.

6. Сущностное описание экспериментальной группы.

7. Характеристика контрольной группы и принципов её отбора.

8. Описание экспериментальной ситуации.

9. Характеристика условий эксперимента.

10. Ход эксперимента, т.е. его обстановка.

11. Оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария.

12. Заключение о достоверности гипотезы.

13. Прочие выводы.

14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.

15. Дата подписания протокола.

3. Экспериментальный этап, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследовательской работы от инструктивирования и мотивирования испытуемых до регистрации результатов и постэкспериментальной беседы с участниками процедуры.

4. Интерпретационный этап, содержанием которого является формулирование вывода о подтверждении или опровержения гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного отчёта.

В социологии проведение эксперимента предполагает последовательное решение ряда вопросов:

1) определение цели эксперимента; 2) выбор объекта(объектов), используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы(групп); 3) выделение предмета эксперимента; 4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; 5) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; 6) формулировку гипотез и определение задач; 7) выбор индикаторов и способов контроля протекания эксперимента; 8) определение метода фиксации результатов; 9) проверку эффективности эксперимента.

Для успешного проведения эксперимента большую роль играет правильный подбор его участников (выборка). Выделяют следующие методы отбора экспериментальных групп: Метод попарного отбора: из генеральной совокупности отбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но отличались по факторным характеристикам. После чего для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время измеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

Метод структурной идентификации. В этом случае в эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла макромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Этот отбор может быть осуществлён по принципу квотной выборки.

Метод случайного отбора (техника рандомизации) максимально доступному для исследователей количеству представителей популяции присваиваются индивидуальные номера. Выборка формируется из них при помощи таблиц случайных чисел.

 

4. Составление научного отчёта о проведенном эксперименте. Он включает четыре раздела:

1. Характеристику проблемы, для решения которой осуществлялось исследование;

2. Описание особенностей применявшейся процедуры, в том числе: указания на состав оборудования, возраст, пол, образование, экспериментальную искушённость испытуемых, перечень критериев их отбора, изложение основных условий проведения данного опыта, использованных в нём стимулов и инструкций, фиксацию различий, созданных для экспериментальной группы в сравнении с контрольной;

3. Представление точных и исчерпывающих результатов исследования;

4. Версию интерпретации результатов.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.117 с.)