КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,



Им. И.И. Мечникова

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

Селезнев В.Д., Зеленская Т.М.

 

«Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по экономике для

студентов лечебного факультета»

 

Учебно-методическое пособие

по курсу экономики

 

 

Санкт-Петербург


УДК 338.98:330.1 (-052.63)(06)

Селезнев В.Д., Зеленская Т.М. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по экономике. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012 – 24 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит программу лекций и семинарских занятий по циклу «Экономика», темы докладов по каждой теме и базовую литературу для подготовки студента к семинарским занятиям, а также темы рефератов для углубленной проработки отдельных тем по выбору.

Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Учебное-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия Методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова

протокол № 4 от « 4 мая » 2012г.

 


Экономическая теория изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением необходимых человеку благ. Она исследует поведение и выбор людей с точки зрения отношений между их це­лями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное исполь­зование. Изучение данной дисциплины призвано способствовать формирова­нию современного экономического мышления и навыков рационального экономического поведения – достижения максимального результата при мини­мизации затрат.

В рамках небольшого курса невозможно дать обширный материал по многим актуальным темам и проблемам экономической науки. Важно сосре­доточить внимание на тех вопросах, мимо которых невозможно пройти, не получив хотя бы самых общих на них ответов. От чего зависит благосостоя­ние человека и общества в целом? Каковы достоинства и недостатки рыноч­ного механизма? Что и как должно делать в экономической среде государ­ство? Как формируются затраты при создании товаров и оказании услуг и как образуется прибыль? От чего зависит уровень цен и размер заработной платы, какова природа других доходов? Что такое деньги и инфляция, бюд­жет и налоги? Очевидно, что любой специалист и просто образованный че­ловек не может полноценно участвовать в современной социально-экономи­ческой жизни, не имея по этим и ряду других вопросов основополагающих представлений.

Изучение дисциплины “Экономика” имеет большое значение и для подготовки будущих врачей, других медицинских работников. В современ­ных условиях охрана здоровья населения всё более приобретает черты слож­ного технологического процесса, характеризующегося специфической систе­мой экономических отношений. Сфера здравоохранения вовлекает всё большее количество разнообразных трудовых, материальных, финансовых ресурсов, и проблемы эффективного их использования на всех уровнях ста­новятся все более актуальными.

Изучая основы современной рыночной экономики, студент меди­цинского вуза последовательно переходит к рассмотрению закономерностей функционирования хозяйственного механизма здравоохранения, знакомится с особенностями труда и его оплаты в этой сфере, а также с опытом работы здравоохранения в других странах. При этом студент учится работать с науч­ной, статистической и иной литературой по экономической проблематике, выполняет определённые практические задания. В процессе выступлений на семинарских занятиях отрабатывается умение выражать свои мысли с помо­щью экономических категорий, что способствует развитию мышления и приобретению определённой экономической культуры.

По завершению курса экономики студент должен ориентироваться в типах экономических систем, знать основные экономические институты, по­нимать суть экономических моделей, разделять микро- и макроэкономиче­ские проблемы, различать элементы экономического анализа и экономиче­ской политики. Он должен уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за её пределами, находить и ис­пользовать информацию, необходимую для ориентирования в основных те­кущих проблемах экономики.

Важнейшей составной частью прохождения учебного курса является регулярная самостоятельная работа студентов. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использова­ние учебной литературы по предмету, а также научных публикаций, материа­лов массовой периодиче­ской печати. Это способствует более углу­блённому пониманию и изучению курса, позво­ляет студенту готовить каче­ственные выступления, делать семинары более интересными и содержатель­ными, выводить их за рамки основного лекционного материала. В настоящее время существует великое множество разнообразных учебников, учебных пособий, учеб­но-методических изданий по экономике, однако не все они в равной степени пригодны для студентов медицинского вуза. Так, многие отечественные и зарубежные учебники (учебные пособия) предназначены, главным образом, для студентов экономических спе­циальностей. Они обыч­но велики по объёму и достаточно сложны для самостоятельного прочтения. Другие, рассчитанные на студентов инженерно-технических специально­стей, обычно содержат громоздкий математический аппарат при относитель­но слабом наполне­нии материалом социального содержания. В этой связи кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права университета остановила свой выбор и рекомендует студентам-медикам использование учебных посо­бий как в большей степени для них пригодных (см. литературу к темам).

Наряду с выступлениями по основным вопросам семинарских занятий, каждый студент в течение семестра имеет возможность один раз выступить с докладом по избранной теме в рамках соответствующего семинара (тема­тика докладов приводится далее с привязкой к темам семинарских заня­тий). Для облегчения работы по подготовке докладов, как правило, в списке ли­тературы указываются источники с одноимёнными или схожими названия­ми (научные статьи, разделы и главы монографий, фрагменты научно-популяр­ных изданий и т.д.). Эти источники можно взять за основу будущих докладов, однако желательно при их подготовке использо­вать и дополни­тельный материал: современные статистические и фактиче­ские данные, соб­ственные наблюдения и комментарии. Современная эконо­мическая инфор­мация широко представлена на страницах популярной перио­дики (ежене­дельники “Аргументы и факты”, “Экономика и жизнь”, га­зеты “Коммерсан­тъ”, “Известия”, “Российская газета”, “Комсомольская правда” и др.). По­ощряется самостоятельный подбор журнальных и газетных публикаций в библиотеках. По согласованию с преподавателем, ведущим се­минарские за­нятия, возможно внесение корректив в название и содержание доклада (если, например, найден подходящий интересный новый материал в рамках вы­бранной темы).

Выполнение докладов возможно как в устной, так и в письменной фор­ме. Продолжительность устного доклада 10 минут, форма записи – лю­бая, удобная докладчику. Письменный доклад должен включать все необхо­димые атрибуты: название темы, указание источников, фамилию и группу исполнителя, дату написания. Объём письменного доклада 5-7 машинописных страниц.

Наиболее творческой и серьёзной формой самостоятельной работы в ходе изучения предмета является написание реферата. Подготовка реферата требует всестороннего знакомства с литературой по избранной проблемати­ке. Тема реферата должна быть согласована с преподавателем. Реферат, понимаемый как изложение, сопоставление и анализ в письменной форме содержания книг, статей, научных работ, со­здаёт возможность использовать впоследствии приобретённые навыки рабо­ты с литературой, развивает самостоятельность мышления, умение анализи­ровать прочитанное. Реферат (исследование) должен содержать разделы: введение, оглавление, 2-3 главы, заключение, список использованной литературы. Используемая литература должна быть за последние 5 лет. Название работы, глав и других разделов не должны совпадать. Предварительный этап работы – выбор темы, подбор литературы, составление плана, которые согласуются с преподавателем; завершающий этап – написание текста реферата на основе систематизации изученных источников. Последовательность работы над рефератом такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов – их обобщение – создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтез выделенной информации и завершается формирование текста реферата. Из­ложение должно быть цельным, стройным, логичным. По каждому пункту плана целесообразно сделать заключение.

Особое внимание следует обратить на оформление– все приводимые статистические данные, факты и цитаты должны иметь ссылку на библио­графический источник (не менее пяти сносок). Титульный лист должен содержать название вуза, кафедры, дисциплины, тему реферата, фамилию и группу исполнителя, фами­лию, инициалы, должность и учёную степень руководителя, год и место на­писания. В заключении реферата необходимо сделать собственные выводы. Обычно оно начинается словами: “Проделанная работа (проведённое иссле­дование) позволяет сделать следующие выводы...”. И далее в выводах изла­гается своя концепция понимания проблемы. Рекомендуемый объём реферата – 18-20 страниц машинописного тек­ста (кегль 14, строк – 29-30, поля: правое – 10мм., левое – 30мм., верхнее и нижнее – 20мм.).

В конце работы обязательно должен быть указан список использован­ной литературы. Литература должна быть в основном за последние 5 лет и не менее 5-ти источников. Рекомендуется алфавитный или хронологический принцип расположения использованных источников (первый – перечисление источ­ников в алфавитном порядке фамилий авторов, второй – по годам выхода в свет данных материалов). Описание источников должно содержать совокупность библиографических сведений о них, приво­димых по установленным правилам (автор – название книги (статьи) – место издания и издательство – год – количество стран.

Для оценки работы студентов в ходе изучения дисциплины «Экономика» на кафедре используется балльная система. Баллы начисляются следующим образом: работа на лекции – 1 балл, работа на семинаре – 1 балл, выступление на семинаре – от 1 до 4 баллов, тест, контрольная работа – 3-5 баллов, устный доклад – до 6 баллов, письменный доклад – до 5 баллов, реферат – до 9 баллов. Для получения зачета необходимо набрать 60 баллов.

 

Примерная тематика рефератов

1. Современная ситуация на российском рынке труда (сравнительная характеристика по отраслям и регионам).

2. Инфляция и антиинфляционные программы.

3. Первичный рынок ценных бумаг в России.

4. Проблемы финансовой стабилизации в России.

5. Особенности социальной политики государства в современной России.

6. Уровень и качество жизни: критерии, показатели, динамика (сравнительная характеристика по странам).

7. Развитие рыночных отношений в здравоохранении.

8. Развитие медицинского страхования в России и в развитых странах мира.

9. Экономические основы и развитие систем здравоохранения развитых стран.

10. Проблемы и особенности ценообразования в здравоохранении (в государственном и частном секторах).

11. Государственное регулирование здравоохранения в рыночной экономике.

12. История развития и масштабы “теневой” экономики в мире.

13. Коррупция и экономическое развитие России.

14. Экономические проблемы охраны окружающей природной среды и пути их решения.

15. Экономика и качество жизни населения.

16. Плюсы и минусы включения России в мировое хозяйство.

17. Внешняя торговля и внешнеторговая политика России.

18. Проблемы экономической безопасности России в современных социально-экономических условиях.

19. Менеджмент медицинской организации.

20. Применение маркетинга идей, мест в здравоохранении.

21. Оценка эффективности и развитие применения программ оздоровления населения.

22. Современная ситуация развития систем страхования в России.

23. Система социального страхования в России и за рубежом.

24. Проблемы и особенности развития ипотеки в России и опыт развитых стран.


Тематический план проведения занятий

 

Т Е М А Лекции Семи нары Форма контроля
1.   2.   Общие проблемы эконо-мики. Основы рыночного хозяй-ства. Государство и рынок.             Тест №1
4.   5.     Фирмы в рыночной экономике. Экономическая деятельность медицинской организации Рынки факторов производства и доходы населения -       -       Контрольная работа №1 Контрольная работа №2   Контрольная работа №3  
7.     9. Макроэкономика: основные понятия и проблемы Денежно-кредитная система. Государственное регулирование экономики             Тест №2  
Мировое хозяйство и экономическое развитие -    
  Всего часов  

План лекционного курса и семинарских занятий

По экономике

 

Глоссарий

Благо – процесс, объект или явление, которое человек использует для удовлетворения своих потребностей. Понятие «благо» является абсолютно субъективным, так как благом делает объект, явление, процесс желание человека использовать его для удовлетворения своих потребностей

«Земля» - 1. Все относительно невоспроизводимые ресурсы природного происхождения. 2. Объекты труда, т.е. природные ресурсы, которые преобразуются в блага в процессе производства. Понятие «невоспроизводимые» является относительным, т.к. любые природные ресурсы могут быть восстановлены в ходе естественных либо искусственных процессов. Невоспроизводимыми можно считать ресурсы, время воспроизводства которых намного превышает экономические циклы, в ходе которых они расходуются. К «земле» следует относить земельные участки различного назначения, воды, воздух, месторождения полезных ископаемых, природные человеческие способности, биологические системы (леса, степи и т.д.), солнечную энергию и прочие используемые в производстве природные объекты, явления и т.п.

Капитал – многозначное понятие, трактуемое по-разному различными разделами экономической науки. С точки зрения классической теории факторов производства, можно привести следующие трактовки понятия «капитал». 1. Инструменты, приспособления искусственного происхождения, с помощью которых природные ресурсы («земля») преобразуются в блага. 2. Средства труда, т.е. все то, с помощью чего осуществляется процесс производства. 3. Всё, что позволяет увеличить производительность труда.

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий крупные, сложные самостоятельные экономические системы (макроэкономические объекты). Самостоятельность макроэкономической системы определяется тем, что она содержит управляющий центр (если таковой имеется), основные ресурсы и наиболее важные экономические связи внутри себя. Сложность макроэкономической системы определяется наличием внутренней экономической структуры, включающей простые элементы, подсистемы, уровни, подуровни, разветвленную систему внутренних связей. Наиболее часто встречающийся тип макроэкономической системы – это национальная экономика. Однако понятия «национальная экономика» и «макроэкономическая система» не являются идентичными.

Мезоэкономика – раздел экономической теории, изучающий подсистемы, уровни и подуровни макроэкономических объектов (мезоэкономические объекты). К мезоэкономическим объектам относят отрасли, экономические районы, крупные многоотраслевые фирмы и т.п.

Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий простые элементы экономических систем (микроэкономические объекты). Микроэкономические объекты не обладают внутренней экономической структурой, хотя внутренняя структура иного рода (социальная, организационная, финансовая, транспортная и т.п.) может присутствовать. Наиболее часто встречающиеся типы микроэкономических объектов – это домохозяйства, фирмы и рынки отдельных товаров.

Нормативная экономическая наука– часть экономической науки, целью которой является разработка путей достижения поставленных перед экономикой целей. Цели, как правило, ставит общество в лице своих политических институтов. Деятельность нормативной экономики включает экспертизу целей, разработку отдельных инструментов, а также целостных программ по достижению желаемого состояния экономики, экспертное сопровождение выработанных рекомендаций в ходе их реализации государством и реальным сектором экономики.

Обмен –одна из четырех основных фаз экономического процесса (производство, распределение, обмен, потребление). В фазе обмена участники экономического процесса обменивают блага, доставшиеся им в результате осуществления двух предыдущих фаз, на блага, необходимые им для жизни. В современной экономике обмен происходит в рыночной эквивалентной денежной форме.

Основные вопросы экономики (как, что, для кого производить)– традиционная для классической экономической теории формулировка основных задач, решаемых экономикой. Ответ на вопрос «как производить» предполагает создание механизма выбора оптимальных для данных конкретных экономических условий технологий производства благ и ресурсов. Ответ на вопрос «что производить» предполагает создание системы ранжирования потребностей, существующих в данном обществе, т.к. производство ориентированно на удовлетворение в наибольшей степени и прежде всего потребностей, признаваемых наиболее приоритетными. Ответ на вопрос «для кого производить» предполагает создание системы распределения производимых благ в соответствии с существующей системой выявления и ранжирования индивидуальных потребностей. Таким образом, отвечая на вопросы «что, как и для кого производить» экономика создает целостную систему выявления, ранжирования и эффективного удовлетворения имеющихся у людей потребностей в соответствии с теми социальными приоритетами, которые существуют в данном обществе.

Основные факторы производства – согласно теории четырех факторов производства таковыми являются труд, земля. капитал и предпринимательство. Труд есть процесс производства, осуществляемый человеком, земля - это все невоспроизводимые природные ресурсы, капиталом являются все искусственные приспособления, применяемые в процессе производства. Предпринимательство – фактор производства, характерный для экономики рыночного типа. Представляет собой самостоятельную деятельность по организации процесса производства и общему управлению им. Соединение четырех факторов производства по сути и представляет собой производственный процесс.

Им. И.И. Мечникова

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

Селезнев В.Д., Зеленская Т.М.

 

«Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по экономике для

студентов лечебного факультета»

 

Учебно-методическое пособие

по курсу экономики

 

 

Санкт-Петербург


УДК 338.98:330.1 (-052.63)(06)

Селезнев В.Д., Зеленская Т.М. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по экономике. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012 – 24 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит программу лекций и семинарских занятий по циклу «Экономика», темы докладов по каждой теме и базовую литературу для подготовки студента к семинарским занятиям, а также темы рефератов для углубленной проработки отдельных тем по выбору.

Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Учебное-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия Методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова

протокол № 4 от « 4 мая » 2012г.

 


Экономическая теория изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением необходимых человеку благ. Она исследует поведение и выбор людей с точки зрения отношений между их це­лями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное исполь­зование. Изучение данной дисциплины призвано способствовать формирова­нию современного экономического мышления и навыков рационального экономического поведения – достижения максимального результата при мини­мизации затрат.

В рамках небольшого курса невозможно дать обширный материал по многим актуальным темам и проблемам экономической науки. Важно сосре­доточить внимание на тех вопросах, мимо которых невозможно пройти, не получив хотя бы самых общих на них ответов. От чего зависит благосостоя­ние человека и общества в целом? Каковы достоинства и недостатки рыноч­ного механизма? Что и как должно делать в экономической среде государ­ство? Как формируются затраты при создании товаров и оказании услуг и как образуется прибыль? От чего зависит уровень цен и размер заработной платы, какова природа других доходов? Что такое деньги и инфляция, бюд­жет и налоги? Очевидно, что любой специалист и просто образованный че­ловек не может полноценно участвовать в современной социально-экономи­ческой жизни, не имея по этим и ряду других вопросов основополагающих представлений.

Изучение дисциплины “Экономика” имеет большое значение и для подготовки будущих врачей, других медицинских работников. В современ­ных условиях охрана здоровья населения всё более приобретает черты слож­ного технологического процесса, характеризующегося специфической систе­мой экономических отношений. Сфера здравоохранения вовлекает всё большее количество разнообразных трудовых, материальных, финансовых ресурсов, и проблемы эффективного их использования на всех уровнях ста­новятся все более актуальными.

Изучая основы современной рыночной экономики, студент меди­цинского вуза последовательно переходит к рассмотрению закономерностей функционирования хозяйственного механизма здравоохранения, знакомится с особенностями труда и его оплаты в этой сфере, а также с опытом работы здравоохранения в других странах. При этом студент учится работать с науч­ной, статистической и иной литературой по экономической проблематике, выполняет определённые практические задания. В процессе выступлений на семинарских занятиях отрабатывается умение выражать свои мысли с помо­щью экономических категорий, что способствует развитию мышления и приобретению определённой экономической культуры.

По завершению курса экономики студент должен ориентироваться в типах экономических систем, знать основные экономические институты, по­нимать суть экономических моделей, разделять микро- и макроэкономиче­ские проблемы, различать элементы экономического анализа и экономиче­ской политики. Он должен уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за её пределами, находить и ис­пользовать информацию, необходимую для ориентирования в основных те­кущих проблемах экономики.

Важнейшей составной частью прохождения учебного курса является регулярная самостоятельная работа студентов. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использова­ние учебной литературы по предмету, а также научных публикаций, материа­лов массовой периодиче­ской печати. Это способствует более углу­блённому пониманию и изучению курса, позво­ляет студенту готовить каче­ственные выступления, делать семинары более интересными и содержатель­ными, выводить их за рамки основного лекционного материала. В настоящее время существует великое множество разнообразных учебников, учебных пособий, учеб­но-методических изданий по экономике, однако не все они в равной степени пригодны для студентов медицинского вуза. Так, многие отечественные и зарубежные учебники (учебные пособия) предназначены, главным образом, для студентов экономических спе­циальностей. Они обыч­но велики по объёму и достаточно сложны для самостоятельного прочтения. Другие, рассчитанные на студентов инженерно-технических специально­стей, обычно содержат громоздкий математический аппарат при относитель­но слабом наполне­нии материалом социального содержания. В этой связи кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права университета остановила свой выбор и рекомендует студентам-медикам использование учебных посо­бий как в большей степени для них пригодных (см. литературу к темам).

Наряду с выступлениями по основным вопросам семинарских занятий, каждый студент в течение семестра имеет возможность один раз выступить с докладом по избранной теме в рамках соответствующего семинара (тема­тика докладов приводится далее с привязкой к темам семинарских заня­тий). Для облегчения работы по подготовке докладов, как правило, в списке ли­тературы указываются источники с одноимёнными или схожими названия­ми (научные статьи, разделы и главы монографий, фрагменты научно-популяр­ных изданий и т.д.). Эти источники можно взять за основу будущих докладов, однако желательно при их подготовке использо­вать и дополни­тельный материал: современные статистические и фактиче­ские данные, соб­ственные наблюдения и комментарии. Современная эконо­мическая инфор­мация широко представлена на страницах популярной перио­дики (ежене­дельники “Аргументы и факты”, “Экономика и жизнь”, га­зеты “Коммерсан­тъ”, “Известия”, “Российская газета”, “Комсомольская правда” и др.). По­ощряется самостоятельный подбор журнальных и газетных публикаций в библиотеках. По согласованию с преподавателем, ведущим се­минарские за­нятия, возможно внесение корректив в название и содержание доклада (если, например, найден подходящий интересный новый материал в рамках вы­бранной темы).

Выполнение докладов возможно как в устной, так и в письменной фор­ме. Продолжительность устного доклада 10 минут, форма записи – лю­бая, удобная докладчику. Письменный доклад должен включать все необхо­димые атрибуты: название темы, указание источников, фамилию и группу исполнителя, дату написания. Объём письменного доклада 5-7 машинописных страниц.

Наиболее творческой и серьёзной формой самостоятельной работы в ходе изучения предмета является написание реферата. Подготовка реферата требует всестороннего знакомства с литературой по избранной проблемати­ке. Тема реферата должна быть согласована с преподавателем. Реферат, понимаемый как изложение, сопоставление и анализ в письменной форме содержания книг, статей, научных работ, со­здаёт возможность использовать впоследствии приобретённые навыки рабо­ты с литературой, развивает самостоятельность мышления, умение анализи­ровать прочитанное. Реферат (исследование) должен содержать разделы: введение, оглавление, 2-3 главы, заключение, список использованной литературы. Используемая литература должна быть за последние 5 лет. Название работы, глав и других разделов не должны совпадать. Предварительный этап работы – выбор темы, подбор литературы, составление плана, которые согласуются с преподавателем; завершающий этап – написание текста реферата на основе систематизации изученных источников. Последовательность работы над рефератом такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов – их обобщение – создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтез выделенной информации и завершается формирование текста реферата. Из­ложение должно быть цельным, стройным, логичным. По каждому пункту плана целесообразно сделать заключение.

Особое внимание следует обратить на оформление– все приводимые статистические данные, факты и цитаты должны иметь ссылку на библио­графический источник (не менее пяти сносок). Титульный лист должен содержать название вуза, кафедры, дисциплины, тему реферата, фамилию и группу исполнителя, фами­лию, инициалы, должность и учёную степень руководителя, год и место на­писания. В заключении реферата необходимо сделать собственные выводы. Обычно оно начинается словами: “Проделанная работа (проведённое иссле­дование) позволяет сделать следующие выводы...”. И далее в выводах изла­гается своя концепция понимания проблемы. Рекомендуемый объём реферата – 18-20 страниц машинописного тек­ста (кегль 14, строк – 29-30, поля: правое – 10мм., левое – 30мм., верхнее и нижнее – 20мм.).

В конце работы обязательно должен быть указан список использован­ной литературы. Литература должна быть в основном за последние 5 лет и не менее 5-ти источников. Рекомендуется алфавитный или хронологический принцип расположения использованных источников (первый – перечисление источ­ников в алфавитном порядке фамилий авторов, второй – по годам выхода в свет данных материалов). Описание источников должно содержать совокупность библиографических сведений о них, приво­димых по установленным правилам (автор – название книги (статьи) – место издания и издательство – год – количество стран.

Для оценки работы студентов в ходе изучения дисциплины «Экономика» на кафедре используется балльная система. Баллы начисляются следующим образом: работа на лекции – 1 балл, работа на семинаре – 1 балл, выступление на семинаре – от 1 до 4 баллов, тест, контрольная работа – 3-5 баллов, устный доклад – до 6 баллов, письменный доклад – до 5 баллов, реферат – до 9 баллов. Для получения зачета необходимо набрать 60 баллов.

 

Примерная тематика рефератов

1. Современная ситуация на российском рынке труда (сравнительная характеристика по отраслям и регионам).

2. Инфляция и антиинфляционные программы.

3. Первичный рынок ценных бумаг в России.

4. Проблемы финансовой стабилизации в России.

5. Особенности социальной политики государства в современной России.

6. Уровень и качество жизни: критерии, показатели, динамика (сравнительная характеристика по странам).

7. Развитие рыночных отношений в здравоохранении.

8. Развитие медицинского страхования в России и в развитых странах мира.

9. Экономические основы и развитие систем здравоохранения развитых стран.

10. Проблемы и особенности ценообразования в здравоохранении (в государственном и частном секторах).

11. Государственное регулирование здравоохранения в рыночной экономике.

12. История развития и масштабы “теневой” экономики в мире.

13. Коррупция и экономическое развитие России.

14. Экономические проблемы охраны окружающей природной среды и пути их решения.

15. Экономика и качество жизни населения.

16. Плюсы и минусы включения России в мировое хозяйство.

17. Внешняя торговля и внешнеторговая политика России.

18. Проблемы экономической безопасности России в современных социально-экономических условиях.

19. Менеджмент медицинской организации.

20. Применение маркетинга идей, мест в здравоохранении.

21. Оценка эффективности и развитие применения программ оздоровления населения.

22. Современная ситуация развития систем страхования в России.

23. Система социального страхования в России и за рубежом.

24. Проблемы и особенности развития ипотеки в России и опыт развитых стран.


Тематический план проведения занятий

 

Т Е М А Лекции Семи нары Форма контроля
1.   2.   Общие проблемы эконо-мики. Основы рыночного хозяй-ства. Государство и рынок.             Тест №1
4.   5.     Фирмы в рыночной экономике. Экономическая деятельность медицинской организации Рынки факторов производства и доходы населения -       -       Контрольная работа №1 Контрольная работа №2   Контрольная работа №3  
7.     9. Макроэкономика: основные понятия и проблемы Денежно-кредитная система. Государственное регулирование экономики             Тест №2  
Мировое хозяйство и экономическое развитие -    
  Всего часов  

План лекционного курса и семинарских занятий

По экономике

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.251 (0.025 с.)