ТОП 10:

Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени



Структура

В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

1) теория и методология политики раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений, сущность и содержание политики и власти, их основополагающие признаки, функции и закономерности развития;

2) теория политических систем и их элементов исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает их сравнительный анализ, а также характеристику основных политических институтов – государств, партий, общественных организаций и движений и отношений между ними;

3) теория управления социально-политическими процессами изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом; механизмы принятия и реализации политических решений;

4) история политических учений и политическая идеология раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин современности, роль и функции политической идеологии и политического сознания в политическом процессе;

5) теория международных отношений рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Методы

Общелогические ,философские( анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, моделирование)

методы научного исследования(наблюдение, описание, эксперимент)

собственно-политологические(исторический, Социальный)

Функции политологии

1.Позновательная(реализуется в исследованииреальной политики ее описаний и выявлений тенденций и закономерностей политической жизни и политической власти)

2.методологическая( проявляется в использовании политических знаний в качестве теоретической основы конкрестных политических наук)

3. Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений.

4. мировоззренческая( функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан).

 

2. . Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии

Возникновение политической мысли связано с развитием общественных отношений, социальной дифференциацией общества, становлением государства как особой организации власти. Древнейшие политические учения возникли в странах Дальнего Востока: Египте, Индии, Китае и др. Наивысшего же расцвета политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в Античных государствах, особенно в Древней Греции и Риме. Общей особенностью этих идей является обоснование божественного происхождения и характера политической власти, а также обоснование социального, политического и правового неравенства различных сословий общества. Вначале древние мыслители только фиксировали существование социально-политического порядка, но затем некоторые из них стали предлагать пути его усовершенствования.

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.

Период рефлексии. 1945 г. — продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения.

В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра "История и политическая наука", а в 1880 г. – первая школа политической науки. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук, что свидетельствовало о признании данной науки на национальном уровне. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникает и в странах Западной Европы. Так, в 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, ныне – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. Существенный вклад в становление современной политологии внесли М. Вебер, Р. Михельс, В. Парето, Г. Москаи др.

В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, выделились ее важнейшие национальные школы и направления. Активизации политических исследований способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая плодотворно действует и сегодня. Курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран-членов ЮНЕСКО. В настоящее время на Западе политология относится к числу наиболее престижных общественных наук, занимая первое место по числу проводимых исследований и количеству публикаций.

Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

3. . Политика как общественное явление. Многообразие определений политики

Политика представляет собой сложное, многофакторное явление социальной жизни. Существуют разные подходы к пониманию политики как социального ядра:

1. Политика рассматривается как сфера взаимодействия разных социальных групп и общностей людей, каждая из которых имеет свои потребности и цели.

2. Политика – сфера властных отношений. Власть выступает как первооснова, как сущность политических отношений.

3. Политика сфера деятельности политических институтов среди которых особая роль принадлежит государству.

4. Политика сфера деятельности различных социальных групп и отдельных личностей по выработке и принятию политических решений. В связи с этим политика – сфера управления обществом.

5. Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, имеющая целью завоевание организации и использование государственной власти, управление социальными процессами.

 

Различаю внутреннюю и внешнюю политику.

 

Внутренняя политика охватывает сферу взаимодействия различных социальных групп по регулированию проблем внутри данного государства.

Внешняя политика - сфера взаимодействия различных социальных групп, связанная с регулированием отношений данного общества в международном развитии.

Политология тесно связана с другими социальными науками: история, социология, культурология, экономическая теория, психология.

 

4. Политическая мысль периода Античности и средних веков

Возникновение политических идей в Европе связано: Платон и Аристотель. Политическая мысль формируется и развивается в рамках философского мировосприятия и представляет собой одно из направлений философии. Античные философы уделяли много внимания проблемам государства и характеристике различных форм правления. На основании сравнения форм правления Платон(427-347 до н.э.) приходит к выводу: существуют разные формы правления:

Тимократия – государственная форма правления, которая основана на господстве чистолюбства.

Олигархия – господство многих над большинством.

Демократия – власть и правление большинства.

Тирания – власть в обществе одного человека.

Аристотель(ученик Платона) : пытается обосновать естественные основы образования государства. Образование государства он представляет в качестве 3 этапов:

1. Семья

2. Селение

3. Собственное государство

Аристотель впервые дает определение политике - сфера общения между различными общностями (семьям, группам семей)

Аристотель обращает внимание на то, что формы правления могут быть разными и выделяет :

1. аристократия – форма правления немногих, которые преследуют свои интересы.

2. Монархия – власть одного человека, который преследует личные интересы.

3. Демократия – власть большинства.

В отличии от этих форм правления он пытается выделить правильные формы правления. По его мнению идеальное государство должно быть основано на ч.с . и предполагает неравенство людей.

Социально политическая мысль средневековья представлена такими представителями как Фома Аквинский. По его мнению, государство – часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Законами государства являются те установления, которые отвечают требованиям божественного порядка. Государство создается людьми, но человек в отличии от животных руководствуется разумом и это дает возможность человеку организовать общественную жизнь. Государство возникает в силу природной необходимости, но берет начало от Бога. Наилучшей формой правления государства является монархия. При этом монарх должен быть обеспокоен существованием своих подопечных.

 

Новое время

Одним из представителей политической мысли является Томас Гоббс. По его мнению основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. С этой целью люди объединяются между собой и создают государство. При этом государство получает права, которыми от рождения обладает человек.

Среди прав должны быть :

1.Право наказывать нарушителей закона

2.Право объявления войны и заключения мира

3.Право суда

4.Право устанавливать законы о собственности

5.Право запрещать вредные учения, которые ведут к нарушению мира и покоя государства.

Государственная власть должны быть нераздельной и суверенной, поэтому наилучшая форма правления - монархия.

Государственная власть должна обеспечить наиболее благоприятные условия для жизни граждан. Идея о естественных правах и происхождении государства как договора между людьми была поддержана Локком, Монтескье, Руссо. В 19 веке политическая мысль представлена различными взглядами и направлениями, которые обеспечили возникновение политологии, как самостоятельной науки. Развивается социалистическая идея, которая приводит к формированию марксисткой философии. Особое значение приобретают проблемы демократии, которые наиболее полно представлены в трудах Токвиля. Получает развитие идеологии либерализма и консерватизма. Особое влияние на развитие политической мысли во второй половине 19 века в Европе оказал марксизм.

 

6. Основные направления исследований современных западных политологов

Основными проблемами, рассматрив. современной западной политологией, являются:

механизм формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политических решений;

поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательной кампании;

процесс формирования политических установок и общественного мнения;

механизм формирования и функционирования политических партий и общественно-политических организаций;

деятельность государства и проблема бюрократии;

сущность, функции и формирование политической культуры и др.

Школа США: 1)бихевиоризм (влияние психологических мотивов поведения отдельных людей и социальных групп на политические процессы в обществе):Ч.Мерриам, Гарольд Лассуэлл.

2) концепция "политической культуры"(в каждой общественно-полит. системе и каждой стране сущ. особая полит. культура, кот. определяет полит. поведение, придавая ему то или иное содерж. и направление):Гарольд Лассуэлл( выделил 3 основных типа политиков: администратор, агитатор и теоретик).

3) Концепция "национальных интересов". (служила и служит идеологическим оправданием высшей цели США — достижению мирового господства): Ганс Моргентау(такая политика не может быть успешной, если она не подкрепляется силой).Высшим критерием национальных интересов любой крупной державы, считает Моргентау, является достижение региональной или мировой гегемонии (первенство, превосходство в силе).

Франция:1)теория институтов: согласно этой теории политика представляет собой результат деятельности различных политических институтов (государство, политические партии, профсоюзы и другие организации). Следовательно, основной задачей политологии является изучение тех многообразных институтов, которые действуют в данном обществе. Как носители политической власти институты представляют собой устойчивые образования, закрепленные соответствующими правовыми нормами. (Дюги, Ориу).

Италия:1) Политические партии — одна из центральных про6лем итальянской политологии. Дж. Сартори: партия — главный посредник между о6ществом и правительством, поэтому особое внимание он уделял изучению партийной системы.

Германия:1) Теория социального конфликта: Р. Дарендорф:По его мнению, каждая группа людей любого общества выступает как носитель определенных позиций. Причем каждая позиция связана с выполнением определенной социальной роли. Социальная роль — это совокупность способов поведения, которые заданы носителю позиции в определенном обществе. Другими словами, это принуждение с помощью системы социальных санкций каждого конкретного человека вести себя определенным образом. Выделил 15 типов конфликтов.

 

 

7. Эволюция политической мысли в Беларуси

Если в основу периодизации истории политической мысли Беларуси положить основные этапы социально-экономического и политического развития белорусского общества, то можно выделить 7 периодов:

Средневековье (11-15 вв.) – складывание белорусской народности, возникновение раннефеодальных государств (Киевская Русь, ВКЛ), период противоречивых религиозных процессов.

Возрождение и Реформация (15-16 вв.) – переход к сословно-представительной монархии. Активизируется экономическое, политическое и культурное развитие белорусско-литовского общества. Устанавливаются многосторонние связи со странами Западной Европы. Начинается книгопечатание, происходит становление старобелорусского языка, развитие национальной литературы и искусства. Формируется национальная философская, правовая и общественно-политическая мысль.

Контрреформация (нач. 17-сер.18 вв.) – складывается система среднего образования, а в 1579 г. появляется 1-ый в Восточной Европе университет. С конца 17 в. использование старобелорусского языка прекращается, социально-политические идеи излагаются на латинском, польском и русском языках.

Просвещение (2-ая пол. 18 в.) – на белорусских землях распространяются идеи естественного права и договорного происхождения государства. Возникают различные проекты улучшения общественно-политического строя Речи Посполитой на основе опыта европейских стран. Принимается одна из 1-ых в мире – Конституция 3 мая 1791 г., но РП утрачивает суверенитет и территориальную целостность.

Отражение процессов, происходящих в Российской империи (1795 – 1918гг.) – Развитие под воздействием польской и российской политической мысли. Формируются важнейшие идейные направления общественно-политической мысли. Конец 19 – начало 20вв. появляются программные документы Белорусской социалистической Грамады, материалы “Нашай долі” и “Нашай Нівы”.

Советская Белоруссия (1919-1991 гг.) – появляются белорусские вузы и научные учреждения (БГУ-1921; Институт белорусской культуры-1928, преобразованный в Академию наук БССР).

Современный период (90-е годы 20 – нач. 21вв.) проблемы этого периода – суверенитет, независимость и государственное строительство в Беларуси, политическое лидерство, формирование идеологических предпочтений граждан, проблемы формирования гражданского общества и построения правового государства. Политическая власть РБ находится в развитии и постоянно совершенствуется.

8. . Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции

Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Понятие “власть” зародилосьв период античности в городах-государствах Древней Греции. Возникновение и функционирование института власти было связано с необходимостью регулирования асимметричности взаимоотношений граждан, реализации их интересов и воли в рамках определённых обществ. Со временем в сознании людей формировалось представление о власти как способности, возможности и умении её субъектов осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность других людей.

Сущностьвласти непосредственно связана с функционированием механизма власти, наличием оснований и ресурсов власти, с политическим господством и проблемой насилия.

Основные черты:

- Суверенность – независимость, неделимость власти.

- Наличие воли, т.е. наличие осознанной политической цели, и готовность последовательно реализовать.

- Авторитет – общепризнанное влияние субъекта политической власти во всех сферах общественной жизни.

- Принуждение- насилие как средство осуществления политической власти и упорядочения социальных отношений.

Функции:

- поддержание целостности и стабильности общества;

- регулирование и удовлетворение индивидуальных, групповых и общих интересов;

- руководство и управление жизнедеятельностью государства;

- поддержание общественного порядка на основе конституционного регламента;

- обеспечение конституционных прав и свобод граждан;

- предотвращение, выявление, локализация и разрешение различных конфликтов.

 

9. . Субъекты власти и её ресурсы

Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти "снизу";

- государство;

- политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные – опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой "теневой кабинет");

- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;

- групповое и индивидуальное лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом)

1.Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.).

2.Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры.

3.К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.).

10. . Легитимность и эффективность политической власти.

Политическая власть- это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.

Эффективность власти- это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.
Критериями эффективности являются:
1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов
2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти
3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений
4. Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).
5. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.
6. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).
Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Источниками легитимности выступают:

– население (мечта и цель всех правителей). Важно формировать общие ценности у большинства граждан. В таком случае население может поддерживать правительство и тогда, когда оно плохо управляет государством;

– правительство (через СМИ);

– внешние политические центры.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

 

 

11. Теория разделения властей

 

.. Разделение властей — политико-правовая теория, согласно кот гос-ная власть должна быть разделена на независимые друг от друга, но при необходимости контролирующие друг друга, ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё. Некот европейские страны законодательно выделяют дополнительно контрольную, юридическую, учредительную и избирательную ветви гос власти. Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывал еще Аристотель (Трактат о политике): идея разделения властей в гос-ве на 3 части: законодательную, должностную, судебную. Дальнейшее развитие теории разд-ия властей связано с именами Джона Локка и Шарля Луи Монтескьё. Далее развитие принципа раз-я властей связано с попытками расширить список ветвей власти. Так, наряду с законод-ой властью выделяется учредительная власть, самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. В СССР принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая гос власть понималась как власть Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки. Принцип разделения властей на законод-ую, исполн-ую и судебную был провозглашён Декларацией о гос-ном суверенитете РСФСР. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является 1им из важнейших принципов организации гос власти и функционирования правового гос-ва.Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполн-ой власти, судебная власть — судами, при ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

 

12.. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Политическая система играет особую роль в жизни общества т.к в рамках политической системе принимаются и реализуются политические решения, которые касаются всех сфер жизнедеятельности общества.

Сущность политической системы определяет ее структуру.

В структуре политической системы выделяют:

1. Политические институты

2. Политические и правовые нормы

3. Политический отношения

4. Политическое сознание и политическая культура

5. Избирательная система

6. СМИ

Функции:

1.Целеполагающая, которая заключается в определении цели и задачи обществ, выработке программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами отдельных социальных групп или общества в целом

2.Властно- интеграционная, которая выражается мобилизацией ресурсов общества на достижение поставленных целей. Она обеспечивает консолидацию общественно-политического строя и существующего сообщества как единого целого.

3.Регулятивная. Она предполагает установление таких способов поведения, деятельности людей, взаимоотношение их с государством, которые бы обеспечивали устойчивость общественных отношений

Одним из критериев типологии политических систем является характер социально-экономической структуры. На этой основе выделяют:

1.Рабовладенческую

2.Феодальную

3.Буржуазную

4.Социалистическую

Критерием к типологизации политических систем является политический режим. Выделяют следующие политические системы:

1.Тоталитарная

2.Авторитарная

3.Демократическая

В зависимости отформ государственного правления и территориального государственного устройства выделяют: монархическая и республиканская, унитарные и федеративные.

В зависимости от степени политических изменений выделяют:

1.традиционные

2.модернизированные

 

 

13. СМИ в политической системе общества

 

В политологии ср-ва массовой инф-ции определяются как сово-сть каналов распр-ния инф-ции, адресованной неограниченному кругу лиц, соц. групп, гос-ств, с целью оперативного информирования их отн-но событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специф. Соц-ных ф-ций.

В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений. Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы. В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру. В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.
Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся: Печатные издания (пресса): газеты, журналыЭлектронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включа-ет не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии. ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функ-цией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое обра-зование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познаватель-ные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Конституции РБ и в Законе РБ «О средствах массовой информации». Все это свидетельствует о том, что СМИ стали важным соци-ным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функ-ния власти в обществе, занимает значительное место в его полит. системе. Развитие новых инф-ных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возм-сть создания всемирного единого инф-ного пространства. В демократ.гос-вах(США, Канада, Великобритания, Австралия) разл. газеты, радиостанции, телевещат.корпорации имеют разных собственников, среди них и гос-во, и частные компании, и общ-но-полит.организации. Гос-во не только учреждает собств.СМИ, создает свои пресс-центры, но и уст-ет законы, гарант-щие свободу инф-ции, защ-щие ее от злоупотреблений. Негос-ные СМИ явл-ся важной частью гражд. общ-ва. Они обычно имеют разл.идейно-полит.ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общ-ное мнение, а полит.оппозиция имеет возм-сть крит-ть политику властей и излагать альтерн.программы. В авторитарных гос-вах (Марокко, Непал, Казахстан, Узбекистан, Куба, Китай) СМИ нах-ся под полным гос-ным контролем. Они исп-ся как инструмент пропаганды. Гос-во осущ-ет жесткую цензуру.

14.Основные направления развития политической системы РБ

В РБ происходит процесс существенной трансформации политической системы. Главные преобразования связаны с превращением её в политическую систему открытого, плюралистического типа. В настоящее время политико-правовые принципы и нормы сориентированы на международные демократические стандарты. Конституция провозглашает РБ унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы гос. власти РБ осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых самостоятельна. В нашей стране конституционно признается и гарантируется система местного самоуправления, утверждается многообразие политических институтов, идеологий и мнений. Между тем идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов РБ, содействуют выявлению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах. Запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. В РБ устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. К наиболее важным правовым актам, регулирующим политические отношения , относят Конституцию страны, свод законов, указы, уставы партий и организаций. В сфере политического сознания и политической культуры идёт процесс, направленный на формирование политического мышления и демократического поведения граждан. Статья 33 Конституции РБ гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Вместе с тем в условиях возрастания значения СМИ в политической жизни общества, их влияния на ход политического процесса недопустима монополизация СМИ государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также запрещаетс







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.025 с.)