ТОП 10:

Сущность, природа и функции политического лидерства.



Понятие “лидерство” происходит от английского “leader”, что означает ведущий, управляющий людьми. Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации. С понятием «политическое лидерство» связано понятие «политический лидер», но не совпадает с ним. Политический лидер – это человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способный изменять ход событий и направленность политической жизни, как в целом, так и в отдельные ее аспектах.
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:
1) между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;
2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;
3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается не видимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;
4) политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций, к ним относятся:1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция). 2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).3. Мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция). 4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция). 5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция). 6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).

 

37. . Типы и стили политического лидерства

Проблема политического лидерства имеет богатейшую историю исследования. В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства.

Функции политического лидера.

1. Функция оценки. Дается своевременный всесторонний анализ ситуации.

2. Мобилизующая. Стремление получить массовую поддержку в осуществлении планов.

3. Лидер принимает решения.

Типы лидерства:

1.традиционное. Основывается на силе традиций, то есть лидеры выявляются, определяются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних обычаях. Такой тип характерен для доиндустриального общества.

2.харизматическое. Основывается на вере присутствия у человека исключительных качеств, то есть все способности индивида рассматриваются его последователями как сверхестественный дар. Такой тип присущ развивающимся странам.

3.легальное. Основывается на убежденной вере в законность порядка, его разумность. Лидер избирается демократическим путем. Легальный лидер – выступает как исполнитель государственной воли (бюрократ, чиновник).

Стили лидерства:

1.авторитарное. Характерно стремление к монопольной власти. Лидер такого типа определяет цели общества и способы их достижения. Он пытается повышать активность своих последователей административными методами.

2.демократическое. Стимулирует активность последователей путем пробуждения у них чувства собственного достоинства, создание у них атмосферы сотрудничества. Его решения обсуждаются.

3.невмешивающееся. Стремление уйти от решения имеющихся проблем, обезопасить себя от ответственности, переложить свои функции на ближайших помощников.

Политический лидер – человек с высоким общественным авторитетом, сильным личностным влиянием, способный аккумулировать и адекватно выразить в своей деятельности интересы определенных социальных сфер.

Современные тенденции в развитии политического лидерства.
Первая тенденция
- резкое возрастание ответственности политических лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров. Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев.
Пятая тенденция - сокращение границ власти политического лидера . В каждой стране система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры, связана с целя ми и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценностями политической идеологии. В соответствии с этим можно выделить три основных системы подготовки кадров: либерально-демократическая система, имеющая две разновидности: западную и восточную; тоталитарная. Ее особенности: выше всего ценятся преданность и лояльность к вождю, политической системе и идеологии; теократическая. Такая система существует в странах, где господствующей идеологией является религия и власть осуществляется ее представителями.

38. . Конституция РБ о форме государственного правления и территориального устройства страны

. Конституция РБ о форме государственного правления и территориального устройства страны.

Под формой государственно-территориального устройства понимается определенный порядок деления территории государства на составные части, правовой статус и характер взаимоотношений центральных органов государственной власти с органами власти составных частей.

3 формы государственно-территориального устройства:

1.Унитарное

2.Федеративное

3. Конфедеративное

Унитарное государство - это единая, неделимая цельное государство образование состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органом власти и не обладают признаками государственного суверенства.

Характеристика унитарного государства:

1.Наличие единых, общих для все страны высших представленных исполнительных и государственных органов

2. Единое Конституция и единое законодательство.

3.Делимые территории государства на административно-территориальные единицы

4.Единое гражданство

5.Единый бюджет

6.Единые вооруженные силы

Федерация - социальное государство состоящее из государственных образований обладающее юридической и определенной политической самостоятельностью.

Отличительные признаки федерации:

1.Территория состоит из территории ее отдельных субъектов(земли, республики)

2.Наличие общей федеральной конституции и Конституции субъектов федерации

2.Наличие Верховной законодательной исполнительной и судебной власти федерации на ряду с высшими законодательными, исполнительными и судебными органами субъекта федерации 3.Существует единое федеральное гражданство и одновременно гражданство субъекта федерации 4.Единое финансово-кредитная система

5.Единые вооруженные силы

6.Внешняя политическая деятельность осуществляется федеральными органами.
Конфедерация- союз государств образованной для достижения какой-либо цели, при котором государство сохраняет свой суверенитет в полном объеме.

Особенности конфедерации:

1.Не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов,

2.создаются конфедерационные органы

3.Не имеют единой армии, бюджета, системы налогов

4.Нет общего гражданства
Парламент (Национальное собрание РБ) – представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат: Палата представителей(110 депутатов выбираются при тайном голосовании) и Совет Республики(8 человек от каждой области и города Минска, 8 человек назначает Президент).

Совет Министров РБ – центральный орган государственного управления. Он подчинён президенту и ответственен перед Парламентом Республики. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители других республиканских органов государственного управления.

 

39. Политическое поведение: основные характеристики и типология.

Политич поведение– важная разновидность поведения человека в обществе. Оно представляет собой процесс взаимодействия человека с политич средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политич сфере жизнедеятельности общества. Речь идет о политич поведении субъектов политики: физич-х, юридич-х лицах, соц-х группах. Единицей политич поведения является конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, в кот отражаются политич знания человека, его убеждения, материализуется его политич культура. Политич поведение определяют многие факторы, кот можно классифицировать по нескольким основаниям. 1е по степени политич включенности субъекта в политич поведение, распадается соответственно на активное и пассивное. 2е по характеру поступков, используемым методам, а также направленности политич-ое поведение можно разделить на конфликтное и бесконфликтное. В самих политич институтах политич поведение определяется и регулируется правовыми нормами, традициями, правилами и т.п. Власть имеет возможность контролировать политич поведение гр-н и соц-х групп посредством законодательства, подзаконных актов органов гос управления, а также с помощью правоохранительных органов. Политич участие – это вовлечение членов общества в существующие внутри нее политич отношения и структуру власти.Уровней и типы участия: 1.Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политич системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. 2.Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или гос-го уровня), референдумах и т. д. 3.Участие в деятельности политич и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов и др. 4.Выполнение политич ф-ий в рамках гос-ных институтов, включая сми. 5.Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. 6.Участие во внеинституциональных политич движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы. Политич иммобильность- низкая эффективность механизма обратной связи между гражданским обществом в целом и самой системой. Политическая апатия как форма непринятия политич системы. Политический байкот как выражение политической активности в политич системе и ее институтах

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.01 с.)