Политические права и свободы личности в современном мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические права и свободы личности в современном мире.



Права ч-ка - это принципы,нормы взаимоотнош м/у людьми и гос-м,кот обеспеч-т индивиду возмож-ть действовать по своему усмотрению (свобода) и получать определенные блага (права).

Права чел-ка связаны с некот-ми соц-ми ограничениями его свободы (свобода одного кончается там, где начинаются права другого).

Философской — все люди равны от рождения и имеют одинак права. Локк рассматривает естественность прав как данность человеку от рождения. Обосновал фундаментальные права человека на жизнь, собственность, свободу, сопротивление от угнетения.По сферам реализации права подразделяют на личные (право на жизнь, свободный выбор места жительства), социально-экономические (право на труд, на собственность, охрана семьи и т.д.), культурные (свобода творчества) и политические. Конституция РФ декларирует следующие пол-е права:

Статья 29:1.свобода мысли и слова.2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.4. Кажд имеет право свободно искать,получать,передавать инф-ию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федер законом.5. Свобода массовой информации.Цензура запрещается.Статья 30:1.Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение.Статья 31:Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.Статья 32:1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами гос-ва непосредственно и ч/з своих представителей.2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы гос вл и местного самоуправления.3.Не имеют права избирать и быть избранными недееспособ граждане,а также содержащиеся в местах лишения свобод.4. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.Статья 33:Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив обращения в госуд органы и органы мест самоупр.

Для практич осуществл-я прав человека большое значение имеет вопрос об ответственности за нарушения прав и свобод. Необходимы общественные гарантии: материальные (финансовые средства), полит-ие (разделение властей, наличие пол-ой оппозиции, независимого суда, независимых СМИ). Соблюдение прав и свобод ч-ка рассматривается как предмет международной озабоченности. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав ч-ка; в 1966г. - Международный пакт о граж-х и пол-х правах.

 

36 Политическая социализация — понятия концепция процесс

это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности» Политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политсистеме и выполнения различных видов политической деят-сти. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

Типы политической социализации.

В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважит отнош личности и полит системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический тип политической социализации отлич-ся опосредован хар-ром взаимодейств личности с политсистемой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.

 

 

37. Политический процесс: понятие, структура, циклы.

Полит процесс – одна из центральных категорий полит науки. Правда, не все ученые отождествляют ее с понятием науки в целом. Например, Парсонс видел специфику полит процессов в результатах функционирования полит системы. ПП показывает, как индивиды, группы, институты власти со своими целями, предрассудками и тд взаимодействуют друг с другом и гос-вом. Тк стимулы, мотивы человеческого поведения меняются, ПП исключает к-л заданность, предопределенность. Раскрывает поверхностные и глубинные изменения полит системы. Обладает краткосрочностью или продолжительностью временных переходов изменений в формах отправления власти, соотношения сил и тд. ПП – совокупность действий институализ и неинституализ субъектов по осуществлению своих специфических функций. В сфере власти. Применительно к обществу в целом показывает, как общество формирует свою государственность, а гос-во – завоевывает общество. ПП можно разделить на базовые (процессы политического участия и гос управления – принятие решений, законод процесс) и периферийные (раскрывают динамику формирования отд полит ассоциация – партий, групп -, развитие местного самоуправления). Они различаются по времени и характеру осуществления. Явный ПП – интересы групп систематически выставляются в их публичных притязаниях к гос власти, которая делает доступной для общ контроля фазу подготовки и принятия решений. Теневой ПП – базируется на деятельности публично не оформленных полит институтов и центров власти, на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к офиц органам. Каждый ПП обладает ритмом, цикличностью. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами и развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за деятельностью. Циклы гос управления может задавать деятельность правящих партий. В бывшем СССР очередные съезды КПСС обуславливали ритм деятельности всех институтов власти.

 

38.Типология политических процессов. Политические процессы в современной России.

В западной политологии существует несколько систем типологизации политических процессов. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии американским политологом Паем, который разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов: в незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений; неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике и тд.

В отечественной политической науке выделяют: Политический процесс технократического типа отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции. Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеологии. Политический процесс харизматического типа характеризуется всевластием лидера-харизмы. По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-регионапьные.

Особенности ПП в России: 1. нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений. Монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, - и вот сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти. 2. отсутствие консенсуса между его участниками относительно узаконенных целей и средств политического действия. 3. неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. 4. отсутствие интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. Не создана разветвленная система представительства интересов и в наши дни. 5. в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. 6. тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры были вынуждены придерживаться более четких взглядов во внешней политике, чем во внутренней.

 

39. Политические изменения и политическое развитие. Особенности политических изменений в современной России.

Политическое изменение – это процесс появления новых характерных черт в способе и характере взаимодействия между пол.субъектами, между пол.системой и внешней средой. Полит изм:-реформа,революц,путч.Реформа–(лат.преобразование)–частич изменения при сохр прежних основ существующ строя.Реф предполаг эволюционное, постепенное развитие институтов и общества. Для того,чтобы реф принесли ожидаемый результат, должны проводится сознательно, а не стихийно.Проводимые реформы в России в 90-е годы далеко не всегда отвечали этим требованиям: не всегда вписывались в правовые нормы (окт.93г.), разрушительные процессы преобладали над процессами созидательными. Не было полноценного анализа всего комплекса экономических, социальных, экономических проблем.Револ–наиб глубокие и радикальные преобразования всей системы и социальных отношений, основанные на широком массовом движении. Революция ориентирована на изменение социальной природы власти. Сорокин отмечал, что революция приводит к смене идеологий, верований, ценностей. Т.е. происходит переворот психики людей. К революции приводит резкое падение уровня и качества жизни. Социальные революции возникают чаще в закрытых обществах. Революция в отличие от реформы носит стихийный характер.Революция может привести страну как к движению вперед, так и к откату назад, отставанию в развитии.Путч-государственный переворот, совершенный группой заговорщиков или попытка подобного переворота. Попытка гос. переворота была в августе 1991 года. Путч начался 19 августа и продолжался три дня. В результате пал не только коммунистический режим, но и рухнули государственно-партийные структуры, цементировавшие СССР.Президенты Ельцин, Кравчук (укр) и Шушкевич (Белар) 8 дек 1991 г. подписали Беловежское соглашение о создании СНГ. Политическое развитие-рез-т полит изменений, означающих последовательную смену качественных состояний полит сист в целом и отдельных её составных частей.(Например, смена монарха или президента–это полит.развитие).Главной хар-кой полит развит явл категория «рационализации», означающая:- дифференциацию функций полит. институтов и оценку их деятельности;-национальную интеграцию на основе национальной идентичности;-социальную мобилизацию и как следствие – вовлечение людей в полит.процесс;-более четко выраженная артикуляция интересов социальных групп (появляется множество добровольных ассоциаций), агрегирование интересов (с помощью полит. партий). Вступила Россия в этап развития? Политическими механизмами развития является четкое разделение властей и система сдержек и противовесов, которых у нас нет, развитый парламентаризм, независимая судебная система, независимые СМИ (журналистика вытеснена пропагандой) – четкой дифференциации функций полит. институтов так и не произошло. Сохраняется иррациональная (эмоциональная) оценка политиков, не на основе конкретных результатов. По результатам социологических исследований, значительная часть респондентов свое доверие В.Путину объясняют его личными качествами. Отсутствует ценностный консенсус в обществе (общество делится на «традиционное» и «современное»). Идет закрытие каналов социальной мобильности, лифтов по которым можно подняться вверх. Например, социолог Горшков утверждает, что средний класс сокращается (ухудшились условия для развития малого и среднего бизнеса). Общество по прежнему остается аморфным, полит. партии не выполняют функцию посредника между гр.обществом и государством (само слово партия означает «часть», что предполагает выражение интересов определенной части общества, у нас же «Единая Россия»,»Справедливая Россия» Пропаганда Ед России в СМИ – 2000 г. – 30 %2003 – 47 %, 2007 - 93 %) Движущие силы политич. развит, исследователи:У.Ростоу, С.Липсет,причины развития:развитие экономики=>изменения в социальной сфере (уменьшение конфликтов, перераспределение политических ресурсов и снижение антагонизма, возрастание урбанизации, повышение образования распространение культуры)К.Дойч:изменение в системе ценностей и моделях поведения=>все большее количество людей начинают осознавать, что политика напрямую касается их частных интересов, что от решений, принимаемых властью, зависит их личная судьба=>осознанное стремление к участию в политике.Т.Парсонс: четкую функциональную диффиринциацию(т.е. четкое разделение функций и компетенций)=>повышение адаптивной способности системы и все большее удовлетворение требований граждан.С.Хантингтон:увеличение институционализации интересов (т.е. участие в политике носит не стихийный, а все более институционализированный хар-р). Следствием является рост участия граждан в общественных делах. Г.Алмонд, Г.Пауэлл:культурную секуляризацию, т.е.постепенное упразднение религий и идеологий в пользу закрепления прагматичного и рационального мышления.Л.Пай:назначение на государственные посты по принципу компетентности. Политическое развитие:демократизация,глобализация,модернизация.

 

 

40. Электоральный процесс: понятие функции основные этапы.

Электорат — круг избирателей, голосующий за ту или иную партию на выборах.

Функции электорального процесса:

1) представление разных интересов населения

2) контроль за институтами власти

3) объединение мнений

4) легитимизация и стабилизация полит. систем

5) расширение коммуникаций

6) урегулирование конфликта

7) мобилизация

8) политическая социализация

9) отбор о формирование политической элиты

10) конкуренция с целью обновления общества

11) законность оппозиции

Этапы:

1) назначение выборов

2) создание избирательных органов

3) организация избирательных округов

4) выдвижение избирательных органов

5)сбор подписей(регистрация)(200 тыс)

6) предвыборная агитация

7)выборы

8)подсчет голосов

 

41. Виды избирательных систем, их достоинства и недостатки.

Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам:- мажоритарная;- пропорциональная;- смешанная.Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования называется мажоритарной.

- абсолютное большинство – (побеждает кандидат, получивший 1 + 50% голосов);

-квалифицируемое большинство – (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5).Главное достоинство этой системы – учёт мнения большинства. Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство. Основной недостаток – она не полностью выражает политическую волю населения. В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков. Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае открытых списков, избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Эта система стимулирует многопартийность, создаёт возможности для существования небольших полит. партий. Она даёт возможность принимать решения, которые больше учитывают политические интересы разных групп населения. Недостатки: в условиях возрастания количества партий затруднено формирование правительства (оно нестабильно). Пропорциональная система не даёт возможности оценить личные качества кандидата в полной мере, т.к. голосование идёт за список.

Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.

 

42 Типология политических конфликтов

Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например:

1) По субъектам.

• межгосударственный;

• межнациональный (этнический);

• межклассовый;

• между социальными группами и общественными организациями;

• между расами (расовый) и др.

2) По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).

3) По масштабности:

• мировой;

• региональный;

• локальный.

4) По уровню формирования:

• на межличностном уровне;

• на групповом уровне;

• на уровне подсистем общества или государства;

• на региональном и глобальном уровне.

Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

Виды политических конфликтов

В современных условиях, когда политические конфликты в большей своей части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.

Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:

- “вертикальный” конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-политическими силами, интересы которых не только не представлены в структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.

- “горизонтальный” конфликт внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты.

 

43 Методы урегулирования политических конфликтов

По мнению французского политолога Филиппа Бро, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение. Сдерживающие факторы конфликтов — высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Политическое маневрирование — средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.

Методы разрешения конфликтов:

1. Метод избегания конфликта. Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.

2. Отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.

3. Метод конфронтации. Обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.

4. Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" – действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации

Африканского Единства.

6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.

7. Переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.

Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

 

 

44 Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм (от лат. conservare - сохранять) возник в XVIII в. в качестве реакции на революционные события и альтернативы либерализму. Главными ценностями консервативной политической идеологии были стабильность, частная собственность и сильное государство. Консерваторы обосновали необходимость сохранения существующего порядка, общественного неравенства и подчинения частных интересов общим. Классический консерватизм отстаивает такие социальные и политические приоритеты, как верность традициям, строгое соблюдение правовых и нравственных норм, крепкая семья, непререкаемость власти правящей элиты. Возникший во второй половине XX в. новый консерватизм (неоконсерватизм) дополнил старые ценности новыми: частной инициативой, регулируемой рыночной экономикой и демократией. Неоконсерваторы выступают за гражданские свободы в рамках законности и за реформы в рамках существующего порядка (без разрушения его основ). Как старый, так и новый консерватизм исходит из приоритета публичной жизни над частной, государства над гражданином.

В действительности чаще встречаются консервативные либералы и либеральные консерваторы в зависимости от относительного преобладания тех или иных взглядов у конкретных индивидов и группировок. Обе идеологии имеют крайнюю и умеренную формы. Умеренный консерватизм сближается с умеренным либерализмом, крайний консерватизм - с традиционализмом. Крайний либерализм сближается с радикализмом (см. гл. Неоконсерватизм (en. neoconservatism) — идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.

Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному внедрению либерализма и демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение оправдывает связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран.

 

45 Социал-демократы

утверждают приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости. Представление о постепенном реформировании буржуазного общества связано с отказом от насильственных форм классовой борьбы и пропагандой концепции социального партнерства, сглаживания социально-экономических противоречий. Реализация возможна с активным государственным вмешательством в экономическую жизнь общества, перераспределением доходов в пользу неимущих, развитием государственного сектора экономики и многочисленных государственных социальных программ.

На базе социал-демократической идеологии сформировались различные «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская и германская модели. В результате правления социал-демократических партий в Западной Германии и Швеции были достигнуты сравнительно высокий уровень и качество жизни. Однако в 1980—1990-х годах в экономике этих стран обнаружились негативные тенденции. В результате социал-демократы утратили поддержку большинства избирателей и вынуждены были передать власть представителям консервативной идеологии. Социалистическая идеология возникла в XIX в. Социализм (от лат. socialis - общественный) провозглашает главной ценностью не свободу, не стабильность и не равенство, а справедливость. Справедливость означает сочетание индивидуальной свободы и социального равенства, порядка и реформ. Демократию социалисты понимают как средство обеспечения социальной справедливости и распространяют ее не только на политическую, но и на экономическую и социальную сферу. Социалисты считают, что общественное неравенство можно преодолеть с помощью постепенных реформ без революционной замены старого общества новым. Они также полагают, что и при сохранении частной собственности можно преодолеть социальные и политические конфликты на основе развития системы классового партнерства и социальных гарантий. В настоящее время партии, ориентирующиеся на социалистические ценности (социал-демократические, социалистические, лейбористские) объединены в Социалистический интернационал (Социнтерн).

 

 

46. Коммунизм как политическая идеология.

Коммунизм (от лат. communis - общий) как политическая идеология возник в середине XIX в. Он стал альтернативой и либерализму, и консерватизму. Главное его отличие от них заключается в радикализме. Коммунисты объявили своей целью уничтожение всех вариантов старого общественного строя, основанного на неравенстве, и создание нового строя, основанного на социальном равенстве. В этом состоит антиконсерватизм коммунистической идеологии. Основоположники этой идеологии К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали ее основные принципы в работе "Манифест Коммунистической партии" (1848), которая стала руководством к действию для радикальной части европейского рабочего движения XIX - начала XX в. Радикализм этой идеологии и соответствующего ей политического течения заключался в ориентации на осуществление социальной революции с целью установления диктатуры пролетариата (неимущего класса), уничтожения с ее помощью частной собственности, социального неравенства и построения бесклассового общества, обеспечивающего свободное и всестороннее развитие каждого индивида. В этом отношении коммунизм противостоит либерализму, утверждающему, что индивидуальная свобода основана на частной собственности. Старое государство, основанное на господстве одних классов над другими, согласно коммунистической идеологии, нужно заменить общественным самоуправлением. Демократия для коммунистов означает подчинение меньшинства (предпринимателей) большинству (трудящимся). Идейная платформа КПРФ, наиболее влиятельной из коммунистических партий современной России отличается от традиционного коммунизма. Во всех вариантах коммунистическая идеология исходит из приоритета социального равенства над индивидуальной свободой.

 

47 Национализм (фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, не взирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.

В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными (шовинизм, ксенофобия и др.). Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

 

48. Либерализм и неолиберализм как политическая идеология.

Либерализм (от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти. Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма. Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода – отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности. Т.о., индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной связи. Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями. Черты либерализма: 1.либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении власти. Законы обязательны для всех. 2.в экономике либерализм защищал идеалы свободной рыночной торговли 3.в соц. области либерализм исходит из ест неравенства людей, кот обладают неодинаковыми способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различными. В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами.

Суть неолиберализма: 1.на смену идеи гос, как ночного сторожа, не вмешивающегося в жизнь общества пришла идея государство-благосостояние. Главная задача: поддержание наиболее обездоленных соц независ слоев общества на основе активного вмешательства в экономич жизнь через налоги, планирование бюджета. Бесплатность учебы в школах и ВУЗах. 2.Стоит на принципе «плюролистической демократии», призванной учесть интересы всех соц групп общества в области политики. Включает в себя принцип разделения властей. Неолибералисты считали, что общественная система, не основанная на справедливости, не имеет будущего. Равные пол права. Положение человека в обществе зависит от трудолюбия, от способностей человека, т. е. от него самого.

 

49. Международный политический процесс: понятие, субъекты, особенности на рубеже XX-XXI вв.

Говоря о м/н политике мы имеем ввиду целенаправленные действия в интересах совершающих их субъектов. Для данного гос-ва это будет внешняя политика. В совр. политологической литературе нет единого подхода в определение основных субъектов м/н процесса. Социальные: народы, нации, другие соц-е субъекты (элиты и личности). Институциональные субъекты- государства и их институты. Другие предлагают выделять 3 уровня субъектов: 1. государства - отдельные гос-ва или группа гос-в. В настоящее время насчитывается 230. 2. межгосударственные объединения: пол-е, военно-политические, политико-экономические и др. союзы, блоки. Это НАТО и тд. 3. м/н политические организации правительственные и неправительственные организации (научные, спортивные, экологические и другие объединения). ООН.

Двигателем м/н пол-го процесса являются госуд-ые интересы: неприкосновенность суверенитета, обеспечение безопасного существования стран, невмешательство во внутренние дела, рост благосостояния граждан, гарантированность их прав и свобод. М/н политика должна строится на двух принципах: защита национальных интересов и уважение интересов других гос-в. Основным правовым документом является устав ООН.

Европейские страны вырвались на передовые рубежи в 19 веке и 19 век проходил под знаком Евроцентризма. ХХ век - на авансцену выходят США. Намечается двухполярная система. После великой окт.революции наметилось идеологическое противостояние двух типов пол-х систем - либерально-демократической и социалистической, которое вылилось в длительную холодную войну. Окончание холодной войны и развал СССР изменил м/н ситуацию: произошел обвал одного центра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.082 с.)