Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы исследования в политической науке.

Поиск

Предмет и методы исследования в политической науке.

Политология (polity - политпорядок) – единая интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом (Пугачев, Соловьев). Это наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе (Мухаев). Это наука об институтах, субинстанциональных и функциональных аспектах (политолог.словарь).

политология: теоретическая (история политмысли, политфилософия, учения о политинститутах, теория МО и тд) и прикладная (политмаркетинг, политменеджмент, имиджмейтинг, политпрогнозирование).

Методы: 1. Теоретические: институнциональные, компаративные (состоит в сопоставлении двух или более политических объектов, имеющих черты подобия), психологические, бихевиористские (состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп), культурогические, системные (рассматривает политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой) и исторические.

2. Эмпирические (наблюдение, опросы, интервьюирование, прогнозирование, контент).

Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения. Она призвана так же, исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения, соответствующих научных дисциплин. Кроме того границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

 

Политическая мысль в античную эпоху и в Средние века.

ПЛАТОН

Мир идей – вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира.

Истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» – философам. Толпе же, не присуще быть философом.

Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а, напротив, схож с ним. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей.

Справедливость требует соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воину) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток.

Главное социально-экономическое отличие идеального государства от всех прочих государств Платон видит в преодолении раскола на богатых и бедных.

Выделил следующие типы государств:

- царская власть (если 1), аристократия (если несколько)

- тимократия (военные)

- олигархия (у власти стоят богатые)

- демократии (уравнивается слой равных и неравных)

- тирания (беззаконие, произвол и насилие)

Каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу.

Демократия опьяняет свободой в неразбавленном виде

Политика – царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.

 

АРИСТОТЕЛЬ взял за основу учения Платона.

Работы: «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Политика как наука тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности.

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми.

Государство – продукт, естественного развития.

Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе, человека, в его естественной любви к себе.

Государство — известного рода организация, объединяющая определенную совокупность граждан. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Форма государства у Аристотеля определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Есть правильные и неправильные формы государства: в правильных правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление - царская власть, аристократия и полития, а ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и демократия (так как нет внутренней объединенности).

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией (республика). В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.

Из неправильных форм государства тирания наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства.

 

Средние века.

Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Т. Гоббс и Дж. Локк (общее и особенное во взглядах на государство, личность, закон).

ГОББС (1588-1679)

«Философское начало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

Считает, что изначально люди равны в физ. и умственных способностях. Каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек — существо эгоистичное, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Человек человеку - волк». Отсюда «война всех против всех». Это «естественное состояние рода человеческого». Преодолеть это помогают естественные законы. Главный е-закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться в качестве средств достижения мира. Отказ каждого от своих прав в той мере, в которой этого требуют интересы мира и самозащиты (это 2-ой естественный закон). 3-ий естественный закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; иначе последние не будут иметь никакого значения. В 3-ем законе содержится источник и начало справедливости. Существуют 16 естественных законов. Обобщение всего: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Абсолютная власть государства - гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу.

По Гоббсу, государства могут возникать не только через добровольное согласие (основанные на установлении), но и приобретать власть силой (основанные на приобретении). Государство — лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица — суверен. Суверен — лицо, обладающее верховной властью, а всякий другой является его подданным. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верх. власти. Им запрещается протестовать против решений суверена. Обладатель верх власти не связан ни гражданским законом, ни каким-либо договором со своим народом и потому ответственности перед ним не несет. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не только полицейско-охранительные функции, но и развивать промышленность, заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Гоббс призывал использовать силу закона не против тех, кто заблуждается, а против самих заблуждений.

Согласно Гоббсу, может быть три формы государства: монархия, демократия, и аристократия. Они различаются пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены. Симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше др. форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы тесно совпадают с частными. Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена (право на восстание). Она открывается тогда, когда суверен, вопреки е-законам, обязывает индивида убивать самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверен – душа государственности, тайные агенты - глаза. Гражданский мир сравнивается со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.

 

ДЖ. ЛОКК (1632-1704)

развил доктрину раннебуржуазного либерализма.(«Два трактата о государственном правлении»). По Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство. Чтобы нормы общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. В целях обеспечения естественных прав люди соглашаются учредить государство.

Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они передают государству. О каком-либо тотальном отказе от всех принадлежащих людям свобод в пользу государства (есть у Гобсса) у Локка нет и речи. Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство - неотчуждаемые ценности. Это границы власти и действий государства, переступать которые оно не может. Цель государства - охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Это показывает зависимость государства от объектив условий жизни людей.

Титул закона имеет тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если такого указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Закон - инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует защиту индивида от произвола и деспотической воли других. «Там, где нет законов, там нет и свободы. Нельзя достичь блага всех, если не обеспечить свободы каждому. Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый полит организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным».

Поддержание режима свободы требует, по Локку, разграничения публично-властных полномочий между разными органами государства. Законодательная власть - парламенту. Исполнит и федеральная власть - монарху, кабинету министров. Первое место - законодательной власти. Иные власти подчиняются ей, оказывая в свою очередь на нее влияние.

Локк категорически отвергал абсолютно-монархическое устройство власти. Личные симпатии к конституционной монархии (английская). Любые государственных формы могут выродиться в тиранию. Когда органы власти начинают обходить законы государства, то становится беззащитной собственность, порабощается и уничтожается сам народ. При этом вооруженное народное восстание с целью вернуть государства на путь законности будет правомерно. Суверенитет народа, по Локку, значительнее суверенитета созданного им государства.

ЖАН ЖАК РУССО

Трактат «Об общественном договоре» — концепция корпоративной демократии. Цивилизация — продукт интеллекта, приносит людям зло, разрывая узы взаимопомощи и порождая погоню за собственностью. «Общественный договор» — люди, вынужденные жить в государстве, могут воспользоваться его имуществами путем повиновения законам, которые необходимо заново создать. Руссо определяет целое как всеобщую волю. Эта воля и является государством. Руссо решительно выступает против представительной демократии, защищая принцип прямого народного правления. Возникает вопрос: как обеспечить участие каждого без исключения индивида в принятии законодательных решений? Руссо признал, что в случае возникновения разногласий между двумя партиями, обе могут выражать только отдельные воли. Более того, в этом случае даже отдельный бескорыстный индивид, находясь в стороне от борющихся партий, в принципе может стать выразителем всеобщей воли. Таким образом, пытаясь ответить на вопрос: кто может и должен сказать – что является всеобщей волей в огромном количестве случаев, когда недостижимо, автор «Общественного договора» попал в логический тупик.

В поисках выхода Руссо вынужден видоизменить свою аргументацию и утверждать, что, даже если общая воля и воля всех различаются концептуально, тем не менее, во многих реальных ситуация воля большинства может рассматриваться как всеобщая или, по крайней мере, максимально к ней приближенная. Проницательно отметив, что в прославляемом Локком правиле большинства скрывается возможность тирании, Руссо в конечном итоге был вынужден принять это правило полностью.

И, тем не менее, в теории Руссо скрываются многие опасности. Если ты не думаешь как все, ты должен быть наказан. Учение Руссо превращается в апологию тирании большинства, поскольку в конечном итоге только оно и может стать в действительности судьей в своем собственном деле, узурпировав тем самым право трактовать цели общественного договора.

Таким образом, начав с крайнего индивидуализма, Руссо заканчивает полным коллективизмом, безоговорочно подчиняя индивида государству.

 

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА.

Политика, как правило, вмешивается в экономику. Зависит от типа политического режима:

- тоталитарный (полное вмешательство)

- либеральный (экономика свободно развивается)

- неолибиральный (экономика управляема)

Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам «плановой экономики». И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику. Политика и экономика связаны не непосредственно, а - опосредствованно - через социальные отношения.

ПОЛИТИКА И ПРАВО

Д.б. вместе. Право должно ограничивать политику и действия политиков. Правовое государство — тогда, когда любая деятельность осущ-ся в рамках закона. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации политическою режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом.

 

Типы политических систем.

Полит система – совокупность взаимосвязанных государств и общественных полит институтов, отношений, норм, традиций, в которых осуществляется полит жизнедеятельность людей и реализация власти. На основе маркетингового подхода: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, капитальная, социальная, коммунистическая. По уровню технического развития: до-, индустриальная, после-. По степени полит изменений: традиционная (неразвитость гражданского общества), модернизирующая (развитое общество, динамизм), переходная (слабость новых полит институтов). По взаимодействию со внешней средой: открытая (сотруд с другими гос, гибкое реагирование на требования), закрытая (ограниченное отношение с другими, не реагирует на требования).

По типу полит культуры и степени разделения властей:

1. Англо-американ. Высокая степень разделения властей, однород полит культура, приоритет либеральных ценностей, антиэтатизм (низкая степень вмешательства гос) – США, Канада.

2. Континет-европейская. Сочетание традиций и новой полит культуры, приоритет соц-демократ ценностей, этатизм – Италия, Франция.

3. Доиндустриальная. Низкая степень разделения властей, неразвитая политика, персонифицированность власти, ярко выраженный этатизм – Африка, Лат Америка. По типу полит режимов: демократ, тоталитар, авторитар.

ТЕОРИЯ ЭЛИТ.

Родиной элитических концепций можно считать Италию, где независимо друг от друга Г. Моска и В. Парето положили начало разработке концепции элитарности общества. Впервые понятие "политический класс" ввел в научный оборот Гаэтано Моска (1858 - 1923) определял элиту как группу " наиболее продуктивных или наиболее способных" людей. Он писал: "История человечества - это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок".

Причину этого он видел в изменении психологии элит. Поэтому такой подход был назван психологическим.

Роберт Михемс (1876 - 1936) акцентировал внимание на том, что власть элиты зависит от степени ее организованности. Названные ученые являются представителями макиавеллист школы, утверждающие следующее:

- любому обществу присуще элитарность.

- элита характеризуется особым политическим и организаторскими качествами.

- массы признают право элиты на власть, т.е. ее легитимность. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, потому что добровольно власть никто не уступает.

Теория демократического элитизма: конкурентная борьбы претендентов на руководство обществом; элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством добровольных выборов.

Ценностные теории. Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способными управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципами демократии.

* В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике.

* Властвующие элиты занимает ключевые позиции в качестве и на этой основе обеспечивают себе власть, богатство и известность.

* Между элитой и массами большие различия, преодоление которого практически невозможно.

 

Типы политических элит

Современные политические элиты, как правило, имеют сложную структуру и заметно различаются в разных странах.

Элита, непосредственно обладающая государственной властью, называется правящей. Ей противостоит оппозиционная или контрэлита. В зависимости от характера рекрутирования элиту подразделяют на открытую и закрытую. Открытая элита может пополняться представителями разных слоев населения. В закрытую элиту доступ не возможен для представителей других социальных групп.

П. Шаран выделил традиционную и современную элиту. В традиционную элиту входят религиозные элиты, аристократия, военное руководство развивающихся стран. Современную элиту он характеризует как рациональную. Она состоит из четырех групп.

- высшая элита (принимает все важнейшие в обществе решения)

- средняя элита (зависит от уровня дохода, профессионального статуса, образования)

- маргинальная элита (один из признаков средней отсутствует)

- административная элита (высший слой государственных служащих, исполнительные функции).

Системы отбора в элиту.

Социальная результативность политической элиты зависит от её качественного состава. Профессионализм элиты во многом определяется системой отбора. Этому процессу в большинстве стран уделяется особое внимание. Обычно выделяют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская.

Система гильдий отличается, прежде всего, закрытостью. Отбор кандидатов на более высокие посты осуществляется из низших слоев самой элиты очень узким кругом руководящих работников. Характерно для этой системы медленное продвижение кандидата на высшие должности, что обусловлено наличием множества формальных требований к претенденту. Это приводит к воспроизводству существующего типа элиты. Без дополнения конкурентными механизмами система гильдий может привести к постепенной дегенерации элиты.

Одним из вариантов системы гильдий является номенклатурная система рекрутирования. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Её главная особенность — назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов.

Антрепренерская система отличается, прежде всего, открытостью. Теоретически она дает возможность представителям любых общественных групп претендовать на места в политических структурах, так как ориентирована на личностные качества кандидата. В этом отношении антрепренерская система предоставляет широкие возможности молодым лидерам и нововведениям. Ограниченное число формальных требований к претендентам, широкий круг электората обеспечивают высокую степень конкурентности отбора в элиту. Антрепренерская система лучше приспособлена к современным реалиям.

 

Предмет и методы исследования в политической науке.

Политология (polity - политпорядок) – единая интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом (Пугачев, Соловьев). Это наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе (Мухаев). Это наука об институтах, субинстанциональных и функциональных аспектах (политолог.словарь).

политология: теоретическая (история политмысли, политфилософия, учения о политинститутах, теория МО и тд) и прикладная (политмаркетинг, политменеджмент, имиджмейтинг, политпрогнозирование).

Методы: 1. Теоретические: институнциональные, компаративные (состоит в сопоставлении двух или более политических объектов, имеющих черты подобия), психологические, бихевиористские (состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп), культурогические, системные (рассматривает политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой) и исторические.

2. Эмпирические (наблюдение, опросы, интервьюирование, прогнозирование, контент).

Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения. Она призвана так же, исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения, соответствующих научных дисциплин. Кроме того границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.014 с.)