ТОП 10:

Концепция политики Н. Макиавелли.



Никколо Макиавелли (1469-1527) («Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»).

Цезарь Борджия — прообраз идеального правителя по Макиавелли.

Макиавелли постулирует новый закон: политические события, изменения в государствеве, смена его форм происходит не по воле божьей, не по прихоти людей, но совершается объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Макиавелли отъединяет государствоведение и от этики. Власть, политика, технология политического господства - изначально явления внеморального плана.

Какими способами государи могут управлять государствами и удержать власть над ними? Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Основой власти служат хорошие законы и армия. Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Макиавелли отдает предпочтение тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством». Макиавелли настаивал на сосредоточении власти только в руках государя и выступал против наличия властных полномочий у чиновников, должностных лиц, баронов и магистратов.

Макиавелли не представлял народ как носителя, источника верховной власти. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать гл. образом в облике опекуна народа. Правителю следует прибывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ - необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле - почти и все. В этом наборе нет предоставления подданным прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданные могут смириться с утратой свободы, престижа, власти(влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

Макиавелли советует государю осуществлять свои действия, адресуемые своим подданным, как благодеяния. «Презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ- он ввергается в пучину анархии, беспорядка. Есть два способа достижения повиновения. Первый - любовь к государю. Второй - страх перед ним. Макиавелли руководствуется аксиомой об антисоциальной, антиобщественной природы, порочности людей. Жестокость допустима не только в военное, но и мирное время. Например, людей, причисленных к врагам государственной власти, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Отсюда они находятся вне юрисдикции суда. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра», может пойти против своего слова. Т.е. может не пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность.

Принцип свирепого льва и коварной лисицы. В политике человек является средством достижения цели.

 

Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Т. Гоббс и Дж. Локк (общее и особенное во взглядах на государство, личность, закон).

ГОББС (1588-1679)

«Философское начало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

Считает, что изначально люди равны в физ. и умственных способностях. Каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек — существо эгоистичное, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Человек человеку - волк». Отсюда «война всех против всех». Это «естественное состояние рода человеческого». Преодолеть это помогают естественные законы. Главный е-закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться в качестве средств достижения мира. Отказ каждого от своих прав в той мере, в которой этого требуют интересы мира и самозащиты (это 2-ой естественный закон). 3-ий естественный закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; иначе последние не будут иметь никакого значения. В 3-ем законе содержится источник и начало справедливости. Существуют 16 естественных законов. Обобщение всего: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Абсолютная власть государства - гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу.

По Гоббсу, государства могут возникать не только через добровольное согласие (основанные на установлении), но и приобретать власть силой (основанные на приобретении). Государство — лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица — суверен. Суверен — лицо, обладающее верховной властью, а всякий другой является его подданным. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верх. власти. Им запрещается протестовать против решений суверена. Обладатель верх власти не связан ни гражданским законом, ни каким-либо договором со своим народом и потому ответственности перед ним не несет. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не только полицейско-охранительные функции, но и развивать промышленность, заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Гоббс призывал использовать силу закона не против тех, кто заблуждается, а против самих заблуждений.

Согласно Гоббсу, может быть три формы государства: монархия, демократия, и аристократия. Они различаются пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены. Симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше др. форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы тесно совпадают с частными. Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена (право на восстание). Она открывается тогда, когда суверен, вопреки е-законам, обязывает индивида убивать самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверен – душа государственности, тайные агенты - глаза. Гражданский мир сравнивается со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.

 

ДЖ. ЛОКК (1632-1704)

развил доктрину раннебуржуазного либерализма.(«Два трактата о государственном правлении»). По Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство. Чтобы нормы общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. В целях обеспечения естественных прав люди соглашаются учредить государство.

Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они передают государству. О каком-либо тотальном отказе от всех принадлежащих людям свобод в пользу государства (есть у Гобсса) у Локка нет и речи. Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство - неотчуждаемые ценности. Это границы власти и действий государства, переступать которые оно не может. Цель государства - охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Это показывает зависимость государства от объектив условий жизни людей.

Титул закона имеет тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если такого указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Закон - инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует защиту индивида от произвола и деспотической воли других. «Там, где нет законов, там нет и свободы. Нельзя достичь блага всех, если не обеспечить свободы каждому. Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый полит организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным».

Поддержание режима свободы требует, по Локку, разграничения публично-властных полномочий между разными органами государства. Законодательная власть - парламенту. Исполнит и федеральная власть - монарху, кабинету министров. Первое место - законодательной власти. Иные власти подчиняются ей, оказывая в свою очередь на нее влияние.

Локк категорически отвергал абсолютно-монархическое устройство власти. Личные симпатии к конституционной монархии (английская). Любые государственных формы могут выродиться в тиранию. Когда органы власти начинают обходить законы государства, то становится беззащитной собственность, порабощается и уничтожается сам народ. При этом вооруженное народное восстание с целью вернуть государства на путь законности будет правомерно. Суверенитет народа, по Локку, значительнее суверенитета созданного им государства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.007 с.)