Политическая мысль в античную эпоху и в Средние века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль в античную эпоху и в Средние века.



ПЛАТОН

Мир идей – вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира.

Истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» – философам. Толпе же, не присуще быть философом.

Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а, напротив, схож с ним. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей.

Справедливость требует соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воину) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток.

Главное социально-экономическое отличие идеального государства от всех прочих государств Платон видит в преодолении раскола на богатых и бедных.

Выделил следующие типы государств:

- царская власть (если 1), аристократия (если несколько)

- тимократия (военные)

- олигархия (у власти стоят богатые)

- демократии (уравнивается слой равных и неравных)

- тирания (беззаконие, произвол и насилие)

Каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу.

Демократия опьяняет свободой в неразбавленном виде

Политика – царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.

 

АРИСТОТЕЛЬ взял за основу учения Платона.

Работы: «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Политика как наука тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности.

Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми.

Государство – продукт, естественного развития.

Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе, человека, в его естественной любви к себе.

Государство — известного рода организация, объединяющая определенную совокупность граждан. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Форма государства у Аристотеля определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Есть правильные и неправильные формы государства: в правильных правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление - царская власть, аристократия и полития, а ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и демократия (так как нет внутренней объединенности).

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией (республика). В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.

Из неправильных форм государства тирания наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства.

 

Средние века.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (354 – 430 ГГ.)

«О граде Божием», «О свободной воле»

По Августину, все социальные, государственные и правовые учреждения — следствие греховности человека.

Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве «человека над человеком». Но это «естественный порядок» человеческой жизни. В этом смысле «естественным» оказывается и рабство, хотя оно и противоречит жизни «по Богу».

Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня.

Причина зла, согласно Августину, в свободной воле и ее извращенности.

Человек — существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка.

Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главные —моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и к человеку.

Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, именуется тираном, несправедливая аристократия – кликой. Государство, в котором игнорируется право, предстает как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Развивает идею верховенства церкви над государством.

Деликатный вопрос о том, как праведники должны относиться к уже существующим государствам и законам у разных народов, Августин разрешает в духе компромисса с «земным миром» на условиях «почитания единого высочайшего и истинного Бога». При этом различия в законах, нравах и учреждениях уже не имеют принципиального значения.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ (АКВИНАТ) (1225 – 1274).

Труды «О правлении властителей», «Сумма теологии».

Первая попытка развить христианскую доктрину государства.

От Аристотеля Аквинат перенял мысль, что человек есть «животное общительное и политическое». В людях заложено стремление объединиться и жить в государстве. Процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. Деятельность монарха схожа с активностью бога.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство.

Аквинат ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования.

Монархия — лучшая форма правления. Отдавал предпочтение монархии по двум причинам: 1) сходства с мирозданием вообще, подобия человеческому организму; 2) т.к. исторический опыт, демонстрируeт устойчивость и преуспевание тех государств, где властвовал один, а не множество.

Выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы.

Пирамиду законов венчает вечный закон. Вечный закон заключен в боге. От него производны иные виды законов.

1) Естественный закон (позитивный), который держит человека в страхе.

2) Божественный закон (дан в Библии) необходим по двум причинам: а) человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло; б) люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; им поможет только Библия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.006 с.)