Рекомендовано Ученым советом



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендовано Ученым советом



А.М. УНДАЛОВ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Рекомендовано Ученым советом

Нижегородского технического университета

Имени Р.Е. Алексеева

В качестве учебного пособия

для студентов инженерных специальностей

 

Нижний Новгород 2013

Предисловие

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Содержание, объект и предмет политологии

Методы исследования и функции политологии

Современное состояние политологии

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Античная и средневековая политическая мысль

Политические теории Возрождения и Нового времени (15 – 18 вв.)

Марксистская концепция политики

Развитие политической мысли в России

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО

Тема 3. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Сущность, происхождение и функции политики

Основные элементы политики и основные области политики

Диалектика экономики и политики

Политика и мораль

Тема 4. ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Определение власти, элементы властных отношений, виды власти

Понятие, признаки, структура и функции политической власти

Классовое господство и легитимность политической власти

Тема 5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сущность и структура гражданского общества

Функции гражданского общества

Особенности формирования гражданского общества в России

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

МЕХАНИЗМ ФОРМИВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ВЛАСТИ

Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества: понятие и механизм функционирования

Структура политической системы и ее функции

Функции политической системы

Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Понятие политического режима

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

Проблема перехода к демократическому политическому режиму

Демократический режим

Тема 8. ДЕМОКРАТИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Понятие и признаки демократии

Теории демократии

Формы демократии

Условия успешного функционирования демократии

Тема 9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Функции и роль выборов в политической системе

Основные принципы избирательного права

Типы избирательных систем

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Тема 10. ГОСУДАРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Сущность, теории происхождения, признаки, функции государства

Формы государственного правления

Формы государственно-территориального устройства

Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМ

Политическая партия: определение, функции и структура

Типология политических партий и партийных систем

Тенденции формирования партийной системы в современной России

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Виды субъектов политики

Понятие политической элиты

Политическая элита современной России

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

1. Природа и сущность лидерства

Типы лидеров и их функции

Специфика политического лидерства в России

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕТЫ ПОЛИТИКИ

Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Понятие политической культуры и ее элементы

Типы политической культуры

Особенности политической культуры в России

Политическая социализация

Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Сущность и функции идеологии

Взаимовлияние идеологии и политики

Основные современные политические идеологии

 


 


 

 

Предисловие

Важнейшей сферой деятельности людей является политика. Интерес к политике, сути и содержании политических отношений со стороны субъектов общественной жизни четко прослеживается на протяжении всей истории человечества. Именно политика, и прежде всего государство, оказывали и оказывают важное воздействие на судьбы стран и народов, да и во многом на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политической жизни и устройства общества, демократии и государства затрагивают интересы каждого гражданина. Вот почему развитие политического сознания членов общества, их активное участие политической жизни справедливо рассматривается как фактор укрепления у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничения влияния на них популизма, радикализма и манипуляции. Политологическое знание становится обязательным условием выработки и проведения в жизнь глубоко продуманных политических решений, касающихся развития каждого города, региона и страны в целом. Более того, социально – гуманитарные дисциплины, к которым относится политология, очень важны в современную эпоху научно – технического прогресса и новейших технологий, ибо не математика, физика, сопромат, термех и даже не менеджмент или теория маркетинга обеспечивают готовность к жизни в социуме, именно предметы социально - гуманитарного цикла.

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Содержание, объект и предмет политологии

Политология как уже следует из названия (от греческого роlitika – государственные и общественные дела и logos – слово, учение) – это наука о политике.

В развитии политологии можно выделить два основных этапа, отражающие изменения содержания политики и возрастание ее роли в общественной жизни. До середины 20 века политология рассматривается преимущественно как наука об управлении обществом со стороны государства. В этот период она развивается в рамках других общественных наук: философии, социологии, теории государства и права. На втором этапе доминирующей становится тенденция преодоления отождествления политики с государством и его властью, ведущее к пониманию государства как единственного субъекта политики. Во второй половине XIX века происходит становление политологии как самостоятельной, независимой научной дисциплины, имеющей свой предмет, методы, категории и функции. Первые кафедры и школы политических наук были созданы в США в 1857 году, во Франции в 1872, в Англии в 1885 году. В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился. Активизации и интенсификации политических исследований способствовало создание в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политический науки, которая продолжает свою работу и в наши дни.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Важный вклад в мировую политическую науку внесли М.М.Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я.Острогорский и марксистские теоретики Г.В. Плеханов, В. И.Ленин и другие. В годы советской власти отдельные политические проблемы анализировались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других дисциплин. Как самостоятельный предмет в нашей стране политология стала изучаться лишь в 1990 году.

Объект и предмет политологии.Объектом политологии, то есть тем, на что направлено познание, является политическая сфера. В связи со сложной структурой политики это могут быть политические идеи, политические интересы, политические ценности, политические группы, политические институты, политические процессы и пр. Все это составляет содержание политической сферы. Главным объектом изучения в политологии были и остаются политическая система и государство как ее основное звено.

В понимании предмета политологии нет единства мнений. При решении этого вопроса выделяются как минимум две позиции. Первая позиция исходит из представления, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. При этом предметом своего изучения она имеет институциональные стороны политической жизни, прежде всего, механизмы власти в государстве. Наряду с ней самостоятельно существуют политическая социология, политическая философия, политическая антропология, политическая психология и т.д. Сторонники второй позиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики использовать специфические методы различных наук, вместе с тем указывают на ряд его существенных недостатков. Главный из них состоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований. Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей политической науки, по мнению сторонников данной позиции, не позволяет в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой интегративную науку о политике во всех проявлениях. Она включает в себя в качестве составных частей следующие политические дисциплины:

- политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения;

- политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений;

- теория государства и права изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий;

- политическая антропология изучает человека как субъекта политического творчества. Возможности и пределы влияния на общество она выводит из биосоциальной природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства;

- политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение.

По сравнению с указанными дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических наук, выступает их методологической основой. Другая особенность проявляется в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти и прежде всего место, роль и значение во властных процессах государства, политических партий, элит, лидеров и различных социальных общностей. Кроме того, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики.

Таким образом, политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфическое отличие политологического знания от других видов знаний состоит в том, что оно представляет природу, условия, технологии распределения власти в политическом сообществе. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти. Поэтому предметом политологии в строгом смысле являются закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государстве.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО

Происхождение политики.

Политика существовала не всегда. Так, примитивные общества охотников и собирателей не знают политики. Управление внутри них было основано на естественных связях (кровнородственных отношениях) и регулировалось религиозными нормами, обычаями и традициями. С развитием производительных сил, появлением прибавочного продукта у земледельцев и скотоводов, сосредоточением его главным образом у родовой верхушки привели к формированию частной собственности и антагонистических классов. Между ними выявились непримиримые интересы, вследствие чего возникли конфликты, грозившие разрушить общество. Конфликты были и всегда будут между людьми. Однако, если прежде общественная власть регулировала в основном совпадающие интересы рода на основе кровнородственных связей, обычаев, традиций, религиозных норм, то в сложном, дифференцированном, классовом обществе эти механизмы оказываются недостаточными для преодоления нового конфликта, связанного с неравенством по отношению к собственности на средства производства и разными возможностями для жизни людей, которое дает обладание ею. А между тем потребность в согласованном поведении ради удовлетворения потребностей и интересов как общества в целом, так отдельных классов и групп значительно возросла. В этих условиях происходит переход от общества без государства к обществу с государством, и возникает социальная группа, занятая исключительно управлением, использующая особый аппарат принуждения для обеспечения единства раздираемого внутренними конфликтами общества. Следовательно, появились государство и государственная власть.

С появлением государства различные социальные группы стали использовать государство и влиять на государственную власть, используя имеющиеся у них возможности, для создания лучших условий в целях удовлетворения своих интересов.

Таким образом, появление прибавочного продукта имело различные последствия: с одной стороны, оно освободило общество от крайней нужды; с другой — привело к социальным конфликтам, порожденных неравенством, которые привели к появлению органов управления, породили политический уровень отношений и политику.

Слово «политика» первоначально с греческого означало участие в государственных и общественных делах. Политика как целенаправленная деятельность для управления всеми сферами общества предполагает необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий. Чисто импульсивное реагирование имеет здесь чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

Власть и политика двойственны по своей сущности. Они выполняют общесоциальную функцию, направленную на интеграцию общества, решение общественных проблем в целях поступательного развития страны, региона, города. В целом назначение политики - ориентация общественного развития в благоприятном для всего общества направлении. С другой стороны, они призваны обеспечивать функцию классового господства, выражать и защищать интересы экономически и политически господствующих групп. В разделенном на разные социальные классы обществе, решение общественных проблем осуществляется не в интересах всех социальных групп и классов в одинаковой степени, а в интересах в первую очередь господствующих кругов, то есть должно обеспечивать политическое, экономическое и идеологическое господство класса-гегемона. Вместе с тем, долговременный успех сопутствует тем, кто находит оптимальную форму сочетания интересов разных классов и групп.

 

Роль экономики в политике.

Роль экономики в политике характеризуют несколько важнейших моментов.

1) Экономика составляет материальную основу политики. Экономические ресурсы в современных демократических странах являются весьма важными для завоевания власти и реализации экономических программ, выдвинутых в ходе предвыборной борьбы. Кроме того, поддержание аппарата государственного управления и силовых ведомств, других категорий граждан, живущих за счет государственного бюджета, также нуждается в постоянной финансовой подпитке.

2) Проблемы и противоречия социально-экономического развития детерминируют политику, политические процессы и мероприятия: реформы, перестройки, модернизации. Низкий экономический уровень, неспособность экономики страны повысить благосостояние и удовлетворить растущие потребности большинства граждан с неизбежностью рождают политические мероприятия, направленные на подъем экономики. В современном постиндустриальном мире экономика продолжает оставаться главной сферой, на которую приходится наибольшая активность правительств отдельных стран и мирового сообщества в целом.

3) Уровень экономики влияет на социально-классовую структуру общества и интересы классов, создает предпосылки реализации прав и свобод личности.

4) Содержание политики, тех или иных политических решений и действий, в конечном счете, определяются экономическими интересами тех или иных классов, их возможностями для удовлетворения интересов и потребностей. Экономические интересы выступают, в конечном счете, как важнейшая причина политических действий.

5) Экономика, ее эффективность в деле удовлетворения массовых потребностей выступает в качестве важного критерия правильности экономической политики. Способность власти обеспечивать экономическую стабильность, рост благосостояния и социальную защищенность большинства граждан является одним из важнейших факторов ее легитимации. Народ, как правило, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономический рост, повышение материального и культурного уровня жизни населения, оптимальную среду самореализации и творчества людей, в том числе в экономической деятельности, материальные предпосылки для полноценной реализации социальных прав и свобод.

В свою очередь, политика оказывает серьезное влияние на экономику. Принципиальная связь экономики и политики в том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В.И. Ленин Полн. Собр.,соч. т. 37, с.278), так как в политике находят концентрированное выражение интересы всех классов и слоев данного общества. Политика призвана регулировать интересы классов, а потому не может не играть активную роль по отношению к экономике.

Определяясь экономикой, политика в то же время обладает значительной относительной самостоятельностью и оказывает существенное обратное воздействие на экономику. Это проявляется в следующих ключевых моментах:

1) По Энгельсу политика проявляет себя как сознательное использование экономических законов. «Мы можем столько, сколько знаем» (Ф.Бэкон). Активность воздействия политики на экономику проявляется в том, что, во-первых, политика учитывает законы экономического развития, чем способствует развитию экономики страны. Во-вторых, политика противоречит законам экономического развития. В конечном счете такая политика терпит крах. И, в-третьих, политика учитывает действие законов экономического развития частично и поэтому в одних направлениях может ставить преграды экономическому развитию, в других – способствовать развитию экономики ( Маркс К. Энгельс Ф. Соч.,т. 37, c. 417).

2) Воздействие государства на экономическую систему диктуется необходимостью противодействовать ущербу развитию экономики страны в целом и социальной стабильности в обществе в частности. К этому приводит безудержная погоня за прибылью в условиях свободной рыночной экономики. Известна характеристика капитала К. Марксом, который говорил, что тот при 300% прибыли готов на любое преступление даже под страхом смерти (Маркс К. Энгельс Ф. Соч.,т. 23 с. 770.)

3) Государственное вмешательство в экономику связано также с тем, что существует целый ряд важных для общества сфер и отраслей, которые не вызывают большого коммерческого интереса для капиталистов (социальная инфраструктура, дороги, транспорт, благоустройство, подготовка научных кадров, фундаментальная наука, освоение космоса и т.д.).

4) В условиях перелома, в чрезвычайных обстоятельствах (война, кризис) должен быть безусловный приоритет политического подхода к решению любых вопросов, в том числе экономических. Политический подход представляет собой совокупность решений и действий, направленных на завоевание, сохранение и воспроизводство политической власти тем или иным классом. Особенно велика роль политического подхода в условиях переходного периода от одного общественного строя к другому. Им неоднократно руководствовались российские политики, причем разной политико-идеологической направленности в недавнем прошлом. Так, В.И. Ленин и большевики пошли на проведение нэпа не только и не столько для перелома действовавших в начале 20-х годов экономических тенденций, чтобы накормить, обуть и одеть население России, сколько обеспечить социальную стабильность и союз между рабочим классом и крестьянством и тем самым сохранить и укрепить советскую власть. И в начале 90-х годов антикоммунистическое руководство России в жестких рамках «рекомендаций» Запада опиралось и до сих пор опирается на политический подход в проведении реформ. Так, важнейшей целью приватизации в постсоветской России стало не повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства, а не допущение прихода коммунистов к власти в результате быстрого создания класса капиталистов которые, получив собственность, просто так ее не отдадут и будут надежной опорой новой власти.

5) Политика выступает средством решения экономических проблем. Роль политики состоит в том, чтобы опираясь на интересы масс, концентрировать требования экономической жизни и превращать их в содержание экономической политики. Создавая условия для реализации интересов социальных групп, политика повышает их активность в сфере экономики.

В рамках страны или региона пути решения экономических проблем и развития экономики определяется не автоматически, а проистекают из политики, которая есть та или иная реакция господствующих политических сил на социальные запросы классов и групп. Функция управления не является нейтральной. Пути решения экономических проблем разные классы и группы видят по разному, исходя из своих интересов. Выбор экономического курса – это всегда результат борьбы классов и представляющих их политических сил: партий, лобби, групп интересов, политических элит. При этом политической элитой под влиянием ряда факторов (величина давления оппозиции на власть, уровень привлекательности и распространенности в обществе ее идей, что отражается на соотношение классовых сил, степень политической ответственности и способности власть имущих оценить новые тенденции общественного развития и в своей политике отразить их и встать над узкоклассовыми интересами) могут приниматься решения самые разные – от реакционных, компромиссных - до прогрессивных. В конечном счете, проблемы экономики могут быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными или их решение значительно усложняется, если их оценка и пути решения даются с позиций групп людей, преследующих узкие, олигархические интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии.

Меры в области экономики, предпринимаемые правительством России в последние 20 лет, пока не дали эффективных результатов. И не дадут, пока политика, проводимая российским правительством, будет служить главным образом интересам российской и мировой олигархии и бюрократии. Такая политика непременно будет подпитывать социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.

 

Политика и мораль

 

Виды власти.

В соответствии со сферами общественной жизни власть может быть разделена на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, средствами производства, собственность над различного рода материальными ценностями. Иначе говоря – это власть голода, денег, богатства. Имущие, экономически богатые и обеспеченные люди, группы могут оказывать экономическое давление на государство, на партии, классы, лидеров. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это контроль над средствами достижения всех наших целей».

С экономической властью тесно связана социальная, которая выражается в распределении положения в социальной структуре – статусов, должностей, привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью. С помощью социальной политики они могут влиять на положение больших групп населения, завоевывая или теряя их поддержку.

В последнее время огромное влияние в обществе приобретает духовно-информационная власть, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также СМИ. Причем, информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию, суть которого состоит в психологическом воздействии на сознание людей с целью скрытого управления ими вопреки их интересам и воле.

Особой властью в обществе является политическая власть.

Основания власти

Проблема оснований власти тесно связана с природой подчинения или, другими словами мотивацией подчинения. Она может основываться на страхе перед насилием. Формула повиновения, основанная на страхе: «Я подчиняюсь, потому, что боюсь за свою жизнь и благополучие своих родных и близких». Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания. Страх - весьма сильный мотив повиновения, благодаря которому можно добиться выполнения поставленных властью задач и стабилизировать ситуацию. Однако, как показывает исторический опыт, страх как мотив повиновения проявляет свою неэффективность при организации сложного, творческого труда. При помощи страха наказания невозможно проявлять творческую инициативу и почин, добиться новых открытий ученых и инженеров, творений поэтов и писателей. Только свободный, осознающий свое собственное достоинство и значимость человек, способен к подобной творческой деятельности. Кроме того, такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно воспринимается власть, базирующаяся на привычке к господствующей власти по принципу «надо как-то жить». Человек привыкает, приспосабливается к власти, желая выжить и прокормить семью, ценит свое современное состояние и не желает его менять. Привычка — надежный фактор стабильности пока она не приходит в противоречии с требованиями реальной жизни.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе.Глубокая заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним насилие.

Еще более сильный эффект дает подчинение по убеждению, когда человек выполняет распоряжения в силу твердой уверенности в правильности этих распоряжений и готовности действовать в соответствии с ними.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет.Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обусловливают добровольное повиновение без угрозы санкций.

Ресурсы политической власти

Способность одного субъекта влиять на другого связана с наличием у субъекта власти определенных ресурсов. Ресурсы - это совокупность средств и методов, с помощью которых реализуется властная воля в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Широко распространена типология ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные.

Экономические ресурсы заключаются во владении материальными ценностями, необходимые для общественного производства и потребления (средства производства, продукты питания, полезные ископаемые, финансы и др.). Наличие материальных (денежных) ресурсов всегда было важным фактором власти, поскольку они необходимы, чтобы:

1) завоевать власть, ибо современная избирательная кампания требует

огромных финансовых затрат;

2) выполнение предвыборных обещаний, реализация экономических и социальных и иных программ, проведение необходимых преобразований и реформ также предполагает сосредоточение значительных денежных средств в руках государства;

3) кроме того, поддержание аппарата государственного управления и силовых ведомств и других категорий граждан, живущих за счет государственного бюджета, также нуждается в постоянной финансовой подпитке.

Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. К социальным ресурсам относят также и такие показатели, как образование, должность, престиж, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Политико-силовые ресурсывыражаются в использование аппарата физического принуждения для повиновения и обеспечения политической стабильности (армия, полиция, суд и т.д.). Этот тип ресурсов наиболее эффективен, так как его применение может лишить человека высших ценностей – здоровья, жизни и свободы, а также собственности. К данному типу ресурсов относятся также международные ресурсы, выражающиеся в международной поддержке лидера; это также степень и характер причастности политика к принятию политических решений.

Культурно – информационные ресурсы заключаются в контроле над учеными, писателями, журналистами и организациями, которые способны генерировать знания и привлекательные идеи, а также средствами их распространения — печатью, радио телевидением, интернетом. По мнению американского социолога О. Тоффлера в постиндустриальных странах происходит утрата определяющего влияния таких традиционных ресурсов власти как сила и богатство, хотя и не исчезает полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, это не распространяется на все страны мира, но тенденция превращения культурно-информационных ресурсов в решающий источник власти проявляется весьма отчетливо.

Субъекты власти используют различные ресурсы в комплексе, особенно государство, в большей или меньшей степени обладающее всеми ресурсами.

Специфическим ресурсом власти являются люди - демографические ресурсы.

Люди, обладающие знаниями, навыками и умениями, создают все материальные и

духовные богатства и ресурсы на свете и представляют собой универсальный

многофункциональный ресурс, который производит все другие ресурсы.

 

Гражданское общество - это сфера частных интересов и отношений, находящаяся вне непосредственной деятельности государства, а также разветвленная система негосударственных общественных институтов, через которые реализуются повседневные индивидуальные и коллективные интересы и потребности. Это система обеспечения жизнедеятельности людей в экономической, социальной и духовной сферах.

Задачисамоорганизации и самообеспечения своих потребностей гражданское общество способно реализовать в силу наличия у него следующих особенностей:

1. Отдаленность гражданского общества от государства. Гражданское общество

опосредует общественные интересы и виды деятельности, расположенные между индивидуумом и государством.

2. Доминирование горизонтальных связей в экономической, социальной духовной

сферах (между предприятиями, организациями, учреждениями).

3. Гражданское общество – это самоорганизующаяся система, поскольку структуры гражданского общества сами возникают и самостоятельно удовлетворяют свои потребности без особого вмешательства государства. В странах с развитым гражданским обществом довольно редко общение граждан со своим государством. Как-то один англичанин шутливо заметил, что его сограждане общаются с государством в двух случаях: когда вынимают почту из ящика (общаются с государственной почтовой службой) и когда нарушают правила уличного движения (вынуждены общаться с полицейским). В странах со слаборазвитым гражданским обществом граждане вынуждены постоянно общаться с государством: оно все время что-то регламентирует, разрешает или запрещает и т.д.

4. Гражданскому обществу присуща «культура несогласия» или принцип «согласия

не соглашаться». Поскольку гражданское общество – это сфера частных интересов и каждый его член должен понимать, что его интересы могут не совпадать с интересами других, отсюда необходимо уважать интересы других и уметь прибегать к компромиссам.

Структура гражданского общества вбирает в себя три сферы: экономическую, социальную и духовную.

1. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества

являются все негосударственные предприятия: кооперативы, арендные предприятия, акционерные общества и др. объединения граждан в области экономической деятельности, которые создаются ими по собственной инициативе.

2. В социальной сфере таковыми являются - семья, общественные организации и объединения (профсоюзы, молодежные и ветеранские организации, экологические движения и т.д.), органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах, негосударственные СМИ.

3. В духовной сфере структуру гражданского общества составляют церковь,

общественные творческие союзы, научные объединения, независимые от государства культурные институты и организации. Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, совести, слова, реальные возможности публично высказать свое мнение.

Иногда в структуру гражданского общества включают и политические партии, группы интересов, общественные движения, которые будучи рождены в недрах общества, остаются в нем и одновременно представляют личности и группы на уровне государства.

Во всех этих трех сфе



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.031 с.)