Развитие политической мысли в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие политической мысли в России



Политическая мысль России имела отличную от Запада логику развития и опиралась на иную культурную традицию, а также определялось влиянием целого ряда внешних факторов: географического положения, климата, внешнего окружения.

1. Первая особенность состоит в том, что политические идеи вплоть до конца XIX века были составной частью религиозной философской и этической мысли и развивалась внутри православия.

Отчасти это схоже с Западной Европой, но стой лишь разницей, что уже с XVI в. политическая наука там становится самостоятельной наукой.

2. Вторая особенность в том, что политическая мысль России опиралась на культурную традицию соборности. Дело в том, что основой социальной организации русского общества долгие годы выступала община.

Соборность предполагала коллективный поиск истины, ответственности, а также поддерживала идеи равенства, согласия, зависимость индивида от общества и государства. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя как идея согласия между ним и подданными. Всякое несогласие с мнением большинства исключалось. Кроме того, усиление авторитарности обуславливалось широкими просторами страны и необходимостью защиты от многочисленных врагов.

3. Третья особенность в том, что в силу своего географического положения русская политическая мысль развивалась путем заимствований, испытывая влияние как западной, так и восточной мысли. Первоначально сильно влияние Византии, а с XVII в. усилилась роль Запада.

4. Четвертой особенностью является русская идея, с помощью которой обосновывается особый исторический путь, не похожий на путь Запада. Это выразилось в формировании широкого движения славянофилов.

5. Следующая особенность проявилась в востребованости политических идей практикой. Политическая мысль развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство относится к идеократическому типу, т.е. в нем объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи (например, идея Москва – III Рим, идея строительства коммунизма)

В 19 веке сформировались три направления общественно – политической мысли: дворянско–либеральное, консервативно-охранительное и революционно-демократическое.

Наиболее известные представители российского либерализма - это М. М. Сперанский (1772 – 1839), П.Я. Чаадаев (1794 – 1856), Н.В. Станкевич (1813 – 1840), Т.Н. Грановский (1813 – 1855), П.В. Анненков (1812 – 1887)

М.М.Сперанский, являвшийся некоторое время статс - секретарем у Александра 1, подготовил по его распоряжению план реформирования государственных учреждений России. Он считал, что необходимо постепенно отменить крепостное право и установить конституционную монархию. В основу системы государственной власти он предлагал положить принцип разделения властей.

В работах П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, Т.Н. Грановского, П.В. Анненкова излагались идеи гражданских прав и свобод, правового государства, а также утверждалось, что путь развития западных стран является более эффективным и что России следует перенять ряд основополагающих принципов западноевропейского государственно –общественного устройства. По мнению П. Чаадаева причина отсталости России вызвана принятием христианства в византийской форме, что способствовало изоляции России от западных стран, где господствовал католицизм. Этих мыслителей, которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации, стали называть западниками.

После отмены крепостного права начинается новая волна в развитии российского либерализма. Профессор права юридического факультета Московского университета Б.Н. Чичерин (1828 - 1904) создал целое направление в юриспруденции, вошедшее в историю как «государственная школа». Либерализм Б.Н. Чичерина имел охранительный характер, что выразилось в обосновании в России конституционной монархии. Одновременно он выступал критиком социалистических идей всеобщего равенства, считал, что государство должно защищать права человека, но не должно брать на себя функцию заботы о неимущих. Несколько дальше шли представители другого течения русской либеральной мысли – российские конституционалисты. Они выступали за гарантии прав человека со стороны государства, за ограничение самодержавия рамками закона и связывали будущее страны с формированием правового государства. Наиболее значительными фигурами среди них были профессора Московского университета П.И. Новгородцев (1866 – 1924) и Б.А. Кистяковский (1868 – 1920).

Российские либеральные мыслители пытались соединить идею индивидуальной свободы с интегративными и регулятивными возможностями государства. Однако либерализм не получил широкого распространения в России в силу отсутствия многочисленного слоя частных собственников. Более того, перенесение западных либеральных идей на российскую почву порождало усиление консерватизма, принявшего форму славянофильства.

Консервативно - охранительное направление в политической мысли сложилось как своеобразная реакция российского дворянства на возможные изменения в связи с последовательной реализацией принципов буржуазно – демократических преобразований в обществе. Его представители, выражая интересы дворянства, стремились обосновать принципиальные различия в развитии Запада и России, идеализировали историческое прошлое страны и ратовали за сохранение вековых традиций, самобытности России.

Славянофилы были неоднородны. Выделялось ортодоксально – реакционное направление, представленное историком Н.М. Карамзиным (1766 – 1826), министром народного просвещения графом С.С. Уваровым (1827 – 1855), обер - прокурором Синода К.П. Победоносцевым (1827 – 1905), и реформаторское, представленное философами и писателями А.С. Хомяковым (1804 – 1860), И.В. Киреевским (1806 – 1856), К.С. Аксаковым (1817 – 1860), И.С. Аксаковым (1823 – 1886) и др. Ортодоксы были убежденными сторонниками неограниченной монархии. Правомерность ее существования они выводили из национального характера русского народа: его глубокой религиозности и веры в царя. Будучи яростными критиками западной демократии и парламентаризма, они доказывали, что в России, где власть держится на вере, нельзя строить государство на принципах западного либерализма, проводить демократические реформы политических институтов. С.С. Уваров, будучи министром просвещения в правительстве Николая I, сформулировал главный принцип российской государственности: «православие, самодержавие, народность».

Представители реформаторского направления в славянофильстве не отрицали необходимости некоторого реформирования российской государственности, выступали за отмену крепостного права. Однако считали, что перенесение на российскую почву западной культуры разрушит духовное единство России, соборность, внутреннее согласие русского народа. Поэтому они отрицательно оценивали деятельность Петра I как политика прозападного образца, но выступали вместе с тем за подобного Петру сильного самодержца. Оставаясь противниками политического насилия, славянофилы считали, что Петр внес в российскую историю элемент насилия, разобщил сословия, стал виновником сословной вражды, ранее неизвестной русскому обществу.

Революционно – демократическое направление в российской политической мысли в 19 веке представлено литературным критиками и писателями В.Г. Белинским (1811 – 1848), А.И. Герценым (1812 – 1870), Н.Г. Чернышевским (1828 – 1889), Н.А. Добролюбовым (1836 – 1861). Итогом их творческой деятельности стали острая критика феодальных деспотических порядков, вывод об опасности и неприемлемости для России буржуазного государства и права с его эксплуататорской сущностью. Они стали первыми русскими мыслителями, попытавшимися соединить революционный демократизм с идеями утопического социализма. А.И. Герцен прямо называл свою концепцию теорией «русского социализма», в основе которой лежали представления о преимуществах российской общины, этой будущей ячейки социализма. По его мнению, происхождение государства связано с необходимостью сохранения общественной безопасности, при том, что «государство одинаково служит и реакции, и революции, тому с чьей стороны сила». Долгое время, живя на Западе, А.И. Герцен пришел к выводу, что: «Буржуазное государство представляет собой анонимное общество политических шулеров и биржевых торговцев». Будущее наступление безгосударственного устройства он связывал с победой социализма в мировом масштабе, с уничтожением милитаризма, а также с длительным перевоспитанием самого человека.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы были основные особенности политической мысли Древней Греции и Древнего Рима?

2. Почему политические знания в античности существовали в философско-этической форме?

3. Какие основные проблемы разрабатывала политическая мысль средневековья?

4. В чем смысл рационально-критического понимания политики, утвердившегося в политической науке в Новое время?

5. Какова сущность и роль идеологи в развитии политической науки в Новое время?

6. Каковы особенности развития политической мысли в России?

7. Чем обусловлены существенные различия в политических идей в России и на Западе? Как эти различия отразились на выборе форм государства, конкретных институтов там и здесь?

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.01 с.)