Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8 демократия как форма государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и признаки демократии Смысл политики - обеспечить стабильность и одновременно развитие общества. Западные политологи выдвигают два условия социальной стабильности: 1. Обеспечение социальной мобильности (вертикальной и горизонтальной). 2. Демократизация общественной жизни. Термин «демократия» имеет греческое происхождение и означает «власть народа». Существуют четыре понимания термина «демократия»: 1. Первое и основополагающее этимологической значение термина «демократия» используется для характеристики типа государства и политической системы в целом. 2. Во втором значении «демократия» трактуется более широко как форма устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, выборности, решения по большинству. В этом смысле говорят о партийной, производственной, профсоюзной и даже семейной демократии. 3. Демократия может рассматриваться как идеал общественного устройства, основанный на ценностях свободы, равноправия, уважения прав человека и меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, политическом плюрализме и политической терпимости. 4. Наконец, демократия как мировоззренческий идеал, превращаясь в цели деятельности людей, дает начало определенному социально-политическому движению. Это движение, первоначально возникшее под флагом борьбы с абсолютизмом за либеральные ценности, ныне имеет широкой диапазон целей и круг участников. Современные демократические движения включают в себя коммунистов, социал-демократов, либералов, христианских демократов, экологистов и другие движения, основанных на демократических началах. Мы ведем речь о демократии в первом смысловом значении как типе государства, при котором политическая система и политический режим построены на принципах свободы и равенства. Все граждане обладают равными правами на власть. Этим демократия отличается от монархии (власть у одного лица) и от аристократии (власть осуществляется группой лиц) и от олигархии (власть осуществляется небольшой группой богатых людей). Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм: первобытнообщинная и родоплеменная античная; феодально-сословная (и в частности, вечевая демократия; раннего средневековья; сословно-представительная демократия; городских коммун и республик Италии, Франции); буржуазная демократия и социалистическая. В современной политической науке под демократией понимается форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником и субъектом государственной власти. Классическим образцом античной демократии считаются Афины 5 века до н.э. Демократия в то время представляла собой возможность принятия главных решений большинством свободных граждан полиса (города-государства); занятие должностей по жребию; и периодические отчеты должностных лиц. Участвовали в политической жизни города только свободные граждане. Женщины, рабы и приезжие были вне политики и власти. Кроме того, Афины не знали идеи автономной личности с защищенными от произвола большинства правами и свободами, лежащей в основе современной демократии. Демократия как власть народа выступает скорее как нормативный идеал, привлекательная утопия, чем характеристика реальных демократических государств. В действительности демократия нигде в мире не является «правлением народа, избранным народом и для народа» (А.Линкольн). Власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание политического господства, специального аппарата принуждения и других атрибутов государства, одной их форм которого и является реальная демократия. Подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание государства, и замена его общественным самоуправлением (согласно марксистскому учению) представляется в обозримом будущем нереальным, учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения. Таким образом, реальная демократия представляет собой форму, разновидность государства и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Несмотря на глубокие различия между современными демократическими государствами и существовавшими когда-то в прошлом существуют некоторые общие признаки (принципы) демократии: - народовластие или признание народа высшим источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. - выборность основных органов государства; - равноправие граждан (правда, только формально - юридическое, и прежде всего равенство избирательных прав); - подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Современные демократии, основанные на ценностях либерализма, дополняют их также принципами: - прав человека, их приоритета над правами государства; - конституционного ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение; - разделения властей, при котором различные ветви государственной власти независимы, контролируют и уравновешивают друг друга, препятствуют установлению диктатуры; - политического плюрализма, заключающегося в наличии различных автономных социально-политических партий, движений и групп, находящихся в свободной конкуренции в борьбе за власть.
Теории демократии Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления. 1. Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти – народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей. 2. Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов. 3. Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно, так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Таким образом, общество рассматривается как совокупность социальных rpyпп, стремящихся к реализации своих интересов. 4. Элитарная теория демократии. Шумпетер И., последователь данной теории, использует обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать. Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. И. Шумпетер отмечал: "Демократический метод – это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа". 5. Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового господства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления – ортодоксальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернштейн, К. Каутский). В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демократия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с государством. Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил. Цели общества меняются по мере изменения условий жизни личности. Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.
Формы демократии В зависимости от того, кто: народ или его представители непосредственно осуществляет властные функции, различают непосредственную (прямую) демократию и представительную (демократию участия). При непосредственной демократии сам народ должен участвовать в принятии решений. Представительные органы есть, но они под контролем граждан. Примером прямой демократии являются уже упоминавшиеся Афины в Древней Греции. Непосредственная демократия имеет преимущества: она развивает общественную активность населения, обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами, должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью. Вместе с тем, исторический опыт свидетельствует, что для осуществления подобной демократии необходим ряд условий: небольшая территория и численность населения, чтобы каждый имеющий право голоса гражданин имел гарантии прямого доступа к принятию законов и личному участию в управлении делами общества; отсутствие политических партий и политической дифференциации в обществе. В политической жизни современных государств этих условий не существует. Отсюда вытекают недостатки прямой демократии: 1) она трудно осуществима на практике, поскольку невозможно привлечь большинство граждан к участию в управлении государством; народ малоквалифицирован; 2) низкая эффективность принимаемых решений из-за недостаточной компетенции и недостаточной ответственности должностных лиц, так как решения принимаются широким кругом людей; 3) повышение опасности тоталитаризма или авторитаризма из-за подверженности идеологическим влияниям, склонности людей к ущемлению свободы за счет социального равенства. К проявлениям непосредственной демократии относятся выборы и референдумы. К ним можно отнести также сельские или уличные сходы, собрания, митинги, шествия, демонстрации и обращения в органы власти, народные обсуждения важнейших вопросов. Все институты непосредственной демократии можно разделить на: 1) имеющие окончательное, общеобязательное значение (выборы и референдумы); 2) имеющие консультативное значение (все остальные). Представительная демократия представляет возможность участия граждан в осуществлении власти, принятии и реализации политических решений через своих представителей в различных органах власти, ответственных перед народом. В настоящее время представительная демократия является основной формой демократии. Сильные стороны: 1. Высокая эффективность выполнения общественных задач. Это объясняется четким разделением труда, высокой компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения. 2. Представительная демократия гарантирует политическую стабильность и порядок. 3. Уберегает общество от сиюминутных массовых увлечений. Слабые стороны: 1. Фактическое устранение народа от власти в период между выборами. 2. Широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений. 3. Приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и капитала. 4. Слабая легитимация власти из-за почти полного отчуждения от неё граждан. Таким образом, представительная демократия, облегчает возможность искажения воли масс и подмену их интересов, характеризуется слабым контролем над представителями народа. Для нейтрализации этих отрицательных сторон (в какой-то степени) стремятся совместить идеи самоуправления на местном уровне и представительства в масштабах общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.009 с.) |