Тенденции формирования партийной системы в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции формирования партийной системы в современной России



Первые политические партии в России появились в конце 19 века (социал-демократическая рабочая партия, партия социалистов-революционеров) однако возникновение партийной системы в стране относится к началу XX века, когда манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу создания политических партий. До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е г.г. - однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе.

Ныне в стране действуют свыше 100 партий. В связи с либерализацией законодательства о деятельности и регистрации партий от 2012 года количество их только возрастет. Однако, как утверждают некоторые политологи (Р.Т. Мухаев, 2005) политическое влияние партий даже спустя двадцать лет после возрождения многопартийной системы, остается незначительным. В чем причины данного явления? Ответы надо искать в особенностях процесса формирования партий.

1. Слабость гражданского общества в России привела к тому, что процесс формирования партий имеет обратную логику. Исторически партии появляются, когда в обществе сформировались классы и слои, которые достаточно четко осознали свои интересы. Между тем партийное строительство в России опережает трансформацию социальной структуры и образование новых классов. Первоначально складывается руководство партий, которое затем ищет потенциальных членов и избирателей, оттого и представительность групп интересов, которую осуществляют партии, очень незначительна.

2. В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего своих сторонников под ту или иную идею. За исключением, пожалуй КПРФ, партии в России не являются партиями в строгом смысле слова. Они возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как группы влияния, клиентелы, выражающие групповые интересы. Степень влияния различных заинтересованных групп на правительство неодинакова и зависит от внутренней сплоченности и объема контролируемых ресурсов. В связи с этим наиболее могущественные группы интересов представляют энергетические (Газпром, РАО ЕЭС), банковское, военное, промышленное, административное лобби.

3. Социальная структура постсоветского общества отличается подвижностью и условностью границ между социальными группами и классами, значительным удельным весом маргинальных слоев. Эти обстоятельства заставляют искать социальную базу не внутри классов, а на стыках социальной структуры. Однако недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологии партий, поскольку оказывается сложным выразить интересы маргинальных групп. Отсюда, в силу социальной незрелости общества в России политические партии отличаются аморфностью политико-идеологических программ, популизмом, организационной слабостью, малочисленностью.

4. Проблема социальной базы партий связана также с причинами психологического и социокультурного характера (у многих граждан упоминание слова партия вызывает негативные ассоциации, связанные с КПСС, и к создаваемым вновь партиям и их лидерам они проявляют недоверие). Тем более, многочисленные факты постсоветского времени подтверждают, что многие рассматривают партию как социальный лифт для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, относительное материальное благополучие, привилегии).

Начиная с 2001 года, когда принят «Федеральный закон о политических партиях в РФ», господствующий класс пытается создать такую партийную систему, которая бы надежно позволяла ему обеспечивать воспроизводство своей власти и контролировать политическую социализацию населения. За десять прошедших лет сложилась четырехпартийная система, в которой левый спектр занят КПРФ (лидер Г. Зюганов) и партией «Справедливая Россия» (лидер С. Миронов), центр — «партией власти» (партией бюрократов и крупной буржуазии) — «Единая Россия» (председатель партии Д. Медведев), а правый спектр представлен ЛДПР (во главе с В. Жириновским). Вне Государственной думы оказались многие либеральные правые и крайне левые коммунистические политические группы и движения. Отсутствие реальной конкуренции в силу политической монополии «Единой России», недовольство многочисленными нарушениями выборного законодательства и использованием административного ресурса правящей партией во время выборов в Государственную думы в 2011 году привели к массовым выступлениям за отмену результатов выборов и либерализацию законодательства о выборах и политических партиях. Правящая элита пошла на упрощенную регистрацию политических партий. Теперь политическая партия может быть зарегистрирована, если минимальное число членов партии составляет 500 человек, а не 50 тысяч, как в прежней редакции Закона о партиях. Идя навстречу требованиям либеральной оппозиции, «Единая Россия» на самом деле стремится создать иллюзию реального политического плюрализма при помощи карликовых партий, совершенно не пользующихся влиянием и популярностью и сохранить главное — абсолютную монополию на власть.

Действительная, а не мнимая многопартийная система в российском обществе возможна лишь в том случае, если в нем сложатся устойчивые группы интересов, которые и востребуют свое представительство в структурах власти. Этот процесс имеет свой естественный темп и скорость и является следствием развития в обществе различных форм собственности, формирования классов и групп, осознавших в новых условиях России необходимость создания политических организаций для выражения и защиты всей совокупности своих социальных интересов.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы причины возникновения политических партий и их природа?

2. Чем являются политические партии- частью государства или элементом гражданского общества?

3. Какова роль политических партий в политическом процессе?

3. Чем обусловлено стремление правящей политической элиты создать двухпартийную систему в России и насколько это возможно?

4. Подготовьте сообщение о количественном, социально-классовом и образовательном составе партий - КПРФ, Единой России, Справедливой России, ЛДПР.

5. Какие особенности и тенденции имеются в развитии партийной системы России?

 

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

 

Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Виды субъектов политики

Политика не безлика, ее осуществляют участники политической жизни - субъекты политики. Субъектами политики являются те социальные силы, которые осознали свои интересы и свободно и самостоятельно участвуют в той или иной форме в политическом процессе. У субъекта политики имеются свои потребности и интересы, которые могут стать источником их политической активности. Осознание интересов позволяет субъектам политики реально оценивать все происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения. Политические интересы заключаются в стремлении субъекта политики сохранить или улучшить свое социальное положение, свои жизненные условия с помощью политический средств. Самой элементарной формой участия в политике является участие в выборах.

Бывают первичные субъекты политики и власти. К ним относят народ, точнее, разные социальные общности – классы, социальные группы, отдельные личности. Вторичные, институциональные субъекты политики и власти – государство с его многочисленными институтами, а также политические партии и общественно-политические организации.

Наконец, огромная роль принадлежит в политике политическим элитам, бюрократии и лидерам, которые каждодневно и непосредственно принимают участие в выработке и принятии политических решений и их осуществлении.

Политика предъявляет серьезные требования ко всем людям, участвующим в политике, особенно к тем, для кого политика стала профессией. Для того, чтобы успешно профессионально заниматься политикой, во-первых, необходимы большие знания. Согласно утверждению Ф. Бэкона: «Мы можем столько, сколько знаем». Для успешной политики, решения многообразных социальных проблем необходимо знание законов общественного развития, основных принципов политической деятельности (принцип обратной связи, сочетания текущих задач с конечными целями борьбы, принцип преемственности власти и политики, выделения основного звена в цепи задач, стоящих перед обществом, принцип обучения масс на их собственном политическом опыте). Необходимо также знание и разумное использование разных методов политической деятельности (легальных и нелегальных, парламентских и непарламентских, мирных и военных, экономических, политических и идеологических). Во-вторых, необходимо также умение использовать свои знания на практике. В.И. Ленин неоднократно подчеркивал, «Мало знать, нужно уметь применять истину на деле». Теория состоит из общих положений и не содержит в себе заранее данных ответов на каждый конкретный вопрос. Лидеры и идеологи должны определить этот ответ для каждого конкретного случая Необходимо отыскать, угадать, схватить особенности ситуации и сообразно ей творчески применять теоретические знания и законы. И если теория, на которую опирается политическое действие, недостаточна для данной ситуации, разумно пересмотреть ее и приспособить к ней. Теории, которые превращаются в догмы политического действия, рано или поздно хотя бы частично пересматриваются под давлением огромного количества конкретных фактов. Так, например, В.И. Ленин пересмотрел теорию социалистической революции Маркса и Энгельса применительно к эпохе империализма и сделал вывод о возможности ее победы в одной, отдельной взятой капиталистической стране. В-третьих, необходимо также политическое чутье (интуицию), которому нигде нельзя обучиться кроме как в горниле политической борьбы. Политической интуицией выгодно отличался выдающийся политик президент Франции генерал де Голь. Он первым на Западе выдвинул концепцию разрядки международной напряженности в отношениях с Востоком и способствовал ее осуществлению. Много лет назад де Голь предсказал неизбежность демократических перемен в Восточной Европе.

 

Понятие политической элиты

 

Ответ на этот вопрос, кто конкретно осуществляет власть в обществе, дает изучение теории элиты.

Субъектами политики являются классы, группы, организации, индивиды, осуществляющие сознательное и активное участие в политической жизни. Но все ли в одинаковой степени участвуют в политике, в распределении и реализации власти? Практика даже самых демократических стран показывает, что власть всегда и везде осуществляет узкий круг людей — меньшинство, которое заставляет массы признать себя. Это политическое неравенство обосновывается с помощью теории элиты.

В переводе с французского «элита» означает «лучшее», отборное. По началу, этот термин не носил сколько-нибудь антигуманного или антидемократического содержания. Так, нередко говорят об элитном зерне, животном или растении. Поскольку люди неравны по своим биологическим и социальным характеристикам, это понятие стали применять и к людям. Это слой или группа людей, обладающая личностными особенностями или профессиональными качествами, которые позволяют им выделяться в той или иной сфере общественной жизни. Бывает экономическая, спортивная, художественная, военная, научная, и конечно, политическая элита. Фрагментарные идеи о правомерности деления общества на избранное меньшинство, господствующее над остальной массой, высказывались еще в древности Конфуцием и Платоном.

Целостная концепция политической элиты была создана итальянскими социологами Гаэтано Моска (1858-1941) и Вильфредо Парето (1876-1936). Элитарная теория явилась реакцией на марксистско-ленинскую теорию классовой борьбы. Если «Манифест коммунистической партии» утверждал, что история всех до сих пор существовавших обществ была борьбой классов, то кредо элитаристов заключается в том, что она была историей борьбы элит, а неэлиты (массы) были пассивными наблюдателями этой борьбы.

Среди социологов можно выделить два основных подхода к понятию элита. Первый подход - ценностный - видит основание и критерий принадлежности к элите в наличие у представителей элиты особых интеллектуальных, моральных и иных качеств. В этом случае — элита собрание смелых, мудрых и дальновидных людей. Подобный подход является идеальным, нормативным. В реальности — политические лидеры часто циничные, корыстолюбивые и аморальные люди.

Второй подход - структурно-функциональный. Он выводит элиту из объективной необходимости функции управления, которая предполагает и особую группу людей выполняющую эту функции. Данный подход игнорирует классовый характер правящей элиты, грешит абсолютизацией формального механизма власти.

В политологии термин «элита» потребляется чаще всего в функциональном смысле, безотносительно к моральным, деловым и иным качествам элиты. Можно дать следующее определение политической элиты. Политическая элита - это сплоченная, привилегированная и небольшая группа, влияние которой проявляется в непосредственном участии в принятии важнейших политических решений, связанных с распределением ценностей и ресурсов.

Для всех классиков теории элит и их последователей характерен ряд общих черт:

1. Общество закономерно делиться на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство между людьми по талантам и способностям, интеллекту и богатству.

2. Элитисты отрицают взаимосвязь элиты с отношениями классов по поводу собственности, с интересами экономически господствующих групп.

3. Развитие любого общества направляется и зависит от политической элиты. Характерно явное принижение роли народных масс в истории, которые пассивны и разобщены и нуждаются в руководстве.

4. Отрицание демократии как фикции. Если и можно говорить о демократии, как только о демократии для меньшинства, для элиты.

5. Отрицание революции (результатом революции является только смена одной элиты другой) и представление исторического процесса в виде «циркуляции элит» (круговорота элит). Например, по мнению В.Парето в обществе сменяют друг друга две элиты: «элита лис» и «элита львов». Элита лис отличается изворотливостью, хитростью, стремлением поддержать свою власть пропагандой и манипулированием. «Лисы» находятся у власти в эпоху социальной нестабильности. Их качества позволяют им быстро приспосабливаться к меняющей обстановке. Напротив, «элита львов» характеризуется смелостью, решительностью, отдает предпочтение средствам насилия. Она правит во время социальной стабильности. Сохранение равновесия социальной системы требует постоянной замены одной элиты другой. Общество с элитой львов во главе застойно, лис — динамично. При переворотах к власти приходит элита лис, но со временем она перерождается во львов. Наступает застой, политический кризис, который ведет к перевороту и так далее.

Таким образом, источник общественного развития элитисты видят не в развитии экономики и общественного производства и не в классовой борьбе, а в первую очередь в политической сфере, в конкуренции правящей элиты и контрэлиты, абсолютизируют сферу политической надстройки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.046 с.)