Основные принципы избирательного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы избирательного права



Во время выборов должны соблюдаться демократические принципы избирательного права:

1.Всеобщность на право участия в выборах кроме нескольких категорий людей;

2. Равенство;

3. Тайна выборов, анонимность;

4. Прямое (непосредственное) голосование. Эти принципы были разработаны

философами-просветителями. Однако следует подчеркнуть, что в полной мере эти принципы не соблюдались никогда, так как господствующие группы и классы всегда контролировали и контролируют выборы, используя при этом различные приемы и методы ограничения этих принципов. Чаще всего к ним относятся:

- различные цензы: имущественный, (обладание имуществом или доходом определенной ценности), оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока) гражданства), образовательный (например, знание государственного языка страны), возрастной ценз.

- изменение границ и численности округов. Это делается с тем, чтобы увеличить представительство более консервативных сельских районов за счет промышленных, центральных — ущерб окраинных и т.д. Подобная тактика была широко распространена в США и даже получила особое название «джерримендеринг» по имени губернатора Массачусетса Э. Джерри, который в начале прошлого века выкраивал избирательные округа самой причудливой формы для обеспечения победы своим сторонникам.

Избирательное право различают на активное и пассивное.

Активное избирательное право означает личное участие граждан в выборах на всех уровнях представительной власти. Оно может быть прямым, т.е. граждане сами выбирают депутатов, и косвенным, т.е. граждане выбирают выборщиков, которые уже выбирают депутатов. Подобным образом через двухступенчатые выборы избираются президенты США, Бразилии, Финляндии. Верхние палаты Индии, Малайзии и некоторых других государств.

В странах Запада длительное время существовал имущественный и целый ряд других цензов, не допускающих к выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин. (во Франции этот ценз был отменен только в 1944г., Италии и Японии — в 1945, Греции — в 1956, Швейцарии -!971, Португалии — 1974г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты в законах 50-х — 70-х гг.). В 70-х гг. в большинстве развитых стран возрастной ценз для избирателей был снижен до 18 лет. Тем не менее избирательное право предусматривает определенные требования к голосующим. Например, в США необходимо прожить в данной местности не менее 30 дней, в Канаде и Финляндии — один год, в Норвегии — пять лет. В некоторых странах (Аргентина, Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие.

Пассивное избирательное право — это право быть избранным. Оно также предусматривает определенные ограничения и требования к претендентам на избрание. Причем цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Так, в Канаде в Сенат может входить только лицо, владеющее недвижимостью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии — 30 лет, во Франции — 35, в Бельгии и Испании — 40 лет. По законодательству ряда стран отдельные должностные лица (судьи, комиссары полиции, префекты и т.д.) не могут избираться в представительные органы власти в течении определенного времени, после того как они их покинули.

Равенство означает, что избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от принадлежности тому или иному человеку. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели примерно одинаковый вес при избрании депутата. В истории выборов этот принцип легко нарушается, например с помощью «избирательной географии», т.е. такой раскройки территории страны на избирательные округа, что на стороне господствующей партии, в интересах которой она произведена, оказывается возможно большее число округов с поддерживающим данную партию избирателями.

Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа.

Прямое (непосредственное голосование) состоит в то, что избиратель непосредственно голосует за кандидата на замещаемую должность, за реального человека. В случае если граждане вбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые, (косвенные) выборы. Общеизвестно, что такая система практикуется при выборах президента США. Некоторые страны, например Франция, перешли в сравнительно недавнем прошлом от косвенным к прямым выборам главы государства — президента. Этой, несомненно, более демократической формой выборов своих руководителей придерживаются большинство других стран, включая и Россию.

 

Типы избирательных систем

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов. Основными типами избирательных систем являются мажоритарная (по принципу большинства) и пропорциональная (представительная).

Они различаются: 1) по способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти; 2) по количеству партий и их роли; 3) по способу формирования парламентского большинства

При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается только один кандидат. Победителем считается кандидат, набравший большинство голосов избирателей округа или страны. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарная система бывает абсолютного или относительного большинства. В первом случае для победы надо набрать 50% плюс один голос (такая система имеет место в нашей стране при выборах президента). Если ни один из кандидатов не набрал свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два победителя 1 тура. Во втором случае, для победы достаточно хоть на немного опередить своих конкурентов. Ее называют «системой первого пришедшего к финишу». О ней также говорят — «победитель получает все». В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии.

Сильные стороны мажоритарной системы:

1) легкость формирования правительства и его большая стабильность. Она позволяет хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.

Но, одновременно, есть существенные недостатки:

1) значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти;

2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

3) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов. Более того, не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного голоса.

Другими словами, мажоритарная избирательная система способствует формированию власти большинства и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами, тем самым происходит искажение реальной картины предпочтений и воли избирателей.

Пропорциональная система состоит в распределении депутатских мандатов пропорционально голосам, полученным партиями и избирательными коалициями. Существует два ее вида:

- пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;

- пропорциональная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах. Главное достоинство данной избирательной системы — представительство партий в парламентах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества. Важнейший недостаток данной системы проявляется в трудностях формирования сильного правительства в силу отсутствия доминирующей партии и создания многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Этим объясняется меньшая стабильность правительств, созданных на такой основе.

Второй недостаток в том, что благодаря этой системе политические силы, не пользующиеся популярностью в рамках всей страны, оказываются представленными в органах государственной власти.

Третий недостаток состоит в том, что ослабляется связь между депутатами и избирателями, поскольку при пропорциональной системе голосуют не конкретных депутатов, а за партии.

Еще один недостаток — большая роль партийного аппарата в формировании партийных избирательных списков, что, впрочем, зависит от внутрипартийной демократии.

Для того, чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить проникновение крайне радикальных или экстремистских сил, многие страны ввели барьеры — необходимый процент голосов (от 2 до 7%), позволяющий партиям вести работу в парламенте.

Многие страны, пытаясь максимально использовать достоинства каждой из систем и смягчить их недостатки используют смешанные системы. В них одна половина депутатов парламента избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина избирается от партий по партийным спискам по пропорциональной системе. Такая система действует в Германии. Смешанная система действовала в России в 1993-2003 годах во время выборов в Государственную думу. В настоящее время на выборах в Государственную думу РФ действует пропорциональная система при барьере в 7% голосов.

Итак, мажоритарная и пропорциональная системы голосования во многом определяют эффективность исполнительной власти (правительства) Сильное правительство характерно для мажоритарной системы, где однопартийное правительство формируется победившей на выборах партией. Пропорциональная же система порождает раздробленность политических сил и, как следствие, создание коалиционных кабинетов.

Кроме того, известный французский политолог М. Дюверже раскрыл взаимосвязь избирательных и партийных систем. По его мнению, содержание этой взаимосвязи проявляется в трех сформулированных им законах:

1) мажоритарная избирательная система с голосованием в один тур с неизбежностью приводит к формированию и утверждению в той или иной стране партийной системы, состоящей из двух соперничающих партий. В основе действия этого закона действуют две причины. Первая заключается в том, что в данной ситуации третья партия и все последующие оказываются слабо представленными в парламенте. Вторая причина имеет психологический характер: избиратель, как правило, предпочитает голосовать за того кандидата, которые имеет шанс победить на выборах;

2) становление в стране мажоритарной избирательной системы с голосованием в два тура свидетельствует, что в ней утвердилась партийная система, включающаяся несколько партий. При этом данные партии занимают достаточно гибкие позиции, стремясь к компромиссу. В основе действия закона лежит тот факт, что данная избирательная система создает возможность участия в первом туре выборов для всех партий. Это и ведет к многопартийности;

3) пропорциональная избирательная система способствует становлению многопартийной системы. Каждая партия при такой системе получает реальную возможность иметь своих членов в парламенте, не в ступая в союзы, блоки и не прибегая к компромиссам.

В современной России с 2003 года действует сочетание президентской формы правления с пропорциональной избирательной системой, которое теоретически является наиболее неустойчивым. Господствующий класс пошел на эти изменения только после того, как была создана после многократных неудачных попыток создания «партии власти» пропрезидентская «Единая Россия», доказавшая свою эффективность и надежность. В условиях низкой популярности и представительности политических партий, огромных полномочиях президента и ограниченных правах парламента по конституции эта партия на всех последних выборах в Государственную думу сумела обеспечить 2/3 всех депутатских мандатов. Подобное положение дает ей возможность полностью контролировать ситуацию в парламенте и принимать любые законы. Такой вариант вполне устраивает правящий класс.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Что представляет собой избирательная система и какое значение она играет в политической системе?

2. Каковы основные принципы избирательного права?

3. В чем различия мажоритарной и пропорциональной избирательных систем? Покажите их преимущества и недостатки.

4. В чем выражается влияние избирательной системы на партийную систему и эффективность исполнительной власти?

5. Какова избирательная система России и как она влияет на эффективность властных структур?

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.014 с.)