Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализм как политическая идеологияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идеи социализма возникли в глубокой древности. Они подвергли критике систему капиталистической эксплуатации и сделали вывод о замене его социалистическим общественным устройством. Кроме того, они предвосхитили некоторые принципиальные черты будущего общества, заключавшиеся в: равной для всех обязанности трудиться; огромной роли науки и техники как основы развития производительных сил человека и общества; плановом ведении национального хозяйства; принципе распределения благ по труду, а не по капиталу; в равноправии и развитии женщины и другие. Они сформулировали цель будущего общества - предоставить всем людям возможно большую сумму счастья, которое вбирало бы в себя три важнейших компонента: 1. Достаток средств к существованию. 2. Здоровье. 3. Всестороннее развитие личности. Но эти классики были утопическими социалистами, так как они предлагали нереальные пути перехода к новому общественному строю. В 40-х годах XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс дали научное обоснование идеологии социализма. На базе учения Маркса и Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата. Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растет пролетариат, который совершив революцию и создав государство диктатуры пролетариата, построит общество социальной справедливости. В этом обществе, которое назвали коммунистическим, государство «отомрет», уйдет в прошлое социальное неравенство. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое ведение хозяйства и распространение по труду. Социализм с латинского переводится как общественный. Социализм - это идейно-политическое течение, ставящее целью создание общества, которое обеспечивает социальную справедливость (равенство) и основной принцип которого «полное и свободное развитие любого индивидуума». Социализм возник как оппозиция либерализму. Исходная позиция либерализма – свобода, в первую очередь, экономическая свобода, «свобода иметь». По мнению известного политического философа Э. Фромма: «Людям присущи две тенденции: одна из них, тенденция иметь (обладать), в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению, вторая тенденция – быть, а значить отдавать, жертвовать собой – обретает силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими… Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит, модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие». Социализм в философском смысле сосредотачивает главное внимание на проблеме «быть». Свобода заключается не в свободе иметь, а в свободе жить по способностям, то есть в соответствии с индивидуальным призванием. Социализм ставит задачу создания общества, в котором производство вещей и обладание ими было средством, а производство человека, выявление и развитие собственных потребностей и способностей, всестороннее развитие каждого члена общества было целью. Для достижения этого необходимо изменить цель производства: не прибыль, как в условиях капитализма, а развитие личности. Изменение цели производства требует общественной собственности на основные средства производства. В начале XX века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-реформизм (социал-демократизм). В рамках социалистической идеологии сформировались два новых идеологических течения, которые связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок и принципов: Основные принципы социализма: 1. Материалистическая трактовка общественной жизни. 2. Идея равенства и братства всех людей. Свобода невозможна без социального равенства, утверждения социальной справедливости. 3. Свобода носит позитивный характер: она необходима для всестороннего развития личности и возможности жить в соответствии с индивидуальным призванием и личным дарованием 4. Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся, всего народа. 5. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному началу. Обобществление основных средств производства, общественный контроль за мерой труда и потребления на основе принципа: «от каждого по способностям, каждому по труду». 6. Признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений. Однако в конкретных социально-политических и экономических программах межу ленинизмом и социал-демократизмом пролегают огромные различия. Основоположниками социал-демократизма являются немецкие мыслители и общественные деятели Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократическая идеология возникла на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, насильственной революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа изменений капитализма на Западе идеологи социал-демократии делали вывод, что путь к социализму через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. С точки зрения социал-демократов, социализм – это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь и не имеет каких либо конкретных ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э. Бернштейна «движение – все, конечная цель – ничто». В середине XX века эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. Их осуществление связано с экономической, политической и социальной демократией. Экономическая демократия понимается как равенство различных форм собственности, среди которых велика роль общественной собственности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. В политической сфере – это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав человека. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условия жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, и малоимущих, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды. На базе социал-демократической идеологии сформировались различные «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская и германская модели. В результате практического воплощения политико-экономических установок в период правления социал-демократических партий ФРГ и Щвеции был достигнут сравнительно высокий уровень и качество жизни. Однако в 80-90-х годах прошлого века в экономике этих стран обнаружились негативные тенденции, связанные с государственным монополизмом и бюрократизмом, снижением стимулов для частного предпринимательства. Эти тенденции привели к замедлению темпов развития этих стран. В результате социал-демократы утратили поддержку большинства избирателей и вынуждены были передать власть партиях консервативной ориентации. Ленинизм - учение В.И. Ленина (1870-1924) и его сторонников (коммунистическая идеология) сформировалось в особых условиях России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе стран к социализму наиболее развитых стран мира, Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран – России. В условиях кризиса Временного правительства после Февральской буржуазно-демократической революции, покончившей с самодержавием, он выступил с требованием немедленного захвата власти, сломе буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. Идеология ленинизма (большевизма) сделала акцент на идеи марксизма о революционном насилии. Особое внимание в ней уделялось на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией. Она стала основой построения социализма в СССР и странах социалистического содружества. На базе этой идеологии произошло обобществление производства, коллективизация села, сформировалась мощная тоталитарная система. Однако эта система прекратила свое существование в начале 90-х годов XX века. Причины поражения социалистической системы в конкуренции с капиталистическим миром еще нуждаются в осмыслении. В современных условиях происходит синтез элементов различных теорий социализма, либерализма и консерватизма, однако при сохранении их базового ядра.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы свойства идеологии и ее функции? 2. Сравните идеологию и науку. Что общего между ними? Каковы различия? 3. В чем состоит взаимовлияние идеологии и политики? 4. Назовите основные идеологии и их основные принципы. 5. Насколько жизнеспособен тезис о деидеологизации общественной жизни? 6. Как вы относитесь к идее «деполитизации» и «деидеологизации» общества, средней и высшей школы, трудовых коллективов? Тесты для текущего контроля по политологии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.012 с.) |