Политическая идеология: понятие, типология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая идеология: понятие, типология



Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных целостных ориентиров. Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуаном Дестют де Траси для обозначения учения об идеях.

Существует множество подходов к определению сущности политических идеологий:

• Маркс и Энгельс: идеология как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности.

• К. Маннгейм, также как и К. Маркс, понимал идеологию как «совокупность ложных представлений». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам. (способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию).

Взаимодействие идеологии и политики предполагает наличие у них общих черт.

Во-первых, политика и идеология — это явления сознания.

Во-вторых, направленность на обеспечение интеграции общества: политика осуществляет это через социальные проекты, идеология — через общественные идеалы; они могут использоваться для легитимации и оправдания власти.

Американский политолог Ф. Гросс выделяет в политической идеологии:

· основные ценности («Всеобщая декларация прав человека», 10 христианских заповедей);

· вспомогательные или инструментальные ценности, полезные при определенных обстоятельствах, но не обязательные для всех (надежность, корректность, честная игра, пунктуальность и т. п.);

· абсолютные ценности (свобода, равенство, справедливость, толерантность и др.).

Обобщая все выше сказанное:

Политическая идеология – это совокупность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающую ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее.

Основными функциями политической идеологии являются:

• гносеологическая — создание модели мира и определение места человека в нем;

• аксиологическая — оценка прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей;

• программно-целевая — формулирование цели деятельности группы, разработка программы ее достижения;

• футурологическая — моделирование развития своей группы и общества в целом;

• интегрирующая — формирование определенного подхода к тем или иным явлениям социокультурной практики общества;

• защитная — конкурентное взаимодействие с другими идеологиями;

• социально-организационная — определение принципов организации и управления жизнью общности.

Уровни функционирования политической идеологии:

• теоретико-концептуальный, в основе которого лежит формулировка основных положений, раскрывающих ценности, идеалы, видение мира определенного этноса, класса, группы, государства;

• программно-политический, на котором социальные принципы и идеалы переводятся в лозунги, программы и требования политических элит, направленных на принятие управленческих решений и ориентирование политического поведения граждан;

• актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами принципов и целей идеологии, которая выражается в их политическом участии.

К основным типам политических идеологий, которые определяются наукой как классические, относятся: либерализм, консерватизм и социализм.

 

Либерали́зм — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Либерализм сформировался в XVII-XVIII вв. Представители: Д. Локк, Ш. Монтескье, А. Смит, Б. Констан, А. де Токвиль, И. Бентамом, Дж. Миллем, И. Кантом.

Термин «либерализм» происходит от латинского liber — свободный.

Неолиберали́зм (англ. neoliberalism) —направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х — 1990-е. Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом.

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества

Представители Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона.

В середине 19 века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. На базе учения К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксистский социализм.

Общие ценностные установки:

· Идея равенства и братства всех людей;

· Основанная на равенстве, социальная справедливость;

· Приоритет общественного над личным;

· Признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулирование общественных отношений.

Консерватизм – идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э.Берка «Размышления о революции во Франции».

представители Ж. де Местр («Исследование Франции», «Заметки о суверенитете», «О происхождении политических конституций»), Луи де Бональд («Теория политической и религиозной власти») и швейцарский политический деятель и писатель Э. Галлер.


  1. Политический режим: понятие, типология

Полити́ческий (госуда́рственный) режи́м — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы.

· Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ. Главными признаками демократии являются: 1) гарантии прав и свобод человека; 2) признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; 3) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов; 4) построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; 5) политический плюрализм; 6) публичность власти.

Типы демократии. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Представительная демократия является наиболее распространенной в современном обществе. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

· Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Главной чертой авторитаризма развития являются содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации.

Военно-бюрократический режим, Расовая, или этническая, Султанисткий режим. Гватемала.

· Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид. Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Италия (Муссолини), Германия (Гитлер), СССР (Сталин).


Либеральная идеология

Либерализмом (от лат. liberalis – свободный) в самом широком понимании называют общественное движение, основанное на идеях освобождения человека и общества от социальных ограничений, сковывающих общественный прогресс.

Термин «либерализм» для обозначения политического движения впервые стал применяться в XIX в. в Испании, где «либералами» называли одну из группировок в Кортесе (парламенте), составившую проект буржуазных преобразований испанского общества. Сама же идеология либерализма начала складываться в европейской мысли задолго до этого – в XVII – XVIII вв.

Либерализм возник в период ломки феодальных устоев как идеология нарождающегося «третьего сословия» – буржуазии. Либерализм появился как идеология, направленная против феодально-сословных притеснений, произвола абсолютистского государства, церковного засилья в общественном сознании. В современном понимании либерализм – это идеология, направленная, прежде всего, против ограничений свободного развития товарной экономики и других институтов гражданского общества со стороны государства.

Социально-политическая программа либерализма выросла из разработанной английскими философами теории естественного права. Согласно этой теории, человек от рождения наделен естественными правами – правом на жизнь, личную свободу, собственность. Важнейшим правом человека является также право на свободу мысли.

Основными политическими постулатами либерализма являются идеи равенства всех перед законом, необходимости представительного правления, разделения властей, конституционности. Идеологи либерализма выступали за свободу индивидуального предпринимательства, частной собственности, товарно-денежных отношений. Основополагающим принципом либерализма является лозунг государственного невмешательства в экономику.

Либерализм – это апология принципа индивидуализма. Либерализм проповедует полную свободу личности в рамках закона, в том числе и самостоятельную ответственность личности за все предпринимаемые шаги. Программным пунктом современного либерализма является сокращение социальных программ и ориентация индивидуумов на самовыживание.

Русская либеральная идеология начала складываться в рамках учений славянофилов – И.В. Киреев­ских, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова и западников – Т.Н. Грановского, В.П. Боткина, П.В. Аннен­кова. Эти мыслители выражали необходимость проведения в России либеральных реформ либо по западноевропейскому образцу, либо по образцу допетровского, т.е. доабсолютистского, общественного устройства России. Классической формы русский либерализм достиг в период подготовки и проведения либеральных буржуазных реформ конца 1850‑х – 1870‑х гг. Основным руслом формирования классической либеральной теории в этот период стала государственная школа в историографии, правоведении и социальной философии, представители которой К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин считаются основоположниками социально-политической теории русского либерализма.

На рубеже XIX – XX вв. классический либерализм пережил период кризиса, связанного с подъемом европейского и мирового революционного движения. Первая половина XX в. прошла для либерализма под знаком некоторого сближения с социалистическими учениями. Либерализм этого периода часто называют социальным, или демократическим, либерализмом.

Во второй половине XX в. сложилось течение неолиберализма. Его характеристикой является признание необходимости частичного участия государства в регулировании социально-экономических процессов. В этом состоит главное отличие неолиберализма от классического либерализма, провозглашавшего принцип полного невмешательства государства в социально-экономическую жизнь общества. Другие основополагающие принципы классического либерализма (индивидуальная свобода, равноправие, конституционализм, частная собственность) сохраняются и неолиберализмом.

На современном этапе наметилось сближение неолиберализма с неоконсерватизмом. Обе эти идеологии выступают за умеренный реформизм, ограниченное вмешательство государства в экономику, поддержку государством рыночных структур. Это сближение дало возможность некоторым исследователям говорить о формировании так называемой интегративной идеологии в рамках общей глобализации общественных процессов и развития общественной мысли.

В современной России идеи либерализма заложены в основу программ таких партий, как СПС, Яблоко и др. «правых».
25. Тоталитарный режим

Политический режим — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы.

Тоталитаризм —политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима.

Основные признаки тоталитарного режима.

1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние.

2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. Населению отводится роль поддержки генеральной линии партии.

3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется

не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются от-

дельные личности, целые классы, этнические группы.

4. Монополия партии на СМИ. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой.

5. Монополия на средства вооруженной борьбы. Господствующая партия монополизирует контроль над силовыми структурами государства. Происходят политизация этих структур и их использование в политических целях.

6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Наибольшее значение имеют первые два признака: официальная идеология и монополия единой массовой партии на власть. Именно партия, обладавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Тоталитаризм —феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм — это реакция общества на кризисы периода индустриализации. Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Другой причиной является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек). Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении

нового общества.


  1. Консервативная идеология

Консерватизм (от лат. conservare — охранять, сохранять) — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э.Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения — вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась в неслыханную тиранию.

Общие положения в течение XVIII-XIX вв., следующие.

1. Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос.

2. Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны — и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны.

3. Не общество является продуктом деятельности человека, но человек — продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки.

4. У консервативных мыслителей присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред. Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными.

5. Предрассудки и традиции имеют преимущество перед отвлеченным философскими и

политическими теориями и разумом отдельного человека.

6. Права человека — абстракция, лишенная исторических корней, в отличие

от конкретных прав англичан или французов, и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому.

7. Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы и имеют неписаный характер.

8. Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства

обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существую-

щих в этой сфере проблем — что опять же подчеркивает важность опоры на

опыт и традицию

9. Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция — человеком.

Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том,

что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации, он способен интегрировать в себя новые идеи и дать ответы на основные вызовы современности:

• ответ на вызов глобального хаоса — через укрепление национальных государств

и национально-религиозных традиций,

• ответ на вызов социальной автономии — через укрепление традиционных моральных и религиозных ценностей общества;

• ответ на проблему социальной атомизации — через консолидацию общества на

основе общих духовных и нравственных ценностей;

• ответ на проблему политического отчуждения — через создание принципиально новой модели отношений элиты и общества, построенных на принципах служения и ответственности;

• ответ на проблему глобального дефицита ресурсов — через пропаганду идеи

индивидуального самоограничения ради удовлетворения духовных потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.041 с.)