Тема 11. Политическая культура и политическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Политическая культура и политическая



Тема 11. Политическая культура и политическая

социализация …..……………………………………………………. 123

1. Сущность, структура и функции политической культуры……...123

2. Типология политической культуры………………………………125

3. Политическая социализация: сущность и основные этапы……..127

Тема 12 Политическое поведение… ……………………………….129

1. Политическое поведение и его типы……………………………...129

2. Протестные формы поведения. Политический терроризм……...132

Тема 13. Политические идеологии ………………………………...134

1. Сущность, структура и функции политической идеологии……..134

2. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты……………………………………………………………137

3. Либерализм и неолиберализм……………………………………..139

4. Консерватизм и неоконсерватизм…………………………………141

5. Социал-демократическая идеология……………………………...144

Раздел V. Международные отношения и внешняя политика ….147

Тема 14. Система международных отношений …………………..147

1. Понятие международных отношений. Субъекты и виды Международных Отношений…………………………………….…..147

2. Современная система международных отношений……………...150

Тема 15. Мировая политика и глобальные проблемы современности ………………………………………………………..152

1. Внешняя политика, ее цели и функции. ………………………….152

2. Внешнеполитическая программа Республики Беларусь………...154

3. Глобальные проблемы современности……………………………156

Тема 16 Геополитика …………………………………………….....160

Краткий словарь политологических терминов и понятий..................................………………………………………...164

1. Основная литература

2. Дополнительная литература

3. Вопросы для повторения по курсу «Политология»

4. Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу «Политология»

Литература ……………………………………………………….......170

 

Введение

 

Политика, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, является неотъемлемой частью человеческого существования, она коренится в самой природе человека как существа, «обреченного» жить в коллективе, государстве и взаимодействовать с другими людьми, государственными институтами.

Политические знания, культура политического поведения нужны каждому человеку, независимо от его профессии, статуса, возраста. Особенно необходимы политические знания и навыки молодым людям, отличающимся максимализмом и нигилизмом, радикальностью суждений и действий, восприимчивостью к демагогическим призывам.

Помочь человеку правильно ориентироваться в лабиринте человеческих отношений, уяснить сущность, природу и механизм осуществления политической власти, нормы политического поведения и политические ценности призвана современная политическая наука.

Данное пособие ориентировано на студентов медицинского университета. Оно подготовлено на основе образовательного стандарта по дисциплине «Политология» и с учетом опыта преподавания политической науки в ГрГМУ.

В пособии рассматриваются фундаментальные положения современной политической науки, особенности развития политического процесса и политической жизни в Республике Беларусь.

Пособие написано в жанре конспективного изложения политологического материала на базовые вопросы, изучаемого студентами курса «Политология».

Не все разделы пособия равнозначны по объему и содержанию. Одни разделы представлены в меньшем объеме, другие – в развернутом виде. Это не означает, что в соответствующем объеме требуются знания на экзамене.

Пособие призвано помочь студенту, опираясь на логику излагаемого политологического материала, выстроить схему ответа, а также продемонстрировать способности и умения расширить рамки конспективно рассматриваемого вопроса, обращением к материалу существующих учебных пособий, дополнительной литературе по изучаемому курсу.

Авторы надеются, что пособие окажет существенную помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, сдаче экзаменов, в процессе работы над докладом и рефератом, а также послужит ориентиром и методической базой при самостоятельном изучении курса «Политология».

 

Раздел I. Теория и методология политической науки

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Структура и уровни политики.

Политика в практическом смысле может осуществляться на нескольких уровнях:

1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.д.) Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.

2. Локальный уровень требует государственного вмешательства.Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.

3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

В практической жизни политика проявляет себя многообразно: как вид политических отношений; как целенаправленный политический интерес; как совокупность политических организаций; как особый тип политической деятельности и политического поведения; как определенные уровни политического сознания.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика обуславливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной, а в определенных условиях она активно влияет на последнею и может вносить в нее коррективы.

По критерию различия сфер общественной жизни внутреннюю политику можно разделить на экономическую, социальную, национальную, духовную, государственную.

По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать как глобальную, стратегическую и тактическую.

Политика как вид деятельности также реализуется на нескольких уровнях:

· макроуровень связан с характеристикой государства как целого, публичной власти, особенностей ее устройства и функционирования;

· микроуровень охватывает отдельные организации – партии, профсоюзы, корпорации, фирмы;

· мегауровень относится к деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕЭС и др.). Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.

С макроуровнем политики связаны ее функции, характеризующие важнейшие направления воздействия политики на общество. Основными функциями политики являются:

· разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление этих целей;

· поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности;

· авторитарное распределение дефицитных ценностей и благ;

· предотвращение и регулирование конфликтов;

· функция конституирования сложных социальных субъектов (определение общих интересов субъектов политики, выработка приемлемых правил поведения, распределения функций и ролей между субъектами и т.д.).

Кроме вышеназванных, политика выполняет и ряд специфических функций: поддержание классового или социального господства; защита прав человека; привлечение граждан к управлению государством и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общественного блага и некоторые другие.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на различные социальные явления.

 

Тема 2. История становления и развития политических идей. Институциализация политологии как науки.

Раздел II. Политическая система и институты власти.

Тема 3. Политическая власть

1. Понятие власти. Многовариантность концепций власти.

Власть – является центральной категорией политической науки. Понятие власти широкое и многоплановое. Исторически понятие «власть» (cratos – греч.) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств – полисов. Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей; в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, в государстве. Как социальный институт, власть необходима для устойчивого функционирования и развития любой общественной системы.

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.

Понятие «власть» зародилось в период Античности в полисах Древней Греции. Возникновение и функционирование института власти было связано с необходимостью регулирования взаимоотношений граждан, реализации их интересов и воли в рамках определенных обществ. М.Вебер первым раскрыл сущность власти как возможность проводить свою волю.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждое из определений отражает то или иное проявление власти и связано с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие концепции власти.

Теологическая концепция характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получение намеченных результатов. Данная концепция трактует власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающей средой.

Бихевиористская концепция рассматривает власть, как особый тип поведения, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Данный подход акцентирует внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания.

Тезисом психологической концепции является ее вывод о том, что люди по сути своей неодинаковы и их можно разделить на две группы: предрасположенных или склонных к управлению, руководству, и склонных к подчинению. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера или ее психическую энергию вообще. Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.

Реляционистская концепция рассматривает власть как отношения между двумя партнерами, агентами, при которых один из них с помощью определенных средств воздействует на другого, контролируя его деятельность.

В системной концепции власть рассматривается, как систематизирующее отношение в политической системе общества. Т.е. власть – способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей.

Структурно-функциональная теория рассматривает общество как сложную структуру, предполагающую определенный элемент согласия. Своеобразным посредником в достижении такого согласия является власть, которая призвана осуществлять регулирование взаимоотношений между индивидом и обществом в целом, между различными группами людей. Подобные функции может принять на себя только власть.

Таковы наиболее распространенные концепции власти.

 

Природа подчинения

Мотивация подчинения достаточно сложна. Все мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния – более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Все многообразие мотивов подчинения можно свести к трем основным: страх, убеждение и интерес.

Страх, пожалуй, самый древний мотив. Власти нередко спекулируют на страхе. Состояние неопределенности, порой сознательно создаваемое сильными мира сего, порождают чувство страха, подавленности и неуверенности.

Убеждение, как мотив подчинения власти формируется на основе знаний, внушения и интереса. Главное здесь – создать внутреннюю установку, необходимую для исполнения. Убеждение во многом формируется через средства массовой информации, так что, кто ими владеет, тот формирует в нужном направлении убеждения масс.

Интерес также широко применяется с древних времен. Во властных отношениях сталкиваются и согласуются интересы различных социальных групп и личностей. По силе влияния интересы могут быть коренными и второстепенными, истинными и ложными, постоянными и временными, осознанными и неосознанными. Интерес нельзя сводить только к достижению материального благополучия. Он включает также развитие личности, получение творческой работы, удовлетворение культурных запросов и т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что чем больше власть опирается на такие мотивы, как авторитет, убеждение, интересы, которые встречают поддержку со стороны народа, тем она сильнее. И, напротив, чем больше она использует такие мотивы, как страх, террор, насилие, обман, которые внутренне отторгаются народом, тем она слабее.

Отметим, что приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.

Тема 5. Политические режимы

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.

Функции парламента:

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента.

· Принятие законов.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов:

1. партийные депутатские фракции – организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Либерализм и неолиберализм.

Термин «либерализм» (от лат. liberalis – свободный) вошел в широкое употребление в XIX веке, когда на Западе появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее основы были заложены А. Смитом и Дж. Локком, провозгласившим «жизнь, свободу и собственность» в качестве естественных прав человека. Фундаментальный принцип классического либерализма – идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laisser-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном стороже», занятом преимущественно вопросами внутренней и внешней безопасности и не вмешивающегося в другие сферы жизни. Основные политические идеи сторонников либерализма сводятся к следующим постулатам:

· признание свободы человека как главного условия реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. При этом понимание свободы в либерализме индивидуалистично, т.е. либералы шли не от общества, а от индивида: для них личность всегда выше какой-либо группы или общества; по мнению либералов, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо;

· среди всех свобод для либералов на первом месте стоит экономическая свобода, свобода предпринимательства. Так, первые теоретики либерализма (француз Констан Б.) высказывали мысли о том, что свобода избирать и быть избранным должна быть предоставлена только тем, кто достаточно богат. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформированы А. Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициативы, за конкуренцию. Таким образом, отождествление либералами свободы и частной собственности рассматривалось ими в качестве гаранта и меры свободы человека;

· в области политической либералы выдвинули идею приоритета гражданского общества над государством. Дж. Локк подчеркивал, что гражданское общество – это постоянная величина, а государство – производное от него. Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии.

Так, он выработал систему конституционализма – институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это прежде всего:

· равенство их перед законом;

· обладание каждого человека основными правами и свободами;

· участие в осуществлении политической власти;

· право собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, передвижения, переписки;

· терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства.

Особо следует выделить приверженность либерализма идее разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Такой механизм «сдержки и противовесов» препятствует узурпации власти.

В духовной области либерализм провозглашает свободу взглядов, свободу совести, свободу волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества является опора на собственные силы, а не расчет на благотворительность и гарантии государства. При этом, исходя из идеи «естественных прав», либерализм признает «естественное неравенство» людей, которые даже при одинаковых условиях покажут разные результаты. Отсюда равенство несовместимо со свободой, т.к. люди неравны от рождения по способностям, таланту, трудолюбию. Поэтому общественная эволюция, согласно либералам, может быть естественная, происходящая в гражданском обществе, и искусственная, насаждаемая государством сверху. Благополучно, следовательно, обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно.

Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, которые затем конституировались в партии либерального толка.

Реализация идей классического либерализма на практике привела к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальной гармонии и справедливости. Поэтому идеи либерализма стали переживать кризис.

В 30-е годы ХХ в. появился неолиберализм, который еще называют «социальным либерализмом», «демократическим либерализмом». Оформление неолиберализма как учения связано с теорией английского экономиста М. Кейнса и «новым курсом» Рузвельта. Идеи неолиберализма состоят в следующем:

· новое понимание экономической и социальной роли государства. Его главные задачи – прекращение социальных конфликтов путем поддержания обездоленных, обеспечение доступного всем медицинского обслуживания, бесплатного образования. Расширение системы социального обеспечения, проведения политики прогрессивного налогообложения.

· неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии на основе учета интересов всех социальных общностей в области политической власти – политический консенсус управляющих и управляемых.

· новое понимание справедливости – прежде всего это политическая справедливость, т.е. равные политические права.

Неолибералы стояли у истоков программы «государства всеобщего благоденствия» – велферизма (well fare), идеи «информационного общества», «конвергенции» и др. Именно в рамках неолиберализма исследуются глобальные процессы (Римский клуб), фокусируется футурологическая мысль в 80-90 гг. XX в. Наконец, именно либерально-ориентированное сознание способствовало выработке универсальных общечеловеческих ценностей – демократии, свободы и самоценности индивида.

Тема 16. Геополитика

Геополитика (от греч. Ge – Земля, politike – политика) – наука о географической обусловленности различных политических процессов. Основными категориями геополитики являются: геостратегический регион, геополитический регион, блок государств, буферные государства, геополитические союзники, сверхдержава, центры силы, геополитические линии, фронтальное соперничество и др.

Понятие «геополитика» появилось в научной литературе в начале XX в. В 1916 году его ввел в научный оборот шведский профессор истории и политических наук Рудольф Челлен. Этим понятием он обозначил доктрину, согласно которой государства, подобно живым организмам, должны развиваться в соответствии с правилами борьбы за существование и благодаря естественному отбору.

Геополитика изучает пространственные аспекты международных отношений, исследует многие явления и процессы, происходящие в отдельных странах, регионах и мировом сообществе в целом. В центре ее внимания находятся, также, глобальные проблемы человечества, тенденции развития международных отношений и внешней политики государств, формирование многополярного мира, устойчивого экономического, социально-политического и духовного развития субъектов.

Геополитика как теория и практика международных отношений базируется на определенных факторах, которые играют важную конкретно-историческую роль в утверждении тех или иных реалий в мире. Главными геополитическими факторами являются:

· географические (пространственное положение, природные ресурсы);

· политические (политический строй и особенности государства, социальной структуры общества т.д.);

· экономические (степень развитости производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура и пр.);

· военные (величина, мощь, боеготовность армии, уровень развития военного искусства, степень подготовленности военных кадров);

· экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов и т.д.);

· демографические (плотность и состав населения, темпы его развития);

· культурные (конфессиональные, национальные, трудовые традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.).

Основу предмета геополитики составляет категория «политическое пространство». Политическое пространство – это протяженность и глубина пределов политической деятельности.

Основными этапами становления и формирования геополитики являются:

· зарождение геополитических идей (период античной истории)

· формирование и развитие геополитических концепций (XVI–XIX в.)

· становление геополитики как науки (XX в.).

В качестве теоретической предпосылки возникновения геополитики как науки наиболее важную роль сыграл географический детерминизм. Родоначальником геодетерминизма весьма часто называют Гекатея Милетского, автора трактата «Землеописание». Внесли свой вклад в возникновение рассматриваемой концепции отец истории – Геродот и отец медицины – Гиппократ, известный греческий философ Аристотель. Так, Аристотельв «Политике» отмечал, что жители холодных стран храбры, но лишены выдумки и технической изобретательности. Вследствие этого, по сравнению с другими народами, они дольше сохраняют собственную свободу, но не способны управлять соседями и сами нуждаются в политическом руководстве. Южные же народы более глубокомысленны и изобретательны, но не столь энергичны. Поэтому их естественным состоянием являются рабство и угнетение. Греки же занимают промежуточную область в плане территории расселения, а поэтому сочетают в себе лучшие качества тех и других. Так было положено начало традиции географического детерминизма в политической теории.

Первые геополитические описания государств содержатся в знаменитой «Географии» Страбона.

Античная традиция географического детерминизма получила дальнейшее развитие в эпоху Возрождения и Новое время. Наиболее заметными фигурами указанного периода развития геодетерминизма были представители французской школы Ж.Боден, Ш.Монтескье, Г.Бокль, которые считали природные причины одним из важнейших факторов, обусловливающих общественно-политическое развитие и политику различных государств, их могущество.

Переход географического детерминизма в новое качество связывают с именем немецкого географа и этнографа Фр. Ратцеля (XIX в.), которого часто называют «отцом геополитики», хотя сам он этого термина никогда не употреблял. Его главный труд называется «Политическая география». Ратцель рассматривал государство в качестве живого организма, «укорененного в почве». Государство, согласно его учения, чтобы считаться великим, должно обладать территорией не менее 5 млн. кв. км. и должно гармонично сочетать географические, демографические и этнокультурные характеристики своего народонаселения. Ему принадлежит принципиальная для геополитики идея роли Мирового океана, Морской силы в истории.

Начиная с Ф.Ратцеля, а затем и Р. Челлена используется терминология классической геополитики. Именно они – основоположники немецкой школы геополитики, идеи которой были развиты К. Хаусхофером. Идеи Хаусхофера о геополитике широко использовались в идеологии германского фашизма. Для примера можно привести ставшие скандально известными такие пропагандистские стереотипы третьего рейха как «новый порядок», «жизненное пространство немецкой нации» и др. Именно благодаря К. Хаусхоферу геополитика долгое время рассматривалась не просто как «псевдонаука», но и как «человеконенавистническая», «фашистская», «людоедская» теория.

Огромный вклад в становление геополитики внесла англо-американская школа – Х.Маккиндер, Н.Спайкмен, Дж.Фэргив и др.

В основе англо-американской школы геополитики лежит идея геополитической дифференциации мира на три зоны. Согласно дифференциации Х.Маккиндера, первая – осевой регион – (Россия и прилегающие к ней земли), который Дж.Фэргив назвал «Хартлэнд» (heartland – «сердцевинная земля»). Вторая зона включает в себя Германию, Австрию, Турцию, Индию и Китай, то есть страны, занимавшие побережье Евразии на западе, юге и востоке. Данный регион был назван внутренним или окраинным полумесяцем. И, наконец, третья зона – внешний полумесяц, в который английский геополитик включил Британию, Южную Африку, Австралию, США, Канаду и Японию, то есть ведущие государства Морского мира. Маккиндер выделил также т.н. Мировой остров, в который он включил Хартленд и внутренний полумесяц. Он сформулировал и главный геополитический постулат: «Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом; тот, кто доминирует над Хартлендом, доминирует над Мировым островом, тот, кто доминирует над Мировым островом, доминирует над миром».

Геополитические идеи осмысливали многие ведущие представители российской мысли – Л.И.Мечников, историки С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, поэт и дипломат Ф.И.Тютчев, евразиец П.Н.Савицкий и др.

После окончания второй мировой войны сформировалось геополитическое деление мира на три большие группы стран, которые для того, чтобы отличить друг друга называли – первый, второй и третий мир. Первый мир – государства Западной Европы, Северной Америки, Япония и Австралия. Это высокоразвитые страны, принадлежащие к Морскому геостратегическому региону. Второй – СССР, Китай, страны Восточной Европы, Куба и некоторые государства юго-восточной Азии – там, где существовали коммунистические политические режимы и централизованная плановая экономика. В третий мир вошли развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, оказавшиеся на геополитической периферии (поставщики сырья, дешевой рабочей силы и т.п.). Данная геополитическая структура рухнула в связи с крахом СССР.

В начале XXI столетия геополитическая структура претерпевает кардинальную трансформацию. По оценкам многих геополитиков, мировое сообщество начала третьего тысячелетия будет многополярным. В качестве главных центров силы обычно называют США, Объединенную Европу, а также Китай и Японию. В качестве будущего центра силы называют Индию, которая станет демографическим гигантом наступившего столетия и Россию, правда, при условии, если она сможет преодолеть сегодняшний кризис и встать на путь устойчивого, эффективного развития.

Тема 11. Политическая культура и политическая

социализация …..……………………………………………………. 123

1. Сущность, структура и функции политической культуры……...123

2. Типология политической культуры………………………………125

3. Политическая социализация: сущность и основные этапы……..127

Тема 12 Политическое поведение… ……………………………….129

1. Политическое поведение и его типы……………………………...129

2. Протестные формы поведения. Политический терроризм……...132

Тема 13. Политические идеологии ………………………………...134

1. Сущность, структура и функции политической идеологии……..134

2. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты……………………………………………………………137

3. Либерализм и неолиберализм……………………………………..139

4. Консерватизм и неоконсерватизм…………………………………141

5. Социал-демократическая идеология……………………………...144

Раздел V. Международные отношения и внешняя политика ….147

Тема 14. Система международных отношений …………………..147

1. Понятие международных отношений. Субъекты и виды Международных Отношений…………………………………….…..147

2. Современная система международных отношений……………...150

Тема 15. Мировая политика и глобальные проблемы современности ………………………………………………………..152

1. Внешняя политика, ее цели и функции. ………………………….152

2. Внешнеполитическая программа Республики Беларусь………...154

3. Глобальные проблемы современности……………………………156

Тема 16 Геополитика …………………………………………….....160

Краткий словарь политологических терминов и понятий..................................………………………………………...164

1. Основная литература

2. Дополнительная литература

3. Вопросы для повторения по курсу «Политология»

4. Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу «Политология»

Литература ……………………………………………………….......170

 

Введение

 

Политика, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, является неотъемлемой частью человеческого существования, она коренится в самой природе человека как существа, «обреченного» жить в коллективе, государстве и взаимодействовать с другими людьми, гос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.20 (0.11 с.)