Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции политической системы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Наиболее всесторонним подходом к рассмотрениюфункций политической системы является подход американских политологов Г.Алмонда и Д.Пауэлла. В работе «Сравнительная политика» все функции политической системы Алмонд и Пауэлл разделили на три уровня: I. Функции системы: · Политическая социализация направлена на поддержку преемственности политической структуры и политической культуры, приобщение граждан к ценностям и нормам системы, обучение их основным приемам и навыкам политического поведения. · Политическое рекрутирование обеспечивает пополнение рядов профессионалов-управленцев и политической элиты, а также мобилизацию граждан на участие в политическом процессе. · Функция политической коммуникации обеспечивает деятельность прямых и обратных связей системы, обмен информацией между гражданами и структурами. II. Функции процесса: · Артикуляция интересов – это процесс, в ходе которого отдельные граждане и группы предъявляют требования и выражают поддержку тем, кто принимает политические решения. · Агрегация интересов представляет собой их сосредоточение, отбор, сортировку и обобщение, систематизацию; выработку содержательных программ для принятия политических решений. · Определение политического курса является деятельностью, направленной на принятие правил «политической игры», по которым действуют все основные акторы системы. Выработка политики – задача законодательных и исполнительных органов власти. · Осуществление политического курса связано с реализацией принятых политических решений на основе действующих правил. Осуществление политики – задача исполнительных органов власти и бюрократии. · Вынесение судебных решений служит для коррекции политического курса, определения его соответствия введенным правилам и соответствия их самих более фундаментальным ценностям и нормам системы. За выполнение данной функции несут ответственность судебные органы власти. III. Функции политического курса: · Экстрактивная функция (извлечения) обеспечивает привлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов, необходимых для работы системы. Главным образом она связана с налоговой политикой. · Дистрибутивная функция (распределение) – способность распределять предметы, услуги, почести, статусные позиции, возможности между политическими акторами. · Регулятивная функция выражается в способности контролировать поведение индивидов и групп на основе сочетания убеждения и принуждения для обеспечения законопослушания. · Символическая функция – способность отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире. Уровень развития политической системы определяется степенью дифференциации, автономии и секуляризации ее элементов. Различное сочетание этих параметров оказывает определяющее влияние на будущее состояние системы.
3. Типология политических систем общества.
Основным критерием типологии политических систем выступает политическая власть и предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важным при решении вопроса о типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, наличие или отсутствие гражданского общества, уровень политической культуры и другие факторы. Немаловажное значение имеет форма государственного устройства. Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Если классифицировать политические системы на основе понятия исторического типа общества, то можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального и буржуазного общества. С точки зрения уровня социально-экономического развития сообщества, принято различать политические системы традиционного (доиндустриального), индустриального и постиндустриального общества. Достаточно распространена классификация политических систем на традиционныеи модернизированные. В основетрадиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. Вмодернизированных, современных системах существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рационально-легальный способ обоснования власти. Типология, предложенная американским политологом Г.Алмондом, опирается на различные типы политической культуры и характер разделенияполитических ролей между участниками политического процесса. Он выделяет четыре типа политической системы: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную, частично индустриальную и тоталитарную. Англо-американская система (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) характеризуется относительно гомогенной (однородной) политической культурой. Она опирается на общепризнанные либеральные ценности: свобода личности, собственность, благосостояние и безопасность. Для такой системы свойственны высокая степень специализации политических ролей и функций между государством, партиями, группами интересов и т. д. Власть и влияние четко распределены между различными звеньями системы, как по горизонтали, так и по вертикали. Все это обусловливает высокую степень стабильности политической системы. Континентально-европейские системы (страны Западной Европы) отличаются эклектичностью политической культуры, имеющей в целом общую либеральную основу. Для них характерно сосуществование в рамках национальной культуры различных идеалов, ценностей, ориентаций, присущих тем или иным классам, этносам, партиям и группам. Однако приверженность к либеральным ценностям помогает достигать согласия в обществе. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы также имеют смешанную политическую культуру. Однако эти системы характеризуются глубоким расколом общества в отношении фундаментальных ценностей и, как следствие, резко расходящимися политическими ориентациями, что порождает серьезные барьеры при их согласовании. Это нередко заставляет участников политического процесса применять насилие. Высокий уровень насилия ведет к концентрации власти и влияния в руках узкой группы лиц. Отдельные элементы политической системы (исполнительная власть, армия) могут присваивать себе функции других ее звеньев. Тоталитарные политические системы характеризуются искусственно гомогенной политической культурой, которая формируется путем принудительного подчинения общества классовым, национальным или религиозным ценностям. Власть контролирует все сферы жизни общества и личности. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются наконсервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, итрансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. В свою очередь, трансформирующиеся политические системы подразделяются нареакционные, стремящиеся к реставрации прошлых образцов социально-экономической и политической жизни, и либеральные, ориентирующиеся на либерально-рыночные ценности и интеграцию в международное сообщество. В зависимости от характера взаимоотношений политических систем сосредой они подразделяются на открытые, имеющие динамичную структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые, с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой. В зависимости от территориального уровня функционирования политические системы подразделяют на микроскопические, например, в городе; локальные – в том или ином регионе; макроскопически е (в стране в целом), глобальные – на международном, планетарном уровне. Выделяют также завершенные и незавершенные политические системы (особенно характерны для развивающихся стран).По уровню концентрации или распределения власти могут быть централизованные, где основные рычаги власти сосредоточены в руках центра, и децентрализованные, где значительный объем властных полномочий передан территориальным органам. Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из широко распространенных их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит понятие «политический режим».
Тема 5. Политические режимы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.168 (0.011 с.) |