Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура, уровни и функции политики.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СТРУКТУРА, УРОВНИ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ. В политике выделяют такие уровни её существования как макроуровень, который характеризует публичную власть, её устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Микроуровень, когда политика охватывает отдельные организации и взаимоотношений между людьми. Мегауровень, который относится к деятельности международных организаций, блоков и союзов государств. Основные структурные компоненты политики – это совокупность определяемых политическими субъектами коренных интересов, установок, целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах. *Политические отношения, т.е. взаимоотношения политической элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов и т.д.; *Политическое сознание, т.е. осознание субъектами политической сферы, своих политических интересов. В политической практике оно выступает как совокупность оценок, побуждающие субъекта к конкретной политической деятельности; *Политическая организация общества как совокупность государственных и негосударственных институтов, норм; *Практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного курса и достижению конкретных политических целей. Основные функции политики: *Прогностическая состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества. *Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. *Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом. *Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». *Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения.
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА. Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должна основываться на определенном уровне экономических преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом. В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций. В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. Таким образом, люди, в зависимости от экономического содержания своих интересов, вытекающих из занимаемого ими общественного положения, могут обращаться к различным политическим формам их удовлетворения: выдвижению требований к государственной власти, формированию политических движений и партий, выражению своего мнения на выборах и т.д. В свою очередь, политика, сформировавшаяся значительно позже возникновения производственных и обменных процессов, тоже не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики.
ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ. Термин "идеология" был введён французским учёным А. Дестют де Траси и означал "науку об идеях". Отношения политики и идеологии определяются специфическими особенностями, присущими им и сближающими их. Обе они представляют собой явления сознания, опирающиеся на материальную, экономическую основу жизни общества, а также на её культурные и духовные основания. И политика, и идеология универсальны, то есть способны охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление ("образ мыслей", "особые интересы"), цели и средства. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которым та должна стремиться. Политика и идеология проникают во все сферы общественной жизни, но они и сочетаются друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Идеология способна и вытеснять политику, и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешними событиями (угрозой извне) или внутренними обстоятельствами (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д. Естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия, несмотря на всё их влияние на политику мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по своей сути, как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определённой идеи, замыслов, тех или иных интересов и целей. Вместе с тем, существуют и определённые пределы взаимного проникновения идеологии в политику. Чрезмерная идеологизация политики делает её неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные режимы со всеми вытекающими из этого последствиями.
ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ. Практический опыт показал, что в политике, как и в любой другой сфере общественной жизни, понимание и реализация человеческих интересов изначально связаны с этико-мировоззренческим выбором человека, с определением им собственных позиций относительно справедливости своих притязаний на власть, допустимого и запретного в отношениях с государством, политическими партнерами и противниками. Таким образом, в осознании политической реальности у человека всегда присутствуют этические ориентиры. Потому-то в мотивации его поведения в сфере государственной власти, как правило, всегда переплетаются две системы координат, оценок и ориентации – нравственная и политическая. Политическое сознание в целом имеет логико-рациональный и целенаправленный характер. При этом оно неразрывно связано с оценкой конкретной проблемы, а также той ситуации, которая сопутствует ее достижению. В отличие от такого способа отражения действительности моральное сознание представляет собой форму дологического мышления, базирующегося на недоказуемых принципах веры, оно перемещает жизнь человека в мир идеальных сущностей. Ели политика подчиняет человека приземленным целям и понятиям, то мораль ориентирует на возвышенные смыслозначимые идеи и представления. В то время как политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, выгоды или убытка, которое принесет то или иное действие, моральное сознание помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений абстрактного Добра и Зла, сущего и должного. В политике создаются условия для формирования иной разновидности морального сознания, или веберовской «этики ответственности». Содержание этих моральных оценок и требований во многом предопределяется осознанием того, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью их примирения с использованием «нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств и с вероятностью скверных побочных последствий». Поэтому перед политиками, руководствующимися этой формой моральных требований, стоит проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающими неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.
ПОЛИТИКА И ПРАВО. Как относительно самостоятельные сферы общественной жизни политика и право формируются на основе влияния множества общественных факторов и не могут зависеть лишь от взаимного воздействия друг на друга. По сути дела, их взаимоотношения определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения государственной власти. Политика генетически сориентирована на обеспечение групповых приоритетов в организации государственной власти. По существу политика как средство упрочения публичной власти по природе своей рассчитана на некое превышение законодательных полномочий субъектов, выступающих от лица государства. Эта способность политики поддерживается возможностью ее структур и институтов опираться не только на правовые механизмы, но и на непосредственную поддержку населения, его отдельных слоев, способных собственными средствами поддерживать правительство, партии, лидеров и т.д. Подобная неформальная поддержка населения, являясь показателем соотношения политических сил, и заставляет власти зачастую считаться с ней больше, чем с нормами законов. В свою очередь, система правового регулирования изначально сориентирована на регулирование всего социального пространства в целом, без выделения каких-либо групповых приоритетов. Для права главным принципом деятельности является диспозиция «закон – отклонение от закона» (а не «формальное – реальное влияние», как в политике), поэтому его регуляторы редко действуют в режиме предупреждения (переубеждения субъектов), полагаясь в основном на технику санкционирования. Таким образом, можно видеть, что политика – это отнюдь не «конструирование публичного права для свободного действия человека». Она ориентируется на закрепление приоритетов общественного развития, соответствующих интересам групп, и потому зачастую пренебрегает правовыми средствами, мешающими достижению цели. В свою очередь, право, утверждая режим власти, легализует положение доминирующей в обществе силы. Политика – это своеобразный поисковый механизм социального развития, разрабатывающий его проекты, а право – механизм придания таким проектам общезначимого характера. В целом добиться соответствия этих двух сфер и механизмов общественного регулирования – значит сформировать законодательную базу, закрепляющую основные цели и ценности политически лидирующих групп. В результате такого соединения регулятивных возможностей обеих сфер государственная власть приобретает необходимую стабильность, предотвращая общество от крайностей политической конкуренции.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЕЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ЗНАНИЙ. Политическая мысль Др. Востока. Фараон (царь) есть наместник Бога. Гос-во – творение высших космических сил, божественного закона, его предназначение – установить порядок на земле, упорядочить совместную жизнь людей на земле. Гос-во как твооение воли неба – большая семья. Пу Др. Греции и Рима. гос-ва отличаются формами организации власти, характером отношений «господства-подчинения». Идеальное гос-во – правление лучших и благородных. Самая разумная, правильная форма гос-ва – полития. Обязанности человека перед обществом и гос-вом имеют приоритетное значение, права свободного гражданина римского гос-ва недопустимо оскорблять и ущемлять. Все известные формы правления несовершенны и наихудшая из них – демократия. Ср века. Приоритет идеи Божества и христианской церкви над индивидом и государством. Гос-во – творение Божье, его предназначение – вести людей к начертанной Богом власти. Над земным властями стоит высшая. Все законы должны служить общественному благу. Возрожд. Частная собственность, имущественное неравенство, социальная несправедливость – главные источники конфликтов. Сильное, централизованное национальное гос-во – высшая ценность. Христианство обессилило мир. Только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и хитростью лесы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну. Новое вр. Формирование политической идеологии либерализма, концепции прав человека и гражданина. Развитие теории общественного договора. Обоснование принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ - начале ХХ в. Формирование политической науки во Франции заняли примерно полвека между двумя символическими датами 1871г., когда Э.Бутли основал «Свободную школу политических наук» и 1913г. когда была опубликоана книга А.Зигфрида «Политическая карта западной Франции при третьей республике. Вычленение и формирование политической науки в Великобритании начались в конце ХIХ в. с основания при лондонском университете лондонской школы экономики политических наук.
ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. Партийная система - совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Партийные системы отражают устойчивые связи и отношения партий между собой, отношения их с государством, обществом и другими общественными институтами. Критерии типологии: характер связей между государством и обществом (тут выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы); количественный характер (однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы). КОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы. Многопартийные конкурентные системы характеризуются: *партия должна иметь четкую позицию по основным вопросам, *система более типична для парламентской формы правления, *укреплению многопартийной системы способствует пропорциональная избирательная система. +многопартийная система создает основы для полицентризма власти; +у граждан большие возможности выбора между программами. -многопартийная система хуже выполняет функцию агрегирования. -избиратель, голосуя за такую партию, часто не знает, за что именно он голосует в конечном итоге. -многопартийность нередко ведет к отсутствию стабильного парламентского большинства. -неумеренная многопартийность не способствует интеграции общества. Умеренная многопартийность характеризуется тем, что в государстве существует большое количество партий, но они склонны заключать между собой долговременные союзы. Двухпартийная система. Двухпартийность не означает, что существуют только две партии. Выделяют совершенную (более 90% голосов) и несовершенную (менее 90) двухпартийность. +двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов граждан. +избиратель тут голосует не за «полуфабрикат», а за готовый и вполне конкретный продукт. +двухпартийность гарантирует большую стабильность, чем многопартийная система. +ориентирует общество на одни и те же ценности. -при двухпартийной системе в своей агитации партии нередко делают акцент на критике оппонента. -большое внимание уделяется театрализованной, внешней стороне политики. -отсутствие серьезных различий в программе партий. - некоторые интересы граждан периодически вообще не защищаются. Многопартийная система с доминирующей партией. Одна партия явно опережает своих конкурентов в течение длительного времени. Партия стремится отождествить себя со всем обществом. +Она обеспечивает стабильность, предсказуемость и преемственность. -Отсутствие оппозиции и серьезной критики, закрытость, игнорирование проблем. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы. К таковым относятся партийные системы, где конкуренция между партиями невозможна по каким-либо причинам. Объективно неконкурентной является однопартийная система. Здесь партия берет на себя государственные функции и фактически контролирует весь государственный аппарат.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭЛИТЫ. Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов. Макиавеллистский подход. Г. Моска и В. Парето. Представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества. Внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется. Ценностный подход. Бердяев. Элита рассматривается как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности. Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Структурно-функциональный подход. Выделение в качестве главного признака элиты ее социального статуса в системе властных структур. Г. Лассуэлл, в частности, считал, что основную роль в разработке и принятии политических решений играет интеллектуальное знание. Либеральный подход. Миллс. Демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Элита рассматривается как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.
СМИ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение. Многие небольшие по территории государства и города в качестве своего рода закодированного СМИ использовали колокола, оповещавшие граждан города и окрестностей об опасности. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Функции СМИ: *информационная, *образовательная, *критики и контроля, *мобилизационная, *инновационная, *оперативная. Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. ез радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Д. Локк - законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. Но верховенство не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа. Сосредоточив в себе законодательные функции. парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит в основном депутатам. Парламент РБ - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Парламента РБ -174 человека. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики. Срок полномочий Парламента-4 года. По решению Президента РБ полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в следующих случаях: при отказе в доверии Правительству; двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра; на основании Заключения Конституционного Суда РБ. Парламент не может быть распущен:- в период чрезвычайного или военного положения;- в последние 6 месяцев полномочий Президента;- в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении и смещении Президента с должности;- в течение года со дня первых заседаний Парламента. Любой законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом только после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава палат. Президент может наложить «вето» на законопроект. В частности, при несогласии с текстом закона Президент со своими возражениями может возвратить закон в Палату представителей. В результате, если «вето» Президента преодолевается, то закон представляется Президенту на подпись, который должен это сделать в течение 5 дней. Президенту РБ не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих: - изменение и дополнение Конституции РБ;- толкование Конституции;- изменение и дополнение программных законов;- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;- изменение порядка выборов Президента и Парламента;- ограничение конституционных прав и свобод граждан;- право изменения закона о полномочиях на издание декретов;- право принимать нормы, имеющие обратную силу;
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Органы исполнительной власти - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части. Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей (советы министров), отраслевой и специальной компетенции (министерства). Исполнительная власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган государственного управления. Структуру Правительства определяет Президент. назначает на должность: -Премьер-министра; -заместителей Премьер-министра. Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. Система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов и тд. Судебная власть в РБ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституцией РБ предусмотрены: а)Конституц Суд РБ; б)Верховный Суд РБ; в)Высший Хозяйственный Суд. 6 судей из 12 назначаются Президентом РБ, 6 судей избираются Советом Республики. Причем Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. С уведомлением Совета Республики Президент РБ в любое время может освободить от должности Председателя Конституционного Суда РБ.
СТРУКТУРА, УРОВНИ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ. В политике выделяют такие уровни её существования как макроуровень, который характеризует публичную власть, её устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Микроуровень, когда политика охватывает отдельные организации и взаимоотношений между людьми. Мегауровень, который относится к деятельности международных организаций, блоков и союзов государств. Основные структурные компоненты политики – это совокупность определяемых политическими субъектами коренных интересов, установок, целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах. *Политические отношения, т.е. взаимоотношения политической элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов и т.д.; *Политическое сознание, т.е. осознание субъектами политической сферы, своих политических интересов. В политической практике оно выступает как совокупность оценок, побуждающие субъекта к конкретной политической деятельности; *Политическая организация общества как совокупность государственных и негосударственных институтов, норм; *Практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного курса и достижению конкретных политических целей. Основные функции политики: *Прогностическая состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества. *Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. *Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом. *Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». *Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения.
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА. Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должна основываться на определенном уровне экономических преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом. В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций. В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. Таким образом, люди, в зависимости от экономического содержания своих интересов, вытекающих из занимаемого ими общественного положения, могут обращаться к различным политическим формам их удовлетворения: выдвижению требований к государственной власти, формированию политических движений и партий, выражению своего мнения на выборах и т.д. В свою очередь, политика, сформировавшаяся значительно позже возникновения производственных и обменных процессов, тоже не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики.
ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ. Термин "идеология" был введён французским учёным А. Дестют де Траси и означал "науку об идеях". Отношения политики и идеологии определяются специфическими особенностями, присущими им и сближающими их. Обе они представляют собой явления сознания, опирающиеся на материальную, экономическую основу жизни общества, а также на её культурные и духовные основания. И политика, и идеология универсальны, то есть способны охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление ("образ мыслей", "особые интересы"), цели и средства. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которым та должна стремиться. Политика и идеология проникают во все сферы общественной жизни, но они и сочетаются друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Идеология способна и вытеснять политику, и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешними событиями (угрозой извне) или внутренними обстоятельствами (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д. Естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия, несмотря на всё их влияние на политику мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по своей сути, как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определённой идеи, замыслов, тех или иных интересов и целей. Вместе с тем, существуют и определённые пределы взаимного проникновения идеологии в политику. Чрезмерная идеологизация политики делает её неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные режимы со всеми вытекающими из этого последствиями.
ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ. Практический опыт показал, что в политике, как и в любой другой сфере общественной жизни, понимание и реализация человеческих интересов изначально связаны с этико-мировоззренческим выбором человека, с определением им собственных позиций относительно справедливости своих притязаний на власть, допустимого и запретного в отношениях с государством, политическими партнерами и противниками. Таким образом, в осознании политической реальности у человека всегда присутствуют этические ориентиры. Потому-то в мотивации его поведения в сфере государственной власти, как правило, всегда переплетаются две системы координат, оценок и ориентации – нравственная и политическая. Политическое сознание в целом имеет логико-рациональный и целенаправленный характер. При этом оно неразрывно связано с оценкой конкретной проблемы, а также той ситуации, которая сопутствует ее достижению. В отличие от такого способа отражения действительности моральное сознание представляет собой форму дологического мышления, базирующегося на недоказуемых принципах веры, оно перемещает жизнь человека в мир идеальных сущностей. Ели политика подчиняет человека приземленным целям и понятиям, то мораль ориентирует на возвышенные смыслозначимые идеи и представления. В то время как политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, выгоды или убытка, которое принесет то или иное действие, моральное сознание помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений абстрактного Добра и Зла, сущего и должного. В политике создаются условия для формирования иной разновидности морального сознания, или веберовской «этики ответственности». Содержание этих моральных оценок и требований во многом предопределяется осознанием того, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью их примирения с использованием «нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств и с вероятностью скверных побочных последствий». Поэтому перед политиками, руководствующимися этой формой моральных требований, стоит проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающими неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.
ПОЛИТИКА И ПРАВО. Как относительно самостоятельные сферы общественной жизни политика и право формируются на основе влияния множества общественных факторов и не могут зависеть лишь от взаимного воздействия друг на друга. По сути дела, их взаимоотношения определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения государственной власти. Политика генетически сориентирована на обеспечение групповых приоритетов в организации государственной власти. По существу политика как средство упрочения публичной власти по природе своей рассчитана на некое превышение законодательных полномочий субъектов, выступающих от лица государства. Эта способность политики поддерживается возможностью ее структур и институтов опираться не только на правовые механизмы, но и на непосредственную поддержку населения, его отдельных слоев, способных собственными средствами поддерживать правительство, партии, лидеров и т.д. Подобная неформальная поддержка населения, являясь показателем соотношения политических сил, и заставляет власти зачастую считаться с ней больше, чем с нормами законов. В свою очередь, система правового регулирования изначально сориентирована на регулирование всего социального пространства в целом, без выделения каких-либо групповых приоритетов. Для права главным принципом деятельности является диспозиция «закон – отклонение от закона» (а не «формальное – реальное влияние», как в политике), поэтому его регуляторы редко действуют в режиме предупреждения (переубеждения субъектов), полагаясь в основн<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.022 с.) |