Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы эволюции общественно-политической мысли Беларуси.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В истории развития политической мысли Беларуси можно выделить следующие периоды. Политическая мысль средневековья (XI-XV вв .) – периода зарождения и развития политико-правовых взглядов эпохи возникновения раннефеодального государства (ВКЛ) и становления феодализма. В XI-XIII вв. политическая мысль Беларуси развивалась по влиянием византийской политико-правовой культуры, ставила своей целью теоретическое обоснование абсолютной политической власти. Первые письменные памятники политического характера древней Беларуси посвящались утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти. Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Ефросиния Полоцкая (ок. 1120-1173). Это протест против братоубийственных усобиц, отстаивание идеи единства восточнославянских княжеств перед лицом внешней угрозы. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры этого периода был Кирилл Туровский (1130-1182) Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма, сильной централизованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами Эпоха Возрождения и Реформации – своеобразный золотой век в истории белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплетались между собой и развивались одновременно. Одним из самых ярких представителей этого периода явился Франциск Скорина (ок. 1490-1551). Скорина выступал как сторонник справедливости, юридической свободы и равенства всех людей, он осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов. В его работах уже просматривались положения естественного права, развитые позже Г.Гроцием, Т. Гоббсом и другими мыслителями Нового времени. Идеи ученого оказали влияние на содержание I Статута ВКЛ (1529). Современник A.Скорины Николай Гусовский (около 1470-1533) являлся выразителем передовых общественно-политических взглядов того времени, популяризатором истории и культуры Беларуси. В его поэме «Песнь о зубре» (1522) звучит призыв к единению разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос. В эпоху реформациизачительное влияние имел кальвинизм, крупнейшими идеологами которого были Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633 ). Следуя за Аристотелем, Волан выделял правильные и неправильные формы правления государством, но в отличие от него осуждал лишь тиранию, а демократию отождествлял с политией. Волан выступал за равенство всех сословий перед законом, считал, что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в первую очередь, от мудрой и справедливой власти. Идея правового государства нашла отражение в III Статуте ВКЛ 1588 г., составителем которого был Лев Сапега. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право и ограничивать свою деятельность законами. В 60–е гг. XVI в. из реформационного движения выделилось радикальное направление – арианство, или антитринитаризм. Крупнейшим идеологом этого направления был Сымон Будный (1530-1593). В работе «О светской власти» он резко критикует существующий государственный строй, требует ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом. Василий Тяпинский (около 1540-1604) выступал в защиту белорусского народа, его культуры от феодально-католической реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не содействовало распространению просвещения среди народа. Основной целью человека считал служение Родине, подчеркивал историческое единство славян. Политическая мысль эпохиконтрреформациинашла отражение в работах первого ректора Вселенской иезуитской академии П.Скарги, который являлся убежденным сторонником абсолютной монархии. При этом требовал подчинения светской власти церковной, а короля Папе Римскому. Особое место в общественно-политической мысли этого периода занимала проблема освобождения Беларуси от польского гнета и объединения ее с Россией. Видными представителями этого движения являлись – А.Филиппович и С.Полоцкий. Филиппович решительно выступал за объединение Беларуси и Украины с Россией, резко критиковал произвол светских и духовных феодалов. Цель Полоцкого – установление в обществе «вечного мира», достижение всеобщего благосостояния без расколов и мятежей. С середины XVIII в. на белорусских землях распространяется идеология просветительства (реформирование общественно-политического устройства Речи Посполитой с учетом опыта западноевропейских стран). 3 мая 1791г. принимается Конституция – одна из первых в мире. Однако реализация этих идей в общественно-политической жизни страны была невозможной вследствие слабости заинтересованных социальных сил. Представители – Мартин Почебут-Одленицкий, Тадеуш Костюшко, Якуб Ясинский и другие. Автором наиболее полной и основательной программы преобразования общественно-политического строя, решения национальных и социальных вопросов был выдающийся политический мыслитель, руководитель восстания 1863-1864 годов в Беларуси и Литве Кастусь Калиновский (1838–1864). Свои идеи революционного демократизма он изложил на страницах нелегальной газеты «Мужыцкая правда».Кастусь Калиновский былсторонником идеи парламентаризма, а его политическим идеалом являлась демократическая республика. С революционно-демократическим этапом политической мысли Беларуси связана деятельность и программа революционно-демократической группы «Гомон», созданной студентами-белорусами в Петербурге в 80-е гг. ХІХ в. Они теоретически обосновали существование белорусской нации, право белорусов на самоопределение. Социальное и национальное освобождение белорусского народа они связывали с победой народной революции в России, передачей власти в руки Учредительного собрания и образованием федерации свободных, равноправных, автономных областей, создаваемых на просторах Российской империи. Видными представителями являлись Ф.Богушевич, Я.Лучина, А.Гуринович, Н.Н.Судиловский. Последний являлся деятелем международного рабочего движения, ученым-энциклопедистом. Из наших земляков его можно назвать одним из первых политологов. В 1907 г. в Нагасаки (Япония) была выпущена его книга «На политические темы». Развитие общественно-политической мысли в начале ХХ в., в период революции 1905-1907 гг. и в последующем обусловливалось борьбой трех классовых лагерей на политической арене: правительственного (царизм, помещики), либерально-буржуазного и демократического (рабоче-крестьянского). В основу деятельности первой самостоятельной белорусской политической организации – Белорусской революционной громады, возникшей в 1902 г., были положены лучшие традиции общественно-политической мысли Беларуси предшествующих веков. Создателями БРГ являлись Антон и Иван Луцкевичи, Вацлав Ластовский, Алоиза Пашкевич (Цетка). Идеология этой организации нашла отражение на страницах газет «Наша доля» и «Наша нива», которые отстаивали идеи гражданского и политического равноправия белорусского народа, свободу пользоваться родным языком, выступали за развитие белорусской литературы и просвещения. 1 января 1919 г. была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика. В 1920-е гг. в республике велась работа по национально-культурному возрождению, усилившаяся с началом в 1924 г. политики «белорусизации». Общественно-политическая мысль Беларуси этого периода нашла выражение в работе председателя ЦИК БССР А.Червякова, председателя СНК БССР И.Адамовича, а также известных ученых и политических деятелей В.Игнатовского, В.Ластовского, Б.Тарашкевича и других. В конце 1920-х политика «белорусизации» была свернута, а в 30-е гг. большинство ее активных сторонников были объявлены национал-демократами и подверглись террору. С выходом в свет в 1938 г. сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» были окончательно искорены всякие попытки творческого мышления, окончательно утвердилась тоталитарная идеология. Политико-правовая мысль Западной Беларуси (1921-1939) разрабатывала другие проблемы. Население вело борьбу за социальное и национальное освобождение, за объединение с БССР. Национально-освободительное движение возглавила КПЗБ, под руководством которой действовали Белорусская крестьянско-рабочая громада, ряд других политических партий и общественных движений. Наиболее известными представителями политической мысли этого периода являлись В.Г.Кнорин, А.Ф.Мясников, А.Р.Червяков, И.Д.Луцевич (Я.Купала), К.М.Мицкевич (Я.Колас), П.К.Пономаренко, К.Т.Мазуров, Б.Тарашкевич и другие. Современный этап развития политических идей в Беларуси начался в конце 1980-х гг. Новые политические идеи нашли воплощение в принятых Верховным Советом республики законах и декларациях. 27 июля 1990 г. принята Декларация о государственном суверенитете Беларуси. На внеочередной сессии 25 августа 1991 г. ей придан статус Конституционного акта. На первый план выходят вопросы о путях дальнейшего развития белорусского государства. В ходе общественно-политической дискуссии предлагались три основные пути постсоветского развития: установление более тесных связей с Россией; ориентация на Запад; создание Балтийско-Черноморского союза государств. 15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларуси принял новый Основной Закон – Конституцию независимого государства. В ноябре 1996 г. на республиканском референдуме принята новая редакция Конституции страны. Политическая мысль, вопросы социально-политического развития находят отражение в учебных пособиях по политологии, в публикациях журнала «Беларуская думка» и в других периодических изданиях страны. За последнее десятилетие в республике созданы Институт социологии (где работает и отдел политологии) и Институт государства и права НАН Беларуси, Институт государственного строительства, Белорусский институт информации и прогноза, преобразованный затем в Институт социально–политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, Независимый институт социально-экономических и политических исследований и другие политологические центры. В 1993 г. учреждены Белорусская ассоциация политических наук (президент В.А.Бобков) и Ассоциация политологов Беларуси. Впоследствии была создана Белорусская академия политологических наук (президент С.В.Решетников). С 1989 г. курс политологии преподается в высших учебных заведениях Беларуси, а с 1992 г. в Белорусском государственном университете ведется подготовка профессиональных политологов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.011 с.) |