Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политической мыслиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Факторы, определившие особенности содержания и иерархию ценностей российской политической жизни: «возраст» российского суперэтноса, природно-географическая среда, коллективно-родовое начало, особенности государственного хозяйствования, религиозный фактор и т.д. Социокультурные влияния: византийское, татаро-монгольское, западноевропейское. Равенство выше свободы: интеллектуальные ориентации. Оправдано ли ограничение индивидуальной свободы целями служения общему благу, может ли последнее наполнить смыслом человеческую жизнь? Славянофилы: идеи соборного равенства и нравственной свободы («поступая по совести, человек поступает свободно и нравственно»); государство как олицетворение «внешней» правды; соединение религиозной правды и правды социальной. Анархическое равенство в свободе, принцип неограниченной личной свободы от государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народничество: идеал общинной солидарности, трудового мужицкого равенства и коллективной трудовой свободы. Марксистские идеи социального равенства и социальной справедливости на российской почве. Свобода и равенство равноценны: теоретические подходы (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, И.А. Ильин, С.Л. Франк). «Безграничное развитие свободы привело бы к всеобщему неравенству; безусловное осуществление равенства имело своим последствием полное подавление свободы» (П.И. Новгородцев). Русское общественное движение «дорожит равенством более, нежели самой свободой. Оно готово предпочесть рабство частичному освобождению: между всеобщим равенством рабства и всеобщим равенством свободы оно не допускает середины» (Е.Н. Трубецкой). Современные трактовки дилеммы «равенство—свобода» в политической мысли России. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ 1. Западничество и славянофильство: противоположность мировоззренческих и политических ориентаций. 2. Западничество как феномен российской политической культуры: истоки, сущность, типология. 3. Политология русского консерватизма. 4. Русский анархизм о политике и государстве. 5. Идея социализма на российской почве: история и современность 6. Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина и его концепция правового государства. 7. Политическая философия еврейства. 8. Неомонархизм: И.А. Ильин о монархии и республике, «аксиомах власти» и правосознании. 9. Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX — начала XX вв. 10. Идеи Н.А. Бердяева о демократии, свободе личности, тоталитаризме. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 3. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. III—IV. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых Учений России XI—XX вв. М., 1995. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. русская политология: Обзор основных направлений. СПб., 1994. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Русская философия. Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре, Философы послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по российской общественной мысли XIX—XX веков. М., 1997. Опыт русского либерализма. Апология. М., 1997. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема III. Белов Г.А. Политология. М., l996. Гл. 3. Вершинин М.С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997. Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Ц.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., l994. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993. Козырева Л.Д. Традиции народовластия в России. СПб., 1996. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX — начало ХХ в.). СПб., 1996. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997. Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996. Тема 3 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности. Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феминизм. План семинара 1. Политическое сознание. 2. Политическая идеология: структура, функции, уровни. 3. Основные идеологии современности.
Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу: а) идеология; б) консерватизм; в) политическое сознание; г) коммунизм; д) национализм; е) расизм; ж) эгалитаризм; з) социал-демократизм; и) анархизм; к) либерализм. 1. разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию; 2. общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества; 3. идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости; 4. политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности; 5. социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан; 6. идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству; 7. система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем; 8. разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида; 9. одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.); 10. разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти. 2. Сторонники какой классической идеологии абсолютизировали принцип «государство — ночной сторож»? а) социализма; б) либерализма; в) радикализма; г) консерватизма. 3. Кто из мыслителей является признанным родоначальником либерализма? а) Ж. Ж. Руссо; в) Ш. Монтескье; б) Дж. Локк; г) Дж. Мэдисон. 4. Какая из стратегий наиболее характерна для политического консерватизма? а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических институтов и отношений; б) ориентация на запросы граждан; в) стремление к нововведениям; г) ориентация на ограничение участия граждан в выработке политических решений. 5. Какие идеи отстаивает классический либерализм? а) ничем не ограниченной свободы предпринимательства; б) ограничения государством власти рамками защиты прав человека; в) ограничения свободы человека нормами морали, религии. 6. Какие идеи отстаивает современный консерватизм? а) большее внимание к религии, семье, традициям, моральным нормам; б) социальное равенство людей; в) ограничение государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь. 7. Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)? а) свобода — равенство; б) порядок — законность; в) права человека — справедливость; г) социальное равенство — равенство всех перед законом; д) свободная конкуренция — государственное регулирование; е) индивидуализм — коллективизм. 8. Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничению государственного регулирования? а) социализм; б) классический либерализм; в) фашизм; г) ни одна из названных. 9. Какая идеология особенно настаивает на приоритете стабильности, традиций, лояльности к власти, веры в Бога и преданности Родине? а) социализм; б) классический либерализм; в) консерватизм; г) ни одна из названных. 10 Сторонником какой политической концепции был М.А. Бакунин? а) либерализма; б) анархизма; в) национализма; г) консерватизма. 11. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний: а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»; б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»; в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»; г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»; д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»; е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»; ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»; з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»; и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»; к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»; л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»; м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»; н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»; о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность». 12. К. Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма... а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей; б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обществе; в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого. В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации? 13. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 14. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма. 15. Чем отличается структура ценностей классического либерализма от структуры ценностей неолиберализма? 16. Раскройте основные положения концепции «демократического социализма». 17. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социал-демократического политического сознания. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире? 18. Проследите эволюцию социалистической (коммунистической) идеологии в политическом сознании российского народа. Какие формы принимает эта идеология в современных условиях? 19. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику корзине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет корзинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару». Сопоставьте социально-политические воззрения коммунистов и социал-демократов. 20. В культурно-познавательном и философском отношении консерватизм — это сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени. Россия, будучи органической частью мировой цивилизации, вместе с тем обладает конкретным и историческим опытом, особенностями социального и политического укладов. В чем заключается «особость» России, ее традиций, ценностей и менталитета? Что из названного, на ваш взгляд, следует сохранить, а от чего отказаться в интересах поступательного развития общества? 21. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, характеризуя одно из политических течений современности, писал, что это «...тот политический правовой принцип, согласно которому общественная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограничивает и старается даже в ущерб своим интересам предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство», что она «...проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства...добровольно делит с меньшинством», оно «провозглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами. Прямо невероятно, что человечество могло создать такой чудесный аппарат, такую парадоксальную, замысловатую неестественную систему». Как называется эта система, этот «чудесный аппарат», что это за идейно-политическое течение современности, о котором столь восхищенно отзывается философ? 22. Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размышления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма.
23. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии и пропаганды? 24. Представителю какого из идейно-политических течений в России могла бы принадлежать следующая цитата: «Мы спешим прибавить, что энергично отклоняем всякую попытку организации, которая была бы чужда самой полной свободе, как индивидов, так и ассоциаций, и требовала бы установления регламентирующей власти какого бы то ни было характера. Во имя свободы, которую мы признаем за единственную основу, единственный законный творческий принцип всякой организации, как экономической, так и политической, мы всегда будем протестовать против всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм»? Аргументируйте свой ответ. 25. Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью: 1. «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2. «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей; 3. «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации. 4. «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.; 5. «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается; 7. «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия. 26. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине? а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл); б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви); в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето); г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм); д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз). 27. Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать ряд законов, определяющих функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны. По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие. Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения. Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения. Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы. На материале идеологий либерализма и консерватизма попытайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеологии, сформулированные Л. Фойером. 28. В политологической литературе «фашизм» трактуется как... а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы; б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализма и империализма; в) один из ответов на проблемы индустриализации; г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление; д) форма тоталитаризма. 29. Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеологии? 30. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех». Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение. Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.011 с.) |