Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейно-политические ориентации российских партийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При подготовке игры следует попросить нескольких студентов познакомиться с программными документами партий, представляющих в России различные идейно-политические течения (например, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко») и сопоставить их трактовку следующих вопросов: а) форма правления; б) национально-государственное устройство; в) формы собственности и механизмы хозяйствования; г) права и свободы граждан; д) социальная защита; е) решение национальных проблем. В ходе учебной игры «представители» конкретной партии кратко излагают ее платформу. Затем проводится анализ и обсуждение этих платформ. Студентам предлагается выяснить: что объединяет и разъединяет платформы этих партий? Какие возможны союзы и коалиции между ними? Материал о партиях целесообразно представить в сообщениях в форме справок-«визиток» (краткая история эволюции партии, характеристика ее деятельности, сведения о лидерах и т.д.). При организации учебной игры необходимо использовать как материалы периодической печати, так и литературу справочного характера. Учебная игра завершается (уместнее в форме контрольного задания) заполнением студентами таблицы «Программные установки российских политических партий»:
Приведенная таблица поможет студентам сравнить программные установки современных и дореволюционных российских партий в переломные периоды истории (см.: Сравнительная таблица русских политических партий: Октябрь 1917 г. Пг., 1917; Политические партии России (программные документы) /Под ред. В.В. Рябова и В.И. Добренькова. М., 1994; Тимошенко В.И. Доктрины российских партий // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 4; Лысенко В. Проблемы российской государственности и федерализм: позиции политических партий // Власть. 1995 № 12). ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ 1. Партия как социальный и правовой институт. 2. Партии на выборах, в парламенте и правительстве. 3. «Железный закон олигархизации» Р. Михельса. 4. Оппозиция и ее роль в политической жизни. 5. Партийные ориентации российского электората.
6. Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ. 7. Сравнительная характеристика партийных систем в развитых и переходных обществах. 8. Электоральные стратегии российских партий. 9. «Смеховые» партии в России. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовая основа. М., 1996. Партии и партийные системы современной Европы. М., 1994. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление функционирование, развитие). М., 1996. Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. В.Н. Краснова. М., 1996. Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс 1996 № 8. Холодковский К. Политические партии России и выборы 1995—1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XII. Общая и прикладная Политология /Под общ. ред. В.И. Жукова Б И Краснова. М, 1997. Гл. XXVII. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 15 Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. Вып. 4. Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах: политико-правовые аспекты. Екатеринбург, 1992. Кисовская Н. Предприниматели и основные политические партии России (1991—1995) // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3. Кулик А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология исследования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2, 3. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9. Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис. 1996. № 5. Юдин Ю.А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право. 1996. № 4. Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996.
Тема 8 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Цель семинарского занятия: знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний.
Основные понятия: избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система. План семинара 1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов. 2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания. 3. Избирательная система и выборы в современной России. Контрольные задания, вопросы, тесты 1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу: а) референдум; б) избирательная кампания; в) электорат; г) избирательное право; д) мажоритарная избирательная система; е) политический маркетинг; ж) избирательная процедура; з)пропорциональная избирательная система; и)куриальные выборы; к) смешанная избирательная система; л) избирательная система; м) активное избирательное право; н) пассивное избирательное право. 1. комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах; 2. контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах; 3. избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов; 4. мероприятия государства по организации и проведению выборов; 5. особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны; 6. избирательная система, при которой голосование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов; 7. порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций; 8. право гражданина выступать в качестве избираемого; 9. участие в выборах избирателей, разделенных по национальному, профессиональному и др. признакам; 10. процесс выдвижения кандидатов в депутаты, агитация за них, борьба за голоса и симпатии избирателей; 11. право гражданина выступать в качестве избирающего; 12. избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая — по пропорциональному принципу; 13. совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших доверие избирателей выбранных представителей. 2. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришедший в день голосования на избирательный участок? а) активным избирательным правом; б) пассивным избирательным правом; в) и тем, и другим; г) никаким. 3. Современной формой непосредственной демократии является референдум. В какой стране состоялся первый в истории референдум? а) Великобритания; б) Швейцария; в) США; г) Франция.
4. Исследование политического рынка в период проведения избирательной кампании предполагает выделение сегментов электората. Какие из указанных признаков являются наиболее важными для выделения его сегментов? а) демографические данные (пол, возраст); б) уровень доходов; в) семейное положение; г) партийная идентификация; д) эмоциональные ориентации; е) религия; ж) этнический состав. 5. С какого возраста граждане Российской Федерации обретают избирательные права? а) с 16 лет; б) с 18 лет; в) с 21 года; г) после выхода на пенсию; д) с рождения 6. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу? а) по мажоритарной; б) по пропорциональной; в) по смешанной. 7. Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу. Какое количество подписей вам необходимо собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата? а) 100 тысяч; б) 200 тысяч; д) 1 миллион. 300 тысяч; г) 500 тысяч; Достаточно ли для регистрации кандидата собрать нужное количество голосов в одном или двух регионах? 8. Вы пришли на свой избирательный участок в день голосования исполнить гражданский долг и отдать голос за выбранного вами кандидата. По какому документу, удостоверяющему вашу личность, вы можете получить бюллетень? а) по водительским правам; б) по студенческому билету; в) по читательскому билету библиотеки; г) по общегражданскому паспорту; д) по военному билету военнослужащего запаса; е) по заграничному паспорту; 9. Предположим, вы пришли на свой избирательный участок в день голосования. Ваши документы, удостоверяющие личность, в порядке, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком случае следует поступить? а) уйти, не проголосовав; б) написать жалобу в Центральную избирательную комиссию; в) потребовать внести вашу фамилию в дополнительный список голосующих; г) устроить митинг протеста. 10. Вы получили бюллетень, но по ошибке поставили отметку против фамилии того кандидата, за которого не собирались голосовать. Как в таком случае следует поступить? а) оставить все как есть, опустить бюллетень в избирательную урну; б) в письменной форме сообщить в бюллетене о своей ошибке и опустить его в избирательную урну; в) порвать бюллетень и уйти, не проголосовав; г) обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного; д) неправильно заполненный бюллетень унести с собой в кармане.
11. Представьте себе, что вы решили баллотироваться на выборах. Ваш соперник — искушенный политик, длительное время находившийся у власти. Какую тактику вы изберете? 12. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития информационных технологий, предрекают в будущем введение компьютерной системы голосования, при которой каждый избиратель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «издержки» и возможную «прибыль» такой системы. 13. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Заполните таблицу:
14. Сравните избирательные системы в дореволюционной России, Советском Союзе (70—80-е гг.) и современной России по следующим параметрам: а) избирательное право; б) степень предвыборной конкуренции. Попробуйте сформулировать тенденции развития избирательного права в российской политической истории. 15. Обладаете ли вы в настоящий момент правом быть избранным Президентом Российской Федерации? 16. Может ли Президентом России стать гражданин другого государства? 17. Представьте, что вы баллотируетесь в депутаты Государственной Думы. За вас проголосовало 49% избирателей вашего избирательного округа. Ваши конкуренты получили соответственно — 31, 10, 5, 3 и 2% голосов. Можно ли вас поздравить с избранием? 18. В стране Х избирательными правами пользуются граждане, имеющие определенные размеры доходов и собственности. К какому виду относятся выборы, проводимые в данном государстве? 19. Чем прямые выборы отличаются от косвенных? 20. Представьте себе выборы, проходящие по олимпийской системе, в которых борьбу между собой ведут три кандидата: К, Р, Т. Известно, что избиратели симпатизируют К больше, чем Р (К > Р), а Р предпочитают больше Т (Р > Т), но в то же самое время Т предпочтительнее К (Т > К). К > Р > Т > К. В первом туре выборов встречаются кандидаты К и Р. Победу одерживает К. Во втором туре состязаются Р и Т. Побеждает Р. В заключительном туре борьба разворачивается между Т и К. Большинство голосов получает Т. Но если по окончанию выборов спросить избирателей, то можно услышать, что они предпочли бы видеть депутатом К. Таким образом, избран далеко не тот кандидат, которого желали бы видеть депутатом избиратели. Этот парадокс был описан еще в XVIII в. французским академиком Кондорсе. Можно ли логическим путем разрешить данный парадокс? Как организовать выборы, чтобы избежать парадокса Кондорсе? Почему опросы типа «Кто из двух кандидатов кажется Вам наиболее предпочтительными» только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей? 21. Предположим, что предвыборная борьба осуществляется между тремя кандидатами: А, Б и В. Соотношение голосов выглядит следующим образом: А — 120, Б — 119 и В — 100. При этом: а) одна половина электората В может проголосовать за А, а другая — за Б; б) электорат А не проголосует за Б;
в) электорат Б не проголосует за А. В таком случае, если во второй тур проходят кандидаты А и Б, то каждый из них в дальнейшем получает дополнительно по 50 голосов электората В. А: 120+50=170 Б: 119+50=169 В конечном итоге побеждает А с перевесом в 1 голос. На следующих выборах А, желая получить больший отрыв от Б, проводит более активную избирательную кампанию и «забирает» от Б в первом туре 40 голосов. Таким образом, в первом туре А получает 120+40=160 голосов. Б — 119 - 40=79 голосов В — 100 + 0=100 голосов Во второй тур проходят А и В. Но мы помним, что электорат Б (а он составляет 79 голосов) не проголосует за кандидата А. Он отдает свои голоса кандидату В. Таким образом В присоединяет к своему электорату (100 голосов) электорат Б (79 голосов) и побеждает. А — 160 голосов В—179 голосов (100+79) Покажите, в чем заключается ошибка кандидата А? Каким образом должен был построить свою кампанию А, чтобы избежать подобного поворота событий? 22. В политической науке известна теорема Гиббарда — Сэттертуэйта, которая звучит следующим образом: «Если кандидатов не менее трех, то единственным неманипулируемым правилом голосования является диктаторское» (диктаторской считается избирательная система, при которой результат голосования зависит от одного голоса). Попытайтесь доказать или опровергнуть данную теорему. 23. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы: — пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой; — абсолютная мажоритарная система влияет на формирование многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса; — относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему. Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различными избирательными и партийными системами. Приведите известные вам примеры, подтверждающие эти законы. Деловая игра. Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принимают участие 30—40 человек. Время проведения игры 90 минут. Формируются 3—4 команды — «партии» по 4—5 человек. «Беспартийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» — привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каждая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-политическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков. Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб избирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределяет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании. Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определяйся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны. Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2—3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями. Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин. Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов. Результаты игры подсчитываются в баллах. Блок 1 — от 0 до 5 баллов; Блок 2 — от 0 до 7 баллов; Блок 3 — от 0 до 7 баллов; Блок 4 — от 0 до 5 баллов; Блок 5 — от 0 до 12 баллов. а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»; б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»; в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»; г) 3 балла за 4-е место на «выборах». Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести избирательную кампанию.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.240 (0.014 с.) |