Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды партийных систем в зарубежных странахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В общем виде партийная система – это политический институт, характеризующий политическую организацию общества, а также взаимоотношения между партиями, государством, другими элементами политической системы, гражданами. В тоже время встречаются дефиниции категории «партийная система» как совокупности политических партий в стране, участвующих в политической жизни. Однако бесспорно, что партийная система есть часть политической системы, и ее регулирование осуществляется не только правовыми (конституционными) нормами, но и политическими. Причины, вызывающие многообразие партийных систем, различны. Это и сама социальная сущность власти, и разнообразие форм и методов осуществления власти, и национальные традиции т.п. В теории возможно выделение следующих видов партийных систем. 1. Партийные системы, в которых легальные политические партии отсутствуют. К числу государств, с такой партийной системой, можно отнести Иорданию, ОАЭ. Такая партийная система возникает вследствие отсутствия политических партий, запрета на их создание. Например, в Саудовской Аравии создание политических партий запрещено законом. В Омане конституционно запрещены не только политические партии, но даже профсоюзы. 2. Однопартийная система. Такая партийная система характерна государствам с тоталитарным и авторитарным режимом. Ведь такая система характеризуется государственным признанием лишь одной, обычно государственной партии (многопартийность (квазипартийность) могут существовать лишь формально). В числе государств с такой партийной системой – КНР, КНДР, Куба, Лаос и др. 3. Двухпартийная система. Подобная система функционирует в государствах, в которых лишь две партии реально претендуют и борются за власть. Классическими двухпартийными являются партийные системы США и Великобритании. Такая система не требует наличия только лишь двух партий. Например, в той же Великобритании функционируют Консервативная, Лейбористская, Либеральная, Коммунистическая и другие партии. Однако только консерваторы и лейбористы, сменяя друг друга, находятся у власти. Таким образом, двухпартийную систему можно считать некой разновидностью многопартийной системы. 4. «Двух-с-половиной-партийная система». Подобная партийная система функционирует в государствах, где действует два крупных политических партийных блока и ряд мелкий партий (такие партии называют – партии-шарниры), которые влияют на создание коалиции и определяют какая из крупных партий формирует правительство. Такая система долгое время функционировала в Германии. 5. Многопартийная система. Такая система имеет место в странах, где за власть борются более двух партий. Однако и многопартийная система имеет различные разновидности. Многопартийная система с одной доминирующей партией (Мексика, Япония (до 1993 г.), Индия) присутствует в странах, где реально существующая многопартийность, имеющая соответствующее правовое оформление, сталкивается с длительной поддержкой избирателей лишь одной партии. В силу длительности нахождения у руля власти такие партии обладают какими-либо дополнительными возможностями, приоритетами. Так, именно партия большинства фактически управляет государством – формирует однопартийное правительство. Многопартийные системы без доминирующей партии (Италия) характеризуются равные по возможностям партии, одинаковым предпочтением избирателей. Такая система является олицетворением классической многопартийности. В качестве недостатка такой системы можно назвать наличие в государстве коалиционного правительства, подверженного трансформации в силу проблем, неизменно возникающих внутри коалиции. Блоковая многопартийная система характеризуется созданием партийных блоков (Франция в 60-80 гг. ХХ в.). Многопартийная система с фиксированным законом числом партий или ограниченно-многопартийная система предполагает легализацию политических партий в только в разрешительном порядке. Ее вряд ли можно назвать в чистом виде многопартийной, так как она создается для ликвидации или недопущения создания нежелательных для государства партий (во второй половине ХХ в. – Индонезия, Сенегал).
Тема ЛЕКЦИИ 7. «Формы правления в зарубежных странах» Понятие формы правления
Термин «форма правления» содержится во многих современных конституциях. Зачастую определение категории «форма правления» ограничивается «набором» центральных органов государственной власти – парламент, глава государства, правительство. Например, В.В. Маклаков пишет, что «…под формой правления пронимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти».[87] В государственноведческой литературе существует два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства (монарха или президента); с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления включается отношение между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы. Таким образом, под формой правления подразумевается характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними. Применительно к конкретному государству под формой правления можно определить установленную конституцией юридическую модель организации и взаимодействия высших органов государственной власти. Следует назвать критерии, по которым различаются формы правления: 1. Юридический источник суверенитета. 2. Полномочия и политическая роль представительного органа власти. 3. Состав полномочий и политическая роль государства. 4. Условия ответственности главы государства. 5. Тип политико-правовой связи между государством и личностью, иными словами, гражданство или подданство оформляют отношения между государством и политически правоспособными лицами. Классификация форм правления, осуществляется следующим образом. По способу участия народа в принятии законов различаются: а) формы правления с непосредственным участием народа в законодательстве (обычно республиканские формы правления); б) формы правления, при которых в государстве действуют выборные представительные органы власти (республика, ограниченная монархия); в) формы правления, при которых не предусмотрено участие народа в законодательстве (абсолютная монархия, некоторые особые формы правления). В зависимости от организации принципа разделения властей: а) формы правления с «жестким» разделением властей (президентские республики); б) формы правления с «гибким» разделением властей (парламентские республики); в) формы правления, основанные на принципе единства власти. Такие формы правления, при которых вся власть (законодательная, исполнительная, реже судебная) сосредотачивается в руках одного субъекта (органа), получили наименование «правления собрания» или «правления парламента». Директоральное правление (le régime directoral) характеризуется главенствующим значением центрального представительного органа, решения которого обязано полностью выполняться правительством. По положению парламенту в механизме государства выделяются: а) парламентские формы правления, устанавливающие верховенство парламента (парламентские республики и монархии); б) внепарламентарные формы правления (абсолютная монархия). Традиционная классификация форм правления выделяет – монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Встречаются и гибридные, нетипичные формы правления (выборная монархия, республики с пожизненными президентами). Основное различие между двумя основными формами правления, существующими в зарубежных государствах – монархией и республикой – состоит в способе замещения должности главы государства и порядке формирования, а также ответственности правительства (высшего органа исполнительной власти). Некоторые исследователи добавляют к этим двум признакам еще и возможности роспуска представительного органа государства (парламента или одной из его палат). Вместе с тем в современных условиях наблюдается тенденция стирания различий форм правления, и ниже мы подробнее остановимся на специфических формах правления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.73 (0.008 с.) |