Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические основы конституционного строяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политические отношения посвящены осуществлению власти, поэтому политические основы конституционного строя характеризуют отношения по поводу управления государством, организации публичной власти. «Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть».[32] Политическим отношениям посвящается значительная часть объема текста конституций. Но лишь в некоторых из них выделяются специальные главы или разделы, посвященные целиком политической системе и имеющие соответствующее наименование. Структура власти. В первую очередь конституции зарубежных государств устанавливают характеристику структуры власти – строиться ли она по принципу единства власти или по принципу разделения властей. Принцип единства власти положен в основу организации и деятельности государственной власти в социалистических государствах. Единство власти предполагает наличие единой системы представительных органов и иных, производных от них, органов. При этом в целом присутствует подчиненность (подконтрольность) всех органов правящей партии. Принцип же разделения властей предполагает выделение нескольких самостоятельных ветвей власти (обычно законодательной, исполнительной и судебной), которые обладают собственными полномочиями. Как отмечает В.В. Маклаков, четкость закрепления каждого вида власти в конституционных актах различна. По его мнению, в ряде конституций отсутствует подобная четкость и определенность – в них даже не употребляются термины «законодательная власть», «исполнительная власть». Однако даже в таком случае из содержания акта видно, какие органы осуществляют эти функции. Примером может служить Основной закон ФРГ 1949 г.[33] Идеология. Любая конституция выполняет идеологическую функцию. Однако проявление это функции и сама идеология могут быть различны. Так, некоторые конституции провозглашают официальную идеологию: мобутизм – Заир, нкрумаизм – Гана (от имени соответствующих президентов), марксизм-ленинизм в идеях Мао Цзедуна – Китай, принципы чучхе – КНДР, принципы пенча-сила – Индонезия и др.[34] В тоже время, установление на конституционном уровне положения о том, что в обществе отсутствует обязательная или государственная идеология, является своего рода идеологической установкой. Отсутствие идеологии – есть идеология. Суверенитет. Термин «суверенитет» (от франц. «souverainete» - верховенство, верховная власть) прочно утвердился в науке и общественно-политической практике. Считается, что впервые он был введен в XVI веке французским юристом Жаном Боденом, который рассматривал его как постоянную и абсолютную власть государства в лице монарха. Идея суверенного государства призывалась обосновать самостоятельность, верховенство на собственной территории национальных государств, находившихся на развалинах бывшей Римской империи. И идея суверенитета как верховенства государственной власти позволяла государству противостоять таким серьезным противникам, как исповедующей вселенскую идеологию католической церкви, силам, отстаивающим идею всемирной государственности, а также склонным к сепаратизму феодалам.[35] В современном конституционном праве под суверенитетом понимают три вида суверенитета: 1) государственный; 2) народный; 3) национальный. Под государственным суверенитетом следует понимать верховенство и независимость государственной власти, которая проявляется во внутренней и внешней политике государства. Понятие народного суверенитета появилось в новое время благодаря трудам Локка, Руссо и других представителей либеральной демократии в результате возникших противоречий между гражданским обществом и абсолютной властью. Народный суверенитет выражает верховное и неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ничего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. В настоящее время понятие народного суверенитета рассматривается в комплексе с государственным. Можно сказать более: государственный суверенитет является производным от народного. Государственный и народный суверенитеты нераздельно существуют в общественной и государственной жизни, и это сосуществование можно определить как свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права.[36] Наибольшую проблему представляет определение сущности национального суверенитета, который понимается как верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей.[37] Определение понятия «национальный суверенитет» может быть двояким: 1) общегражданским – при этом подходе он отождествляется с государственным и народным суверенитетом, а понятие нации охватывает всех граждан государства вне зависимости от их национальной принадлежности, выступающих в данном случае как сограждане одной нации, создавшей государство; 2) этническим – в данном случае он рассматривается как право этнической общности на самосохранение, вплоть до выбора определенного политического устройства; это – право «коренной нации» на самоопределении. Теорией конституционного права выделяются 4 основные элемента суверенитета: 1. верховенство; 2. неотчуждаемость; 3. единство; 4. независимость. Хотя иногда встречаются и иные мнения о количестве элементов суверенитета.[38] Характеристика политической системы. Можно признать, что в целом политические основы конституционного строя посвящены не только элементам и субъектам политической системы, но и «правилам политической игры». Конституционное выражение получают различные элементы политической системы. Причем набор компонентов политической системы разнообразен и зависит от многих факторов.[39] В рамках политических основ конституционного строя находят свое выражение характер политического процесса, положения о суверенитете и источнике власти, некоторые вопросы, посвященные выборам, референдумам, правовой культуре в целом и др. Особо выделяются положения о форме правления, форме государственного устройства, а также политическом (и государственном) режиме. Рассмотрим подробнее основной элемент политических отношений – государственный режим. Традиционное понимание государственного режима позволяет определить его как совокупность средств, приемов, методов и способов осуществления государственной власти. «Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного общения (граждан или подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти».[40] В учебной и научной литературе продолжительное время ведется диспут о соотношении категорий государственного и политического режимов. Выделены следующие подходы. Первый подход. Государственный режим – часть политического режима. По мнению М.Н. Марченко, государственный режим является составной частью политического режима. «Политический режим как явление и понятие более общее и более емкое, нежели государственный режим, включает не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества».[41] «Государственный режим как бы является соединительным звеном между формой правления и политическим режимом… Он (государственный режим – прим С.П.) характеризуется реальным механизмом осуществления государственной власти, раскрывает не юридически закрепленные взаимоотношения властей, а их фактическое положение в этом механизме, прежде всего реальные взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями».[42] Сторонники такого подхода выделяют такие государственные режимы как дуализм, парламентское правление, монистический парламентаризм, дуалистический парламентаризм, кабинетное правление и др. Второй подход. Государственный режим – отдельная от политического режима категория. При таком подходе государственный режим представляет собою реальный порядок функционирования и взаимодействия высших государственных органов. В то время как политический режим это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе.[43] В последнее время в конституционном праве чаще употребляется термин государственный (государственно-правовой) режим, нежели политический режим (это скорее явление политологии). Но в целом следует признать, что два рассматриваемых понятия нельзя отделять друг от друга, тем более противопоставлять. Ведь они практически полностью соответствуют друг другу в том плане, что при демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократический, а авторитаризм накладывает свое отражение, как на политический, так и на государственный режим. Анализ конституций различных государств позволяет сделать вывод о том, что является элементом государственного режима. К их числу относятся: 1) природа государственной власти, имеющая своей основой политическую власть, исходящую от народа; 2) организационно-правовое разделение властей и единство государственной власти; 3) деятельность органов публичной власти; 4) политические свободы (а также их реальность и гарантированность государством), партиципация (участие) граждан в решении вопросов государственной политики; 5) основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов; 6) самоуправление территориальных коллективов или, напротив, полное подчинение их назначенным сверху чиновникам. Формирование государственного режима складывается под воздействием некоторых объективных факторов. К их числу можно отнести политические, экономические, социальные факторы и др. В то же время возможно выделение и субъективных факторов, влияющих на характеристику государственного режима. Среди таких факторов обычно называется дух и воля народа (нации).[44] Выделяются различные способы (методы) осуществления государственной власти, государственного управления: 1) метод стимулирования (поддержки); 2) нейтрализма; 3) либерализма; 4) принуждения и др. Особенности осуществления того или иного метода (совокупности методов) приводит к возникновению соответствующей разновидности государственного режима. Традиционная классификация государственных режимов – на демократические и недемократические (иногда тоталитарные) – является не совсем точной и не дающей полной картины при исследовании формы государства современных зарубежных стран. Теорией государства и права допускается классификация государственных режимов по типу государства. Так, при рабовладельческом строе выделяют деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический) режим и режим рабовладельческой демократии. При феодальном строе – абсолютистский, феодально-демократический, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский и режим «просвещенного» абсолютизма. При капитализме – буржуазно-демократический, бонапартистский, военно-политический и фашистский.[45] Возможно подразделение государственных режимов на легитимные и нелегитимные.[46] Легитимные режимы основываются на свободно выраженном согласии населения. Зачастую легитимные режимы поддерживаются легальностью (законностью). Нелегитимные режимы возникают в результате основания государственной власти на силе, а не на праве. При этом легализация власти не является обеспечением легитимности режима, возникшего в результате революции, военного переворота и т.п. Дадим характеристику основным государственным режимам, встречающимся в современных странах. Демократический (от греч. democratia – народовластие) режим представляет собой реальное участие граждан в осуществлении государственной власти. Признаками демократического режима являются: - формирование политической воли народом; закрепление на конституционном уровне принадлежности государственной власти (а также суверенитета) народу; - признание и гарантированность государством прав граждан (в первую очередь политических); - многопартийность (свободно существование оппозиции); - выборность (сменяемость) органов публичной власти; - разделение властей; Первоначально демократический режим был исключительно либеральным (от лат. liberalis – касающийся свободы, достойный свободного человека, достаточный) и характеризовался ограничением роли государства административно-полицейскими функциями, невмешательством в экономическую и социальную функцию общества. Такой режим иногда называют синонимом «свободная демократия». На сегодняшний день существование либерализма вряд ли возможно. Скорее приходиться говорить о неолиберализме. Впоследствии возник режим социальной демократии, при котором государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества, стремиться повлиять на распределение экономических благ в духе принципов социальной справедливости. Характеристика демократического режима несколько различается при использовании соответствующей теории демократии. Согласно теории плюралистической демократии, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти. В результате решения принимаются в интересах всего общества. Консенсусная (социентальная, консоциативная) демократия устанавливает, что по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития между различными группами людей есть согласие, а по частным вопросам – компромисс. При плебисцитной демократии (от лат. plebs – плебс, народная масса, простой народ, толпа; и scitum – постановление, определение, решение) во главе государства должен стоять профессиональный аппарат управления, а принципиальные вопросы решаться на референдуме. Для концепции консолидированной демократии, применяемой в условиях регулируемой государством экономики, характерно наличие активного гражданского общества; относительно автономного от экономики политического сообщества; правового государства, действенного государственного механизма, экономического сообщества. При корпоративной демократии у всех членов общества имеются общие цели, нация (народ) являются единый целым (корпорацией). В силу чего отсутствует необходимость в плебисците, компромиссах и т.д. Сходной с данной теорией является идентитарная демократия (от лат. identitas – тождественность, идентичность), при которой воля народа и действия власти должны совпадать. Такое состояние возможно только лишь в случае однородности народа как источника власти, т.е. когда все члены общества обладают едиными взглядами, едиными стремлениями и их власть осуществляется непосредственно. В основу теории представительной демократии положен принцип функционирования представительных учреждений, а теория непосредственной демократии базируется на прямом волеизъявлении народа. В современных государствах более распространенной является опосредованная демократия, осуществляемая не лично народом, а «от имени народа» и формально «в интересах народа», «для народа». Близкими по своему содержанию являются демократия партии, при которой происходит соревнование политических партий в борьбе за власть, и популистская демократия, характеризующаяся стремлением властных элементов осуществлять мероприятия в интересах народа, или по крайней мере выдвигать соответствующие лозунги. Выделяются и иные теории: тоталитарной демократии (неограниченная власть меньшинства над большинством), элитарной демократии (в основе имеющей правление конкурирующих между собой элит, а не народа) и др.[47] Авторитарный режим (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец; и auctoritas – мнение, решение, право) представляет сосредоточение власти в руках одного субъекта власти, при котором допускается ограниченный и контролируемый идеологический и политический плюрализм, наличие оппозиции. Признаками авторитарного режима являются: 1) ограниченность прав и свобод граждан; 2) формальность конституции; 3) сосредоточение полномочий по управлению государством в руках одного лица или органа; 4) отказ от разделения властей; 5) ликвидация центральных и местных представительных органов; 6) усиление роли исполнительной власти; 7) резкое возрастание репрессивного аппарата; 8) широкое применение карательных мер; 9) наличие цензуры; Тоталитарный режим (от лат. totaliter – целиком, вполне) представляет режим власти, при котором государство контролирует все аспекты жизни в стране – общественную, профессиональную, личную. Признаками тоталитарного режима являются: - сращивание партийного и государственного аппарата (господство номенклатуры, партократии); - наличие монолитной, строго иерархичной политической партии - полное запрещение любых оппозиций; обязательная государственная идеология; - формальность провозглашенных прав и свобод личности (в первую очередь политических) - зависимость социального положения человека от его места в партийном и государственном аппарате; - приниженное положение суда в государственном механизме - внеэкономическое принуждение к труду (возможна ее милитаризация); Фашистский режим (от итал. fascio – пучок, связка, союз, объединение) представляет собой режим личной власти, при котором вся полнота власти сосредотачивается в руках одного человека, являющегося главой государства (главой правительства) и главой единственной политической партии. Признаки фашистского режима (гитлеровская Германия, франкистская Испания): - ликвидация демократических прав и свобод; - уничтожение оппозиционных организаций и учреждений; - использование террористических методов управления; - непререкаемая власть партийного лидера (фюрера, дуче, вождь, кормчий, кондукатор и др.); - ограничение (вплоть до лишения) законодательных полномочий парламента; доминирование исполнительной власти над законодательной. Военный (военно-диктаторский) режим представляет разновидность авторитарного режима, возникающего в результате государственных переворотов. Данный режим характеризуется тем, что во главе государства становятся военные. В отличие от коммунистического и фашистского военные режимы характеризуются беспартийностью. Каудилизм – разновидность авторитарного режима, характерного для испаноговорящих стран. От простых военных режимов их отличает вождизм и сохранение патриархальных и близких отношений каудильо со своим окружением. Клерикальный режим характеризуется сильными религиозными воззрениями населения, которые касаются всей государственной жизни. Признаками клерикального режима являются: несветский характер государства; наличие специализированных органов религиозного контроля, призванных проверять соответствие правовых норм религиозным; и др. Теократический режим характеризуется порядком деятельности государства, при котором власть принадлежит церковной иерархии. Таким образом, мы рассмотрели основные виды государственных режимов. Однако, в науке конституционного права иногда выделяют и иные виды режимов: конституционно-авторитарный, режим личной власти, монократический, олигархический и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.147 (0.011 с.) |