Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетипичные формы правления в зарубежных странах

Поиск

 

Помимо традиционных форм правления в зарубежных странах существуют иные, нетипичные формы как монархического, так и республиканского правления, которые содержат элементы различных моделей в разных сочетаниях.

Среди монархий это выборная монархия, где правитель избирается от территорий на определенный срок (Председатель совета Эмиров в ОАЭ, глава Малайзии, избираемый Советом правителей, в состав которого входят 13 монархических штатов), теократическая монархия (Ватикан) и монархии, построенные по принципу личной унии (страны Британского Содружества).

В числе республик можно выделить суперпрезидентскую республику, а также республику советского типа.

Ряд латиноамериканских и афроамериканских государств, взяв на вооружение классический пример президентской республики в США, установили фактически суперпрезидентскую республику, которая отличается концентрацией в руках президента широкого круга полномочий. Хотя некоторые ученые не принимают такой подход, выделяя монократическую республику, где центральной фигурой является единоличный лидер (президент, фюрер и т.п.).[94] Таким республикам свойствен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Речь идет не просто о чрезвычайном усилении власти президента (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. воспринята рядом государств Африки), а о республиках президентско-монистических. И если в суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы, то президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, «руководителей государства». (последняя возможность предусмотрена в КНДР).[95]

Республика советского типа отличается отсутствием принципа разделения властей, единством и полнотой власти советов, централизацией власти (КНР, КНДР, Куба, Вьетнам).

Теократическая республика предполагает принадлежность власти духовенству (Иран).

Достаточно обширное число существующих форм правления свидетельствует об отсутствии у них единого стандарта, модели. Форма правления того или иного государства по своему уникальна, индивидуальна, обусловлена правовым традициями, особенностями исторического развития, спецификой и потребностями нации. Потому конституционная характеристика конкретного государства должна строиться на основе сложившихся теоретических конструкций, но и с учетом особенностей национального, территориального, экономического и т.п. развития.

ТЕМА ЛЕКЦИИ 8.

«Федерация в зарубежных станах»

 

Понятие и виды федераций

 

Территориальное устройство публичной власти в государстве базируется на его территориальном делении. Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью наиболее эффективного управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называют: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.

Территориальное деление есть система территориальных единиц, пространственная, географическая основа территориального устройства государства. В литературе используются термины политико-территориальное устройство, территориальное устройство и государственное устройство, условно их можно отождествить, суть их едина и сводится к территориальной характеристике государства.

Термином «государственное устройство» обозначают организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство – важнейший элемент любого государства. Его основное назначение заключается в таком устройстве территории и установлении таких связей Центра и регионов, которые бы оптимально обеспечивали осуществление государственной власти. Государственное устройство обусловлено различными факторами: размером территории, составом населения, национальными традициями, особенностями формирования государства.

Выделяют различные элементы государственного устройства. К таким элементам относят:

1) территориальную организацию государства;

2) формы взаимоотношений государства в целом с его составными частями;

3) принципы, положенные в основу государственного устройства.

Таким образом, государственное устройство определяется как территориальная организация государства, включающая принципы и формы взаимоотношений государства с его составными частями.

Государственное устройство – это разделение территории государства на определенные части посредством установления их правового статуса, взаимоотношений государства с его составными частями и между последними.

Содержание государственного устройства включает:

– характеристику территориальной целостности государства;

– установление принципов взаимоотношений государства и его частей;

– конкретный способ и объем разграничения компетенции между Центром и регионами;

– единство правового пространства;

– степень участия регионов в решении общегосударственных задач. [96]

Не вполне правомерно отожествлять понятия государственного устройства и формы государственного устройства. Первое является исходным для второго, которое конкретизирует первое. Иными словами, форма государственного устройства есть внешнее выражение территориальной структуры конкретного государства или группы государств.

Форма государственного устройства есть совокупность обобщенных критериев, характеризующих внутреннее строение государства, его деление на составные части, отражающие также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.[97]

Форма государственного устройства показывает:

– какова внутренняя структура государства;

– каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их с государством в целом и между собой;

– в какой государственной форме выражаются интересы каждого относительно обособленного территориального коллектива людей, проживающего на территории данного государства.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарное (от лат. «один») и федерация (от лат. «укреплять союзом»). Конфедерация – союз суверенных государств, строго говоря, к форме государственного устройства не относится, этот союз государств – субъект международного публичного права.

Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого рода социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована.

Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более, если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств

Существуют и иные нетипичные формы территориально-политической организации государств. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть некоторые конституционно-правовые элементы и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет). Существуют и другие союзы и содружества государств (Британское содружество, СНГ и т. д.), союзное государство (России и Белоруссии), ЕС.

Термин «федерация» происходит от латинского слова "федераре", что означает "объединять”, “укреплять союзом".

К признакам федерации относятся следующие: субъектный состав; территория федерации состоит из территории ее субъектов; самостоятельность субъектов; законодательный орган федерации – двухпалатный парламент; действует федеральная конституция и законодательство, а также действуют конституции и законодательство субъектов федерации; существует одновременно система высших органов власти федерации и ее субъектов; субъекты федерации могут иметь свое гражданство.[98]

Итак, федерация есть сложное союзное государство, имеющее многоуровневую территориальную структуру и объединяющее в себе несколько государственных образований, обладающих определенной политико-правовой самостоятельностью и участвующих в решении общегосударственных задач.

Важнейшими признаками федерации являются:

– наличие относительно самостоятельных территориальных единиц (субъектов федерации);

– наличие органов государственной власти субъектов федерации, обладающих определенной самостоятельностью и собственной компетенцией;

– реальное представительство и участие субъектов в решении федеральных вопросов.

Иногда в литературе федерацию называют союзом государств (государственных образований). Однако такой подход не отражает природы федерации и ведет к смешению с конфедерацией, представляющей собой союз суверенных государств. Вместе с тем союзное государство может рассматриваться и как самостоятельная форма государства (Союзное государство России и Белоруссии).

Поэтому федерацию необходимо отличать от союзного государства как самостоятельного вида объединения государств, при котором союз сохраняет определенные черты международно-правового объединения, но одновременно приобретает черты, характерные для единого государства (например, ЕС).[99]

Среди видов федераций выделяют:

В зависимости от юридических оснований образования федерации различают конституционные и договорные федерации. Первые возникают на основе конституции и создаются как-бы «сверху» (Бельгия, Германия). Вторые возникают как результат добровольного соглашения нескольких государств об объединении в одно государство (США).

По соотношению статусов различных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром федерации делятся на симметричные и ассиметричные. В симметричных федерациях все субъекты обладают равным статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации – это федерации, где субъекты имеют разный правовой статус, особенности в правовом положении.

Как отмечает В.Е. Чиркин, симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Тем не менее различение симметричных и асимметричных федераций имеет определенное методологическое значение, ибо показывает совпадение (несовпадение), в первую очередь конституционных прав и обязанностей субъектов федеративных государств.[100]

Исходя из этнической окраски субъектов и национального критерия выделяют территориальные федерации (США, Австрия, Мексика) и национально-территориальные, где федерализм служит средством разрешения национального вопроса (Индия, Бельгия, Канада).

С учетом степени централизации выделяют интеграционные и деволюционные федерации. Первые представляют собой в основном централизованные федерации, а вторые, напротив, функционируют с преобладанием децентрализованных тенденций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.009 с.)