Кафедра «Экономика и антикризисное управление» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Экономика и антикризисное управление»



Российской Федерации»

Кафедра «Экономика и антикризисное управление»

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

Рабочая программа дисциплины

Для направлений 080200.62 «Менеджмент»

(программа подготовки бакалавра)

 

Москва 2012


 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»

Кафедра «Экономика и антикризисное управление»

Утверждаю

Ректор

М.А. Эскиндаров

14.07.2010 г.

 

 

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

Рабочая программа дисциплины

Для направлений 080200.62 «Менеджмент» (все профили)

(программа подготовки бакалавра)

 

 

Рекомендовано Ученым советом факультета

«Менеджмент»,

протокол № от 22 июня 2010 г.

Одобрено кафедрой «Экономика и антикризисное управление»,

протокол № 15 от 01 июня 2012 г.

Москва 2012

УДК 334.7(078) 280273

ББК 65.290.5я73

Э 40

Рецензент: О.В. Панина, доцент, кандидат экономических наук зам. заведующего кафедрой «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»

Э 40« Экономика фирмы»

Арсенова Е.В.

«Экономика фирмы». Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» по всем профилям (программа подготовки бакалавров) – очная форма обучения.– М.: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Экономика и антикризисное управление», 2012. - 56 с.

 

Программа по дисциплине «Экономика фирмы» составлена для бакалавров направления «Менеджмент», для всех профилей. Дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин. Данный материал содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу, тематику семинарских занятий и технологии их проведения, формы самостоятельной работы, вопросы для текущего контроля и промежуточной аттестации, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

УДК 334.7(078)

ББК 65.290.5я73

Учебное издание

Е.В. Арсенова

эКОНОМИКА ФИРМЫ

 

Программа дисциплины

 

Компьютерный набор, верстка: Арсенова Е.В..

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл.п.л.3,5. Изд. № 42.5-2010. Тираж ___ экз.

 

 

Отпечатано в Финуниверситете

 

 

© Финуниверситет, 2012


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи дисциплины  
Место дисциплины в структуре ООП  
Требования к результатам освоения дисциплины  
Объем дисциплины и виды учебной работы  
Содержание дисциплины:  
1) Часть 1- Содержание разделов дисциплины  
2) Часть 2 –Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами  
3) Часть 3 – Разделы дисциплины и виды занятий  
Семинары и практические занятия  
Самостоятельная работа  
Контрольные вопросы и система оценивания  
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  

 

 

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины

- формирование у студентов знаний о фирме как целостной, самоорганизующейся хозяйствующей системе, а также о принципах развития и закономерностях функционирования в условиях рыночных отношений, для подготовки и принятия эффективных управленческих решений.

Задачи дисциплины:

- формирование целостного представления о фирме как основном субъекте предпринимательской деятельности, ее целях, функциях, структуре и ресурсах;

- освоение знаний о механизме функционирования и развития фирмы как единой системы;

- овладение теоретическими и прикладными знаниями об основных аспектах производственной, коммерческой, социальной и финансовой деятельности фирм.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Экономика фирмы» входит в вариативную часть профессионального цикла по направлению «Менеджмент» (программа подготовки бакалавра).

Изучение дисциплины «Экономика фирмы» основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения основ институциональной экономики и является базой для таких дисциплин как «Экономический анализ», «Налогообложение организаций», «Финансовый менеджмент», «теория организации», «Бизнес-планирование», «Теория антикризисного управления» и др.

Дисциплина «Экономика фирмы» закладывает фундамент для изучения всех экономических и финансовых дисциплин, входящих в ООП бакалавра.

 

 

Требования к результатам освоения дисциплины

 

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» дисциплина «Экономика фирмы» обеспечивает основу формирования следующих профессиональных компетенций по данному направлению:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- - способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

- способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

- способность планировать производственную деятельность организаций (ПК-19);

- способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способность принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41).

В результате освоения содержания дисциплины «Экономика фирмы» студент должен:

Знать

–характерные черты и структурные элементы фирмы, особенности организации деятельности фирмы, ресурсы, экономические результаты и их измерение в условиях рыночной экономики;

–сущность и содержание механизма функционирования и развития фирм в условиях рынка;

Уметь

–использовать современные инструменты управления и финансово-экономического анализа для разработки и реализации стратегии развития фирмы;

–рассчитывать важнейшие производственно-экономические и финансовые показатели, характеризующие результаты работы фирмы;

–выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на уровне фирмы, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

Владеть

–практическими навыками по выполнению расчетно-аналитической, организационно-экономической работы, участия в подготовке управленческих решений, а также ведения предпринимательской деятельности.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации – зачет.

 

Направление «Менеджмент» для всех профилей

Вид учебной работы Часы (1 семестр)
Общая трудоёмкость дисциплины  
Аудиторные занятия  
Лекции (Л)  
Семинары и практические занятия  
Самостоятельная работа  
В семестре  

Содержание дисциплины

Часть 1 - Содержание разделов дисциплины

Фирма – субъект предпринимательской деятельности.

Понятие хозяйствующего субъекта. Определение категорий: «предприятие», «организация», «фирма». Основные функции и цели фирмы в условиях рынка. Предпринимательство и задачи фирмы.

Создание и размещение фирмы: основные этапы создания, их последовательность, процесс финансирования новой фирмы. Фирма как социально-экономическая целостная открытая система. Состав и структура внешней среды. Факторы и резервы внутренней среды фирмы.

Функционирование и развитие фирмы как системы. Жизненный цикл фирмы, его основные стадии. Особенности функционирования фирмы на каждой стадии жизненного цикла.

Виды классификаций фирм. Особенности различных организационно-правовых форм организаций. Понятие и особенности малых предприятий, их роль в экономике страны. Роль, значение и формы объединения хозяйствующих субъектов в современной экономике

Понятие, основные принципы и функции планирования деятельности фирмы.

 

Ресурсы фирмы и формирование капитала.

Фирма – субъект предпринимательской деятельности.

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме Устные ответы 20 мин.
  Особенности ОПФ организаций Работа в командах 90 мин
  Сообщение на тему: «Жизненный цикл фирмы» Доклад и содоклад 25 мин
  Дискуссия Устное обсуждение 45 мин
  ИТОГО   180 мин. (4 час)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Предпринимательская деятельность: понятие, основные черты, субъекты, формы, сферы предпринимательства.

2. Характеристика индивидуального предпринимателя.

3. Малый бизнес в России.

4. Виды коммерческих организаций. Особенности формирования различных организационно-правовых форм организаций.

5. Роль и значение объединения хозяйствующих субъектов в современной экономике.

6. Создание и размещение фирмы: основные этапы создания.

7. Фирма как социально-экономическая целостная открытая система.

8. Внешняя и внутренняя среда фирмы.

9. Функционирование и развитие фирмы как системы. Жизненный цикл фирмы.

10. Особенности функционирования фирмы на каждой стадии жизненного цикла.

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на контрольные вопросы по теме Устные ответы 45 мин.
  Обсуждение различных видов стратегий на практических примерах Дискуссия 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Каковы основные принципы и функции планирования деятельности фирмы?

2. Охарактеризуйте этапы процесса планирования и основные виды планов.

3. Миссия и цели функционирования фирмы. Каково значение прогнозирования в деятельности фирмы?

4. Особенности разработки хозяйственной стратегии фирмы. Виды хозяйственных стратегий.

5. Какие типы хозяйственных стратегий существуют в современной хозяйственной практике.

Практическое задание:

1. Подготовьте примеры из практики деятельности российских и иностранных фирм различных стратегий функционирования.

 

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме Устные ответы 30 мин.
  Решение тестов по теме семинара Решение тестов 15мин.
  ИТОГО   45 мин. (1 час)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Дайте определение понятия «ресурсы фирмы» и охарактеризуйте их структуру.

2. Назовите признаки, характеризующие капитал фирмы и его предназначение.

3. Приведите примеры и прокомментируйте законодательные нормы формирования уставного (складочного) капитала.

4. В чем заключается сущность основных средств и нематериальных активов фирмы. Дайте определение основным средствам с точки зрения экономического, бухгалтерского и налогового подходов.

5. Назовите основные признаки классификации основных средств. Приведите примеры основных средств по этим признакам.

6. В чем заключается процесс воспроизводства основных средств. Какие показатели характеризуют этот процесс. Методика расчета показателей воспроизводства основных средств.

7. Виды износа основных средств и методика расчета коэффициента износа.

8. Охарактеризуйте виды оценок основных средств. Какова методика их определения для основных средств и нематериальных активов.

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме Устные ответы 30 мин.
  Решение расчетных и ситуационных задач Решение задач 45 мин.
  Контрольное задание по теме семинара Контрольное задание 15 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Охарактеризуйте основные направления амортизационной политики государства, фирмы.

2. Какие методы расчета амортизационных отчислений основных средств и НМА используются фирмами согласно законодательству РФ?

3. В чем заключается экономический эффект ускоренной амортизации и каковы проблемы ее использования на российских фирмах?

4. Каким образом определяется эффективность использования основных средств и НМА на фирмах. Приведите систему показателей для расчета.

Тема. Оборотные средства.

 

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме Устные ответы 45 мин.
  Решение ситуационных задач Решение задач 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Дайте определение понятия «оборотные средства фирмы» и охарактеризуйте их сущность и структуру.

2. Назовите источники формирования оборотных средств.

3. Назовите и охарактеризуйте стадии обращения оборотных средств. Что представляет собой показатель «период обращения оборотных средств» и как его можно рассчитать?

4. Каким образом можно обосновать потребность фирмы в оборотных средствах?

5. С какой целью фирма формирует материально-производственные запасы и какие расчеты необходимо выполнить?

6. Назовите и дайте характеристику методам нормирования оборотных средств.

7. Приведите примеры оценки эффективности использования оборотных средств.

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме в режиме экспресс-контроля Устные ответы 40 мин.
  Решение расчетных заданий Решение задач 50 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Дайте определение персонала фирмы. Как он классифицируется по отдельным категориям?

2. Охарактеризуйте этапы формирования персонала. Как определяется численность персонала на фирме?

3. Дайте характеристику системе нормирования труда.. Назовите виды норм труда, как они определяются?

4. Организация труда. Какие требования предъявляются к организации труда на фирме и рабочих местах?

5. Дайте определение понятию «производительность труда». С помощью каких методик возможно рассчитать производительность труда?

6. Каковы основные этапы совершенствования систем управления персоналом на фирмах?

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  Решение ситуационных и расчетных задач Решение задач 25 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Понятие внутрифирменного планирования. Какие виды планов разрабатываются на фирме, какова их взаимосвязь?

2. В чем заключаются основные принципы внутрифирменного производственного планирования? Их роль и значение в деятельности фирмы? К каким негативным последствиям может привести нарушение принципов внутрифирменного производственного планирования?

3. Назовите последовательность действий, предусмотренную алгоритмом внутрифирменного планирования.

4. Можно ли сделать прогноз объемов продаж по всем позициям ассортимента со 100-процентной точностью? Почему вначале составляется план (бюджет) продаж, а только потом план (бюджет) производства фирмы?

5. Чем операционное производственное планирование отличается от стратегического производственного планирования?

6. Дайте характеристику хозяйственных стратегий фирмы.

7. Производственная программа. Какие показатели и разделы она включает в себя?

8. Как рассчитывается производственная мощность и коэффициент использования производственной мощности?

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Проверка и обсуждение домашних заданий Устно 10 мин.
  Ответы на вопросы Устные ответы 35 мин.
  Решение расчетных заданий и ситуационных задач Решение заданий и задач 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

9. Дайте определение производственной, общей и организационной структуре фирмы.

10. Каково назначение и функции основных элементов производственной структуры фирмы?

11. Охарактеризуйте различные формы специализации производственных подразделений фирмы.

12. Назовите основные элементы производственного процесса. Какова методика определения его длительности?

13. В чем заключаются методы рациональной организации производства?

14. Дайте характеристики типам производства с точки зрения их рациональности.

15. Назовите основные типы организационных структур. Каковы их преимущества и недостатки?

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Блиц-опрос по вопросам темы Устные ответы 35 мин.
  Решение ситуационных задач Решение задач 15 мин.
  Разбор кейс-стади по теме лекции Дискуссия 40 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Какие основные цели управления материальными потоками в экономике?

2. Назовите основные факторы сокращения длительности цикла «закупки-производство-сбыт»?

3. Почему запасы в отличие от других форм активов фирмы добавочной стоимости не создают?

4. Составьте собственный перечень возможных причин задержек в поставке сырья на фирму от поставщика?

5. Какая из причин создания запасов является наиболее важной?

6. Без каких типов запасов фирма не может обойтись, а без каких может?

7. В чем отличие процессного подхода к управлению материальными потоками согласно ИСО 9001:2008 от традиционного?

8. В чем принципиальные отличия толкающих и тянущих систем управления материальными потоками в производстве?

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы Устные ответы 35 мин.
  Решение расчетных заданий и ситуационных задач Решение заданий и задач 55 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Охарактеризуйте сущность и основные элементы системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности.

2. Каковы принципы организации оплаты труда на фирме?

3. Какие формы и системы оплаты труда вам знакомы? В чем их сущность и особенности применения?

4. Что включают в себя компенсационные и стимулирующие программы? Приведите примеры.

 

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме в режиме экспресс-контроля Устные ответы 25 мин.
  Решение задач и разбор практических заданий по теме Решение 40 мин
  Проблема: «Снижение затрат как мера антикризисных российских и иностранных фирм». Дискуссия 25 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Определите понятия «издержки», «затраты», «расходы» фирмы и покажите разницу между ними.

2. Раскройте значение, экономическую природу и состав затрат на производство. Что такое смета затрат.

3. Покажите особенности различных классификаций затрат.

4. Охарактеризуйте особенности деления затрат по статьям калькуляции и формирования себестоимости продукции. Виды себестоимости продукции. Что такое калькуляция продукции?

5. Проанализируйте различные методы калькулирования себестоимости продукции.

6. Определите показатели эффективности использования затрат.

Практическое задание:

1. Составьте смету затрат на туристическую поездку для себя.

 

Тема. Ценообразование и ценовая политика фирмы.

План занятия:

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме в режиме экспресс-контроля Устные ответы 25 мин.
  Разбор практических заданий по теме Выполнение заданий 40 мин
  Обсуждение проблемных статьей на тему ценообразования Дискуссия 25 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Какова экономическая сущность цены и какие функции она выполняет?

2. Какие факторы влияют на уровень цен?

3. Охарактеризуйте виды цен в зависимости от различных классификационных признаков.

4. Что понимается под ценовой политикой фирмы?

5. Какие ценовые стратегии могут быть использованы фирмой в конкурентной борьбе?

6. В чем суть процесса ценообразования, и из каких этапов он состоит?

7. Какие существуют методы ценообразования?

Практическое задание:

1.Подберите пример и представьте в виде схемы (рисунка) структуру розничной цены определенного товара (услуги, работы) на базе научной, периодической литературы или Интернет-источников.

 

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме семинара Устные ответы 30 мин.
  Решение тестов по теме семинара Решение тестов 20 мин.
  Решение ситуационных задач Решение задач 40 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Назовите показатели, отражающие финансовый результат деятельности фирмы. Каково назначение и функции этих показателей?

2. Охарактеризуйте прибыль фирмы как важнейший показатель деятельности фирмы. Назовите виды прибыли, определяемые на фирме. Раскройте методику их расчета.

3. Каково назначение планирования прибыли на фирме? Какие методы для этого используются, в чем они заключается?

4. Охарактеризуйте факторы, которые влияют на изменение прибыли.

5. Раскройте влияние налогообложения на финансовый результат деятельности фирмы.

6. Дайте определение эффективности деятельности фирмы. Какие существуют направления оценки эффективности?

7. Как рассчитываются основные показатели рентабельности деятельности фирмы?

8. Как соотносятся между собой понятия «финансовая устойчивость», «ликвидность» и «платежеспособность»?

9. Что понимается под социальной и экологической эффективностью фирмы?

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Доклад Доклад 10 мин.
  Обсуждение доклада Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме Устные ответы 20 мин.
  Решение ситуационных задач Решение задач 30 мин.
  Решение тестов по теме Решение тестов 10 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Дайте определение финансовых ресурсов. Что такое финансирование?

2. Классификация и источники формирования финансовых ресурсов?

3. В чем выражается эффект финансового рычага? Приведите формулу его расчета.

4. Охарактеризуйте общие принципы расчета потребности в финансовых ресурсах для обеспечения текущей деятельности.

5. Поясните смысл показателя поток денежных средств и правила его расчета.

6. Каковы цели и задачи финансового планирования и бюджетирования? Какие факторы необходимо учитывать при формировании бюджета фирмы?

7. Дайте определение понятиям «инвестиционная и инновационная деятельность».

8. В чем заключается специфика инновационной деятельности в России, какие преграды стоят на пути модернизации народно-хозяйственного комплекса страны?

9. Каковы внешние и внутренние факторы воздействия на инвестиционную деятельность фирмы?

Практическое задание:

1. Подготовьте практические примеры по теме «Инвестиционная и инновационная деятельность фирмы».

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Опрос студентов по теоретическим вопросам Устные ответы 20 мин.
  Рассмотрение связи качества и конкурентоспособности продукции фирм на конкретных примерах (доклады).   Дискуссия 50 мин.
  Решение тестов по теме Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. В чем заключается концепция всеобщего менеджмента качества (T.Q.M.).

2. Какие элементы содержит современная система управления качеством и для чего они предназначены?

3. Какие этапы включает жизненный цикл продукции? Взаимосвязь различных показателей качества.

4. Каково содержание работы по улучшению качества?

5. Проанализируйте утверждение «высокое качество продукции = высокая конкурентоспособность»? Возможны ли исключения из правила?

 

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по указанным темам Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов для контроля теоретических знаний по соответствующим темам Письменное тестирование 25 мин.
  Решение ситуационных задач Решение задач 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Причины и виды изменений в деятельности фирмы?

2. Что такое жизненный цикл фирмы, его влияние на состояние фирмы?

3. Дайте характеристику основным стадиям развития фирмы?

4. Выделите причины возникновения кризисов фирмы и оцените возможные негативные последствия?

5. Цели, задачи, методы антикризисного управления?

6. Виды рисков в деятельности фирмы?

7. Основные подходы к управлению рисками?

8. Причины, цели и задачи реструктуризации фирмы, ее основные виды?

9. В чем проявляются особенности основных форм проведения реструктуризации? Что такое комплексная реструктуризация?

 

Самостоятельная работа

№п/п № темы дисциплины Форма самостоятельной работы Трудоём-кость в часах
    Работа с учебной и справочной литературой. Входное тестирование. Заполнение рабочей тетради по темам.  
    Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка докладов. Поиск информации в Интернете, разработка структурно-логических схем по теме.  
    Работа с учебной и периодической литературой. Выполнение домашнего творческого задания.  
  4,5 Работа с учебной и нормативной литературой. Выполнение домашних расчетных заданий. Заполнение рабочей тетради.  
    Работа с учебной и нормативной литературой. Выполнение домашних заданий по теме. Подготовка к контрольной работе.  
    Работа с учебной литературой. Выполнение домашних заданий по теме. Подготовка к дискуссии по современным проблемам формирования персонала фирм.  
    Работа с учебной литературой. Выполнение домашних расчетных заданий по теме.  
    Работа с учебной литературой. Заполнение рабочей тетради.  
    Работа с учебной и периодической литературой. Решение задач по теме.  
    Работа с учебной и нормативной литературой. Решение задач и заполнение рабочей тетради по теме.  
    Работа с учебной литературой. Выполнение домашних расчетных и творческих заданий.  
    Работа с учебной и периодической литературой. Выполнение теоретико-практических и творческих заданий.  
    Работа с учебной и периодической литературой по теме. Выполнение домашнего творческого задания.  
    Работа с учебной литературой. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.  
    Выполнение и оформление результатов лабораторной работы  
    Работа с учебной и периодической литературой. Подготовка к семинарскому занятию, проводимому в форме дискуссии.  
  17-18 Работа с учебной и периодической литературой. Заполнение рабочей тетради.  
ИТОГО:  

Контрольные вопросы и система оценивания

Тематика докладов, дискуссий:

1. Поиск бизнес-идеи и рыночной ниши для создания фирмы

2. Выбор потенциальных партнеров при создании фирмы

3. Фирма как социально-экономическая система.

4. Современные факторы, формирующие внешнюю среду фирмы (выберите определенный вид деятельности).

5. Реакция фирмы на неопределенность окружающей среды.

6. Применение GAP-анализа в рамках стратегического планирования на фирме.

7. Собственный и заемный капитал фирмы и его роль в ее становлении.

8. Формы капитала фирмы, способы их использования в ее деятельности.

9. Проблемы использования ускоренных методов амортизации основных средств на российских фирмах.

10. Проблемы воспроизводства основных средств на российских фирмах.

11. Роль и место оборотных средств в структуре ресурсов фирмы.

12. Оборачиваемость оборотных средств: целесообразность и необходимость.

13. Оптимизация трудовых процессов и норм труда на фирмах.

14. Системы оценки труда персонала, их совершенствование.

15. Роль бизнес-планирования в деятельности фирмы.

16. Производственная мощность фирмы и анализ ее использования.

17. Внутрифирменное планирование – основа развития потенциала фирмы.

18. Операционное производственное планирование в системе планирования деятельности фирмы.

19. Современные ERP-системы.

20. Зарубежный опыт совершенствования производственных структур и возможность его использования в отечественной практике.

21. Особенности производственной и организационной структуры виртуальных предприятий.

22. Отечественная теория и практика проектирования производственных структур.

23. Современные гибкие производственные структуры.

24. Особенности применения различных организационных структур управления отечественными и зарубежными фирмами.

25. Управление материальными потоками в современной экономике.

26. Сокращение длительности цикла управления материальными потоками «закупки-производство-сбыт».

27. Оптимизация запасов фирмы.

28. Оплата труда как фактор привлечения, удержания и мотивации персонала.

29. Грейдинг - сбалансированная система оплаты труда в рыночных условиях.

30. Гибкие системы оплаты труда: эффективность и производительность.

31. Основные проблемы формирования издержек производства в современных условиях.

32. Экономия затрат в системе антикризисных мер современных фирм.

33. Элементы системы управления себестоимостью продукции.

34. Особенности и сфера применения нормативного метода учета затрат на производство.

35. Формирование цены на инновационную продукцию.

36. Современные виды коммуникаций, используемые в коммерческой деятельности фирмы.

37. Проблемы формирования и распределения прибыли на фирмах.

38. Анализ эффективности деятельности российских предприятий в условиях финансового кризиса.

39. Теоретические подходы к определению понятия «эффективность».

40. Проблемы повышения финансовой устойчивости российских предприятий.

41. Социальная эффективность фирмы.

42. Оценка экологической эффективности фирмы.

43. Фондовый рынок, как источник финансовых ресурсов фирмы.

44. Принципы выбора источника финансирования инвестиционного проекта.

45. Бюджетирование как метод финансового планирования. Достоинства и ограничения.

46. Финансирование деятельности фирмы за счет банковских кредитов. Достоинства и риски.

47. Механизм анализа инвестиционного климата

48. Инновационные риски. Чем рискуют инноваторы?

49. Петля качества – от маркетинговых исследований до утилизации.

50. Зарубежный опыт сертификации и стандартизации. Чему стоить поучиться?

51. Система менеджмента качества как инструмент управления фирмой.

52. Инновационный путь развития фирмы – реализация стратегии повышения конкурентоспособности

53. Проблемы повышения конкурентоспособности фирмы в России.

54. Анализ внутренних и внешних причин возникновения кризисов на фирме.

55. Сравнение мер, направленных на предотвращение и преодоление кризисов фирмы.

56. Современные способы управления рисками фирмы (рассматриваются по определенному виду риска).

57. Сравнение реструктуризации стабильно функционирующей и неплатежеспособной фирм.

58. Анализ основных форм реструктуризации (применяемых при оперативной или стратегической или комплексной реструктуризации).

 

Перечень контрольных вопросов к экзамену\зачету



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.223 с.)