Пунтус Сергей Александрович, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пунтус Сергей Александрович,



Конспект лекций

 

Дисциплина Конституционное право зарубежных стран

 

Укрупненная группа 03. 0000 Гуманитарные науки

 

Направление 030500. 62 Юриспруденция

 

Институт Юридический

 

Кафедра Конституционного, административного и

Муниципального права

 

Авторы Шарнина Любовь Александровна,

Пунтус Сергей Александрович,

Безруков Андрей Викторович,

Зайнитдинов Николай Александрович

 

 

Красноярск

Модуль № 1

«Конституционное право зарубежных стран: общая часть»

Тема лекции 1.

«Конституционно-правовые нормы и отношения, конституционная ответственность»

Особенности конституционно-правовых норм

 

Структура отрасли права (в том числе и конституционного) являет собою ее внутренне строение, включающее в себя ряд составляющих. Классическое деление отрасли конституционного права предполагает наличие в нем:

1) подотраслей;

2) конституционных институтов (и субинститутов);

3) конституционных норм.

В то же время наукой конституционного права разработаны и иные подходы к структуре отрасли. Например, распространено деление конституционного права на общую и особенную части, включающие в себя конституционно-правовые принципы (идеи, начала), (общая часть) и конкретные группы норм регулирующие, организацию (устройство) гражданского общества и государства.

В качестве примера можно привести и систему конституционного права, предложенную В.В. Маклаковым и В.А. Рыжовым (в целом построенную на синтезе вышеназванных). По их мнению, основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, конституционные нормы и институты.[1]

Но при любом подходе базовым элементом отрасли конституционного права являются конституционно-правовые нормы.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, закрепленные (или санкционированные) государством, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, и наделяющие его субъектов конституционными правами и обязанностями.

Учитывая, что нормы конституционного права являются одной из разновидностей правовых норм, то им свойственны как общие, так и отличительные черты от иных отраслевых норм.

К общим чертам всех правовых норм, в том числе и конституционно-правовых, относятся такие признаки как:

1. формальная выраженность (хотя имеют некоторые исключения – нормы, содержащиеся в конституционных обычаях и т.п.);

2. общеобязательность (в то же время некоторые нормы (например конституционного обычая) могут не подлежать судебной защите);

3. гарантированность исполнения со стороны государства.

Некоторые авторы утверждают, что к нормам конституционного права также относятся общие правила правовых норм такие как требования обеспечения юрисдикционной применимости коими являются ясность, четкость, недвусмысленность и непротиворечивость.[2]

Особенностью конституционно-правовых норм являются следующие признаки:

1. закрепление в источниках высокой юридической силы;

В первую очередь, речь идет о самом главной источнике отрасли – конституции. Одним из особых юридических свойств является высшая юридическая сила. Высшая юридическая сила показывает главенствующее место конституции в правовой системе государства. При коллизии норм конституции и иных правовых норм, применяются конституционные нормы как обладающие высшей юридической силой.

2.особое содержание;

Особое содержание тесно связано с категорией предмета отрасли конституционного права. Содержанием конституционной нормы являются общественные отношения, входящие в предмет конституционного права.

Как известно, предмет отрасли конституционного права охватывает важнейшие общественные отношения, складывающиеся в той или иной стране в экономической, политической, социальной, духовно-культурных (идеологической) сферах. Поэтому, для предмета конституционного права (и соответственно норм конституционного права) важно не простое включение общественного отношения в текст конституции.

Не всегда норма, включенная в текст конституции, однозначно является регулирующей важнейшие общественные отношения. Например, по народной инициативе в Конституцию Швейцарии 1874 г. была включена (в конце XIX века) и действовала до июня 1971 г. статья о запрете резать скот без предварительного его оглушения. Среди действующих конституций тоже есть подобные примеры: статья 86 Конституции Швейцарии 1999 г. устанавливает возможность сборы налога за потребление горючего; статья 238 Конституции Бразилии 1988 г. говорит о порядке продажи и перепродажи автомобильного топлива, в Конституции Греции 1975 г. есть специальная глава 3 в Разделе VI о «статусе Святой горы Афон», регулирующая даже число ее монастырей. Такие положения можно назвать конституционными положениями второго порядка – они закладывают основы других отраслей права.[3]

3.особенности структуры;

Традиционно правовая норма состоит из трех элементов – гипотезы, диспозиции и санкции. Однако, наличие всех трех элементов в одной статье редко имеет место в отрасли конституционного права. Для конституционного права характерна либо многостатейная форма выражения (когда норма содержится в 2 и более статьях), либо полное отсутствие гипотезы или санкции нормы.

Наиболее часто в конституционных нормах отсутствует санкции. За нарушение норм конституционного права санкция зачастую устанавливается в иных отраслях права.

4.большая распространенность норм общерегулятивного характера;

Нормы конституционного права зачастую представлены в виде норм-целей, норм-принципов, норм-дефиниций, норм-символов и т.п.

Нормы конституционного права могут быть классифицированы по различным критериям. Выделяют такие конституционно-правовые нормы как: императивные и диспозитивные; обязывающие, управомочивающие и запрещающие; материальные и процессуальные; постоянные и временные; и др.

 

Понятие конституционной ответственности

 

Существующие в общей теории права понятие и соответствующие определения юридической ответственности во многом противоречивы, и не в полной мере отражают ее действительное содержание. Поэтому и определение конституционной ответственности также является неоднозначным. Ведь понимание ответственности в конституционном праве невозможно без общетеоретического понимания юридической ответственности.

В тоже время явление конституционной ответственности гораздо шире понимания ее как просто одной из разновидностей юридической ответственности.

Многие исследователи полагают, что конституционная ответственность является сложносоставной категорией, в которой целесообразно выделение нескольких составляющих – юридической, политической, моральной и т.п. Подобное связано с тем, что конституционная ответственность как особая категория социальной ответственности, а конституционные нормы (нарушение которых и вызывает к жизни конституционную ответственность) находятся на стыке трех видов социальных норм: политических, моральных, юридических и др.

Несмотря на то, что в сферу конституционного (государственного) права включены отношения такого характера как – государство-личность-общество – как связанные, так и непосредственно не связанные с политическими, «неверные» деяния субъектов конституционно-правовых нарушений (и отношений) могут влечь неблагоприятные последствия не только юридического, но и политического характера.

Не вдаваясь в дискуссионность данного вопроса, следует признать, что политический характер и юридическое содержание являются обязательными атрибутами конституционной ответственности и в силу этого требуют более подробного рассмотрения в данной теме.

В самом же общем виде конституционную ответственность можно понимать как особый вид социальной ответственности, возникающий в результате нарушения конституционных норм.

 

Тема лекции 2.

«Основные направления и школы науки конституционного права, национальные конституционные теории Великобритании, Франции, США и Германии»

Тема лекции 3.

«Юридические свойства Конституции»

Тема лекции 4.

«Понятие и виды основ конституционного строя»

Тема лекции 5.

«Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в зарубежных странах»

Тема лекции 6.

«Правовое регулирование создания и деятельности общественных объединений и политических партий в зарубежных странах»

Тема ЛЕКЦИИ 7.

«Формы правления в зарубежных странах»

Понятие формы правления

 

Термин «форма правления» содержится во многих современных конституциях.

Зачастую определение категории «форма правления» ограничивается «набором» центральных органов государственной власти – парламент, глава государства, правительство. Например, В.В. Маклаков пишет, что «…под формой правления пронимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти».[87]

В государственноведческой литературе существует два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства (монарха или президента); с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления включается отношение между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

Таким образом, под формой правления подразумевается характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними.

Применительно к конкретному государству под формой правления можно определить установленную конституцией юридическую модель организации и взаимодействия высших органов государственной власти.

Следует назвать критерии, по которым различаются формы правления:

1. Юридический источник суверенитета.

2. Полномочия и политическая роль представительного органа власти.

3. Состав полномочий и политическая роль государства.

4. Условия ответственности главы государства.

5. Тип политико-правовой связи между государством и личностью, иными словами, гражданство или подданство оформляют отношения между государством и политически правоспособными лицами.

Классификация форм правления, осуществляется следующим образом.

По способу участия народа в принятии законов различаются:

а) формы правления с непосредственным участием народа в законодательстве (обычно республиканские формы правления);

б) формы правления, при которых в государстве действуют выборные представительные органы власти (республика, ограниченная монархия);

в) формы правления, при которых не предусмотрено участие народа в законодательстве (абсолютная монархия, некоторые особые формы правления).

В зависимости от организации принципа разделения властей:

а) формы правления с «жестким» разделением властей (президентские республики);

б) формы правления с «гибким» разделением властей (парламентские республики);

в) формы правления, основанные на принципе единства власти.

Такие формы правления, при которых вся власть (законодательная, исполнительная, реже судебная) сосредотачивается в руках одного субъекта (органа), получили наименование «правления собрания» или «правления парламента». Директоральное правление (le régime directoral) характеризуется главенствующим значением центрального представительного органа, решения которого обязано полностью выполняться правительством.

По положению парламенту в механизме государства выделяются:

а) парламентские формы правления, устанавливающие верховенство парламента (парламентские республики и монархии);

б) внепарламентарные формы правления (абсолютная монархия).

Традиционная классификация форм правления выделяет – монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Встречаются и гибридные, нетипичные формы правления (выборная монархия, республики с пожизненными президентами).

Основное различие между двумя основными формами правления, существующими в зарубежных государствах – монархией и республикой – состоит в способе замещения должности главы государства и порядке формирования, а также ответственности правительства (высшего органа исполнительной власти). Некоторые исследователи добавляют к этим двум признакам еще и возможности роспуска представительного органа государства (парламента или одной из его палат). Вместе с тем в современных условиях наблюдается тенденция стирания различий форм правления, и ниже мы подробнее остановимся на специфических формах правления.

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ 8.

«Федерация в зарубежных станах»

 

Понятие и виды федераций

 

Территориальное устройство публичной власти в государстве базируется на его территориальном делении. Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью наиболее эффективного управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называют: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.

Территориальное деление есть система территориальных единиц, пространственная, географическая основа территориального устройства государства. В литературе используются термины политико-территориальное устройство, территориальное устройство и государственное устройство, условно их можно отождествить, суть их едина и сводится к территориальной характеристике государства.

Термином «государственное устройство» обозначают организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство – важнейший элемент любого государства. Его основное назначение заключается в таком устройстве территории и установлении таких связей Центра и регионов, которые бы оптимально обеспечивали осуществление государственной власти. Государственное устройство обусловлено различными факторами: размером территории, составом населения, национальными традициями, особенностями формирования государства.

Выделяют различные элементы государственного устройства. К таким элементам относят:

1) территориальную организацию государства;

2) формы взаимоотношений государства в целом с его составными частями;

3) принципы, положенные в основу государственного устройства.

Таким образом, государственное устройство определяется как территориальная организация государства, включающая принципы и формы взаимоотношений государства с его составными частями.

Государственное устройство – это разделение территории государства на определенные части посредством установления их правового статуса, взаимоотношений государства с его составными частями и между последними.

Содержание государственного устройства включает:

– характеристику территориальной целостности государства;

– установление принципов взаимоотношений государства и его частей;

– конкретный способ и объем разграничения компетенции между Центром и регионами;

– единство правового пространства;

– степень участия регионов в решении общегосударственных задач. [96]

Не вполне правомерно отожествлять понятия государственного устройства и формы государственного устройства. Первое является исходным для второго, которое конкретизирует первое. Иными словами, форма государственного устройства есть внешнее выражение территориальной структуры конкретного государства или группы государств.

Форма государственного устройства есть совокупность обобщенных критериев, характеризующих внутреннее строение государства, его деление на составные части, отражающие также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.[97]

Форма государственного устройства показывает:

– какова внутренняя структура государства;

– каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их с государством в целом и между собой;

– в какой государственной форме выражаются интересы каждого относительно обособленного территориального коллектива людей, проживающего на территории данного государства.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарное (от лат. «один») и федерация (от лат. «укреплять союзом»). Конфедерация – союз суверенных государств, строго говоря, к форме государственного устройства не относится, этот союз государств – субъект международного публичного права.

Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого рода социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована.

Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более, если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств

Существуют и иные нетипичные формы территориально-политической организации государств. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть некоторые конституционно-правовые элементы и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет). Существуют и другие союзы и содружества государств (Британское содружество, СНГ и т. д.), союзное государство (России и Белоруссии), ЕС.

Термин «федерация» происходит от латинского слова "федераре", что означает "объединять”, “укреплять союзом".

К признакам федерации относятся следующие: субъектный состав; территория федерации состоит из территории ее субъектов; самостоятельность субъектов; законодательный орган федерации – двухпалатный парламент; действует федеральная конституция и законодательство, а также действуют конституции и законодательство субъектов федерации; существует одновременно система высших органов власти федерации и ее субъектов; субъекты федерации могут иметь свое гражданство.[98]

Итак, федерация есть сложное союзное государство, имеющее многоуровневую территориальную структуру и объединяющее в себе несколько государственных образований, обладающих определенной политико-правовой самостоятельностью и участвующих в решении общегосударственных задач.

Важнейшими признаками федерации являются:

– наличие относительно самостоятельных территориальных единиц (субъектов федерации);

– наличие органов государственной власти субъектов федерации, обладающих определенной самостоятельностью и собственной компетенцией;

– реальное представительство и участие субъектов в решении федеральных вопросов.

Иногда в литературе федерацию называют союзом государств (государственных образований). Однако такой подход не отражает природы федерации и ведет к смешению с конфедерацией, представляющей собой союз суверенных государств. Вместе с тем союзное государство может рассматриваться и как самостоятельная форма государства (Союзное государство России и Белоруссии).

Поэтому федерацию необходимо отличать от союзного государства как самостоятельного вида объединения государств, при котором союз сохраняет определенные черты международно-правового объединения, но одновременно приобретает черты, характерные для единого государства (например, ЕС).[99]

Среди видов федераций выделяют:

В зависимости от юридических оснований образования федерации различают конституционные и договорные федерации. Первые возникают на основе конституции и создаются как-бы «сверху» (Бельгия, Германия). Вторые возникают как результат добровольного соглашения нескольких государств об объединении в одно государство (США).

По соотношению статусов различных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром федерации делятся на симметричные и ассиметричные. В симметричных федерациях все субъекты обладают равным статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации – это федерации, где субъекты имеют разный правовой статус, особенности в правовом положении.

Как отмечает В.Е. Чиркин, симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Тем не менее различение симметричных и асимметричных федераций имеет определенное методологическое значение, ибо показывает совпадение (несовпадение), в первую очередь конституционных прав и обязанностей субъектов федеративных государств.[100]

Исходя из этнической окраски субъектов и национального критерия выделяют территориальные федерации (США, Австрия, Мексика) и национально-территориальные, где федерализм служит средством разрешения национального вопроса (Индия, Бельгия, Канада).

С учетом степени централизации выделяют интеграционные и деволюционные федерации. Первые представляют собой в основном централизованные федерации, а вторые, напротив, функционируют с преобладанием децентрализованных тенденций.

 

Тема лекции 9.

«Понятие и виды избирательных систем»

Пропорциональная система. Виды избирательной квоты и дополнительных правил распределения мандатов, нераспределенных по квоте. Методы распределения мандатов внутри партийного списка. Виды искажения пропорциональности: заградительный барьер, панаширование, соединение списков

 

Пропорциональная избирательная система. Пропорциональная избирательная система представляет собой систему распределения депутатских мандатов представительного органа в зависимости от количества (процента) набранных голосов. Существуют несколько разновидностей данной системы, но все они основываются на пропорции набранных голосов и полученных депутатских мандатов.

Пропорциональная система всегда отражает несколько различных групп интересов. «Выборы это всегда конкуренция. Конкретно пропорциональной избирательной системе соответствует представительство групповых интересов в конкуренции:

– текущего мироощущения (конкуренции мифов о реальности);

– целей общественного развития;

– идей и идеологий;

– способов (путей) достижения целей;

– информационных потоков;

– личностей».[109]

Впервые пропорциональная избирательная система была введена в 1855 году в Дании, затем в Коста-Рике – 1893 год и в Австралии – 1896 году. Общенациональные парламентские выборы по пропорциональной системе были проведены впервые в Бельгии (1898 год), затем в Финляндии (1906 год), Швеции (1907 год). И лишь после второй мировой войны данная система получила обширную географию распространения.

Традиционно при распределении депутатских мандатов осуществляется вычисление избирательной квоты. Избирательная квота (избирательный метр) – представляет собой количество голосов, необходимое для получения одного мандата.

Существуют разнообразные способы определения избирательной квоты.

Предложенная в 1855 году процедура определения квоты имеет следующую формулу: К=Г/М (К – квота, Г – количество голосов, М – количество мандатов). Этот метод назван в честь английского политического деятеля Т.Хэра.

Существуют и иные методы: квота Друпа (предложена английским математиком и барристером Г.Р. Друпом) – К=Г/(М+1)+1; квота Империалли (предложенная итальянским сенатором Ф. Империалли) – К=Г/(М+2); квота Гогенбаха-Бишофа (предложенная в 1888 году профессором Базельского университета Э. Гогенбахом-Бишофом) – К=Г/(М+1).

Существует и метод искусственной квоты, при котором общее количество голосов делится на количество мандатов плюс 1, плюс 2, плюс 3 и т.д. Этот метод можно выразить формулой – К=Г/(М+Х), где Х – это последовательное число. Благодаря этому удается получить квоту, позволяющую распределить все мандаты.

Использование этих методов позволяет распределить итоги голосования. В случае если указанные методы не позволяют распределить все депутатские мандаты, то применяется метод наибольшего остатка – после использования избирательной квоты, оставшиеся нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов (иногда этот метод называется в честь А.Гамильтона, предложившего его в 1792 году).

Способом определения результатов выборов при пропорциональной избирательной системе выступает и метод делителей. Метод делителей представляет собой последовательное деление полученных списками голосов на серию делителей и предоставление мест спискам, имеющим наибольшие получившиеся показатели. Этот метод позволяет избежать повторного (или дополнительного) распределения мандатов, что почти всегда случается при использовании квоты.

В настоящее время наиболее известными методами делителей выступают: метод д,Ондта (предложенный в 1882 году профессором Гентского университета В.д,Ондтом) – представляет собой ряд чисел 1-2-3-4 и т.д.; метод Империалли – представляет собой ряд чисел 2-3-4-5 и т.д.; метод Сент-Лагюе (предложенный в 1910 году французским математиком А.Сент-Лагюе) – представляет собой ряд чисел 1-3-5-7 и т.д. (модифицированный метод Сент-Лагюе – 1,4-3-5-7 и т.д.); датский метод – представляет собой ряд чисел 1-4-7-10 и т.д.

Рассмотрим эти методы на примере. Предположим в выборах участвовали 4 партии, между которыми нужно распределить 7 депутатских мандатов.

Метод д,Ондта:

Партия Количество набранных голосов Делители
       
Партия А       13333,3  
Партия Б          
Партия В       7333,3  
Партия Г          

Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 3 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г – 1 мандат.

Метод Империалли:

Партия Количество набранных голосов Делители
       
Партия А     13333,3    
Партия Б          
Партия В     7333,3    
Партия Г          

Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 4 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г не получит мандатов.

Метод Сент-Лагюе:

Партия Количество набранных голосов Делители
       
Партия А     13333,3   5714,2
Партия Б         4285,7
Партия В     7333,3   3142,8
Партия Г         2142,8

Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 3 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г – 1 мандат.

 

Модифицированный метод Сент-Лагюе:

Партия Количество набранных голосов Делители
1,4      
Партия А   28571,4 13333,3   5714,2
Партия Б   21428,5     4285,7
Партия В   15714,2 7333,3   3142,8
Партия Г   10714,2     2142,8

Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 3 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г – 1 мандат.

Датский метод:

Партия Количество набранных голосов Делители
       
Партия А       5714,2  
Партия Б       4285,7  
Партия В       3142,8  
Партия Г       2142,8  

Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 3 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г – 1 мандат.

Система единственного (единого) передаваемого голоса. Система передаваемого голоса – это избирательная система, при которой определение результатов выборов осуществляется на основе преференций (предпочтений) избирателей.

Данная система была впервые предложена в 1821 году англичанином Т.В.Хиллом. Этот метод описан был его сыном Р.Хиллом следующим образом: «Когда ученикам в школе было предложено избрать комитет, около ста мальчиков, которые им больше всего нравятся, сначала образовалось несколько неравных групп. Но вскоре мальчики из самой большой группы пришли к заключению, что не все они нужны для избрания своего любимца, и некоторые из них отправились на помощь другому кандидату; с другой стороны, немногочисленные сторонники непопулярного мальчика покинули его, решив, что он не имеет шансов на избрание, и перешли к кандидату, которого считали следующим по достоинству. В конечном результате каждый из кандидатов, которых оказалось столько, сколько надо было выбрать членов комитета, был окружен равным числом сторонников, причем осталось два или три мальчика, недовольных всеми, кто избирался».[110]

Данная система проста для голосования, но сложна для установления конченого результата. Каждый избиратель расставляет преференции – 1,2,3 и т.д. – указывая, таким образом, последовательность своих предпочтений. При подсчете голосов первоначально учитываются только первые места. Но если какой-либо кандидат набрал квоту, то бюллетени, в которых он является победителем, распределяется по вторым преференциям и т.д. – до полного распределения мандатов.

Действует подобная система в Ирландии, Австралии.

Для пропорциональной избирательной системы характерна возможность искажения пропорциональности такие как: заградительный барьер, панаширование, соединение списков. Рассмотрим их сущность более подробно.

Заградительный барьер (избирательный «порог») – это минимальное количество голосов избирателей, которое необходимо набрать списку кандидатов для того, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов.

Обычно оговорка (иное название заградительного барьера) колеблется в районе 5-7% голосов избирателей, но бывают и иные примеры (Греция и Испания – 3%, Лихтенштейн – 8%, Израиль 1%, Швеция – 4%).

Панаширование (от фр. panacher – смесь, перемешивать, придавать пестроту, разнообразие) представляет собой разновидность пропорциональной системы, при которой избиратель осуществляет одновременное голосование за кандидатов из различных списков (Швейцария).

Панаширование своей сущностью отличается от обычных пропорциональных систем. Если в пропорциональной системе, избиратель делает выбор на основе партийных пристрастий, то при панашировании итоги выборов определяются личными качествами кандидатов.

Видимо, можно признать некой разновидностью панаширования систему двойного одновременного голосования, существующую в Уругвае. Основной смысл этой системы, используемой при выборах в Генеральную Ассамблею, состоит в следующем: избиратель одновременно голосует за политическую партию и за отдельные ее фракции, каждая из которых имеет свой список кандидатов. То есть в первую очередь определяется количество представителей партии в парламенте и во вторую – конкретные лица, которые получают депутатские мандаты.

Соединение списков (или блокирование) представляет собою объединение списков кандидатов партий одного блока с последующим распределением полученных мандатов данным блоком между кандидатами от различных партий. Подобное явление искажает суть пропорциональности в силу того, что голоса отданные избирателем за одну партию, на самом деле помогают и другой партии.

Рассмотрим это на примере. Предположим, что по итогам голосования Партия А получила 40000, Б – 30000, В – 22000, Г – 15000, Д – 10000, Е – 7000. Распределим 7 мандатов по методу д,Ондта.

 

Партия Количество набранных голосов Делители
       
Партия А       13333,3  
Партия Б          
Партия В       7333,3  
Партия Г          
Партия Д       3333,3  
Партия Е       2333,3  

Получились следующие результаты. Партия А – 3 мандата, партия Б – 2, партия В и Г – по одному мандату. А теперь предположим, что партии Г, Д и Е шли одним избирательным блоков, который в сумме получил бы 32000 голосов избирателей (Г – 15000, Д – 10000, Е – 7000).

 

Партия Количество набранных голосов Делители
       
Партия А       13333,3  
Партия Б          
Партия В       7333,3  
Блок партий       10666,6  

Получились следующие результаты. Партия А – 2 мандата, партия Б – 2, партия В – 1, а блок партий – 2 мандата.

Теперь распределим мандаты внутри блока – партии Г и Д получили по одному мандату.

Партия Количество набранных голосов Делители
       
Партия Г          
Партия Д       3333,3  
Партия Е       2333,3  

Таким образом, благодаря соединению списков партия Д «забрала» 1 мандат у партии А, и получается, «вес» одного мандата партии А – 20000 голосов (т.к. 40000 голосов избирателей позволили ей набрать лишь 2 мандата), а у партии Д – 10000 голосов, т.е. в 2 раза меньше!

В зарубежных странах имеются и другие разнообразные избирательные системы, но гораздо менее распространенные.

 

Тема лекции 10.

«Понятие и принципы избирательного права в зарубежных странах»

Конспект лекций

 

Дисциплина Конституционное право зарубежных стран

 

Укрупненная группа 03. 0000 Гуманитарные науки

 

Направление 030500. 62 Юриспруденция

 

Институт Юридический

 

Кафедра Конституционного, административного и

Муниципального права

 

Авторы Шарнина Любовь Александровна,

Пунтус Сергей Александрович,

Безруков Андрей Викторович,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.114 с.)