Типология партийных и избирательных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология партийных и избирательных систем



В борьбе за власть политические партии объединяются в блоки и коалиции, создают в парламентах объединенные фракции или поддерживают союзников при прениях и голосовании. Совокупность всех партий, активно участвующих в политической жизни, все проявления их соперничества и взаимодействия в борьбе за власть и ее осуществление называется партийной системой.

Специфика партийной системы страны складывается из соотношения политического влияния партий, их поддержки избирателями, исторических традиций, правовых норм. В ходе политической истории сложились три основные типа партийных систем.

1. Многопартийная система. Это такая партийная система, когда в формировании правительства принимают участие более двух партий.

Положительным свойством такой системы является то, что она адекватно отражает не только интересы основных групп населения, но и все политические оттенки, идеалы малых групп избирателей. | Недостатками многопартийной системы следует признать сложность формирования правительства, компромиссный характер его программы, частые политические кризисы, неустойчивость всей политической жизни.

Разновидностями многопартийной системы являются следующие:

а) многопартийные системы с доминирующей партией. Такие партийные системы складываются, когда одна из партий располагает абсолютным большинством мест в парламенте и самостоятельно формирует правительство. Такие системы существовали во Франции (когда доминировала голлистская партия Объединение в поддержку республики (ОПР) до победы социалистов в 70-х гг.), в Японии (лидировала Либерально-демократическая партия (ЛДП) до 1993 г.), Индии (Индийский национальный конгресс (ИНК));

б) многопартийные системы без доминанты. В таких системах нет абсолютного лидера и победившая па выборах партия вынуждена для формирования правительства заключать союзы с другими партиями. Правительство в таком случае носит коалиционный характер. Примеры таких систем можно видеть в современной Италии, Бельгии, Финляндии.

в) многопартийные системы «двух с половиной партий». Эти системы являются переходным типом от многопартийных к двухпартийным. В таких системах основную политическую роль играют две партии (или два блока партий). Но существует партии (или блок), которая при сравнительно небольшом политическом «весе» может склонить чашу весов в ту или иную сторону. Примером такой системы служит ситуация в ФРГ, когда Св. ДП в 70-х гг. заключила коалицию с СДПГ, а затем в 80-х гг. вошла в коалицию с блоком ХДС/ХСС.

2. Вторым типом партийных систем является двухпартийная система. Спецификой этой системы является устойчивое поочередное формирование правительства представителями двух партий. Но двухпартийная система не означает наличия в стране двух партий. Например, в Великобритании существуют либеральная, социал-демократическая, кооперативная партии, Национальный фронт, Уэльская и Шотландская национальные партии и др. Но правительство формируют поочередно консервативная и лейбористская партии.

Двухпартийная система позволяет обеспечивать большую политическую стабильность по сравнению с многопартийной, большую эффективность в работе законодательной и исполнительной власти.

Вторым классическим примером двухпартийной системы являются США. Здесь правительство формирует президент, как правило, представляющий демократическую или республиканскую партии. Независимым кандидатам трудно «тягаться» с хорошо отлаженной партийной системой выдвижения и агитации за своих кандидатов.

3. Наконец, третьим типом партийной системы является однопартийная. Такая партийная система встречается либо в коммунистических странах (авангардная партия), либо в странах с авторитарным режимом. Подобные системы сужают демократию, часто создаются путем запрета оппозиционных партий и поэтому непопулярны в мире.

Поэтому часто авторитарные режимы создают искусственную многопартийность: фиктивные микропартии, действующие под контролем спецслужб и не имеющие достаточной поддержки. Фасадом многопартийности в свое время прикрывалась расистская ЮАР и диктаторская Южная Корея до демократизации, европейские т. н. страны народной демократии ГДР, Болгария, Чехословакия, Венгрия.

Следует отметить, что деятельность современных политических партий в демократических странах закреплена в конституциях и специальных законах. Статьи о партиях содержат все принимаемые вновь конституции (Швеция—1974 г., Греция—1975 г; Португалия—1976 г., Испания—1978 г. и другие).

Сущность этих статей сводится к закреплению места и роли партий в обществе, свободы их образования и принципов деятельности.

Наряду с положениями конституций действуют и специальные законы о политических партиях (в ФРГ—1967 г., Португалии— 1974 г., Австрии—1975 г., Испании—1978 г., и др.). Они содержат требования об обязательном наличии устава и программы (ФРГ), о минимальном количестве членов (5 тыс. чел. — Португалия). Кроме того, во многих демократических странах определена система возмещения партиям избирательных расходов. Например, в Швеции возмещаются расходы партии, если она собрала не менее 2% голосов избирателей, в ФРГ — 0,5%, Дании, Финляндии, Швеции плата исчисляется исходя, из количества депутатских мандатов. Кроме того, в ряде стран партии получают дополнительные субсидии на расходы, связанные с деятельностью молодежных организаций, на партийную печать, на подготовку избирательных бюллетеней и т. д.

В России закон о политических партиях вступил в силу в 2001 г. В соответствии с его требованиями в политической партии должно состоять не менее 10 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов, а в остальных отделениях численность членов должна составлять не менее 50 человек. Государственное финансирование российских партий осуществляется в размере 0,005 МРОТа умноженного на число голосов избирателей, полученных политической партией. Деятельность политических партий в периоды избирательных кампаний регламентируют законы о выборах.

М. Дюверже в середине 50-х годов отметил тесную связь избирательной и партийной систем страны. Действительно, закон о выборах регламентирует состав, способ и порядок формирования парламента (из партийных фракций), а, следовательно, воздействует и на все формы работы партий с избирателями на партийную структуру, (организацию и дисциплину).

Существуют три основные, системы выборов: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Принципом, на котором базируется мажоритарная система, является избрание от каждого избирательного округа кандидата. Эта система исторически сложилась в Англии.

Рассмотрим разновидности мажоритарной избирательной системы:

а) выборы, в одномандатных округах в один тур. Победитель в этом случае может определиться как абсолютным (> 50% голосов), так и относительным большинством голосов (< 50%), но тогда депутат не будет представлять большинство населения округа. Этот недостаток устраняет другая разновидность мажоритарной системы.

б) выборы, в одномандатных округах, в два тура. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного числа голосов, то проводится второй тур, в котором участвуют лишь два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.

Мажоритарные системы выборов действуют в Канаде, Индии, Франции, США, других странах.

Мажоритарные системы выборов способствуют формированию устойчивых партийных систем в условиях существования небольшого количества партий. Они заставляют политические партии при формировании партийных программ и лозунгов ориентироваться на всех избирателей округа, страны, учитывать интересы большинства населения.

Недостатком мажоритарной системы является тот факт, что решающее значение приобретают размеры и границы избирательных округов. Поэтому часто можно наблюдать, как в странах с мажоритарной системой выборов партия, пришедшая к власти, ставит вопрос об изменении границ избирательных округов. Иногда мажоритарной система выборов содействует созданию паралича власти, когда президент и большинство парламентариев представляют разные партии.

Кроме того, при такой системе, когда победитель получает все, интересы избирателей, голосовавших против него, остаются не представленными.

Интересы меньшинства помогает учесть система пропорционального представительства. Наиболее распространенная ее модель — голосование по партийным спискам. В этом случае от каждого круга избирается несколько депутатов. Все партии представляют списки своих кандидатов, строго определенные по порядку избрания. Процент голосов, поданных за данную партию, и определяет, сколько и кто из этих кандидатов проходит в парламент. Такой порядок действует в большинстве европейских и латиноамериканских стран.

Смешанную систему выборов рассмотрим на примере России.

В нашей стране верхняя палата Федерального собрания – Совет Федерации формируется путём делегирования двух депутатов от каждого из 89 субъектов федерации. То есть численность Совета Федерации составляет 178 депутатов. В верхней палате в отличие от нижней (Государственной Думы) запрещается создание партийных фракций.

Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу проводятся по смешанной системе. Состав Государственной Думы определен Конституцией в 450 депутатов. Закон о выборах определяет: 225 депутатов Государственной Думы, избираются по мажоритарной системе — в одномандатных избирательных округах,[38] и 225 депутатов избираются по пропорциональной системе — по партийным спискам в общефедеральном избирательном округе.[39]

Таким образом, каждый избиратель, участвующий в парламентских выборах в России, на избирательном участке получает два бюллетеня:

1. Избирательный бюллетень по выборам в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу. В нем избиратель голосует за какого-нибудь одного кандидата.

2. Избирательный бюллетень по выборам в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу. Здесь избиратель выбирает один из списков политических партий или движений.

Другие модели пропорционального представительства отличаются от вышеизложенной только процентным цензом и процедурой деления остатка голосов избирателей.

Процентный ценз вводится для того, чтобы ограничить в парламенте число фракций от мелких партий, затрудняющих его работу и деятельность правительства, а также, чтобы избавиться от крайних, экстремистских мнений. Процентный ценз — это минимальное количество голосов избирателей. Он, например, составляет в Дании 2%, т.е. партии, набравшие менее 2% голосов избирателей мест в парламенте не получают. Голоса их избирателей составляют остаток обычно около 10%, который пропорционально делится между партиями прошедшими в парламент. Иногда остаток отдают победившей партии.

Положительной стороной системы пропорционального представительства, как мы отмечали, является учет интересов национальных, этнических, религиозных меньшинств (что очень важно для России); она не усложняет голосования (всегда в один тур) и выглядит более демократично. При такой системе избиратели скорее отдают свой голос партии, а не ее представителю. Поэтому они больше интересуются партийными программами, а не личностями кандидатов, тем более, что партийную программу осуществить гораздо легче чем многочисленные обещания (часто противоречивые) большого числа независимых депутатов. Кроме того, парламент, избранный по партийным спискам, более оперативен в работе: не надо заслушивать большое число ораторов, так как выступать будут, в основном, представители партийных фракций. С другой стороны, большое количество фракций иногда затрудняет работу парламента и ведет к смене правительства. Эта система не обеспечивает связи и ответственности депутата перед своими избирателями, ибо от округа избрано несколько депутатов, считающих себя представителями всего народа.

Партийная система России

Партийная система России находится в процессе своего формирования. Отсюда ее нестабильность, частые изменения соотношения политических сил. В России 1905—1917 гг. исторически сложилась многопартийная система. В новой России формирующуюся с 1990-го партийную систему можно отнести к многопартийной без доминирующей партии.

Существует несколько классификаций политических партий в России. Л. Вызов, например, делит российские партии на следующие группы:

— коммунистическая группа партий;

— новые левые (социалистической ориентации);

— умеренные (от социал-демократов до ДПР Травкина);

— радикальные («Демократическая Россия», Партия свободного труда, партия конституционных демократов);

— новые правые (от Российского христианско-демократического движения до ЛДПР и Российского Народного Фронта).

Г.Г. Дилигенский политические силы России делит на четыре группы (квадранта) по осям (см. схему).


 

 

авторитаризм

                   
 
   
   
 
 
 
     
 

 

 


реформизм консерватизм

       
 
   
 

 


демократизм


 

 

Чаще всего партии России подразделяются на три группы: левые, центристы и правые. Иногда центристские партии классифицируются как левоцентристские и правоцентристские.

Мы рассмотрим только ведущие российские партии, т.е. те, которые более или менее устойчивы и хотя бы один раз на выборах в Думу преодолевали 5% барьер и создавали свои думские фракции. Другими словами при изучении партийной системы России мы основное внимание на системе думских партий.

Ведущими левыми партиями являются Аграрная партия России (АПР) и Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая считает себя правопреемницей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), созданной в 1898г. Символом КПРФ являетсяя серп, молот и книга, девизом: «Россия, труд, народовластие, социализм». В программе КПРФ большое место уделено поиску объяснений причин системного кризиса поразившего СССР в конце 80-х гг. XX века и путей выхода из него. Универсальными факторами возрождения российского общества считаются социализм, система советов и воссоздание СССР. Ставиться задача завоевания власти, после чего партия наметила принять ряд мер чтобы подтвердить, что она является «партией трудового народа», «партией патриотизма, интернационализма и дружбы народов». Сильной стороной КПРФ является сплочённость её членов и высокая численность (~ 500 тыс. человек). Слабая сторона – пожилой возраст большинства её членов.

Вторая думская политическая организация – Аграрная партия России (АПР) намного уступает КПРФ как по численности (ок. 15 тыс. членов), так и по организации и уровню образования своих членов. Эмблемой АПР является сноп пшеницы, это политическая организация в первую очередь жителей села. Свою историю она ведёт от депутатской группы I Съезда народных депутатов России, созданной в мае 1990 года чиновниками агропромышленного комплекса и руководителями колхозов и совхозов. Председатель парламентской группы Михаил Лапшин стал в дальнейшем председателем АПР. В политическом плане АПР поддерживает КПРФ, хотя занимает более гибкую позицию во взаимоотношениях с властью.

Центристскими партиями в Думе являются:

«ЯБЛОКО», созданная на базе избирательного блока к первым думским выборам на многопартийной основе в октябре 1993 г. и получившая название от своих лидеров-основателей Г. Явлинского, А. Болдырева и В. Лукина. Символом партии служит стилизованное зеленое (иногда красное) яблоко, девизом: «Достоинство, порядок, справедливость». Численность партии сравнительно невелика (ок. 6 тыс. человек), но влияние среди избирателей и населения значительно выше. Так общероссийская газета «Яблоко России» издается тиражом 30 тыс. экземпляров. Основной целью деятельности партии является построение в России гражданского общества и правового государства с учётом культурных и исторических особенностей российского общества, обеспечение прав и свобод граждан и создание социально ориентированной рыночной экономики с элементами государственного регулирования; формирование устойчивого и многочисленного среднего класса – социальной базы партии.

«Отечество-Вся Россия» (ОВР) – общественно политический блок двух движений – «Отечество» (лидер – московский мэр Ю. Лужков) и «Вся Россия» (инициаторы создания президенты Татарстана М. Шаймиев, Башкирии М. Рахимов, Ингушетии Р. Аушев и губернатор Санкт-Петербурга А. Яковлев). Главной целью «Отечества» является восстановление в полном объёме всех функций государства, в том числе правоохранительных органов и вооруженных сил, создание условий для экономического роста, преодоления кризиса аграрного сектора, поддержка отечественного производителя, борьба с коррупцией и взвешенная кредитная и финансовая политика. Сторонники «Всей России» выступают за большую децентрализацию власти при усилении прерогатив субъектов федерации и умеренные рыночные реформы. Лидерами ОВР стали Ю. Лужков, А. Яковлев, Е. Примаков. Летом 2001 г. ОВР объединилась с «Единством».

Партия «Единство» создана как общественно-политическое движение и предвыборный блок около 30-ти региональных лидеров (Приморский и Краснодарский край, Калининградская, Курская, Саратовская и некоторые другие области). В конце 1999 года лидером был избран министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу, но изначально партия ориентировалась на поддержку избрания президентом России В. Путина. Символ движения – фигура медведя на фоне российского флага. Поэтому членов партии «Единство» иногда называют «медведями». Программные установки «Единства» нацеливают партию на продолжение рыночных реформ и вхождение России в мировую экономику. В тоже время, большое внимание уделяется укреплению российского федерализма, вертикали исполнительной власти, правоохранительных органов, вооруженных сил, подъему военно-промышленного комплекса. В этом программа «Единства» близка программе «Отечества». В 2002 г. общественно-политическое движение «Отечество-Вся Россия» и партия «Единство» объединились в единую центристскую партию «Единая Россия».

Позицию на правом фланге центристских сил занимает партия «Союз правых сил», созданная как избирательное объединение в сентябре 1999 г. к выборам в III Государственную Думу. Лидерами объединения были избраны С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада. Она является прямой наследницей партии «Демократический выбор России» (лидер Е. Гайдар), проводившей реформы в России в 1992-1993 гг. Партия выступает за продолжение и углубление российских реформ, придание им либеральной направленности, что означает соблюдение прав и свобод человека, капитализацию и приватизацию промышленных и сельскохозяйственных предприятий, поддержку среднего и мелкого бизнеса и вообще частной инициативы, дальнейшую реструктуризацию промышленности с целью развития передовых технологий, повышение уровня и качества жизни.

Правый фланг системы думских партий России занимает Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), созданная в мае 1990 г. и имевшая свою фракцию во всех трех современных Думах (1993 г., 1995 г., 1999 г.). Лидером партии с её основания является В. Жириновский. Партийный герб – одноглавый орёл на фоне карты Российской империи в границах 1913 г. (включая Финляндию, Аляску и часть Польши). Основные цели: спасение России от «кошмара» реформ 90-х гг. XX века путём укрепления государственности и правопорядка, изменения территориально-государственного устройства (ликвидация национальных образований и введение губерний), укрепление силовых структур и построение таким образом правового государства. Экономика должна быть рыночной, но с изрядной долей государственного регулирования. Во внешней политике, по мнению лидеров ЛДПР, Россия может получить преимущества, если будет ориентирована на бывших союзников СССР (арабские страны, Ирак, Китай, Индию и др.). Устав партии особо выделяет лидера, отдавая ему решение вопросов обычно считающихся коллективными прерогативами (что характерно для правых партий).

В результате выборов в Думу в декабре 1999 г. политические партии получили (в процентах голосов избирателей):

КПРФ – 24.9%

«Единство» - 23.3%

«Отечество – Вся Россия» (ОВР) – 13.3%

Союз правых сил (СПС) – 8.5%

ЛДПР – 5.98%

ЯБЛОКО – 5.93%.

В Государственной Думе были сформированы следующие фракции: КПРФ (93 депутата из них 46 прошли по одномандатным округам), «Единство» (81 и 9 соответственно), ОВР (46 и 32), СПС (32 и 5), «ЯБЛОКО» (21 и 4), ЛДПР (17 и 0). Кроме того депутаты, прошедшие по одномандатным округам создали следующие депутатские группы: «Народный депутат» - 58 депутатов, Регионы России – 39, Аграрно-промышленная группа 37.

Систему думских партий по результатам выборов 1999 г. можно представить следующим образом (см. табл. 11).

Таблица 11. Система думских партий по результатам выборов 1999 г.

Левые силы Центристские силы Правые силы
Фракция КПРФ – 93 депутата Аграрно-промышленная депутатская группа – 37 депутатов Фракция «Единство» - 90 депутатов Фракция ОВР – 78 депутатов Фракция СПС – 37 депутатов Фракция ЯБЛОКО – 25 депутатов Депутатская группа «Народный депутат» - 58 депутатов Депутатская группа «Регионы России» - 39 депутатов Фракция ЛДПР – 17 депутатов
Всего: 130 Всего: 327 Всего: 17

 

Такое построение партийной системы конечно достаточно условно. Мы привели этот пример, чтобы наглядно увидеть процесс трансформации партийной системы России в систему думских партий (фракций и депутатских групп), показать их позиции по отношению к власти, возможности для коалиционной политики и т.д. В дальнейшем система думских партий может менять свою структуру и конфигурацию.

Мы не смогли перечислить все партии России, т. к. в период становления партийной системы много малочисленных партий, исчезающих и появляющихся, меняющих свои названия и программы. Может быть, не всегда точной являются классификации партий, т. к. трудно уловить программные нюансы, а партийные лидеры в период политической нестабильности воздерживаются от четких формулировок. Тем не менее, партийная система России — это реальность, которая будет далее развиваться и совершенствоваться.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое политическая партия?

2. Чем она отличается от группы давления?

3. Перечислите признаки политической партии.

4. Каково место партий в политической жизни общества?

5. Каковы основные функции партии?

6. Разъясните классификацию партий:

— по месту и роли в политической системе;

— по функциональному назначению;

— по идеологии.

7. Что понимается под партийной системой?

8. Какие типы партийных систем вы знаете?

9. Как связана избирательная и партийная системы?

10. Какие существуют избирательные системы?

11. Разъясните смешанную избирательную систему на примере России.

12. Какие вы знаете подходы к классификации политических партий России?

13. На какие силы делится партийная система России по идеологическому признаку?

14. Какие партии представляют левые силы?

15. Перечислите центристские партии России.

16. Назовите партии правых сил.

17. Дайте общую характеристику партийной системы России.

Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.07 с.)