Полупропорциональные и смешанные избирательные системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полупропорциональные и смешанные избирательные системы



Система единого непередаваемого голоса - эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии, Иордании, Вануату), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.

Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе, хотя действует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и не пропасть.

Однако система требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат. Хотя по закону партия может выдвигать столько кандидатов, сколько кандидатов от избирательного округа должно быть избрано, ей может оказаться невыгодным полностью использовать свое право. Если кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Если же кандидатов будет слишком мало, поддержка избирателей окажется использованной не полностью, у партии останутся «лишние» голоса, а, следовательно, она получит меньше мандатов, чем могла бы.

Эта система представляет собой крайнюю разновидность так называемого ограниченного вотума – системы, при которой у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей.

 

ЕПГ – преференциальное голосование, конкуренция внутри партии, для избрания нужна квота – число поданных голосов на число мест +1, и +1. - Ирландия и Мальта.

 

Смешанные системы – это попытка сгладить недостатки тех и других систем. Одной из наиболее известных разновидностей смешанных систем являет­ся германская. Она была введена в действие в 1949 г., однако дол­гое время оставалась редким исключением

Тем не менее, в последние годы, смешанные системы стали получать широкое рас­пространение, особенно в новых демократиях, и в настоящее вре­мя применяются в 27 странах, в том числе в России.

Черты: часть мест заполняется по системе простого большинства по одномандатным округам, остальное – по партийным спискам, избиратели опускают два бюллетеня.

+: соединяет достоинства двух систем, более репрезентативное ЗС, возможно однопартийное правительство, можно выбрать кандидата от округа и проголосовать за другую партию.

-: двойная легитимность, два правительства, округа больше, поэтому они имеют более слабое представительство, централизация партий, чаще всего они все решают и в округах.

 

Смешанные связанные (Германия, Италия, Мексика) и смешанные несвязанные (Армения, Россия, Украина, Хорватия и др)!!!!!

Законы Дюверже»

Он исследует партийные системы (двухпартийность, многопартийность, однопартийность), естественно-исторические условия, конкретные пути и факторы их становления (главным среди последних Дюверже считает избирательную систему); далее, союзы партий – их причины, закономерности, характер политического поведения и эволюции партий в рамках этих союзов; и, наконец, характер взаимодействия политических партий и политических режимов.

На основе данных исследований были сформулированы три закона Дюверже.

1. пропорциональное представительство ведет к многопартийности;

2. выборы по мажоритарной системе в два тура ведут к многопартийности, смягчаемой союзами; - двухблоковая система.

3. выборы по мажоритарной системе в один тур ведут к двухпартийности.

 

Это механические эффекты данных законов. А в чем же заключаются психологические?

Электоральная инженерия. Влияние различных переменных избирательной системы на уровень партийной фрагментации

Как заметил Джованни Сартори в своей знаменитой статье «Политическое развитие и политическая инженерия»: «изби­рательная система — это наиболее легко манипулируемый институт в составе любой политической системы». Действительно, изменение конституции — обычно весьма длительная и трудоемкая процеду­ра, требующая одобрения квалифицированного большинства в пар­ламенте, или общенационального волеизъявления, или преодоления каких-то иных — неизменно высоких — барьеров. Избирательные законы, напротив, одобряются простым парламентским большин­ством, а проследить за их исполнением избирательными комиссиями или иными подобными органами (часто формируемыми без демок­ратической процедуры) просто-напросто невозможно. Не удивительно, что довольно часто предпринимались попытки использовать изменение избирательной системы для достижения тех или иных политических целей (а именно это и называют электоральной инженерией). Некоторые страны побили все рекорды по части такого экспериментаторства. Например, со времен установления Третьей республики во Франции избирательный закон менялся бо­лее дюжины раз.

Анализ показывает, что все основные разновидности представляют собой различные комбинации четырех базовых элементов. Первый из них — это фундаментальный принцип избирательной системы, т. е. основ нос требование, предъявляемое к победителю на выборах. Должен ли он получить абсолютное большинство голо­сов, простое большинство по отношению к кандидату, занявшему на выборах место М+1 (М — стандартное обозначение величины округа), или число голосов, не привязанное к ранжированию кан­дидатов по итогам выборов, по соответствующее то и или иной про­порциональной квоте или системе делителей? Второй элемент — величина округа, которая может быть равна единице или превышать ее. Третий элемент— число голосов у каждого избирателя, которое тоже может быть равно или не равно единице. Наконец, четвертый элемент — структура избирательного бюллетеня, которая опреде­ляет, имеет ли избиратель возможность ранжировать свои предпоч­тения. Если это так, то используется ординальный бюллетень, если нет — категорический.

 

Начнем с мажоритарных систем.

В их возможность электоральной инженерии низка, но возможна. Принцип абсолютного большинства несовместим с ординарным бюллетенем, избирателю бессмысленно иметь несколько голосов.

А принцип простого большинства несовместим с ординарным бюллетенем, и с многомандатными округами.

Таким образом, остается всего несколько классических вариантов мажоритарных систем.

 

Таким образом, главной переменной в мажоритарных системах становится барьер. Чем он больше, тем меньше партий и больше мажоритарность.

 

Что касается пропорциональных систем, то здесь вариацию за­да ют лишь два из четырех параметров— число голосов у избирате­ля и структура бюллетеня. Стало быть, теоретически возможны че­тыре пропорциональные системы. Одна из них не применяется из-за логической несовместимости «многоголосия» избирателей с ординарным бюллетенем.

 

Известную политическую выгоду можно извлечь и этого обстоятельства, что абсолютно одинаковые по численности насе­ления округа нарезать практически невозможно, а это значит, что какие-то территориальные группы населения получают меньшее представительство, чем другие (джерримендеринг). Если величина округа больше единицы, то нарезка округов не повлечет за собой последствий, но в пропорциональных системах есть свои приемы – например манипуляция величиной округа.

 

Чем меньше М, тем ближе к мажоритарной системе и наоборот.

 

Яркий пример таких манипуляция – чилийская система при Аугусто Пиночете, он провел реформу и ввел двухмандатные округа, что способствовало победе двух партий – блоков – левой - КПЧ, и правой. Левые были значительно популярнее и имели большинство.

_____________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.009 с.)