Избирательная кампания, как форма политического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательная кампания, как форма политического процесса



Любая избирательная кампания определяется множеством факторов:

1. Взаимодействие государства и гражданского общества: а) государство превалирует над гражданским обществом, то есть подчиняет его себе; б) государство и гражданское общество находятся в паритетных отношениях друг с другом; в) гражданское общество оказывает существенное влияние на деятельность государства (+/-)

2. Второй фактор связан с классификацией выборов: а) по вертикали власти; б) по территории; в) по системе вотирования – порядок голосования.

3. Принципы выборов: а) принцип всеобщности (есть цензы); б) принцип равного избирательного права; в) непосредственность выборов (прямые); г) состязательность и равенство возможностей; д) тайное голосование; е) общественный контроль; ж) свобода выборов и добровольное участие граждан; з) ограничение сроков выборов (см. Конституцию).

Мажоритарная – депутатские места достаются тому, кто собрал большинство голосов. Большинство бывает абсолютное (50% +1 голос), относительное, квалифицированное (2/3, ¾ от общего числа поданных голосов)

Пропорциональная – предполагает распределение депутатских мандатов между партиями в соответствии с числом голосов, поданных за каждую из них

Модернизация представляет собой социально-политические, экономические и культурные изменения. Изменения – это внутренняя и/или внешняя трансформация явления или процесса в пространстве и во времени. С термином «изменение» часто изменяют термин «развитие». Развитие означает поступательное движение, переход от одного состояния явления или процесса к другому. Развитие проявляется через увеличение или уменьшение каких-то признаков, а так же через возникновение новых и исчезновение старых признаков. Развитие включает в себя восходящую линию (прогресс – направление от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему, от простого к сложному), нисходящую линию (регресс, который может включать в себя момент застоя).

Причины социально-политических изменений:

1. Экономические

2. Политические (конфликты, войны, революции)

3. Культурные

4. Социально-психологические причины (привыкание, насыщение, жажда новизны)

5. Демографические (колебание численности населения, перенаселение, миграции, процесс смены поколения)

6. Природные причины (истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, природные катаклизмы)

Термин развития шире термина изменения. Чтобы происходило развитие, необходимо накопить изменение.

В общем виде термин модернизация означает развитие всех сфер современного общества с целью достижения уровня экономически процветающих и политически стабильных стран Западной цивилизации. Модернизация современного российского общества осуществляется через систему социально-экономических, политических и культурных изменений.

Основные изменения в экономической сфере:

1. Рыночная экономика открытого типа с господством частного сектора, который мирно сосуществует с государственным сектором, а так же с трудовой акционерной собственностью, со смешанным капиталом и кооперативным сектором. Все это смешанная форма собственности.

2. Высокий уровень развития производительных сил.

3. Внедрение новых технологий, автоматизация, компьютеризация.

4. Экспорт готовой продукции превышает ее импорт.

Основные показатели в экономической сфере – ВВП и ВВП на душу населения.

Социальная сфера:

1. Формирование устойчивой социально-классовой структуры с преобладанием среднего класса. У среднего класса а) наличие собственности в различной форме (недвижимость, счет в банке, накопленное имущество); б) высокий уровень образования; в) профессия, имеющая престиж в обществе; г) стабильный доход

2. Высокая продолжительность жизни и здоровье нации

3. Массовое потребление товаров и услуг

Политическая сфера:

1. Становление и укрепление национальных суверенных государств

2. Укрепление правовых структур государственности

3. Реальное разделение основных ветвей власти

4. Расширение и углубление демократических процессов

5. Развитие гражданского общества

6. Активизация политического участия населения

7. Развитие многопартийности

8. Как результат всего вышесказанного – становление «социального государства»

Культура:

1. Высокий уровень образования всего населения

2. Высокий уровень профессионализма

3. Религиозно-конфессиональная толерантность

4. Распространение либеральных ценностей

5. Плюрализм художественного творчества в искусстве

6. Формирование автономно-свободной личности

Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новой реальности, создавая новые виды политических институтов и организации. Этот процесс обусловлен как объективными факторами (социально-экономическими, культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить эффективные изменения в политической системе)

Теории модернизации

Эти теории возникают в США и развиваются как своего рода философское обоснование внешнеполитического курса США в отношение стран третьего мира – Азии, Африки, Латинской Америки, которые рассматривались как потенциальный ресурс, способный обеспечить мировое лидерство США. Они получили активное распространение в 60-70х годах. Деятели модернизации: Хантингтон, Берингтон, Штомпка, Алманд, Сидней Верба.

В рамках современных концепций выделяют два исторических типа модернизации:

1. Спонтанная (добровольная) модернизация. Она характерна для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к постиндустриальному обществу в результате длительного исторического развития

2. Вторичная модернизация. Характерна для стран, отставших в своем развитии и пытающихся догнать передовые страны (первый тип) ускоренным способом, за счет использования их опыта. К этой группе относятся развивающиеся страны – это Африканские страны, страны Латинской Америки, Океания.

3. Отдельно выделяют страны (общества) позднего старта.
Сюда входят Россия, страны Восточной Европы, Китай, Индия, Италия и Япония. В этих странах сильно развит государственный сектор в экономике, поэтому эти страны еще не достигли уровня модернизации первого типа, но далеко ушли от стран второго типа.

????????????????

Противоречие – антагонистическое, неантагонистическое.

Конфликт является апогеем развития противоречия. Конфликт – это столкновение двух или более равнонаправленных сил с целью реализации своих интересов в процессе противоборства.

 

 

Динамика конфликта. Этапы.

1. Конфликтная ситуация

2. Эскалация конфликта

3. Пиковые отметки

4. Спад конфликта (связан с усталостью сторон от участия в конфликте)

5. Исход конфликта. Альтернатива 1 – конфликт завершен частично. Альтернатива 2 – конфликт завершен полностью.

6. Постконфликтный синдром – это состояние напряжения, которое присутствует у каждого из участников конфликта. Здесь явления а) перманентность конфликта; б) многомерность конфликта могут стать реальностью. Перманентность – означает постоянно действующий конфликт. Многомерность – противоположные стороны продолжают конфликтовать, но причины уже иные.

Разновидности конфликта.

Основания для конфликта могут быть самыми разнообразными.

1. По степени значимости конфликта: а) глобальные; б) межгосударственные или региональные; в) внутригосударственные

2. По сферам общества: экономический, социальный, политический, культурный

Политический конфликт – это такое состояние политических отношений, в которых участники ведут борьбу за:

1. Статус

2. Власть

3. Ресурсы

Целью этой борьбы является либо нейтрализация соперника, либо нанесение ущерба, либо его уничтожение.

Три типа политического конфликта: конфликт интересов (конфликты между правящими и оппозиционными партиями, между различными государствами за влияние или мировое господство, между различными социальными слоями); ценностные конфликты (характерны для развивающихся государств с неустойчивой политической системой, где борьба идет вокруг интерпретации и внедрения ценностей: свобода, демократия, справедливость); конфликт идентификации – национальный или религиозный конфликт (расовый, языковой и так далее).

 

ЛЕКЦИЯ

Силовое, политика статуса кво, мирное урегулирование

Провокация

В ходе борьбы за власть, статус, ресурсы, противоборствующие стороны часто используют провокации. Провокация – термин латинского происхождения, в переводе означает «бросающий вызов».

Провокация – это прием политического противоборства, который включает в себя специально организованные акции подрывного характера, в целях вызова ответных мер со стороны противника и использования их последствий для:

1. Дестабилизации обстановки

2. Эскалации насилия

3. Дискредитации политики отдельных лидеров, либо партий, либо государств в целом

4. Дезинформации общественного мнения

Функции провокации:

1. Функция предлога. Casus belli – повод к войне

2. Функция дестабилизации внутренней и внешней обстановки

3. Функция дискредитации лидеров партии государств и их политики. Использование не только реальных факторов, но и вымысла и клеветы

4. Функция дезинформации. Использование по 3-4 каналам СМИ информации. Эта информация может искажать факты, давать одностороннюю оценку происходящего (замалчивание и фрагментарная подача информации), они используют вымысел, утку

5. Функция дезориентации общественного сознания

 

Политическая культура

1. Определение политической культуры

2. Характеристика политической культуры в сфере сознания и поведения

3. Типы политических культур

4. Функции политической культуры

5. Российский феномен политической культуры

Первый, кто употребил этот термин, был Иоганн Гердер.

Толчком к исследованию феномена политической культуры стало сравнение разных политических систем в разных странах мира после второй мировой войны. Почему одни и те же политические институты в разных странах работают по-разному? А некоторые, перенесенные из Америки в Азию не работают вообще? => ученые пришли к выводу, что политические системы и их институты функционируют должным образом только тогда, когда введены в адекватный им культурный контекст, а субъекты политического процесса обладают соответствующими культурными характеристиками.

Культуры – от латинского cultura, что означает «возделывание, облагораживание» - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в:

1. Продуктах материального и духовного труда

2. В системе норм и ценностей

3. В совокупности отношений людей к природе, к друг другу и самому себе.

 

 

Политическая культура является частью общей культуры. Существует более 30 определений политической культуры.

Первое: Габриэль Алманд и Верба в работе «Культура гражданина» и работе «Политические отношения и демократия в пяти странах». Первое определение сводилось только к сфере политического сознания, к совокупности психических состояний индивида. На сегодняшний день, наиболее часто употребляемое в политологии определение звучит так:

Политическая культура – это совокупность политического сознания и политического поведения.

Есть более широкое определение политической культуры (научное, необязательно): система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, а также моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура имеет структуру:

1. Общая или господствующая политическая культура – совокупность норм и ценностей, превалирующих в данном обществе в данное время

2. Субкультура – часть политической культуры, характерная для определенных сегментов общества (студенчество, национальные сегменты, деление по профессиональному признаку, пенсионеры и так далее)

3. Контркультура – все виды девиации.

Политическая культура не остается застывшей, а постоянно развивается вместе с ее носителями. Политический опыт, при передаче от поколения к поколению, подвергается воздействию внешних и внутренних факторов, которые либо укрепляют, либо видоизменяют, либо разрушают существующую политическую культуру.

Характеристики политической культуры в сфере сознания и поведения

В сфере сознания:

1. Степень интереса субъекта к политике (большой, средний, малый, полное отсутствие интереса)

2. Уровень политического сознания (политическая психология и идеология)

3. Отношение субъекта к существующей политической системе (позитивное, негативное, индифферентное)

4. Отношение к другим участникам политического процесса (толерантность, сотрудничество, конфликт)

5. Отношение к правовым и моральным нормам

6. Готовность принять личное участие в политических акциях

7. Самоидентификация субъекта

В сфере поведения:

1. Формы и степень участия в политической жизни общества

2. Формы и уровень взаимодействия с гос.институтами (сотрудничество, конфронтация, несотрудничество)

3. Формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (членство или не членство в партиях)

4. Тип поведения: реформаторы, консерваторы, молчаливое большинство и экстремисты

Типы политической культуры

Все существующие политические культуры рассматриваются как комбинации трех логических (идеальных) типов по Максу Веберу.

1. Патриархальный тип политической культуры: характеризуется отсутствием у граждан интереса к политической жизни. Встречается в отсталых странах. В этих обществах не существует специализированных политических институтов и политических ролей (де факто). Подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и не имеют установок на ее изменение.

2. Подданнический тип политической культуры: отличается сильной политической ориентацией на политическую систему, при низкой индивидуальной активности граждан. Этот тип встречается сегодня в обществах, где почтение к монаху или политическому лидеру сочетается с высоким гражданским сознанием и личным участием в политической жизни.

3. Партиципаторный тип политической культуры: отличается тем, что граждане заинтересованы в политическом участии и в политической жизни в целом так, как с помощью политики они достигают своих целей и реализации интересов.

В реальной политической жизни чистых типов политической культуры нет. Чаще всего образуются смешанные типы с преобладанием тех или иных компонентов.

Кроме выше предложенной типологии политической культуры, может использоваться территориально-национальная типология политической культуры, например политическая культура США, Италии и так далее.

Функции политической культуры:

1. Нормативная – задает индивидам, социальным группам и социальным общностям, а также обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и политического поведения; обозначает границы дозволенного в политической сфере; фиксирует иерархию политических ценностей (что важнее – интерес государства, общества или отдельной личности?)

2. Воспитательная – формирует определенный тип человека политического, адекватного данной политической системе

3. Мобилизационная – организует граждан на решение определенных социальных и политических задач

4. Интеграционная – обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данному обществу, то есть сплачивает людей

 

Внешняя политика и международные отношения

План:

1. Определение внешней политики, ее субъектов, целей, функций, форм осуществления, дипломатия, как средства достижения политических целей

2. Международные отношения, Основные принципы формирования МО, национальные интересы и национальная безопасность МО, национальные интересы России, современные тенденции развития МО

3. Международные организации в МО

4. Основные положения геополитики, как науки

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности.

К субъектам внешней политики относят:

1. Государство (существует около 230 государств)

2. Всемирные или региональные международные организации

3. Партии, общественные организации и движения и профсоюзы

Внешняя политика является вторичной по отношению к внутренней, так как деятельность государства ан международной арене обусловлена развитием экономической, финансовой, научно-технической, культурной, демографической систем.

Основными целями внешней политики являются:

1. Обеспечение безопасности данного государства

2. Стремление к увеличению потенциала страны (экономического, финансового, военного, интеллектуального, научно-технического и так далее)

3. Рост престижа данного государства на международной арене

Основные функции внешней политики:

1. Оборонительная – противодействующая любым проявлениям агрессии со стороны других стран

2. Представительно-информационная функция – информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства

3. Торгово-организаторская – направлена на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами

 

Формами традиционного осуществления внешней политики являются:

1. Установление дипломатических отношений и/или снижения их уровня, приостановка, разрыв, объявление войны

2. Открытие представительств государств при всемирных или региональных международных организациях, либо прямое членство в них

3. Сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и общественными организациями

4. Осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических или регулярных контактов с представителями государств, партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений, но в диалоге с которыми заинтересованно по тем или иным причинам

Главным средством для достижения внешнеполитических целей и реализации функций внешней политики является дипломатия. Дипломатия – это совокупность невоенных, практических мероприятий, приемов, методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач со стороны руководства государства.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся:

1. Официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне

2. Подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера (Король Саудовской Аравии, Бжезинский по поводу СССР)

3. Участие в международных конференциях, конгрессах и совещаниях

 

1. Политическая партия как элемент политической системы

2. Национальные интересы России в современном мире

3. Национальные интересы и национальная безопасность в международных отношениях

4. Модернизация общества, основные исторические типы модернизации

5. Структура политической системы, краткая характеристика ее подсистем (Алманд)

6. Современные тенденции развития международных отношений

7. Политическая система и механизм ее функционирования (Истон)

8. Международные организации и их роль в современном мире

9. Политическая культура, ее основные виды (Вебер)

10. Формы осуществления внешней политики: дипломатия и ее методы

11. Международная безопасность и способы ее обеспечения

12. Формы государственного устройства

13. Форма государства и три его составляющие

14. Национальная безопасность государства, общества, личности

15. Особенности российской политической культуры

16. Международные отношения и факторы, определяющие их становление и развитие

17. Политическая культура, ее сущность и основные функции в обществе

18. Основные принципы формирования международных отношений

19. Объективный и субъективный фактор становления российской политической культуры

20. Определение внешней политики, ее субъектов, целей и функций

21. Объект и предмет политологии и ее функции

22. Политическая модернизация и ее основные характеристики

23. Место и роль теории политики в структуре политологии

24. Типология политических систем в Западной и Отечественной политологии (Алманд)

25. Политическое сознание и его уровни

26. Определение политического процесса, его содержание и сущность

27. Государство, как основной элемент политической системы. Основные признаки государства

28. Способы реализации политического процесса

29. Структура и функция государства

30. Политические провокации и их функции

31. Тоталитаризм, как политический режим и его особенности (по Бжезинскому)

32. Методы разрешения политических конфликтов

33. Авторитаризм, как политический режим и его особенности (отличия от тоталитаризма)

34. Политический конфликт и его разновидности

35. Демократия, как политический режим и ее формы

36. Основные этапы динамики конфликта и их характеристики

37. Полиархия, как современная модель демократии и ее основные признаки

38. Противоречия и конфликт, их сущности и разновидности

39. Типология современных партий по Дюверже

40. Разделение власти, вертикаль политической власти

41. Типология партийных систем по Сартари

42. Разделение власти по горизонтали. Основные признаки ЗИС.

43. Определение категории «власть» в политологии

44. Полиархия, как современная модель демократии. Объективные условия ее формирования

45. Типология политической власти, основные элементы деятельности власти

46. Демократический транзит, сущность и основные этапы

47. Средства власти и ее ресурсы

48. Характеристика основных форм политического процесса

49. Формы государственного правления

50. Политические отношения, особенности их формирования и развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.088 с.)