Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология партий по Морису Дюверже

Поиск

В основу типологии Мориса Дюверже был положен принцип организационной структуры партий. Все существующие партии можно подразделить на организационно оформленные и организационно неоформленные.

Организацонно-оформленные:

1. Членские взносы и членские билеты

2. Иерархия партийной власти

3. Первичные организации

4. Постоянные партийные конференции и съезды, которые проводятся периодически

5. Партийная дисциплина

6. Партийные лидеры и их помощники рассматривают свою партийную работу как профессиональную деятельность – они получают з/п за свою партийную работу.

В условиях демократического режима о-оф партии чаще всего встречаются у анти-системной оппозиции (ультра-правые, ультра-левые, националистические партии).

Исходя из этого принципа он разделил партии на кадровые и массовые.

Кадровые – организационно-неоформленные партии. Сюда входят наиболее известные люди (кадры) страны в различных сферах жизнедеятельности общества, начиная от спорта, медицины, шоу-бизнеса, заканчивая наукой и известными бывшими государственными деятелями. У этих партий отсутствует механизм приема в партию и официального членства, кроме кадров. Эти партии носят так называемый электоральный характер – они оживляют свою деятельность только во время выборов. Классический пример – все наши партии, кроме ультра. Но все пошло от США – партия демократов и республиканцев.

Массовые партии – партии организационно-оформленные. К ним тяготеют коммунисты, некоторые социал-демократы и почти все представители антисистемной оппозиции. Для них характерны:

1. Высокая численность

2. Формализованная партийная структура, основанная на выборах снизу доверху

3. Жесткая партийная дисциплина

4. Постоянная взаимосвязь между членами партии и ее руководителями

5. Кроме электоральной деятельности большая роль отводится идейно-воспитательной работе и рекрутированию новых членов (экскорпорация – вывод из состава элиты.

Типология партий по Морису Дюверже на сегодняшний день дополняется еще двумя видами партий:

-catch-all-party – партии народного недовольства. Для них характерно: отсутствие фиксированного массового членства; лидер партии – известная личность в стране; отсутствие жестких социальных ориентиров в программных документах; обращение к общечеловеческим ценностям.

----------------

Партия новой волны – децентрализованный механизм структуры партии, который предполагает жесткий контроль снизу за деятельностью руководства партии и ее депутатов. Основа таких партий – низовые структуры или партийные ячейки, которые формируются в различных сферах общественного производства.

Ротация – круговорот политиков

Для эффективной связи руководства партии и депутатов с низовыми структурами распространена

Род – только кровная родственная связь

Нация: язык, культура, экономика, религия, государство, определенная социальная структура.

Народ – совокупность представителей множества национальностей или этносов. Этнос и национальность – это одно и то же.

Этнические группы – это группы людей разной национальности, но населяющих одну территорию единого государства.

Этнографические группы – это группы людей одной национальности, но населяющие разные территориально-административные единицы.

Классификация партийных систем по Джованни Сартари:

Основа классификации составляет принцип от монополии власти к политическому плюрализму.

1. Однопартийные системы – эти системы характерны для авторитарных и тоталитарных режимов. Предполагают тотальный контроль одной партии над всем обществом и слияние партийной элиты с госаппаратом.

2. Система партии гегемона. Страны Восточной Европы, входившие в мировую систему социализма. При формальном наличии нескольких партий в политической системе реальное руководство обществом осуществляется одной партией гегемоном.

3. Система доминирующей партии. Это больше для демократической системы. В этих системах существует множество партий, но реально правит одна. Япония, Индия.

4. Двухпартийные системы, бипартизм. США, Великобритания.

5. Система умеренного плюрализма. Это от 3х до 5ти партий. Все они в разное время на протяжении многих лет приходят к системе. Франция, Бельгия

6. Система крайнего плюрализма. От 6ти до 8ми партий. Поляризация партийного спектра, правых, левых, центральных, ультра. Нидерланды, Финляндия.

7. Атомизированные или нуклеарные системы. Больше 8ми партий. Здесь происходит рассредоточение политического влияния и политических ролей. Малайзия.

Функции партий:

1. Достижение государственной власти, удержание, реализация.

2. Идеологическая

3. Функция социального представительства

4. Функция политической социализации

5. Интегративная функция – наращивание электората.

ЛЕКЦИЯ

2.Планирует и создает условия для реализации задач в хозяйственной жизни страны.

3.Обечпечивает повседневный быт своих граждан

4.Занимается вопросами образования и культуры

5.Обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность страны

Особенность этой ветви власти в том, что она не только исполняет законы, но и сама создает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Исполнительная власть осуществляет свою деятельность за закрытыми дверьми и поэтому, при отсутствии надлежащих сдержек, она может подчинить себе и законодательную и судебную власть. Сдерживать исполнительную власть можно с помощью: 1. Регулярная подотчетность исполнительной власти перед законодательной, которая и де-юре и де-факто имеет право контроля; 2. Неутверждение гос.бюджета, лишение Правительства средств; 3. Объявление вотума недоверия или импичмента Президенту или Правительству или отдельным его членам.

Судебная власть

Включат в себя государственные институты и организации, представляющие собой независимые государственные учреждения. Любой суд не является репрессивным органом. Он защищает право, пресекая правонарушения. Судебная власть воздействует и на законодательную и на исполнительную власть.

Конституционный суд решает спорные вопросы, связанные с правонарушениями внутри законодательной и исполнительной власти.

Высший Арбитражный Суд решает спорные вопросы, вынося свое собственное решение и делая это решение обязательным к исполнению для участников конфликта.

Верховный Суд разрешает конфликты между гражданами по их апелляциям.

Кроме перечисленных выше трех ветвей власти в обществе существует еще несколько видов власти, которые имеют значение в сфере политики.

1. Власть скрытых действий легальных организаций или институтов

2. Деятельность органов гос.безопастности, разведки, МВД

3. Власть нелегализованный политических и не политических структур

4. Власть нелегальных теневых противоправных структур

5. Власть СМИ

Средства власти и ресурсы власти

Средства власти делятся на две большие группы:

1. Средства, порожденные самим обществом (общественные нормы, традиции, общественные настроения, обычаи и так далее)

2. Средства, возникающие в сфере политики (юридические нормы, подзаконные акты, приказы, распоряжения, декреты, уставы, то есть все виды принуждения, основанные на действующей системе права, авторитете, насилии + экономическое принуждение)

Ресурсы власти:

1. Экономические, политические, социальные, военные

Экономические: а) уровень развития промышленного и с/х производства; б)стабильность финансовой системы; в)наличие природных ресурсов; г)показатели ВВП; д)соотношение экспорта и импорта готовой продукции. Экспорт сырья или экспорт готовой продукции.

Политические: а)политическое пространство – территория страны; б)политическое время – это то время, которым наделена власть для реализации поставленных целей;в)доверие власти со стороны граждан, участие граждан в политическом процессе и формы их участия; г)международный престиж страны – авторитет страны на международной арене, который связан со многими составляющими; д)стабильность в стране

Культурный: а)уровень образования нации; б)уровень профессиональной подготовки; в)социальные нормы и социальные ценности, лежащие в основе национального сознания

Социальные: а)количество и качество населения

Военные: а)количество и качество современного вооружения; б)боеспособность; в)начальная военная подготовка

Легитимность власти

От латинского «legitimus» - законный.

Этот термин не означает юридически оформленной законности власти. Для этого существует термин «легальность». Легитимность в политике означает:

признание

объяснения деятельности существующей власти.

оправдание

Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

С термином «легитимность» связан термин «господство»

Господство – абсолютное или относительное подчинение одних людей другим.

Большой вклад в разработку проблем власти, легитимности господства внес Вербер, который считал, что законность и легитимность является нормой и точкой отсчета при постановке вопроса господства. Выделяется 3 идеальных типа легитимности политической власти:

1. Традиционный – основан на вере в священность власти, на привычке подчиняться любым представителям власти, а также на политической культуре данного общества (моральные нормы, стереотипы поведения, традиции, обычаи). Этот тип характерен для стран феодальной Европы и стран, исповедующих Ислам.

2. Рационально-легальный - (демократическое государства, где люди верят в справедливость существующих законов и поэтому подчиняются действиям власти. Правовые принципы (законы) в этом типе легитимности безличны, свободны от ценностных моментов, этим принципам (законам) подчиняются и управляемые и управляющие.

3. Харизматический – тип господства, основанный на вере населения в исключительную уникальность качеств политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующемся обществе.

В чистом виде ни один вид не существует, всегда есть сочетание нескольких типов.

Политический процесс

1. Определение политического процесса, его содержание, сущность и структура

2. Способы реализации политического процесса

3. Субъекты политики

Политический процесс – динамика развития политической жизни, иначе говоря – это все, что происходит в политической жизни.

Содержание включает в себя:

1. Социально-экономические и политические условия протекания политического процесса

2. Субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также сам объект

3. Политические интересы субъектов в процессе политического взаимодействия

4. Взаимодействие субъектов в форме борьбы или сотрудничества

Сущность политического процесса заключается 1. в производстве и воспроизводстве различных элементов политической системы (а также политической культуры и механизма властвования). 2. В производстве за счет политической системы определенного социального порядка и/или социальных изменений.

Политический процесс осуществляется через борьбу людей за свои интересы. Формы этой борьбы определяют структуру политического процесса.

Формы политического процесса:

1. Реформа – нововведение (инновация) любого содержания, при сохранении основ экономического и политического строя.

2. Революция – коренной переворот в экономической, социальной, политической и культурной сферах общества, устраняющий основные конфликты в этих сферах и устанавливающий у власти наиболее передовой класс. Революция – это определенная форма политического конфликта, направленная на быстрое изменение фундаментальных основ в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Как правильно осуществляется насильственным путем – вооруженным восстанием и сопровождается гражданской войной. Однако существует мирные формы революций – бархатные – революции в Восточной Европе в конце 80-начале 90х годов. В независимости от формы проведения революции, главным признаком любой революции является: смена формы собственности, переход государственной власти от одного класса к другому классу.

3. Восстание – открытое выступление каких-либо социальных групп или общностей против существующей политической власти.

4. Политический кризис – форма, представляющая собой момент наивысшего обострения противоречий, требующий немедленных политических преобразований в политической системе общества.

5. Прямое политическое действие – непосредственное влияние граждан на органы власти через использование разнообразных форм политической активности (митингов, демонстраций, забостовок)

6. Конфликт

7. Избирательная кампания

8. Модернизация

Для начала любой революции необходимы объективные причины. Они связаны, как правило, с резким ухудшением социально-экономической и политической обстановки в стране (стопор в экономике, отсутствие продуктов и товаров первой необходимости, отсутствие з/п, увеличение негативной девиации). В политической сфере - невозможность реализации власти и управление обществом со стороны политической системы. Внешняя опасность (интервенция). Ленин, определение революционной ситуации – объективный фактор развития революции. Он состоит из трех элементов: а) увеличение выше обычного нужды и бедствий народных масс; б) увеличение революционной активности народных масс; в) кризис верхов, когда низы не хотят жить по старому, а верхи не могут управлять по-старому. Кроме объективных условий для возникновения революции необходим еще субъективный фактор: а) наличие революционного класса; б) наличие революционной партии с харизматическим лидером.

Польский политолог Петр Штомпка выделил 10 последовательных стадий развития революции:

1. Предреволюционная, которая связана с общим кризисом и возникновением революционной ситуации, а так же консолидацией революционного класса под эгидой революционной партии

2. Стадия революционных изменений: а) свержение старого режима власти; б) установление новых форм правления и устройства общества; в)организация новых экономических основ, социальной структуры, культуры (формирование новой системы ценностей и идеологии)

3. Стадия массового насилия и террора, гражданской войны между сторонниками старого режима (1), умеренными реформаторами (2) и радикалами (3).

4. Стадия восстановления законности и порядка. Происходит отказ и частичное возвращение к прежним структурам и ценностям (Россия 1991-1993), так как любое общество обладает способностью к самосохранению. Отсюда – здоровый консерватизм со стороны общества, инерция и, как правило, неприятие инноваций, не прошедших проверку временем. Чрезмерный революционный радикализм через определенный промежуток времени вынужден отступить под давлением прежней политической культуры, социальных институтов и просто здравого смысла.

Каждая революция может проходить мирными (сверху) и не мирными путями, то есть путем восстания, включая вооруженные восстания.

Цветные революции (на постсоветском пространстве) – переворот, связанный со сменой политических элит, главная цель которого – замена национальной элиты на прозападную элиту, как правило негативно настроенную по отношению к России. Для всех цветных революций характерны следующие признаки:

1. Системный кризис (аномия – разогрегированность всех подсистем, структур, социума, общественная девиация доходит до 50% и выше) в обществе не преодолен.

2. Новый класс не приходит к власти

3. Произошел передел собственности между элитой и контрэлитой (Элита – небольшая часть населения страны, которая обладает четырьмя преимуществами перед всеми остальными: материальное, интеллектуальное, моральное, способность к управлению другими людьми. Впервые это было озвучено Гаэтано Моска – основоположником элитологии) Контрэлита – оппозиция элиты, которая обладает всеми качествами элиты, однако в силу объективных и/или субъективных причин не пришедших к власти. Антиэлита – псевдо элита в силу объективных и субъективных причин пришедшая к власти, работающая только на реализацию своих собственных корыстных интересов, придающая и продающая свой народ и свою страну.

4. Спонсируются Западом для решения проблем западной цивилизации и удовлетворения их интересов (ресурсы)

5. Цветные революции сопровождаются провокациями, фальсификациями истории, шовинизмом и русофобией.

Любая цветная революция представляет собой переворот и не имеет никакого отношения к революции. Арабская весна – для стран зоны Персидского Залива это революции «бесцветные» (начались с 2008 года), которые отличаются тем, что они менее организованны, деятельность прозападных и западных организаций в политическом процессе сведена на нет, либо сильно завуалированная, ротация элит может не происходить, а может происходить с учетом религиозного фактора, революции без цвета сопровождаются ожесточенным сопротивлением со стороны властвующей элиты. Тунис, Египет, Ливия.

Форма политического процесса – восстание. Специфика восстания – массовый характер. Революции могут проходить в форме вооруженного восстания.

Разновидности восстания:

1. Бунт – стихийное, неорганизованное выступление масс без четко осознанной цели

2. Путч – главным образом выступление офицерских групп с целью установления военной диктатуры

3. Мятеж – вооруженное восстание, преследующие реакционные цели, связанные с устранением политических лидеров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.103.185 (0.011 с.)