Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и типы политических партийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3. Общественные организации и их роль в политической жизни 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В сфере политики, наряду с таким субъектом, как государство, существует и действует система негосударственных политических институтов, центральное место среди которых занимают политические партии. Политические партии в современном их понимании возникли сравнительно недавно - во второй половине XIX века. В истории партий Макс Вебер выделил три этапа: 1) партии как аристократические группировки, 2) партии как политические клубы и 3) современные массовые партии. Это деление истории политических партий принято в политологии. Два первых этапа можно считать предысторией политических партий, имея к виду, что граница между массовой партией XIX века и ее предшественниками более ранних эпох, не очень отчетлива. Все три стадии прошли две английские партии - либеральная (виги) и консерваторов (тори). История других современных партий короче, и значительное их большинство сформировалось сразу как массовые партии. Первой массовой партией было основанное в 1861 году Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 году возникла первая массовая рабочая партия Всеобщий немецкий рабочий союз, основанным Ф.Лассалем. В Японии, первой из восточных стран, импортировавшей западные институты, партий не было вплоть до Первой Мировой войны. Политические партии появляются лишь тогда, когда общество достигает соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко осознают свои интересы. Для этого необходимы кристаллизация и институционализация интересов социальных групп, блоков и объединений других элементов гражданского общества, какой-то минимум демократической политической культуры. Политическая партия - это активная организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями, идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление. В основе деятельности партий могут лежать различные групповые (классовые) интересы. Тем самым через представителей партии население заявляет о своих общественных требованиях органам государственной власти. Правящие структуры также используют партии для обращения к народу за поддержкой, особенно это характерно в период предвыборной кампании. Деятельность партий является важным механизмом распределения и перераспределения властных ресурсов. Таким образом, партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в ее осуществлении. От других общественных объединений, действующих на политической арене (групп давления, профессиональных и предпринимательских союзов и т.п.), партии отличаются своим стремлением к завоеванию политической власти или ее осуществлению, участием в выборах, в парламентской деятельности, в правительстве; цели партий носят более глобальный характер, чем специфические цели других общественных организаций. Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы. С борьбой между ними связано решение вопроса о политической власти - ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, в их реализации. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ее кандидатов на выборах в государственные органы, образуют ее электорат (от англ. «elector», франц. «electeur» - избиратель). Те социальные слои или региональные общности, к которым принадлежит основная масса электората, составляют социальную базу партии. Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. Функции политических партий зависят как от конкретных условий, так и от характера политического режима. В соответствии с классическим подходом, партии в представительной системе осуществляют, по меньшей мере, четыре функции: 1)определение цели, 2)формирование общественного мнения, 3) отбор кандидатов и 4)обеспечение условий деятельности депутатов. Функции политической партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, отражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних. К собственно внутренним задачам относится подбор и расстановка членов партии, формирование партийной кассы, регулирование имущественных или других отношений между первичными партийными организациями и центром, между партийной элитой и рядовыми членами партии, издание и распространение партийной прессы. Осуществление же внешних задач предполагает: борьбу за завоевание и использование политической власти; выработку программ развития общества; обеспечение связи масс с государственными структурами; отбор и рекрутирование политических лидеров и элит в структуры власти; участие в управлении делами общества; согласование собственных интересов, целей и программ с другими участниками политического процесса; осуществление политической социализации граждан. Основным способом решения этих задач является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы власти и борьба за их избрание, при этом партии максимально пытаются склонить к поддержке своих кандидатов как можно большее число граждан. Партии, которые одержали победу на выборах или сумели провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, правительства, в подборе и расстановке управленческих кадров. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально они действовали только в период избирательных кампаний, не имели постоянно действующих местных организаций. Политические партии с привычными для нас признаками, такими, как оформленное членство в партии, строгая организационная структура, наличие партийных билетов у всех членов партии, издаваемая партией печать, сформированный партийный аппарат, четко обозначенная партийная идеология и разработанная партийная программа, значительные финансовые ресурсы, развернутая система подготовки партийных руководителей появились с возникновением массового рабочего движения. В организационно неоформленных партиях нет перечисленных выше признаков, а для того, чтобы считаться членом той или иной партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известным примером такого типа партий являются республиканская и демократическая партии в США, где в 30-е годы XX века была создана двухпартийная модель формирования органов власти. Те общественные слои, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальною базу, а избиратели, регулярно отдающие ей свои голоса на выборах, - ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс. Либерально-демократическое направление поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели), аграрные партии опирались на крестьянство. Партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части зажиточного крестьянства и средних слоев. В большинстве стран статус и деятельность партий регулируются специальными законами или конституционными нормами. Зачастую эти законы представляют собой довольно объемистые кодексы, детально расписывающие функции партии на общенациональном и местном уровнях. Законом определяются процедуры и правила избрания делегатов на партийные съезды или конференции, сроки и порядок их проведения, порядок внесения кандидатов партии в избирательные бюллетени, правила расходования кандидатами партийных денег на агитационные и другие цели. Деятельность политических партий в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 г. «О политических партиях». Он содержит целый ряд требований к партии в отношении ее численности, организации, названия и символики и др. Несоответствие партии тем или иным требованиям Закона влечет отказ в ее регистрации на территории РФ, а невыполнение требований в процессе существования партии может привести к прекращению ее деятельности в соответствии с тем же Законом. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям (ст.3, п.2): она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации; в партии должно состоять не менее сорока пяти тысяч членов (с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов); руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. Таким образом, в Российской Федерации, как и в большинстве государств, существует государственно-правовое регулирование деятельности политических партий, обеспечивающее им нормальное функционирование в цивилизованных условиях.
2. СТРУКТУРА И ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В структурном отношении в партии можно выделить несколько уровней. На верхней ступеньке находятся партийные лидеры, партийная элита. Это генеральный секретарь или председатель партии, члены политбюро, президиума и секретариата, партийные представители в государственном аппарате, члены Центрального комитета, секретари региональных партийных организаций. Следующий иерархический уровень представлен партийными активистами, идеологами партии, лекторами, пропагандистами, редакционными коллективами партийной печати. Третья ступенька - это рядовые члены партии. Они представляют основную массу партийного состава. Наконец, самый размытый и неопределенный уровень это сторонники партии, т. е. люди, активно поддерживающие партию в политической жизни, обеспечивают кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Естественно, такая иерархия во многом носит условный характер и в разных странах имеет свою национальную специфику. Политические партии отличаются друг от друга по нескольким признакам. Важнейшими из них являются организационная структура партии и членство в ней. По этому признаку М. Дюверже выделял партии массовые и кадровые. Массовые партии характеризуются, прежде всего, многочисленностью состава, тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Социальный состав массовых партий ориентирован на рабочих, крестьян, мелких ремесленников. Их организационная структура формируется, как правило, до завоевания партиями определенных рубежей на выборах и проведения своих кандидатов в органы власти. В большинстве своем партии этого типа имели левую ориентацию. Массовые партии отличаются высокой степенью идеологизированности. Идеология используется для активной политической мобилизации. Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, а в промежутках их активность заметно снижается. Свои задачи партия решает подбором кадров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. Этому принципу следуют многие европейские партии консервативной ориентации. Они стараются мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь на спою сторону максимально большее число избирателей из различных социальных слоев независимо от их идеологической ориентации. Большинство европейских либеральных и консервативных партий являются кадровыми. Подавляющее большинство политических партий, действующих в Российской Федерации, по организационной структуре относятся к массовым. По отношению к правящему режиму партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящими являются партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Это может быть одна партия или коалиция партий. К оппозиционным партиям относятся те партии, которые по результатам выборов лишены возможности осуществлять правительственные функции. Их предназначение в том, чтобы систематически критиковать деятельность правительства, предлагать альтернативные варианты решения возникающих социальных проблем, контролировать действия властей с точки зрения их соответствия конституции, предвыборным обещаниям, добиваться смены правительства на следующих выборах. Исходя из социальной природы, можно выделить партии, представляющие интересы: 1) отдельных классов (например, буржуазные, рабочие, крестьянские); 2) отдельных социальных слоев и групп (например, интеллигенции, мелких хозяев); 3) нескольких классов и социальных групп (например, политические партии, возникающие на основе национально-освободительных движений). Критерием, позволяющим классифицировать партии, является характер их доктрин, в основном идеологически направленных. В зависимости от доминирующих в них идейно-политических установок, партии можно разделить на революционные, реформистские, консервативные, реакционные. В политологии распространен также способ классификации партий в соответствии с типом партийной системы, существующей в данной стране. Партийные системы формируются в зависимости от количества партий, входящих во властные структуры или участвующих в политической борьбе. По этому принципу различаются одно-, двух- и многопартийные системы. В однопартийных системах высшая политическая власть осуществляется руководством партии. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность во всех сферах жизнедеятельности общества. Она превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, а государственная администрация лишь осуществляет их на практике. Сама партия строится в виде пирамиды, ее механизм действует по нисходящей и восходящей линиям: сверху вниз идут пропаганда и указания партии, а снизу вверх идет соответствующая информация. Однопартийные системы свойственны, в основном, авторитарным и тоталитарным режимам. Суть двухпартийной системы заключается в том, что в государстве существуют две сильные партии, каждая из которыx способна к завоеванию и осуществлению власти. Если одна из партий получает большинство в парламенте или в правительстве, то вторая становится оппозиционной. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, но влияние и авторитет их в обществе крайне незначительно. Двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов, гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест. С точки зрения избирателя, достоинство двухпартийной системы в том, что она облегчает выбор при голосовании. Вместе с тем, в предвыборной кампании партийные конкуренты основной акцент делают на критике противника, а не на свои конструктивные предложения. Избиратели чаще голосуют не за своего кандидата, а против его соперника. Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно решить проблемы управления. Создается правящая коалиция или правительство, которое не располагает большинством в парламенте и вынуждено его получать путем компромисса с другими партиями. Вопросы многопартийности напрямую связаны с проблемами социального расслоения населения: чем больше социальное расслоение, тем легче создать многопартийную систему. В ряде стран принцип многопартийности обусловлен идеологическими факторами, системой выборов. Практика показывает, что выборы, проводимые в два тура, приводят к многопартийности. Система многопартийности создает определенные трудности для населения при выборе кандидата, кроме того, она предполагает отсутствие стабильного парламентского большинства, способного активно и длительно поддерживать правительство. Наконец, существуют многопартийные системы с доминирующей партией, т. е. одна партия имеет реальные преимущества, ей принадлежит ведущая роль в политическом процессе. Эта роль дает возможность партии формировать, правительство и определять политический курс страны. Иногда положение доминирующей партии в политической жизни государства закрепляется конституционными нормами. Спектр идейно-политических позиций партий в многопартийных системах достаточно широк и простирается от крайне левых до центристских и крайне правых. Согласно общепринятой схеме, левый фланг занимают партии и партийные группировки радикальных установок, требующие коренного преобразования общества, изменения внутренней и внешней политики страны в соответствии со своими революционными идеями. Политические партии, поддерживающие курс, проводимый существующей властью, называют центристскими. К «правым» партиям относят те, которые отстаивают старые, консервативные позиции. В современных условиях, по мнению многих политологов, политические партии переживают некоторое ослабление своих позиций. Сходит на нет роль низовых партийных организаций, снизилась популярность партийной печати люди скептически стали относиться к членству в партиях. И все же пока политические партии достаточно успешно решают задачи мобилизации масс в период выборных кампаний, обеспечивают легитимацию существующих режимов, ведут борьбу за власть.
3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Важное место в политической системе общества принадлежит общественно-политическим организациям и движениям. Они охватывают разнообразные объединения граждан - союзы, фронты, ассоциации, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политики, сотрудничая или находясь в оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Общественные организации являются добровольными формированиями, возникающими в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общности интересов. Они создаются в результате осознанной необходимости выработки организационных способов выражения интересов тех или иных социальных групп. Таковыми обычно считаются молодежные организации, профессиональные союзы, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные общества, творческие союзы, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. Общественные организации и движения отличаются добровольностью членства, формальной связью, самоуправлением, отсутствием единой четкой структуры, характером деятельности. Система предписаний и установлений регламентирует в политико-правовом аспекте возможности влияния на эти организации. Существенной задачей организаций является гармонизация общих целей с целями общностей и социальных групп, которые они представляют, а также приведение в реальное соответствие объема и способов удовлетворения потребностей членов своей группы с возможностями общества, Исходя из роли каждой организации в обществе, ее отношения к государству и другим политическим объединениям, можно определить следующие формы взаимодействия общественных организаций с государством: а) организации, которые координируют свои цели с деятельностью государственного аппарата на уровне партнерства и в рамках, определенных законом. Государство создает им определенные условия деятельности, а они сотрудничают с государством в целях разрешения общих проблем (профсоюзные, молодежные организации); б) организации, находящиеся под существенным воздействием государства, которое определяет условия и рамки их деятельности, координирует их начинания с собственной деятельностью и осуществляет контроль (кооперативные организации, добровольные организации содействия армии, союзы охотников и рыболовов и др.); в) организации, которым государство предоставляет свободу деятельности, соответствующей их предназначению, заботясь при этом, чтобы их деятельность не вступала в противоречие с основными интересами государства (например, религиозные организации). Государство не может допустить создание и деятельность организаций, преследующих антиобщественные цели. Как правило, не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью свержение конституционного строя, насильственное нарушение территориальной целостности страны, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание социальной и национальной розни. Запрещается также создание общественных военизированных объединений и вооруженных формирований. В последнее время в политической жизни активную роль, стали играть так называемые «неформальные» организации и движения, отличающиеся от традиционных общественных формирований своим самодеятельным характером. Неформальные объединения рождаются зачастую без официального признания со стороны государства, благодаря самодеятельной инициативе группы лиц. Бурный рост их сегодня - органическая и естественная часть процесса демократизации общественной жизни, зримое проявление политического плюрализма. Особенно много неформальных объединений в молодежной среде (хиппи, панки, металлисты, рокеры и т. д.). Цель этих самодеятельных движений - участие граждан на основе прямой демократии в решении актуальных социальных вопросов для определенной группы людей. В Российской Федерации в настоящее время идет активный процесс формирования инфраструктуры гражданского общества, которое может обеспечить институционализацию общественных организаций, объединений, клубов, фондов, способных представлять интересы граждан в структурах власти. Вместе с тем, следует отметить, что созданным и создающимся политическим объединениям еще предстоит доказать свою легитимность, получить поддержку избирателей, подтвердить, что они действительно являются реальными политическим партиями и организациями, за которыми стоят социальные силы. В настоящее время, по сути дела практически невозможно определить, кого именно, какие слои населения, социальные труппы представляют некоторые партии. Для них характерна малочисленность, слабость организационной структуры, аморфность социальной базы, отсутствие внятно сформулированных программ и идейно-политических платформ. Мировой опыт и отечественная практика политического развития убеждают в том, что формирование демократического общества - длительный естественно-политический процесс. Он зависит не столько от субъективных вмешательств в политическую жизнь, сколько от естественного созревания всех форм выражения и реализации политических интересов различных социальных слоев общества. Важнейшую роль в реализации демократических принципов призваны сыграть политические партии и общественно-политические движения, которые располагают соответствующими людскими и материальными ресурсами, мотивационными ценностями, объединяющими их членов. Признание законности разнообразных интересов людей обусловило признание законности политических инструментов в лице партий и движений, призванных представлять и отстаивать эти интересы в структурах власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.012 с.) |