Структура и типы политических партий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и типы политических партий



3. Общественные организации и их роль в политиче­ской жизни

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

 

В сфере политики, наряду с таким субъектом, как государство, существует и действует система негосударст­венных политических институтов, центральное место среди которых занимают политические партии.

Политические партии в современном их понимании возникли сравнительно недавно - во второй половине XIX века. В истории партий Макс Вебер выделил три этапа: 1) партии как аристократические группировки, 2) партии как политические клубы и 3) современные массовые партии. Это деление истории политических партий принято в политологии. Два первых этапа можно считать предысторией политических партий, имея к виду, что граница между массовой партией XIX века и ее предшественниками более ранних эпох, не очень отчетлива. Все три стадии прошли две английские партии - либеральная (виги) и консерваторов (тори). История других современных партий короче, и значительное их большинство сформировалось сразу как массовые партии.

Первой массовой партией было основанное в 1861 году Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 году возникла первая массовая рабочая партия Всеобщий немецкий рабочий союз, основанным Ф.Лассалем. В Японии, первой из восточных стран, импортировавшей западные институты, партий не было вплоть до Первой Мировой войны.

Политические партии появляются лишь тогда, когда общество достигает соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко осознают свои интересы. Для этого необходимы кристаллизация и институционализация интересов социальных групп, блоков и объединений других элементов гражданского общества, какой-то минимум демократической политической культуры.

Политическая партия - это активная организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями, идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление. В основе деятельности партий могут лежать различные групповые (классовые) интересы. Тем самым через представителей партии население заявляет о своих общественных требованиях органам государственной власти. Правящие структуры также используют партии для обращения к народу за поддержкой, особенно это характерно в период предвыборной кампании. Деятельность партий является важным механизмом распределения и перераспределения властных ресурсов.

Таким образом, партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в ее осуществлении. От других общественных объединений, действующих на политической арене (групп давления, профессиональных и предпринимательских союзов и т.п.), партии отличаются своим стремлением к завоеванию политической власти или ее осуществлению, уча­стием в выборах, в парламентской деятельности, в прави­тельстве; цели партий носят более глобальный характер, чем специфические цели других общественных организа­ций.

Политические партии играют важнейшую роль в об­щественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической систе­мы. С борьбой между ними связано решение вопроса о по­литической власти - ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, в их реализации.

Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ее кандидатов на выборах в государственные органы, образу­ют ее электорат (от англ. «elector», франц. «electeur» - из­биратель). Те социальные слои или региональные общно­сти, к которым принадлежит основная масса электората, составляют социальную базу партии.

Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. Функции политических партий зависят как от конкретных условий, так и от характера политического режима. В соответствии с классическим под­ходом, партии в представительной системе осуществляют, по меньшей мере, четыре функции: 1)определение цели, 2)фор­мирование общественного мнения, 3) отбор кандидатов и 4)обеспечение условий деятельности депутатов.

Функции политической партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, от­ражают необходимость решения двух групп задач: внут­ренних и внешних. К собственно внутренним задачам от­носится подбор и расстановка членов партии, формирова­ние партийной кассы, регулирование имущественных или других отношений между первичными партийными орга­низациями и центром, между партийной элитой и рядовы­ми членами партии, издание и распространение партийной прессы.

Осуществление же внешних задач предполагает: борь­бу за завоевание и использование политической власти; выработку программ развития общества; обеспечение связи масс с государственными структурами; отбор и рекрутирование политических лидеров и элит в структуры власти; участие в управлении делами общества; согласование собственных интересов, целей и программ с другими участни­ками политического процесса; осуществление политиче­ской социализации граждан.

Основным способом решения этих задач является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в зако­нодательные органы власти и борьба за их избрание, при этом партии максимально пытаются склонить к поддержке своих кандидатов как можно большее число граждан. Пар­тии, которые одержали победу на выборах или сумели про­вести в законодательные органы своих представителей, по­лучают возможность участвовать в формировании правя­щей элиты, правительства, в подборе и расстановке управ­ленческих кадров.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально они действовали только в период избирательных кампаний, не имели постоянно действующих местных организаций. Политические партии с привычными для нас признаками, такими, как оформленное членство в партии, строгая организационная структура, наличие партийных билетов у всех членов пар­тии, издаваемая партией печать, сформированный партий­ный аппарат, четко обозначенная партийная идеология и разработанная партийная программа, значительные финансовые ресурсы, развернутая система подготовки партийных руководителей появились с возникновением массового рабочего движения.

В организационно неоформленных партиях нет перечисленных выше признаков, а для того, чтобы считаться членом той или иной партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известным примером такого типа партий являются республиканская и демократическая партии в США, где в 30-е годы XX века была создана двухпартийная модель формирования органов власти.

Те общественные слои, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социаль­ною базу, а избиратели, регулярно отдающие ей свои голоса на выборах, - ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс. Либерально-демократическое направление поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели), аграрные партии опирались на крестьянство. Партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части зажиточного крестьянства и средних слоев.

В большинстве стран статус и деятельность партий регулируются специальными законами или конституционными нормами. Зачастую эти законы представляют собой довольно объемистые кодексы, детально расписывающие функции партии на общенациональном и местном уровнях. Законом определяются процедуры и правила избрания деле­гатов на партийные съезды или конференции, сроки и по­рядок их проведения, порядок внесения кандидатов партии в избирательные бюллетени, правила расходования кандида­тами партийных денег на агитационные и другие цели.

Деятельность политических партий в Российской Федера­ции регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 г. «О поли­тических партиях». Он содержит целый ряд требований к партии в отношении ее численности, организации, названия и символики и др. Несоответствие партии тем или иным требованиям Закона влечет отказ в ее регистрации на территории РФ, а невыполнение требований в процессе существования партии может привести к прекращению ее деятельности в соответствии с тем же Законом.

Политическая партия должна отвечать следующим требо­ваниям (ст.3, п.2): она должна иметь региональные отделения бо­лее чем в половине субъектов Российской Федерации; в партии должно состоять не менее сорока пяти тысяч членов (с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов); руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на терри­тории Российской Федерации. Не допускается создание полити­ческих партий по признакам профессиональной, расовой, нацио­нальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Таким образом, в Российской Федерации, как и в большин­стве государств, существует государственно-правовое регулиро­вание деятельности политических партий, обеспечивающее им нормальное функционирование в цивилизованных условиях.

 

2. СТРУКТУРА И ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

 

В структурном отношении в партии можно выделить несколько уровней.

На верхней ступеньке находятся партийные лидеры, партийная элита. Это генеральный секретарь или председа­тель партии, члены политбюро, президиума и секретариата, партийные представители в государственном аппарате, члены Центрального комитета, секретари региональ­ных партийных организаций.

Следующий иерархический уровень представлен партийными активистами, идеологами партии, лекторами, пропагандистами, редакционными коллективами партийной печати.

Третья ступенька - это рядовые члены партии. Они представляют основную массу партийного состава.

Наконец, самый размытый и неопределенный уровень это сторонники партии, т. е. люди, активно поддерживающие партию в политической жизни, обеспечивают кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Естественно, такая иерархия во многом носит условный характер и в разных странах имеет свою национальную специ­фику.

Политические партии отличаются друг от друга по нескольким признакам. Важнейшими из них являются орга­низационная структура партии и членство в ней. По этому признаку М. Дюверже выделял партии массовые и кадро­вые.

Массовые партии характеризуются, прежде всего, многочисленностью состава, тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Социальный состав массовых партий ориентирован на рабочих, крестьян, мелких ремесленников. Их организационная структура формируется, как правило, до завоевания партиями определенных рубежей на выборах и проведения своих кандидатов в органы власти. В большинстве своем партии этого типа имели левую ориентацию. Массовые партии отличаются высокой степенью идеологизированности. Идеология используется для актив­ной политической мобилизации.

Кадровые партии действуют преимущественно в пе­риод предвыборных марафонов, а в промежутках их актив­ность заметно снижается. Свои задачи партия решает под­бором кадров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. Этому принципу следуют многие европейские партии консервативной ориентации. Они ста­раются мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь на спою сторону максимально большее число избирателей из различных со­циальных слоев независимо от их идеологической ориента­ции.

Большинство европейских либеральных и консерва­тивных партий являются кадровыми. Подавляющее боль­шинство политических партий, действующих в Российской Федерации, по организационной структуре относятся к массовым.

По отношению к правящему режиму партии подраз­деляются на правящие и оппозиционные. Правящими яв­ляются партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Это может быть одна партия или коалиция партий. К оппозиционным партиям относятся те партии, которые по результатам выборов лишены возможности осуществлять правительственные функции. Их предназна­чение в том, чтобы систематически критиковать деятель­ность правительства, предлагать альтернативные варианты решения возникающих социальных проблем, контролиро­вать действия властей с точки зрения их соответствия кон­ституции, предвыборным обещаниям, добиваться смены правительства на следующих выборах.

Исходя из социальной природы, можно выделить пар­тии, представляющие интересы: 1) отдельных классов (на­пример, буржуазные, рабочие, крестьянские); 2) отдельных социальных слоев и групп (например, интеллигенции, мел­ких хозяев); 3) нескольких классов и социальных групп (например, политические партии, возникающие на основе национально-освободительных движений).

Критерием, позволяющим классифицировать партии, является характер их доктрин, в основном идеологически направленных. В зависимости от доминирующих в них идейно-политических установок, партии можно разделить на революционные, реформистские, консервативные, реакционные.

В политологии распространен также способ класси­фикации партий в соответствии с типом партийной системы, существующей в данной стране. Партийные системы формируются в зависимости от количества партий, входящих во властные структуры или участвующих в политической борьбе. По этому принципу различаются одно-, двух- и многопартийные системы.

В однопартийных системах высшая политическая власть осуществляется руководством партии. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятель­ность во всех сферах жизнедеятельности общества. Она пре­вращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, а государствен­ная администрация лишь осуществляет их на практике. Сама партия строится в виде пирамиды, ее механизм действует по нисходящей и восходящей линиям: сверху вниз идут пропаганда и указания партии, а снизу вверх идет соответствующая информация. Однопартийные системы свойственны, в основном, авторитарным и тоталитарным режимам.

Суть двухпартийной системы заключается в том, что в государстве существуют две сильные партии, каждая из которыx способна к завоеванию и осуществлению власти. Если одна из партий получает большинство в парламенте или в правительстве, то вторая становится оппозиционной. Двухпартийная система не означает отсутствия других пар­тий, но влияние и авторитет их в обществе крайне незначительно. Двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов, гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест. С точки зрения избирателя, достоинство двухпартийной системы в том, что она облегчает выбор при голосовании. Вместе с тем, в предвыборной кампании партийные конкуренты основной акцент делают на критике противника, а не на свои конструктив­ные предложения. Избиратели чаще голосуют не за своего кандидата, а против его соперника.

Многопартийная система означает, что ни одна из вы­ступающих в парламенте партий не в состоянии самостоя­тельно решить проблемы управления. Создается правящая коалиция или правительство, которое не располагает боль­шинством в парламенте и вынуждено его получать путем компромисса с другими партиями. Вопросы многопартийно­сти напрямую связаны с проблемами социального расслое­ния населения: чем больше социальное расслоение, тем лег­че создать многопартийную систему. В ряде стран принцип многопартийности обусловлен идеологическими факторами, системой выборов. Практика показывает, что выборы, про­водимые в два тура, приводят к многопартийности. Система многопартийности создает определенные трудности для населения при выборе кандидата, кроме того, она предпола­гает отсутствие стабильного парламентского большинства, способного активно и длительно поддерживать правительст­во.

Наконец, существуют многопартийные системы с до­минирующей партией, т. е. одна партия имеет реальные пре­имущества, ей принадлежит ведущая роль в политическом процессе. Эта роль дает возможность партии формировать, правительство и определять политический курс страны. Иногда положение доминирующей партии в политической жизни государства закрепляется конституционными норма­ми.

Спектр идейно-политических позиций партий в многопартийных системах достаточно широк и простирает­ся от крайне левых до центристских и крайне правых. Со­гласно общепринятой схеме, левый фланг занимают партии и партийные группировки радикальных установок, тре­бующие коренного преобразования общества, изменения внутренней и внешней политики страны в соответствии со своими революционными идеями. Политические партии, поддерживающие курс, проводимый существующей властью, называют центристскими. К «правым» партиям относят те, которые отстаивают старые, консервативные позиции.

В современных условиях, по мнению многих политологов, политические партии переживают некоторое ослабление своих позиций. Сходит на нет роль низовых партий­ных организаций, снизилась популярность партийной печати люди скептически стали относиться к членству в партиях. И все же пока политические партии достаточно успешно решают задачи мобилизации масс в период выборных кампаний, обеспечивают легитимацию существующих режимов, ведут борьбу за власть.

 

 

3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИ­ЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

Важное место в политической системе общества принадлежит общественно-политическим организациям и движениям. Они охватывают разнообразные объединения граждан - союзы, фронты, ассоциации, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политики, сотрудничая или находясь в оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

Общественные организации являются добровольными формированиями, возникающими в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общ­ности интересов. Они создаются в результате осознанной необходимости выработки организационных способов выражения интересов тех или иных социальных групп. Таковыми обычно считаются молодежные организации, профессиональные союзы, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные общества, творческие союзы, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

Общественные организации и движения отличаются добровольностью членства, формальной связью, само­управлением, отсутствием единой четкой структуры, ха­рактером деятельности. Система предписаний и установле­ний регламентирует в политико-правовом аспекте возмож­ности влияния на эти организации. Существенной задачей организаций является гармонизация общих целей с целями общностей и социальных групп, которые они представляют, а также приведение в реальное соответствие объема и способов удовлетворения потребностей членов своей группы с возможностями общества,

Исходя из роли каждой организации в обществе, ее отношения к государству и другим политическим объединениям, можно определить следующие формы взаимодействия общественных организаций с государством:

а) организации, которые координируют свои цели с деятельностью государственного аппарата на уровне партнерства и в рамках, определенных законом. Государство создает им определенные условия деятельности, а они со­трудничают с государством в целях разрешения общих проблем (профсоюзные, молодежные организации);

б) организации, находящиеся под существенным воздействием государства, которое определяет условия и рамки их деятельности, координирует их начинания с собственной деятельностью и осуществляет контроль (кооперативные организации, добровольные организации содействия армии, союзы охотников и рыболовов и др.);

в) организации, которым государство предоставляет свободу деятельности, соответствующей их предназначению, заботясь при этом, чтобы их деятельность не вступала в противоречие с основными интересами государства (например, религиозные организации).

Государство не может допустить создание и деятельность организаций, преследующих антиобщественные цели. Как правило, не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью свержение конституционного строя, насильственное нарушение территориальной целостности страны, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание социальной и национальной розни. Запрещается также создание общественных военизированных объединений и вооруженных формирований.

В последнее время в политической жизни активную роль, стали играть так называемые «неформальные» организации и движения, отличающиеся от традиционных общественных формирований своим самодеятельным характером. Неформальные объединения рождаются зачастую без официального признания со стороны государства, благодаря самодеятельной инициативе группы лиц. Бур­ный рост их сегодня - органическая и естественная часть процесса демократизации общественной жизни, зримое проявление политического плюрализма. Особенно много неформальных объединений в молодежной среде (хиппи, панки, металлисты, рокеры и т. д.). Цель этих самодеятельных движений - участие граждан на основе прямой демократии в решении актуальных социальных вопросов для определенной группы людей.

В Российской Федерации в настоящее время идет активный процесс формирования инфраструктуры гражданского общества, которое может обеспечить институционализацию общественных организаций, объединений, клубов, фондов, способных представлять интересы граждан в структурах власти.

Вместе с тем, следует отметить, что созданным и создающимся политическим объединениям еще предстоит доказать свою легитимность, получить поддержку избирателей, подтвердить, что они действительно являются реаль­ными политическим партиями и организациями, за которыми стоят социальные силы. В настоящее время, по сути дела практически невозможно определить, кого именно, какие слои населения, социальные труппы представляют не­которые партии. Для них характерна малочисленность, слабость организационной структуры, аморфность соци­альной базы, отсутствие внятно сформулированных про­грамм и идейно-политических платформ.

Мировой опыт и отечественная практика политиче­ского развития убеждают в том, что формирование демократического общества - длительный естественно-политический процесс. Он зависит не столько от субъектив­ных вмешательств в политическую жизнь, сколько от есте­ственного созревания всех форм выражения и реализации политических интересов различных социальных слоев об­щества.

Важнейшую роль в реализации демократических прин­ципов призваны сыграть политические партии и обществен­но-политические движения, которые располагают соответст­вующими людскими и материальными ресурсами, мотивационными ценностями, объединяющими их членов. Признание законности разнообразных интересов людей обусловило при­знание законности политических инструментов в лице партий и движений, призванных представлять и отстаивать эти ин­тересы в структурах власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.047 с.)