Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт экономики, управления и права

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_________

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Е.В. КИРЕЕВ

ПОЛИТОЛОГИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

2-е издание

МОСКВА2011


ББК ____

 

 

Киреев Е.В.

Политология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство МГОУ, 2011. – 212 с.

 

 

Рецензенты:

 

доктор исторических наук, доцент Бруз В.В.

кандидат политических наук Афонин А.И.

 

Курс лекций подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предназначен для обучения студентов всех факультетов и форм обучения Московского государственного областного университета и может быть использован в качестве учебного пособия по дисциплине «Политология».

 

© Киреев Е.В., 2011

 


Лекция № 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Объект, предмет и метод политической науки

Лекция № 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Политическая мысль античности, Средневековья и Нового времени.

Политические теории XIX - начала XX веков

Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика

Лекция № 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Понятие власти. Основные концепции, источники и структурные элементы власти

Политическая власть

Политические режимы

 

 

1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ

Понятие власти является одним из центральных в политологической науке. Оно дает ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и процессов, самой политики. В сфере политики значение власти можно определить формулой. «Нет политики без власти, нет власти без политики». Борьба за завоевание власти и осуществление власти - это основное содержание политики, а потому и основной вопрос, которым занимается политология.

Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, философы - о власти объективных законов общества, социологи - о власти общественной, экономисты - хозяйственной, юристы - государственной, психологи - о власти человека над самим собой, педагоги - о семейной власти и т.д. В политологии наиболее распространенными являются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подхо д к понятию «власть» представлен, в частности, в работах французских политологов М. Марсаля и М. Дюверже, считающих, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. По их мнению, основа власти заключена в природе человека как биологического существа. Аналогичной позиции придерживаются и другие французские политологи, которые находят феномен власти и политики не только у животных, но и у других биологических образований. Биологическая концепция власти не нова. Ее корни уходят к политическим мыслителям древности. В свое время, как известно, еще Аристотель рассматривал власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой.

Своеобразным вариантом биологической концепции власти является социальный дарвинизм -идейное течение в общественной мысли конца XIX - начала XX в., которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни.

Другим, не менее распространенным в современной политологии подходом является антропологический подхо д к понятию «власть», который в определенной степени имеет некоторые общие черты с биологическим подходом. Эти общие черты состоят в следующем. Если сторонники биологического подхода распространяют понятие власти на все живые (в том числе животные) образования, то сторонники антропологического подхода распространяют понятие политической власти на все социальные, в том числе и доклассовые, образования. Следуя за М. Вебером, социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. На этом основании они считают правомерным говорить о существовании политической власти во всяком обществе. Они утверждают, что носителями политической власти в них являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т. д. К носителям политической власти они относят и семью.

Интерес со стороны социальных антропологов к изучению властных отношений в различных родоплеменных образованиях не является случайным. Он обусловлен тем, что такого рода образования занимают весьма значительное место в экономической и социальной структуре стран «третьего мира». Влияние традиционных укладов, структур власти, обычаев на политическую жизнь этих стран, бесспорно, велико. Однако это нисколько не оправдывает применения категорий политической власти к изу­чению властных отношений в родоплеменных образованиях. А именно эта идея является центральной в работах политологов социально-антропологического направления.

Большой популярностью в современной политологии пользуется психологический подход к понятию власти. Сторонники этого подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом. Такого рода субъективное восприятие основывается либо на особых качествах непосредственного носителя власти (вождя, лидера, руководителя), либо вытекает из особенностей психологической природы самого человека, которая у одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения, всяким атрибутам внешнего воздействия на личность.

Сказанное объясняется тем, что власть - это явление и общественное, и психологическое. В качестве общественного явления она подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений. Как явление психологическое она существует в сфере восприятий и переживаний личности и зависит от сложных, формируемых не только под воздействием общества, его экономики и культуры, но и под воздействием всего уклада жизни черт личности людей, над которыми власть осуществляется. Диалектика взаимоотношения социальной и психологической природы власти представляет собой весьма важный аспект психологического анализа политических отношений.

Важную роль в современной политологии играет также социологический подход к понятию «власть», суть которого состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В рамках данного подхода выделяются следующие определения власти:

бихевиористское, в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;

телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов;

инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;

структуралистическое, характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

функционалистское, рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций;

конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.

Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит.

Следует подчеркнуть, что сторонники рассматриваемого подхода к понятию «власть» правильно подметили тот факт, что в формировании политики современного общества значительную роль играют различные группировки и представители господствующего класса, формально стоящие в стороне от осуществления этой политики, но располагающие огромной властью (экономической прежде всего) и влиянием в общественно-политической жизни. Не могут они отрицать и того факта, что в современном обществе политическим влиянием обладают также и социальные группы, лишенные экономической и политической власти. Однако существенный порок указанной концепции состоит в том, что ее авторы, говоря о политическом влиянии различного рода социальных групп (и, прежде всего, трудящихся классов), очень часто преувеличивают эту роль в угоду тем или иным политическим силам.

Что касается философского подхода к понятию «власть», то он впитывает в себя все ценное и лучшее, что есть в других подходах. С его позиций власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение. Философский подход включает в себя следующие моменты.

Во-первых, власть - это категория общественная, это волевое отношение между людьми.

Во-вторых, истоки общественной власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений.

В-третьих, политическая власть является особой разновидностью общественной власти, одним из ее наиболее важных элементов.

В-четвертых, сущность политической власти образует господствующая воля того или иного класса или социальной группы.

И, наконец, в-пятых, ядром политической власти является власть государственная, определенным образом организованная и надлежащим образом закрепленная в правовых и иных социальных нормах.

Наличие множества подходов, выделяющих разные аспекты власти, объясняется сложностью самого явления властвования, его присутствием в любом элементе человеческих отношений. Ведь это одно из проявлений управления, самоорганизации социальных систем, координации, распределения ролевых функций, влияния между людьми. Но для политологии важным является выделение смысловых границ именно политической власти, т. е. власти, осуществляемой специфически политическими способами и механизмами и преследующей именно политические цели. Атрибутами такой власти служат государство, профессионализм, временная и пространственная локализация властных отношений, их формализация и иерархический характер.

В приведенных определениях раскрыта сущность власти, показана её многогранность, сформулированы важнейшие ее признаки, показаны основные структурные элементы. Бесспорно, эти определения могут уточняться, что подтверждает отечественная и зарубежная практика. Тем не менее, исходя из них, можно выявить источники и важнейшие структурные элементы власти.

Изначальным источником власти является объективная неоднородность положения людей в любом социальном образовании, дифференцированность их ролевых функций. И это важно подчеркнуть, ибо при равном положении, при тотальном равенстве власти нет; она возникает только из субъективных различий людей. При этом власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающих право одним влиять на других.

С незапамятных времен власть всегда была связана с проявлением силы как в физическом, так и в социальном смысле. Поэтому нередко именно сила (принуждение) рассматривается как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и т.д.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти. Есть и другие, более глубокие источники власти. Одним из них является богатство, владение материальными ценностями в виде денег, собственности - или средств производства. Субъекты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, финансированием определенных политических партий, движений, избирательных кампаний; влиянием на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, государственных учреждениях, общественных организациях и т.д.

К важнейшим источникам власти относятся знании и информация. Обладание знаниями и контроль над информацией дают реальную власть в экономической и политической жизни общества. Как считает известный американский социолог О.Тоффлер, в конце XX - начале XXI в. именно знания и информация становятся важнейшими источниками власти. «В современном мире, - подчеркивает он, - знания в силу своих преимуществ бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти».

Наконец, специфическим источником власти является сам человек. Люди - это универсальный, многофункциональный источник власти, который создает все другие ее источники. Человек - создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации. В то же время он не только источник, но и субъект и объект власти.

Власть - субъектно-объектное отношение, поэтому основными ее структурными элементами являются субъект и объект. Властвующий субъект воплощает в себе активное, направляющее начало, им может быть как отдельный человек, так и общность людей.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств: желанием властвовать, волей к власти, готовностью брать на себя ответственность; знанием дела, за которое берется; умением руководить подчиненными, авторитетом. Конечно, в реальной жизни властьимущие в разной степени наделены этими качествами, но все же знания, умения, профессионализм - неотъемлемый атрибут власти. Это главнейший гарант обязательной выполнимости объектом требований субъекта власти.

Немаловажную роль в системе властных отношений играет и объект власти. Это обусловливается тем, что власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и поданного, т.е. субъекта и объекта. Она не возможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствует подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти.

Структура власти не сводится только к взаимодействию субъекта и объекта. Она опосредуется и целым комплексом различного рода средств, которые в современной политологической литературе называются ресурсами, или основаниями, власти.

Ресурсы власти - это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями. В системе властных отношений ресурсы используются для поощрения, убеждения, принуждения и наказания объекта власти. Они многообразны и обычно подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага с помощью которых, субъект власти, особенно государство, может «покупать» не только отдельных по­литиков, но и целые социальные слои населения. Эти средства используются как для поощрения, так и для наказания. Например, предоставление определенных социальных льгот различным категориям людей (увеличение заработной платы, снижение налогов и т.д.) или, наоборот, лишение этих льгот (уменьшение заработной платы недобросовестным работникам, различного рода штрафные санкции и т.п.).

Принудительными ресурсами обычно выступают меры силового и административного воздействия или угроза санкций за невыполнение распоряжений власти. Дело в том, что власть как таковая немыслима без применения принудительных средств. Ресурс принуждения силен тем, что субъект власти с его помощью имеет возможность непосредственно подчинить себе волю объекта и распоряжаться им. При этом принуждение может выступать в различных формах (подавление, насилие в тоталитарных государствах; убеждение, руководство, формирование общественного мнения - в демократических).

Нормативные ресурсы - это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Их предназначение состоит в том, чтобы убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий - с влиянием непосредственно на сознание человека.

Все перечисленные ресурсы власти применяются ее субъектами, как правило, комплексно, особенно крупными политическими субъектами, такими как государство.

Власть как социальный феномен, охватывая своим влиянием все сферы общественной жизни, имеет множество разновидностей. Их классификация строится на различных подходах и по разным основаниям.

Власть классифицируют: по формационному и классовому признакам (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, власть в классовом и бесклассовом обществе); по отношению к социальному прогрессу (прогрессивная и реакционная, динамичная и застойная, рациональная и иррациональная и т.д.); по функциям органов власти (законодательная, исполнительная, судебная); по степени институционализации (правительственная, федеральная, региональная, городская, сельская, муниципальная и пр.), по количественному признаку (единоличная, олигархическая, полиархическая), по правовому признаку (законная и незаконная, легальная н нелегальная); но сферам общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовно-информационная).

Все они имеют свои особенности и находятся в сложном взаимодействии. Политическая власть имеет над остальными первенство и подчиняет их своим целям.

 

 

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

Политическая власть представляет собой способность и возможность определенного класса, социальной группы или индивида проводить в общественной деятельности свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» фиксирует совокупность механизмов, средств и способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения. Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

- легальностью использования силы в пределах государства;

- публичностью, то есть всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от других видов власти, обращается от имени всего общества на основе права ко всем гражданам;

- моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений;

- верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние субъектов других видов власти или вовсе ликвидировать их;

- многообразием ресурсов, находящихся в ее распоряжении.

Политическая власть всегда очень тесно связана с властью государственной. Но понятие политической власти шире понятия власти государственной, ибо политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках других составных частей политической системы общества: политических партий, движений, профсоюзов, общественных и международных организаций. Государственная власть является ядром политической власти.

Государственная власть - это форма политической власти, характеризующаяся способностью государства влиять на характер, направления деятельности и поведение людей, социальных групп, классов посредством экономических, социальных, политических, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения нормального функционирования общества.

Наряду с общими чертами, характеризующими политическую власть, к специфическим признакам государственной власти относятся:

1) суверенность, то есть верховная власть на определенной территории;

2) обладание монопольным правом на легальное использование насилия;

3) наличие специального аппарата (механизма) управления;

4) право на взимание налогов и различного рода сборов;

5) исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

Политическая власть призвана обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы; утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву.

Политическая власть выполняет ряд функций, основными из которых являются следующие: формирование политической системы общества; организация политической жизни, политических отношений между политическими институтами, партиями, общественными группами, классами, ассоциациями, гражданами и т.д.; управление делами общества и государства на разных уровнях и т.д.

Для того, чтобы политическая власть была способной выполнять возлагаемые на нее функции и обеспечивать стабильность в обществе, необходимо выполнение следующих условий:

соблюдение принципа разделения властей, то есть разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать другие;

институциализация власти в форме политического господства. В отличие от обыденного негативного понимания господства, связывающего его с такими атрибутами, как угнетение, подавление, научная трактовка господства исходит из его понимания как структурирования, организационного оформления и закрепления в обществе политического порядка властвования и подчинения. Причем такой порядок может соответствовать не только интересам властвующих, но и всего общества;

легитимность политической власти, предполагающая признание в обществе обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. Власть в обществе по-разному оценивается людьми -- от безусловного признания до категорического ее игнорирования большинством населения. Положительная оценка власти населением, добровольное принятие ее - признак легитимности власти.

В политической истории сформировались и в науке описаны различные типы легитимности власти:

легальный тип легитимности: власть узаконена установленными нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности - общее понимание норм, установленных законом;

идеологическая легитимность: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности - идеологические ценности;

традиционная легитимность: власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, укорененным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс. Источник легитимности - традиционное сознание;

харизматическая (персональная) легитимность: признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Источник легитимации - личный авторитет правителя;

легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности. Практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система.

В политической практике, как правило, описанные типы легитимности власти переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного типа легитимности во многом связано с характером существующего в обществе политического режима.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Политический режим (от лат. regimen - управление) обозначает совокупность приемов и методов осуществления политической власти в обществе. Характер и свойства политического режима зависят от реального функционирования всех органов политической власти, от степени гласности в работе органов власти, от возможности воздействия на них со стороны общественного мнения, способов подбора, выдвижения лидеров, формирования элит и др.

В современной политической науке выделяют три типа политических режимов - тоталитарный, авторитарный и демократический.

Демократический политический режим (от греч.demos - народ и kratein - властвование) это способ осуществления политической власти, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных дел, и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Демократическому режиму присущи следующие черты: признание народа в качестве источника власти; выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; провозглашение и реализация основных демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом; легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности; государственное устройство по принципу «разделения властей» (на законодательную, исполнительную, судебную «ветви»); создание необходимых условий для развития «среднего класса», выступающего социальной основой демократического режима.

Демократическому режиму присущ ряд ценностей и принципов.

Свобода – базовая ценность современного демократизма. Свобода не предписывает человеку никакого конкретного поведения, она не навязывает никакого заведомо определенного содержания деятельности, а открывает для личности широкие возможности выбора наполненных различным содержанием форм поведения и деятельности.

Другой базовой ценностью современного демократизма является равенство людей. Концептуальной основой главных ценностей в современных демократиях является формула: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Важнейшими ценностями демократического режима являются правовой закон и гражданское общество, которые стоят на страже прав и свобод человека. Правовой закон оформляет государственный строй в качестве демократии, а гражданское общество обеспечивает демократическому строю необходимые связи с обществом. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований у демократии.

Принципом демократического режима является признание правомочности действия по правилу «разрешено все то, что не запрещено законом».

Другим важнейшим принципом демократического политического режима является конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений.

Среди принципов демократического режима важное место занимает политический и идеологический плюрализм, который реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему. Он способствует тому, что правящая партия или коалиция постоянно находится в поле конструктивной критики сторонниками альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные полномочия «мягко» перейдут к готовым для их исполнения оппозиционным силам.

Для стабильного функционирования демократического режима требуется соблюдение ряда условий.

Основными из них являются:

- наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государства;

- отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;

- возможность своевременного и полного политического информирования граждан;

- простота смены чиновников и отзыва депутатов;

- гарантии равноправия граждан, права на критику властей и др.

Проблемы демократизации политических режимов лежат в области реализации основных принципов демократии. Так, в современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой хотя бы для оплаты объявления в прессе.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма, плюрализма, активистской политической культурой. Основным их преимуществом перед тоталитарными и авторитарными режимами и мерилом действенности является способность обеспечивать политическую стабильность общества, его прогресс и процветание.

Тоталитаризм ( от латинского «totalitas» – полнота, цельность) это политический режим, характеризующийся абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни.

Тоталитаризм характеризуется следующими чертами: сосредоточение абсолютной власти в центре; монопольный контроль со стороны государства за экономической, социальной и духовной жизнью общества, исчезновение грани между этими сферами; детальная регламентация жизни групп и граждан, потеря ими свободы мысли и действий; произвол власти, основанный на праве власти; право понимается как свод законов, установленных властью; идеологизация всей общественной жизни; система всеобщего контроля над поведением людей; приоритет общества над личностью; почти полный демонтаж и ликвидация гражданского общества и др. Все указанные черты интегрированно выражаются в принципе тоталитаризма: «запрещено все, кроме того, что приказано властью».

Историческими формами тоталитаризма являются: большевизм советского типа, итальянский фашизм, германский национал-социализм. Абсолютной власти государства над личностью большевизм советского типа добился на классовой основе; итальянский фашизм обеспечил власть государства над личностью на основе симбиоза фашистской идеологии, этнической и культурной идентичности; германский национал-социализм для полного подчинения личности государству использовал вместо классовой ненависти ненависть национальную, расовую.

Авторитаризм – это политический режим, при котором сформировалась диктатура одного лица или группы лиц во главе со своим лидером при минимальном участии народа.

К основным чертам авторитаризма относятся следующие: носитель власти - одно лицо или группа лиц во главе со своим лидером (монарх, тиран, хунта и т.д.); неограниченность власти и неподконтрольность ее гражданам; приверженность к силовым методам решения проблем; недопущение политической оппозиции; ограниченное вмешательство государства в экономическую, социальную и духовную сферы; пополнение политической элиты назначением сверху и др. Основной принцип авторитаризма: «разрешено то, что не имеет отношения к политике».

В отличие от тоталитарного режима, авторитарный режим более «мягок», он допускает наличие элементов гражданского общества и сфер, неподконтрольных государству. Все же авторитаризм по характеру близок к тоталитаризму. Их сходство проявляется в том, что здесь игнорируются и произвольно нарушаются права и свободы личности, подвергаются преследованию независимые общественные объединения, выборы носят фиктивный, показной характер, народ отлучен от власти, личность лишена гарантий безопасности. Исполнительная власть склонна к использованию возможности непосредственного применения насилия против всех неугодных.

Крайним выражением авторитарного режима принято считать военную диктатуру, которая осуществляет милитаризацию экономики и иных сфер жизни, культивирует фанатизм, страх и раболепие по отношению к власти, делает ставку на прямое насилие.

Авторитарный режим обычно возникает в странах, подверженных длительным кризисам или находящихся в переходном состоянии. В качестве примеров авторитарных режимов политологи приводят бывшие режимы А. Пиночета в Чили, С. Хусейна в Ираке, С. Милошевича в Югославии и др.

С изменением политической реальности меняются и режимы, происходит их трансформация и модификация. Среди важнейших факторов эволюции политических режимов выделяется всеобщая демократизация политической жизни, обусловливающая тенденцию их изменений.


ОРГАНИЗАЦИИ

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой политической мысли. В 5-ти то­мах. - М., 1997.

2. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. - М.: Эксмо, Мидгард, 2008.

3. Артхашастра, или наука политики. Литературные памятники. - М., 1993.

4. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М., 1996.

5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. -М.. 1993.

6. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: ана­лиз и менеджмент. -М.: Дело, 2005.

7. Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозиро­вание: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006.

8. Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика. - М.: ACT, ACT Москва, Восток-Запад, 2008.

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1991

10. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 1998.

11. Блаженный Августин. О граде Божием. – М., 1994.

12. Большакова О. В. Власть и политика в России XIX -начала XX века. -М.: Наука, 2008.

13. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избр. произв. - М., 1990.

14. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.

15. Вся политика. Хрестоматия. / Под ред. Нечаева В.Д., Филиппова А.В. -М.: Европа, 2006.

16. Возженников А.В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. - М.: РА ГС, 2008.

17. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Университетская книга; Логос, 2008.

18. Герасимов А.В., Трипольский В.Б. Политология: Учебно-методический комплекс. – М.: РУДН, 2009.

19. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства царского и гражданского // Антология мировой философии: В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль, 1970.

20. Дюверже М. Политические партии. - М., 2000.

21. Ермалавичюс Ю. Современные особенности фашизма // Диалог. 2002. №7. С.61-68.

22. Желтов В.В. Политология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004,

23. Жиро Т. Политология / Пер. с польского. – М.: Изд-во Гуманитарный центр. 2006.

24. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

25. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под общ. ред. Нерсесянца B.C. – M.: Норма, 2007.

26. Капустин Б. Что такое консерватизм?// Свободная мысль. 2004. № 2. С.44-53.

27. Капустин Б. Что такое либерализм? // Свободная мысль -XXI. 2004. №8. С.33-55.

28. Карамян С. Исламский фундаментализм: теория и практ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.017 с.)