Внешняя политика государства и ее взаимосвязь с внутренней политикой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика государства и ее взаимосвязь с внутренней политикой



1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИХ РАЗНОВИДНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Проблемы отношений между государствами всегда являлись предметом пристального внимания политических мыслителей, поскольку анализ политики не может быть достаточно полным, если ведется без учета внешнеполитических явлений.

Что следует понимать под международными отношениями? Данное понятие предполагает всю гамму взаимоотношений на мировом уровне, носящих политический, экономический, социальный и другой характер. Под международными отношениями обычно понимают совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Субъектами международных отношений являются суверенные и несуверенные участники. К суверенным относятся государства. К несуверенным − международные организации, международные движения, международные группы давления, международные экономические, политические, научные институты и т. д.

Статус суверенности или несуверенности определяет возможности субъектов международной жизни. Он создает правовые рамки, определяет характер и направления действий участников международных отношений.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся по принципу полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, в соответствии с которым основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно подразделяются на межгосударственные, или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть полностью неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т.д.;

организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР)и т.д.;

организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т.д.;

политико-экономические организации, например, Организация Африканского Единства (ОАЕ);

военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

экологические организации: Гринпис и многие другие организации такие, например, как Международный Красный Крест (МКК) - организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий и т.д.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого, многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 192 государства, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций. По сути, ООН координирует всю мировую политику.

Основными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и ряд других советов и ин­ститутов. Генеральная Ассамблея состоит из государств-членов ООН, каждое из которых обладает одним голосом. Решения этого органа не обладают принудительной силой, однако они имеют значительный моральный авторитет. Со­вет Безопасности состоит из 15 членов, пять из которых - Великобритания, Китай, Россия, США, Франция - являются постоянными, другие 10 избираются Генеральной Ассамбле­ей сроком на два года. Решения СБ принимаются большин­ством голосов, при этом каждый из постоянных членов обла­дает правом вето. В случае угрозы миру СБ имеет полномо­чия направлять в соответствующий регион миссию по под­держанию мира или применять санкции по отношению к аг­рессору, давать разрешение на военные операции, направ­ленные па прекращение насилия.

С 70-х годов прошлого века все более активную роль в качестве инструмента регуляции международных отноше­ний играет так называемая «семерка», неформальная органи­зация ведущих стран мира Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии. Эти страны коор­динируют свои позиции и действия но международным про­блемам на ежегодных совещаниях. В 1991 года на совещание «семерки» в качестве гостя был приглашен президент СССР М.С. Горбачев, затем Россия стала регулярно участвовать в работе этой организации. С 2002 Россия стала полноправным участником работы этой группы и «семерка» стала называть­ся «группой восьми». Роль и значение «группы восьми» в мировой политике очень велики.

Что следует понимать под мировой политикой? Внешняя политика различных государств, взятая в совокупности и взаимосвязи как целое, а также с точки зрения тенденций и перспектив ее развития, называется мировой политикой. С одной стороны, мировая политика – это сумма внешнеполитических усилий государств и международных организаций, с другой – сфера необходимого взаимодействия стран для решения общих региональных или глобальных проблем.

Интерес к процессам, происходящим на мировой арене, в последние годы резко возрос. Это объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, в мире продолжает осуществляться реорганизация всей системы международных отношений, вызванная геополитическими изменениями, произошедшими вследствие поражения системы социализма, распадом СССР, Югославии, Чехословакии, ликвидацией Варшавского блока и объединением Германии.

Во-вторых, мировое сообщество стоит перед дилеммой – либо идти вперед к демократическому, многополярному миропорядку, либо откатиться назад к конфронтации, противостоянию государств, - от решения которой во многом зависит будущее человечества.

В-третьих, изменения на международной арене принципиально влияют на характер угроз безопасности нашему государству: на смену старым угрозам пришли новые, что особенно важно знать и учитывать политикам в своей практической деятельности.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

Однако роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую-либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. В ведении государства находятся ключевые вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности. Политологи подчеркивают, что государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене. Ныне реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность общества, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

В последнее время одним из важнейших критериев положения государства выступает его геополитическое положение. Область политической науки, исследующая международные отношения в контексте географического расположения стран, называется геополитикой. Геополитика отражает объективно существующую взаимосвязь между географическими факторами и внешней политикой государства. Она представляет собой учение о природных причинах и географически детерминированных тенденциях политического развития государств. Согласно геополитическим представлениям, географические факторы являются наиболее стабильными и потому служат объективной основой преемственности политики государства. С геополитической точки зрения, Россия продолжает оставаться великой страной благодаря её местоположению, пространственной протяженности, наличию выходов к морям и океанам, количеству и качеству природных ресурсов и т. п.

Основные виды международных отношений рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (экономические, политические, культурные отношения), либо на основе взаимодействия участников, (межгосударственные; межпартийные; между транснациональными корпорациями; между различными международными организациями). При рассмотрении международных отношений по сферам общественной жизни первое по значимости место принадлежит международным политическим отношениям. Любая проблема международных отношений, ставшая предметом государственной политики, приобретает политический характер и находит выражение в межгосударственных политических отношениях.

Отделить собственно политические отношения государств от экономических, научно-технических, культурных очень трудно, а порою невозможно. Любые отношения между государствами, любой их аспект имеют политическую окраску уже потому, что это межгосударственные отношения.

В зависимости от степени развития и интенсивности тех или иных международных отношений выделяют их различные уровни: высокий; средний; низкий.

Более плодотворным представляется разграничение уровней международных отношений на основе геополитического критерия: глобальный; региональный; субрегиональный. Если рассматривать международные отношения с точки зрения их напряженности, то можно говорить о различных состояниях международных отношений: стабильности - нестабильности; доверия - вражды; сотрудничества - конфликта; мира - войны.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений - рассредоточение власти. Идет процесс становления многополюсного мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства - так называемые «Азиатские тигры». Есть основания считать, что в обозримом будущем в мировой политике еще громче заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Китая. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений является их глобализация, заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национальных государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир, взаимодействия в нем принимают системный характер.

В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме роста международного сотрудничества, влияния международных институтов - политических, экономических, гуманитарных, - а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений является нарастание глобальных проблем,а соответственно, стремление государств мира к совместному их решению.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, азатем и понять надвигающуюся угрозу, - появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия на современном этапе его развития не позволяет никакому государству надежно обеспечить свою оборону военными средствами. Отсюда следует, что безопасность может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится борьба с международный терроризмом, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

Не теряет своей актуальности проблема сохранения окружающей среды. Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Тактически рациональная, но стратегически непродуманная хозяйственная деятельность людей опасна своими последствиями, не знающими государственных границ и не признающими никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединить усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими - с проблемами роста общественного производства и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию. Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем. Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьбу с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость, не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на две неравнозначные части. Первая, незначительная часть представлена 15 % населения земного шара (государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия), - так называемый «золотой миллиард». В этих странах уровень жизни рядового гражданина весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет.

Другая часть мира представлена государствами Африки, Азии, Латинской Америки, республиками бывшего СССР. В них более 2,5 млрд. человек живут менее чем на 2 доллара в день, т. е. в условиях абсолютной нищеты, а из 1 млрд. голодающих около 100 млн. ежегодно умирают от истощения.

Пятой тенденцией является демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Расширяется состав участников политического процесса. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием самых разнообразных институтов как правительственных, так и неправительственных.

 

 

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКОЙ

 

При изучении международных отношений не следует забывать того, что они складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Она представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Таким образом, внешняя политика государства – это деятельность того или иного государства, регулирующая его отношения с другими акторами на международной арене с целью реализации национальных интересов и участия в решении общемировых проблем.

Национальные интересы в сфере международных отношений состоят в том, чтобы обеспечить благоприятные внешнеполитические условия для решения внутренних задач безопасности и развития страны. С этой целью государство осуществляет комплекс мероприятий:

а) отражает угрозы своей целостности, безопасности и своим национальным интересам;

б) согласовывает интересы с более сильными партнерами или соперниками;

в) пополняет ресурсы, увеличивающие его силу, авторитет и влияние на международной арене.

Внешняя политика и внутренняя политика органически взаимосвязаны. Если содержанием внутренней политики является деятельность политических субъектов внутри государства, тосодержанием внешней политики выступают отношения между государствами. Их сложное взаимодействие образует конкретную «ткань» политической ситуации в мире и различных его регионах. Хотя, в конечном счете, и внутренняя, и внешняя политика решают задачу обеспечения и упрочения существующего в данной стране общественного строя, в процессе реализации этой задачи каждое из политических направлений получает определенную специфику. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на значительный «диапазон» политической деятельности в данном обществе, то на международной арене такого безраздельного политического влияния не имеет ни одно государство.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, информационно-пропагандистскими и военными.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия-это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей.Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, не богатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, основанная на передовых технологиях. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.

Военные средства могут использоваться как для прямого воздействия, так и косвенного. К военным средствам прямого воздействия относятся войны, интервенции, блокады. К косвенным военным средствам относятся гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы, разведка, шпионаж и др.

В современном мире военные средства продолжают использоваться для решения внешнеполитических и внутриполитических проблем. В связи с чем забота об усилении военной мощи российского государства находится в центре внимания руководства нашей страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.033 с.)